Четверг, 2024-09-19, 10:56 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Воспитательные функции социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников. Истратова, Надежда Митрофановна бесплатно
11:52 PM
Скачать Воспитательные функции социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников. Истратова, Надежда Митрофановна бесплатно

Воспитательные функции социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников

Диссертация

Автор: Истратова, Надежда Митрофановна

Название: Воспитательные функции социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников

Справка: Истратова, Надежда Митрофановна. Воспитательные функции социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1984 235 c. : 61 85-13/474

Объем: 235 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

Глава
I СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМ ТРУДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМ и Социально-педагогическая характеристика социалистического соревнования периода развитого социализма
12, Сущность воспитательного воздействия социалистического соревнования на процесс формирования старшеклассников в общественно полезном труде»»««,««**«««**««, 1,3« Содержание и организация социалистического соревнования старшеклассников в практике современной общеобразовательной школы Глава
II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СОЦИАЖСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМ ТРУДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ П1, Обеспечение нравственной направленности содержания социалистического соревнования, П
2 Соответствие содержания трудовой деятельности старшеклассников и форм организации социалистического соревнования ПЗ Совместная деятельность органов самоуправления школьников и педагогического коллектива в процессе организации социалистического соревнования*««»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

В В Е Д Е Н И Е Актуальность темы исследования» Реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает "включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд труд настоящий, необходимый обществу" Это позволит школьникам включиться в отношения, сопровождающие коллективную трудовую деятельность людей, в отношения, характерные для общества развитого социализма. Социалистическое соревнование как одна из форм проявления общественных отношений, является эффективным средством повышения производительности труда, совершенствования производственных отношений, становления личности социалистического типа. В процессе участия школьников в коллективном общественно полезном, производительном труде, организованном социалистическом соревновании возможно более успешное решение задач, стоящих сегодня перед школой, В связи с этим особую актуальность приобретает указание В,И,Ленина, что по мере того, как будет развиваться коммунистическое соревнование, по мере того, как молодежь будет доказывать, что она умеет объединить свой труд, по мере этого успех коммунистического строительства будет обеспечен" Социалистическое соревнование в коллективном труде школь1 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984, с,50-51, 2 Ленин В.И, Полн.собр.соч,, т,41, с,318, ников создает условия не только для достижения определенных трудовых результатов, но и способствует установлению отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, стимулирует формирование истинно коллективистических отношений. Социалистическое соревнование является средством превращения общественно полезного, производительного труда школьников в труд интересный, захватывающий, творческий, в процессе которого у учащихся формируются трудовые навыки, умение работать сообща. Участвуя в коллективном соревновании, учащиеся напряженно работают не ради личной выгоды, а ради скорейшего достижения общей цели, которую они начинают лучше понимать Значительное расширение участия старших школьников в общественно полезном, производительном труде требует дальнейшего развития и совершенствования социалистического соревнования, использования его воспитательной силы, позволяющей создать в коллективе обстановку высокой требовательности и дисциплинированности, экономические и организационные условия, стимулирующие качественный, добросовестный труд, инициативу и ответственность его участников Возрастание воспитательной функции социалистического соревнования указывает на необходимость дальнейшего изучения этого важнейшего общественного явления, разработки вопросов его развития и совершенствования в ученическом коллективе, 1 2 Крупская Н.К. Пед, соч,, т.5. М,, 1959, с.275, О совершенствовании организации, практики подведения итогов социалистического соревнования и поощрения победителей. Постановление Щ КПСС от 29 сентября 1983 года, Правда, 1983, 30 сентября.Анализ теоретических источников показывает, что в настоящее время проблема социалистического соревнования исследуется главным образом в коллективах взрослых, причем основное внимание уделяется его экономической функции. Результаты исследований социально-политической и воспитательной функций представлены значительно меньшим количеством работ. Настоятельная необходимость изучения воспитательных возможностей социалистического соревнования в педагогике обусловлена тем, что в нем заключены большие воспитательные возможности для формирования у учащихся высоких нравственных качеств. Оно позволяет "не только победить в открытом трудовом соперничестве, но и помочь своим товарищам в этом великая нравственная сила социалистического соревнования, Дело ведь не в одном экономическом эффекте. Не менее важны результаты идеологические, социальные, пробуждение творческой мысли, утверждение чувства коллективизма, товарищества, взашлопот мощи" Вопросы теории и практики социалистического соревнования в производственных коллективах достаточно полно освещены в работах философов, социологов, психологов. Глубокие теоретические исследования философского и социологического аспектов социалистического соревнования проведены 10,Е,Волковым, Г.А,Куторжевским, В.А«Смирновым, В,Г,Смольковым, И.И,Чангли, Е.В.Шороховой. Существенный вклад в исследование экономических проблем соревнования внесли Л,А,Бейлин, И.И,Кузьминов, В,К,Фединин и другие экономисты. Для нас в этих исследованиях наибольший интерес представляют положения и выводы, которые раскрывают сущность I Черненко К.У, Авангардная роль партии коммунистов. Важное условие ее возрастания, Коммунист, 1982, В 6, с,34. 6 данного общественного явления, его функции и формы организации в условиях развитого социализма» В своем исследовании мы основываемся на важнейших теоретических положениях, разработанных Н.К.Крупской, об особенностях социалистического соревнования в школе, принципах его организации, а также рекомендациях и выводах, содержащихся в теоретическом наследии А.С.Макаренко» В современной советской педагогике наибольшую значимость для нас представляют работы О.С.Богдановой, М.Д.Виноградовой, А.Ю.Гордина, Л.Ю.Гордина, Р.Г.Гуровой, Б.Т.Лихачева, Л.И.Новиковой, А.Т.Куракина, В.И.Петровой, А.А. Пермякова, в которых рассматриваются воспитательные возможности социалистического соревнования в процессе общественно полезного, производительного труда школьников. Ведущие теоретические положения проблемы социалистического соревнования в школе разработаны В.С.Ханчиным. Наиболее важными из них являются принципы организации и использования соревнования в воспитательной работе с учащимися, пути воздействия его на формирование личности школьника, причины возможного негативного влияния соревнования на результаты воспитания, Как самостоятельный предмет исследования проблема социалистического соревнования в школе рассматривалась лишь в трех диссертациях историко-педагогического I и методического аспекI Давирова Г.Х. Проблема социалистического соревнования в советской педагогике и школе (I9I7-I94I). М., I98I. Напалкова P.M. Соревнование как средство нравственного воспитания школьников. (Историко-педагогическое исследование). Л., 1977.тов Особый интерес для нас представляет работа М,А»Егоровой, в которой соревнование в школе определяется как средство воспитания у подростков коммунистического отношения к труду. Работа выполнена на базе школинтернатов, школ с продленным днем и детских домов. Соревнование рассматривается как средство активизации различных видов деятельности, среди которых незначительное внимание уделено трудовой общественно полезной деятельности подростков, Остаются неисследованными вопросы организации социалистического соревнования в общественно-полезном, производительном труде старшеклассников, что является крайне необходимым в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, В историко-педагогических исследованиях проблема социалистического соревнования в школе представлена более полно, особенно период I9I7-I94I гг,, что дает нам возможность опереться на эти данные для изучения воспитательных функций социалистического соревнования на современном этапе, Исходя из актуальности проблемы социалистического соревнования в школе, ее большой практической значимости, при недостаточной разработанности в педагогической теории, мы определили тему нашего исследования: "Воспитательные функции социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников", Объектом исследования является социалистическое соревнование как средство воспитания старших школьников, I Егорова М,А. Социалистическое соревнование как средство воспитания у подростков коммунистического отношения к труду. М., 1970.Предмет исследования процесс реализации воспитательных функций социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников, Цель исследования: определить педагогические условия повышения эффективности воспитательных функций социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников, направленных на их нравственное формирование* В соответствии с целью поставлены следующие задачи: 1, Выявить сущность воспитательного воздействия социалистического соревнования на процесс формирования старшеклассников в общественно полезном труде, 2, Раскрыть нравственную направленность содержания социалистического соревнования как средства повышения воспитательной эффективности общественно полезного труда школьников. 3. Установить эффективность форм организации социалистического соревнования, соответствующих содержанию трудовой деятельности старшеклассников, 4. Определить содержание деятельности органов самоуправления школьников и педагогического коллектива по организации социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников, Гипотезу исследования составляют следующие положения: социалистическое соревнование является средством повышения воспитательной эффективности общественно полезного труда старшеклассников, совершенствования процесса нравственного формирования личности, т,е, эффективно выполняет свои воспитательные функции при условии, если обеспечивается в равной мере самоутверждение учащихся в труде и установление между ними отношений коллективизма и взаимопомощи. Самоутверждение осуществляется путем, общественного признания вклада каждого в общий результат трудовой деятельности коллектива и общественной оценки проявлений товарищества и взаимопомощи; организаторами соревнования являются сами старшеклассники при необходимой помощи педагогического коллектива; важнейшим элементом организации соревнования становится определение его содержания, выраженного в обязательствах, договоре, критериях подведения итогов; обеспечивается соответствие содержания трудовой деятельности старшеклассников и форм организации социалистического соревнования. Методологической основой исследования являются положения классиков марксизма-ленинизма о соревновании, как объективном общественном явлении, возникающем в процессе совместной деятельности людей при наличии между ними общественного контакта, о его содержании и формах на разных этапах исторического развития общества; работа В»И.Ленина о соревновании, его роли, особенностях и значении в период построения социалистического общества; решения съездов нашей партии и Пленумов ЦК КПСС, документов КПСС и Советского правительства, ЦК В Ж С М о, дальнейшем развитии и повышении роли социалистического соревнования в период развитого социализма, Важнейшими источниками являются также материалы июньского (1983 Г Ф И апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС и первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, принявших Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, определивших пути и условия ее осуществления, Использовались различные методы педагогического исследования; изучение и анализ массового и передового педагогического опыта организации общественно полезного, производительного труда и социалистического соревнования в современной общеобразовательной школе, изучение и анализ школьной документации и мате10 риалов оформления школ и лагерей труда и отдыха старшеклассников; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности диссертанта в качестве организатора внеклассной и внешкольной работы, директора школы» Основным методом стала опытноэкспериментальная работа, которая заключалась в проверке положений гипотезы исследования» В ходе ее осуществлялось включенное наблюдение за процессом реализации воспитательных функций социалистического соревнования в коллективной трудовой деятельности старшеклассников, В качестве частных методик использовались метод независимых характеристик, анкетирование, беседы, интервью. Изучение содержания и организации социалистического соревнования проводилось на базе средних школ Ш Q, I I 19, 25, 52, 56 г.Брянска, средних школ Ленинского района г.Москвы, сельских школ Ворошиловградской области и Ставропольского края* Опытноэкспериментальная работа осуществлялась на базе средних школ 10 г.Брянска и 171 г.Москвы, лагерей труда и отдыха данных школ, расположенных в колхозах и совхозах Брянской области и Краснодарского края* Новизна исследования состоит в том, что в нем определена сущность воспитательного воздействия соревнования на процесс формирования ЛИЧНОСТИ старшего школьника в общественно полезном труде; выявлен механизм воздействия отношений социалистического соревнования на процесс формирования личности, действие которого заключено в разрешении противоречия между личным и общественным интересом, что достигается самоутверждением старшеклассника не только через результаты трудовой деятельности, но и в равной мере через проявление им отношений коллективизма; раскрыто содержание соревнования, выраженное в обязательствах, договоре, критериях подведения итогов, обоснована необходимость II его направленности на нравственное формирование старшеклассника в коллективной трудовой деятельности; предложена методика вовлечения старших школьников в процесс самостоятельной разработки и выполнения содержания социалистического соревнования в общественно полезном труде; выявлена эффективность различных форм организации соревнования, соответствующих разному содержанию трудовой деятельности старшеклассников; определено содержание деятельности органов самоуправления школьников и педагогического коллектива по организации социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников, Практическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических условий успешной реализации воспитательных функций социалистического соревнования в коллективной трудовой деятельности старших школьников, в определении эффективности содержания, форм и методов организации и проведения соревнования в общественно полезном труде старшеклассников, в разработке на этой основе методических рекомендаций, внедрение которых позволит полнее использовать воспитательные возможности социалистического соревнования в школе. Материалы исследования могут использоваться на занятиях спецкурсов и спецсеминаров в педвузах, в лекциях перед практическими работниками школ, Достоверность исследования, его результатов и выводов обеспечивается методологическим подходом к анализу проблемы, вытекающим из марксистско-ленинского учения о социалистическом соревновании, его роли и значении в развитии основ социалистического общества и возрастания воспитательной функции в период развитого социализма; адекватностью задач и методов исследования, Ведущее место среди них занимает опытно-экспериментальная работа, в результате которой были достигнуты ощутимые позитив12 ные изменения в реализации воспитательных функций социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников; связью с передовой и массовой практикой, проверкой выводов и рекомендаций исследования в коллективах научных и практических работников. Апробация основнык положений и выводов исследования проводилась в выступлениях перед практическими работникаш школ г.Брянска (1983), педагогическими коллективами средних школ 10 г.Врянска (I982-I984) и 171 г.Москвы (I983-I984); во Всесоюзной школе молодых ученых "Профориентационная работа, трудовое и экономическое воспитание учащейся молодежи" (Ростов Великий, 1982); на XI совместном семшаре аспирантов и молодых ученых АПН СССР и АПН ГДР "Формирование марксистско-ленинского мировоззрения учащихся социалистической школы" (Москва, 1983); во Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов "Усиление связи обучения с производительным трудом в системе подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности" (Звенигород, 1984); в ходе работы межреспубликанской научной школы "Целостность педагогического процесса" (Таллин, 1984); на научно-практических конференциях аспирантов и младших научных сотрудников НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (Москва, 1982, 1983); на заседаниях лаборатории нравственного воспитания и формирования коммунистического отношения к труду. Результаты исследования внедрены в практику работы средних школ Бежицкого района г.Брянска, средней школы В 10 г.Брянска, средней школы В 171 г.Москвы, средних общеобразовательных Ш1юл и учебно-производственных комбинатов Кувинского района Ферганской области Узбекской ССР, в практику трудового воспитания несовершеннолетних осужденных воспитательно-трудовой колонии 13 Волгоградского областного управления внутренних дел. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, его гипотеза; дана характеристика методологической основы и методов исследования; излагается новизна и практическая значимость работы, достоверность выводов и пути апробации, В первой главе "Социалистическое соревнование в общественно полезном труде старшеклассников как педагогическая проблема" рассматриваются философские и социально-педагогические аспекты изучения социалистического соревнования периода развитого социализма, представлен анализ состояния проблемы в литературе, практике современной общеобразовательной школы, раскрыта сущность воспитательного воздействия социалистического соревнования на процесс формирования старшеклассников в общественно полезном труде, определено содержание воспитательных функций социалистического соревнования в коллективной общественно полезной трудовой деятельности, Во второй главе "Педагогические условия реализации воспитательных функций социалистического соревнования в общественно полезном труде старшеклассников" изложен ход и результаты опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий успешной реализации воспитательных функций социалистического соревнования; разработана методика организации трудовой деятельности и социалистического соревнования старших школьников; определена роль органов самоуправления в этом процессе и содержание их совместной деятельности с педагогическим коллективом; выявлена эффективность форм организации соревнования, соответствующих содержанию трудовой деятельности старшеклассников, В заключении дается изложение основных выводов исследова ния, намечаются возможные перспективы дальнейшей работы* В приложениях представлены материалы методики исследования, проведения опытно-экспериментальной работы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 107 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz