4. Экономические методы управления качеством продукции: характеристика методов.
Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1) экономические методы;
2) методы материального стимулирования;
3) организационно - распорядительные методы;
4) воспитательные методы.
Рассмотрим более подробно экономические методы управления качеством.
Экономические методы управления качеством обеспечивают создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции .
Экономические методы управления качеством базируются на использовании экономических законов рынка: регулировании спроса и предложения, законе себестоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности. Сущность экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности коллектива. Экономические методы представляют собой мощный стимулятор созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). С помощью экономических методов создаются условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных конечных результатов. Экономические методы опираются на все рычаги хозяйственного механизма: стимулирование, планирование, хозяйственный расчет, финансирование, кредитование и др. Структурные составляющие экономических методов управления качеством представлены на рис . 1
Список литературы
1. Адлер Ю.П. Мотивация в системах качества // Стандарты и качество. - 1999. - № 5. - С. 78-84.
2. Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир//Стандарты и качество. 2001 - № 5/6. - С. 49-61.
3. Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. - Ростов на Дону: Издательский центр "МарТ", 2000. - 256с.
4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002 - 212 с.
5. Василевская И.В. Управление качеством: Учеб. пособие. М.: РИОР, 2005. - 79 с
6. Всеобщее управление качеством: учебник для Вузов / Под ред. О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов. - М.: Радио и связь, 1999. - 600 с.
7. Гиссин В.И. Управление качеством. - М.: Март, 2003- 400 с.
8. Гличев А. В. "Современные методы управления качеством" // Стандарты и качество . - №4. - 1996г. - с. 15-18.
9. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: ИЗд -во стандартов, 2001. - 30 с.
10. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - М.: Юрайт, 1999. - с.64.
11. Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. науч. тр. / Под науч. ред. Б.И.Герасимова. - Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2004. - 240 с.
12. Стандартизация и управление качеством продукции. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999. - 275с.
13. Федюкин В.К. и др. Методы оценки и управление качеством промышленной продукции. Учебник. - М.: Филин, 2000.