Четверг, 2024-09-19, 11:00 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Три эпохи русского литературного авангарда : эволюция эстетических принципов. Казарина, Татьяна Викторовна бесплатно
4:36 AM
Скачать Три эпохи русского литературного авангарда : эволюция эстетических принципов. Казарина, Татьяна Викторовна бесплатно

Три эпохи русского литературного авангарда : эволюция эстетических принципов

Диссертация

Автор: Казарина, Татьяна Викторовна

Название: Три эпохи русского литературного авангарда : эволюция эстетических принципов

Справка: Казарина, Татьяна Викторовна. Три эпохи русского литературного авангарда : эволюция эстетических принципов : диссертация доктора филологических наук : 10.01.01 Самара, 2005 455 c. : 71 07-10/40

Объем: 455 стр.

Информация: Самара, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМА АВАНГАРДА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
ЧАСТЬ I
1 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОРНИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО АВАНГАРДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФУТУРИСТОВ «ГИЛЕИ»
11 Рецепция идей европейской философии в творчестве художников русского авангарда Влияние Фридриха Ницше и философии жизни на русскую литературу рубежа XIX - XX веков а) ФНицше: становление бытия и проблема культуры б) Концепция искусства и эстетической деятельности в философии Ницше и творчестве авангардистов
12 Литературные истоки творчества авангардистов Модернизм и авангард а) Отказ от институциальной замкнутости искусства б) Концепция языка у символистов и футуристов
13 Живопись авангарда как источник идей и технологических приёмов словесного искусства а) «Футуризм слова» б) «Кубизм слова» в) Супрематизм и заумь
2 ПОЭТИКА ФУТУРИЗМА а) Вещь б) Работа футуристов с языком: «магическое слово» в) Творческий субъект
21 Семантическая организация футуристического текста а) Поэтика художественного пространства б) Художественное время футуристических текстов в) Каузальность
22 Синтаксис футуристического произведения
23 Прагматика кубофутуристического творчества
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ АВАНГАРДА В ТВОРЧЕСТВЕ ВМАЯКОВСКОГО, ВХЛЕБНИКОВА, АКРУЧЁНЫХ
31 Борьба за овеществление языка в художественной практике Владимира Маяковского
32 Поиски позитивного равновесия между языком и предметностью мира в поэтике Велимира Хлебникова
33 Абсолютизация прав творческого субъекта в эстетической программе
Алексея Кручёных
ВЫВОДЫ
ЧАСТЬ II
1 ФИЛОСОФИЯ И ЭСТЕТИКА ГРУППЫ «ОБЭРИУ»
11 «Обэриуты» и «чинари»: вопрошание как способ общения с реальностью 199 12 Картина мира в творчестве авангардистов второго поколения
2 ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ
21 Уровень семантики а) Предмет в смысловом пространстве обэриутского мира б) Язык в) Динамика бытия: время и пространство в концепции обэриутов г) Каузальность д) Творческий субъект
22 Синтактика художественного текста
23 Прагматика художественного произведения
3 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЭРИУТОВ
31 Мир вещей в «Столбцах» Николая Заболоцкого
32 Тема творческого «я» в поэзии Николая Олейникова
33 Даниил Хармс: борьба дискурса и текста
34Поэтика Александра Введенскот о: жизнь знака и смерть человека
ВЫВОДЫ
ЧАСТЬ III
1 ТРЕТЬЯ ЭПОХА РУССКОГО АВАНГАРДА: КОНЦЕПТУАЛИЗМ
11 Условия возникновения авангарда-3 Характер художественного творчества конценгуалистов Стадии и формы развития российского концептуализма
12 Концептуализм в России и на Западе Философский смысл деялельности концептуалистов
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КОНЦЕПТУАЛИСТОВ
21 Конкретизм (творчество поэтов «лианозовской школы») а) «Барачная поэзия» Игоря Холина б) «Стихи из неглавных слов» Яна Сатуновского в) «Безъязыкость» языка: Всеволод Некрасов г) Игровая реальность Генриха Сапгира
22 Соц-арт как технология десакрализации стратегий власти а) Дмитрий Александрович Пригов: поиски идентичности б) Владимир Сорокин: подведение итогов деятельноеги авангарда
23 «Зрелый» концептуализм: парадигма художественного мышления а) Наделение реальности смыслом в акциях группы
Коллективные действия» б) Идеи и принципы концептуализма в поэзии Льва Рубинштейна в) Языковые игры Аркадия Бартова
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического осмысления той роли, которую сыграли литература и искусство авангарда в культуре XX века. На данном этапе огромный материал, связанный с практикой русского авангарда, нуждается в систематизации и рассмотрении в рамках общей концепции, позволяющей судить о единых эстетических основаниях и принципах работы авангардистов всех поколений. Важно понять, чем связаны относительно самостоятельные периоды его развития, существует ли у его разновременных проявлений некая единая основа, можно ли говорить об эстетической природе авангарда, имея в виду одновременно всё, что им создано. Именно в этом мы видели свою задачу - в уяснении того, действительно ли существует принципиальное родство между такими разными формами творчества, как, например, поэзия «громовержца» В.Маяковского и «полунемые» стихи Вс.Некрасова, или, скажем, «провиденциальный лепет» В.Хлебникова и чудовищные гротески В.Сорокина. Мы стремились понять, какого рода «эстафета» передаётся от одного поколения авангардистов другому и сохранился ли у создателей авангарда-2 (обэриутов) и авангарда-3 (концептуализма) изначальный импульс раннего, классического авангарда.
В диссертации предлагается модель для объяснения мировоззренческих истоков авангардной деятельности, эстетических принципов, лежащих в её основе, тех видоизменений, которые она претерпела в ходе исторической эволюции, и причин постепенного снижения активности авангарда к концу XX века.
Преимущественное внимание к эстетической природе авангарда, на наш взгляд, позволяет уйти от описательности, приблизительности и субъективизма в понимании и оценке как явления в целом, так и его самостоятельных этапов, форм художественной деятельности и конкретных результатов.
Предмет исследования - творчество художественных объединений, деятельность которых представляется наиболее репрезентативной для каждой стадии развития отечественного авангарда. Логика его возникновения и исходные эстетические принципы изучаются на материале творчества группы «Гилея» в целом и её ведущих художников, среди которых выделены В.Хлебников, В.Маяковский и А.Кручёных как представителей важнейших тенденций в работе объединения.
Развитие традиций классического авангарда в литературе 20-30-х годов рассматривается на примере творчества обэриутов - Н.Заболоцкого,
Н.Олейникова, Д.Хармса, А.Введенского - тех поэтов и писателей группы, чьи произведения в своей значительной части сохранились, доступны изучению и позволяют судить о доминирующих художественных стратегиях ОБЭРИУ1.
Российский авангард второй половины XX века развивался стремительно и проявлял себя в деятельности многих неофициальных творческих союзов и большого числа конкретных художников. Всё это создавало изменчивую и пёструю картину, и, соответственно, последняя глава нашего исследования оказалась особенно «густонаселённой». В ней сделана попытка охарактеризовать все основные тенденции в работе концептуалистов, важнейшие стадии в развитии этого направления, творчество его лидеров. Особое внимание уделяется «лианозовскому» этапу становления концептуализма (связанному с творчеством Е.Кропивницкого, И.Холина, Я.Сатуновского, Г.Сапгира, Вс.Некрасова и др.), поэтике соц-арта (Д.А.Пригов, Т.Кибиров, В.Сорокин и др.), характеру художественных поисков, которые велись поэтами и живописцами в решающей фазе существования концептуализма (группа «Коллективные действия», Л.Рубинштейн), и тогда, когда это искусство постепенно утрачивало свою связь с авангардом (А.Бартов).
Исследование велось на материале художественных текстов, с учетом теоретической программы (манифестов, статей, высказываний) авторов-авангардистов.
Цели и задачи исследования диктовались необходимостью 1) определить сущность оценку эстетической концепции русского авангарда, 2) рассмотреть важнейшие этапы художественной практики авангардистов в их взаимосвязи -как стадии реализации единого «авангардного проекта», 3) выявить варианты
1 Требования к объёму диссертации заставили нас вывести за пределы рассмотрения творчество К.Вагинова. О воплощении принципов ОБЭРИУ в его прозе говорится в наших работах: «Три эпохи русского литературного авангарда» (Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2004. - С.378-404); «Концепция культуры и искусства в романе К.Вагинова «Козлиная песнь» (Вестник СамГУ. 2002. №1 (23). - С. 83-94); Концепция игровой жизнестратегии в романе Константина Вагинова «Бамбочада» (Художественный язык эпохи. Самара, СамГУ, 2002.-С. 127-146). креативной стратегии авангарда, воплотившиеся на каждом из его самостоятельных этапов и, прежде всего, в деятельности ведущих художников-авангардистов.
Методология исследования. Поскольку в намерения авангардистов всех поколений входит изменение реальности путём использования семиотических механизмов, основным методом исследования в диссертации служит системный подход, сочетающий историко-литературный анализ художественной практики авангарда со структурно-семиотическим изучением его поэтики.
Методологической опорой данной работы явились прежде всего исследования, где в той или иной степени сопрягаются метафизические, эстетические и семиотические аспекты существования искусства - труды М.Бахтина, П.Флоренского, А.Белого, Р.Якобсона, Г.Винокура, Ю.Тынянова, В.Шкловского, П.Бюргера, Т.Адорно, Ю.Лотмана, В.Топорова, Б.Гаспарова, Ж.Деррида, Р.Барта, Ж.Бодрийяра, А. Ханзен-Леве, Е.Фарыно, И.Смирнова, Б.Гройса, М.Ямпольского, М.Рыклина, В.Подороги, М.Мейлаха, М.Шапира, Н.Рымаря, В.Тюпы, Е.Бобринской, Е.Тырышкиной, Н.Сироткина и др.
В диссертации предложена строгая последовательность рассмотрения важнейших аспектов философии и творчества авангардистов: 1) свойственного данному кругу художников понимания взаимоотношений материальной и знаковой реальности и функций творческого субъекта (философско-эстетический аспект); 2) семантической, синтактической и прагматической организации авангардного текста (семиотический аспект); 3) воплощения заявленных принципов в творчестве тех авторов, которые репрезентируют наиболее существенные возможности избранной данным объединением художественной стратегии (область индивидуальной художественной практики).
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нём 1) впервые рассматриваются все этапы деятельности русского литературного авангарда, 2) устанавливаются эстетические принципы, лежащие в основе его художественной практики, 3) определяется характер преемственности, существующей между важнейшими этапами деятельности авангарда,
4) выявляется спектр возможностей, реализованных авангардистами в их индивидуальном художественном творчестве, 5) исследуется взаимосвязь между авангардными явлениями в живописи и литературе XX в., 6) предлагается анализ творчества авторов, прежде не изучавшихся в рамках академического литературоведения, - Я.Сатуновского, А.Бартова.
Новизна исследования обозначена в ряде принципиальных положений, которые выносятся на защиту:
1. Искусство русского авангарда - род художественной деятельности, смысл которой заключается в преодолении фундаментального разрыва между материально-практической и знаковой областями действительности. Восстановление их единства понимается авангардистами всех поколений как слияние онтологической подлинности предметного мира, динамики языка и креативности творческого субъекта.
2. В борьбе за безусловность искусства авангардисты неизменно отождествляли онтологическое с творчески продуктивным, но это свойство на разных стадиях развития авангарда вменялось разным уровням, структурам и состояниям бытия. Первоначально онтологический статус имела бытийная динамика (у футуристов), затем - смысловая нерасчленённость «первобытия» (у обэриутов), в конце XX века (у концептуалистов) - тот опыт переживания целостности мира, который присутствует в коллективном восприятии.
3. Эстетический радикализм литературного авангарда подготовлен и обусловлен «революционным» характером тех явлений в области философского и художественного мышления, которым он наследует: жизнетворческими установками русского модернизма; свойственной неклассической философии рубежа Х1Х-ХХ веков интенции преодоления философской рассудочности ради приобщения единству становящегося бытия; характерной для живописи авангарда утопии воссоединения семиотической и эмпирической реальности.
4. Практическое воплощение программы авангарда на первой стадии его развития продемонстрировало, что идея «слияния» предметности, языка и авторской воли может быть воплощена в трёх основных версиях, предполагающих верховенство одного из этих начал: 1) художественное оцельнение реальности путём её редукции к предметному (путь В.Маяковского), 2) лидерство языка в общем синтезе (стратегия В.Хлебникова), 3) гегемонию автора (вариант А.Кручёных).
5. Авангардисты второго поколения - обэриуты - видели задачу искусства в приобщении творчески продуктивному «потенциальному» бытию. В триаде «предметность - язык - автор» первостепенными по значению становились воля автора, создающего механизмы сообщения с «миром за жизнью» (Д.Хармс), и художественный язык как «палимпсест», хранящий под наслоениями поздних записей «оттиски» отношений, свойственных ранним стадиям бытийного становления. Свойственная футуризму сознательная монологичность творчества в произведениях обэриутов заменялась диалогической соотнесённостью противоположных фаз существования явлений - тех, которые свидетельствуют о богатстве креативных возможностей бытия, и тех, где эти потенциальные возможности до неузнаваемости искажены в актуальных формах.
6. Деятельность авангардистов третьего поколения - концептуалистов -протекала в условиях засилия государственной идеологии и была направлена в первую очередь против неё. Согласно семиотической концепции авангарда-3, сформировавшейся под существенным влиянием структурализма, идеология представляет собой непрекращающуюся деятельность по переозначиванию, в результате которой вещи и явления утрачивают самостоятельное значение, онтологическую безусловность. Стремясь остановить этот процесс, концептуализм 1) ведёт поиск зон, где операция идеологического развеществления невозможна (конкретизм «лианозовской школы»); 2) дезавуирует методы работы советской идеологии (соц-арт); 3) разрабатывает методики «обратного переозначивания» - возвращения безусловности тем сторонам и проявлениям жизни, которые подверглись идеологической «переработке» («зрелый» концептуализм).
7. Эволюция авангарда вела к отказу от признания онтологической подлинности за теми проявлениями бытия, которые, в соответствии с изначальным замыслом, должны были лечь в основание новой, безусловной реальности. В конечном итоге это привело к признанию неосуществимости «авангардного проекта» и к переходу в постмодернистскую стадию художественной рефлексии.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 26 научных публикациях общим объемом 61 п.л. (см. список на стр. 453-454 данной диссертации) и в учебно-методической литературе: в учебных пособиях «Современная отечественная проза» - Самара, СаГА, 2000. - 15 п.л.; Русская литература и искусство «серебряного века». Программа курса. - Самара, СаГА, 2000. - 2 п.л.; Современная отечественная проза. Программа историко-литературного курса. - Самара, СаГА, 1999. - 1 п.л.
Результаты исследования включены в содержание курсов «Современная отечественная литература», «История русской литературы «серебряного века», «История русского искусства рубежа Х1Х-ХХ вв.», «Семиотика поведения» (спецкурс), «Модерн и авангард» (спецкурс), читающихся на философско-филологическом факультете Самарской гуманитарной академии.
Идеи диссертации пропагандировались в статьях литературного еженедельника «Цирк «Олимп» (1995-1998, Москва-Самара), циклах радио- и телепередач, посвященных современному художественному процессу.
Теоретическая и практическая значимость. Концепция русского авангарда, изложенная в диссертации, может быть использована в вузовском преподавании на культурологических и филологических факультетах при разработке теоретических и историко-литературных курсов, посвященных как изучению литературного процесса 20-го века в целом, так и истории русского художественною авангарда, его основных направлений и творчества конкретных художников. Материал диссертации может быть полезен при чтении спецкурсов по проблемам художественного языка XX века.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 234 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz