Главная » 2014»Июнь»23 » Скачать Тарикат и особенности его проявления в Дагестане. Гусейнова, Мадина Рамазановна бесплатно
5:55 PM
Скачать Тарикат и особенности его проявления в Дагестане. Гусейнова, Мадина Рамазановна бесплатно
Тарикат и особенности его проявления в Дагестане
Диссертация
Автор: Гусейнова, Мадина Рамазановна
Название: Тарикат и особенности его проявления в Дагестане
Справка: Гусейнова, Мадина Рамазановна. Тарикат и особенности его проявления в Дагестане : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Махачкала, 2004 171 c. : 61 05-9/119
Объем: 171 стр.
Информация: Махачкала, 2004
Содержание:
1 3-13 14-53 Введение
Глава I
Глава II
Глава
III Формирование структуры тарикатской теории и практики Причины возникновения и распространения тариката и его социальная база Институтализированный тарикат: наставничество, ученичество, церемония посвящения Ислам и тарикат в Дагестане Начало распространения ислама и проникновение арабо-мусульманской культуры в Дагестан История тариката в Дагестане Специфика проявления тариката в современном Дагестане Шейхи тарикатов накшбандийа, шазилийа и кадирийа: жизнь, духовная деятельность и творческое наследие Современное состояние тарикатских традиций и школ в Дагестане Тарикат и исламский экстремизм: проблемы и пути решения конфликта
32 >е),
33 143-149
Заключение Библиографиче ский список использованной литературы 150-152 153-165
Приложения
Введение:
Актуальность темы исследования. Процесс демократизации обш;ества, перехода к рыночным условиям усилили не только политическую и экономическую активность людей, но и оказали огромное воздействие на значительные слои религиозного населения. Изменилось отношение к религии, оценке ее роли и места в общественной жизни, развитии культуры, что, в свою очередь, дало возможность приступить к объективному и всестороннему изучению истории духовного развития общества. Историю и современное состояние ислама в Дагестане невозможно изучить без обращения к теме суфизма, тариката. На территории современной Российской Федерации ислам, тарикат начали распространяться именно с территории Дагестана. Достаточно сказать, что и в современных условиях тарикатское учение получило наибольшее распространение именно в Дагестане, чем в других регионах традиционного распространения ислама на территории РФ. Одним из факторов стремительного роста интереса к тарикату и, соответственно, широчайшего распространения тариката в XIX и XX вв. явилась пропаганда этого учения современными средствами информации. Сегодня тармкатские ордены в мусульманских странах издают непрерывным потоком литературу, предназначенную для последователей всех уровней. В числе этой издаваемой литературы в Дагестане можно встретить издания не только классических тарикатских текстов, но и сочинения современных тарикатских шейхов, включая беседы, выступления, очерки, биографии и т.д. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен рядом объективных факторов. Значительной остается степень влияния тариката как исламского мистицизма на развитие духовной культуры и общественно- политическую жизнь, как в мусульманских странах, так и республиках Северного Кавказа Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии. Это обусловлено тем, что Северный Кавказ, Россия переживает настоящее время переломный момент, происходят кардинальные изменения в различных сферах жизни общества. Под воздействием этих причин происходит распространение мистических идей, рост влияния тарикатских общин, численности их последователей. В Дагестане вновь наблюдается устойчивая тенденция возрождения тариката. С учетом тарикатских традиций, роли и значения тариката исторической, социальной и философской практике исследования, основанного, в первую очередь, на в духовной жизни народов Дагестана, обращения к этому направлению в требует научного объективном и комплексном анализе. Важно также проследить влияние мистического учения не только на религиозно-нравственную, духовно-культурную, но и на общественно-политическую жизнь республики. Степень научной разработанности проблемы. Любая духовная метафизическая идея имеет также и вполне конкретное земное измерение, непосредственно связанное с историческим бытием человеческого общества. Тарикат, как религиозно-философское и историческое явление, прошедшее в своем развитии определенные стадии, может и должен быть исследован с позиций философского и историко-обществоведческого анализа. В силу того, что тарикат является одной из наиболее распространенных религиозных идеологией в культуре Востока, он нашел отражение во многих работах исследователей Запада, Востока и, конечно, в работах отечественных ученых. Анализ научной литературы по тарикату показывает не только сложность самого объекта изучения, но и изучаемых проблем. Источниковой базой для нашего исследования послужили Коран, Сунна, Калам, труды выдающихся тарикатских мыслителей ал-Газали\ широту спектра Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. Избранные главы. М., 1980.Ибн Рушда аш-Шахрастани Ибн Араби При написании и др. исследования были данного диссертационного использованы труды таких исследователей тариката, как П.Позднев*, А.Е.Крымский, А.Мюллер, В.В.Бартольд, И.П.Петрушевский, Э.А.Массэ, А.Мец А.Шиммель". В этих работах рассматривается генезис и процесс эволюции суфизма в мусульманском мире. Специфика B.A.Жyкoвcкoгo гносеологии суфизма, тариката изучена в работах Е.Э.Бертельса\ Г.P.Гaбyния Т.К.Ибрагима Ф.Роузенталя, А.В.Смирнова, А.Мухаммедходжаева, M.T.Cтeпaнянц, .22 Е.А.Фроловой А.А.Игнатенко А.С.Аруховой Ибн Рушд. Рассуждения, выносящие решение относительно связи религии и философии Сагадеев А.В. Ибн Рушд. М., 1973. аш-Шахрастани, Мухаммад ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах. Ч. 1. Ислам. М., 1984. Ибн Араби. Геммы мудрости. Пер. А.В.Смирнова Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М., 1993; Его же: Наставление ищущему Бога. Введение, пер. и коммент. А.Смирнова Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998. Позднее П. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886. Крымский А.Е. История Персии, ее литературы и дервишеской теософии. М., 1912. Ч.П.; Его же: Очерк развития суфизма до конца III века хиджры. М., 1895. Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. Пер. с нем., под ред. Медникова Н.А. -СПб., 1896.-Т.П. Бартольд В.В. Мистицизм в исламе. М., 1960. Петрушевский М.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л., 1966. Массэ Э.А.Ислам. М., 1982. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. Шиммель А. Мир исламского мистицизма Пер. с англ. Пригариной Н.И., Раппопорт А.С. М., 2000. Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков. СПб, 1895. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. М., 1965. Габуния Г.Р. Критика религиозно-философской концепции суфизма. Дисс канд. филос. н. Махачкала, 1971; Его же: Социальная сущность суфизма Актуальные проблемы критики религии и формирования атеистического мировоззрения. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала. 1982. Ибрагим Т.К. Философские концепции суфизма (обзор) Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988; Его же: Суфийская концепция «совершенного человека» Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991; Его же: Вуджудизм как пантеизм Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М 1998. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе.- М., 1978. Смирнов А. Три решения проблемы трансцедентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990. Мухаммедходжаев А.Г. Гносеология суфизма. Душанбе, 1990. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М., 1978; Ее же: Философские аспекты суфизма. М., 1987. Фролова А.Е. История средневековой арабо-мусульманской философии. М., 1995. Игнатенко А.А. Познать Непозноваемое. (ал-Газали о рациональном познании трансцендентного «ал-гайб») Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998. Арухова А.С. Гносеологическая проблематика в философии суфизма. Автореф. дисс канн, филос. н. Махачкала. 2001; Ее же: Суфизм на современном этапе Наш Дагестан. 2001. 196-197.