Четверг, 2024-09-19, 10:57 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 26 » Скачать Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия. Яксина, Ирина Александровна бесплатно
3:05 AM
Скачать Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия. Яксина, Ирина Александровна бесплатно

Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия

Диссертация

Автор: Яксина, Ирина Александровна

Название: Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия

Справка: Яксина, Ирина Александровна. Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Москва, 2002 147 c. : 61 03-19/124-2

Объем: 147 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

Глава 1 Содержание и социально-психологические особенности межличностного взаимодействия
1,1 Теоретические и методологические основы исследования
12 Проблема межличностного взаимодействия в зарубежной психологической литературе
13Проблема межличностного взаимодействия в отечественной психологической литературе
Глава 2 Особенности восприятия и отношения ко времени в аспекте межличностного взаимодействия
21Восприятие времени и его изучение в психологической лиггературе
22, Особенности отношения личности ко времени
23 Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия
Глава 3 Экспериментальное исследование влияния временной компетентности на продуктивность межличностного взаимодействия
31 Постановка проблемы
32 Предмет, объект, методы исследования
33 Результаты исследования и их интерпретация
331Особенности восприятия времени и их влияние на продуктивность межличностного взаимодействия
332 Индивидуально-психологические особенности личности и их влияние на протекание процесса межличностного взаимодействия
333 Зависимость продуктивности процесса межI личностного взаимодействия от половозрастных, профессиональных особенностей Выводы и заключение

Введение:

Одним из важных, но крайне мало используемых резервов психической организации личности, ее жизнедеятельности в социуме является время.Обращенность научного познания времени в русло межличностных взаимодействий обусловлена логикой развития, и жизнедеятельности личности во времени - хронотопическим единством познания, деятельности и общения (Б.Г.Ананьев). Деятельность человека, осуществляемая в социуме, опосредована межличностными отношениями, которые имеют временные характеристики последовательности, периодичности, ритмичности, прерывности, т.е. «протекают» во времени.Особую значимость время, временная компетентность приобретает в системе межличностных взаимодействий, играя важную роль в установлении прочных и длительных, продуктивных социальных контактов личности, межличностных взаимодействий.В ряде исследований на протяжении длительного времени межличностное общение рассматривалось как деятельность, и как самостоятельное явление (А,А.Бодалев, Б.Ф.Ломов, Г.М.Андреева, А.А.Леонтьев). Изучались процессы построения доверительных отношений (Л.А.Петровская, А.Г.Ковалев, Н.Н.Обозов, Л.Я. Гозман), исследовались причины, вызывающие возникновение трудностей в общении и взаимодействии (Л.И.Божович, А.И.Донцов, Н.А.Лабунская).Однако изучение влияния времени на межличностные взаимодействия, остается малоисследованным в современной психологии.В нашем исследовании мы стремились раскрыть системообразующую и главенствующую роль времени в контексте межличностных отношений, в ходе диалога-общения.Умение ставить реальные временные цели, оптимально строить взаимодействие во времени, изменять временные рамки общения, знание допустимых лимитов взаимодействия, точность оценки временных границ пространства межличностных отношений, т.е. временная компетентность личности (А.К.Болотова) составляет необходимый компонент компетентности в общении (Л.А.Петровская), может способствовать развитию коммуникативной компетентности, облегчая создание атмосферы понимания и принятия в ситуации «здесь и теперь» (К.Роджерс) диалога-общения, оптимизировать развитие созидательной активности личности в настоящем и будущем.Методологической основой нашей работы явилась реализация важнейших принципов психологического исследования - принципа личностного подхода (С.Л.Рубинштейн), согласно которому все внешние причины (внешние воздействия) действуют всегда опосредованно, через внутренние условия; принципа диалектического единства личностного и общественного, индивидуального и социального (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Г.М. Андреева, Г.А.Ковалев, Л.А.Петровская); организации и построения стратегии жизни личности (К.А.Абульханова-Славская), принципа хронотопической детерминации развития личности в онтогенезе (В.И.Ковалев, А.К.Болотова).Теоретической основой исследования послужили теория личности как субъекта самопознания и саморазвития (К.А,Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.Рубинштейн, К.К.Платонов), теоретические представления о продуктивности диалога-общения (А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Л.А.Петровская), концепции компетентности в общении и развитии диалогических умений (Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, Г.М.Андреева, А.У.Хараш), концепция временной компетентности личности (А.К.Болотова).В ряде социально-психологических исследований (Л.А.Петровской, А.С.Братченко, А.У.Хараш), продуктивное (диалогичное) общение рассматривается как взаимодействие, характеризующееся взаимодоверием, взаимопониманием, взаимосимпатией, равноправием партнеров.В контексте нашего исследования диалог мы рассматриваем как одну из компонент пространственно-временной организации межличностного взаимодействия, поскольку психическое формируется в процессе отражения и интериоризации различных пространственно-временных императивов, составляющих содержательную специфику реальностей объективного мира.Таким образом, психическое воздействие является функцией психологического пространства и времени. Продуктивность данного процесса обеспечивается взаимной пространственно-временной упорядоченностью структур, взаимодействующих между собой систем (Г.А. Ковалев, 1991), в том числе и субъектов диалогического общения.В ряде исследований в качестве операциональной единицы научного анализа категорий психологического воздействия выделяются временные параметры (Б.И.Цуканов, А.К. Болотова, А.В.Шленская) межличностного взаимодействия, описаны индивидуальные показатели субъективного отражения времени «единица времени», т-тип личности (Б.И. Цуканов), которые удовлетворяет критериям «действительного настоящего», в пределах которого субъективно переживаемое время возникает в форме ближайшего будущего, а исчезает в форме мгновенно прошедшего, приобретая черты реально переживаемой длительности в структуре «действительного настоящего». Выделение собственной единицы времени, гомеряющей ход переживаемого человеком времени, позволяет изучать проблему субъективного (психологического) времени в рамках принципа объективности.Вместе с тем, гфоблема изучения временной компетентности в структуре межличностных взаимодействий, ее влияние на продуктивность диалогаобщения не были предметом исследования. в соответствии с этим, цель нашего исследования - изучение временной компетентности в структуре межличностных взаимодействий. Предмет нашего исследования -психологические особенности временной компетентности личности и ее влияние на продуктивность межличностного взаимодействия. Объект исследования - индивидуальные особенности восприятия времени и коммунпикативные свойства личности. Всего в исследовании приняло участие 286 человек—представителей различных профессиональных групп: студенты, инженеры, врачи; историки, лингвисты, музыканты, менеджеры, учителя.Гипотеза исследования: 1. Адекватность восприятия времени и временных отношений оказывает влияние на развитие временной компетентности.2. Одна из составляющих временной компетентности - временной тип (ттип) личности.3. Временная компетентность играет структурообразующую роль в развитии межличностного взаимодействия наряду с такими составляюшд«ми как диалогичность, паритетность позиций в общении, доверие, принятие и др.Для реализащш поставленной перед нами цели и проверки сформулированных гипотез необходимо решить ряд задач исследования: 1. Обобщить зарубежный и отечественный опыт изучения проблемы влияния времени на продуктивность межличностного взаимодействия, выработать собственный подход к изучению временной компетентности.2. Подобрать и апробировать методический инструментарий для изучения временной компетентности.3. Изучить основные содержательные компоненты временной компетентности.4. Исследовать влияние формально-динамических характеристик на продуктивность межличностного взаимодействия.Методы исследования: В процессе работы изучались особенности восприятия и отношения личности ко времени: с помощью хронометрических проб определялся т-тип (методика Д.Г.Элькина, Б.И. Цуканова); для изучения особенностей временного бюджета применялась методика Я. Рубинштейн, ориентация личности во времени исследовалась с помощью метода Р.Раббина и методики незаконченных предложений Ж.Нюттена, Н.Н. Толстых; использовался опросник формально - динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова; изучение личностной представленности субъекта в общении определялось с помоицэЮ опросника эмпатических тенденций А.Мехрабиана и Н.Эпштейна; исследовались уровни коммуникативного контроля по методике М.Шнавдер, а также определялись уровни диалогичности общения и коммуникативные способности.Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась применением системы методов, отвечающих предмету, целям и задачам исследования, взаимно контролирующих и дополняющих друг друга; репрезентативностью выборки; применением стандартного набора методов прикладной статистики, использованием компьютерной обработки данных силами статпакетов "Statgralics", "Statistika".Схема анализа эмпирического материала включает в себя: корреляционный, регрессионный, факторный анализ основных показателей; установление различия показателей выборок.Новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые акцент в изучении межличностного взаимодействия переносится на исследование особенностей восприятия времени в ситуации общения, построения продуктивного межличностного взаимодействия с учетом его временных лимитов. Теоретически в работе выделены основные характеристики временной компетентности, обусловливающие продуктивность межличностного взаимодействия. Экспериментально изучено влияние временных (т-тип, временная ориентация), формально-динамических (эргичность, пластичность, скорость), личностных (эмпатические тенденции) особенностей на продук> i тивность межличностного взаимодействия. Дана содержательная характеристика временной компетентности, определяющей продуктивность межличностного взаимодействия, а так же выявлена его содержательная структура.Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные можно использовать в рамках профессионального консультирования, в профилактике возможных трудностей межличностного взаимодействия, а также в целях психологического анализа ситуации межличностного взаимодействия. Данные диссертационного исследования могут быгь использованы в деятельности практических психологов. Разработанные методы изучения и развития временной компетентности могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗах.Положения, выносимые на защитуг 1. Время играет системообразующую роль в контексте межличностных отношений, в процессе структурирования и построения межличностных взаимодействий.2. Продуктивность межличностных взаимодействий обусловлена целым рядом содержательных компонентов, составляющих его структуру: адекватным восприятием субъективно переживаемого времени, способностью своевременно изменять пространство общения и учетом временных лимитов межличностного взаимодействия.3. Временная компетентность в общении определяет адекватность субъективной оценки переживаемого времени и временного пространства межличностного взаимодействия, способность оптимального построения взаимодействия во времени с учетом временных лимитов общения, эмпатийность в расширении или снятии временных границ коммуникативного контроля.4. Продуктивность межличностного взаимодействия может обусловливаться также формально-динамическими характеристиками личности (эргичность, пластичность, скорость), половозрастными характеристиками личности. i « « .

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 245 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz