В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как 18
1.2. Конфликты как столкновение характеров, идей, интересов. 20
Глава. II. 38
2.1. Методы диагностики. 38
Предмет исследования: 38
Объект исследования: 38
Цель исследования: 38
Гипотеза: 38
2.2. Проведение эксперимента 44
Следует четко формулировать свои претензии. 47
Не стоит использовать в своей речи неопределенные местоимения. 48
Подготовьте хорошие аргументы. 48
Следите за своими эмоциями и выражениями. 48
Результаты исследования характеризуют рисунки 1 и 2. 50
Данные результаты позволяют подтвердить гипотезу исследования 51
II.Профилактика и преодоление семейных конфликтов. 52
2.3. Возможности для преодоления конфликтов и коррекции отношений. 52
Алгоритм разрешения конфликта 53
Прощение как способ преодоления кон. ситуаций. 55
Накопленные обиды в процессе семейных конфликтов, являются тяжелым грузом, изменяющим семейную жизнь и качественно ухудшающим ее. Это отражается на отношениях, общении и на характерах членов семьи, вызывает тяжесть, недоверие друг к другу и проявляется в депрессивных состояниях. Необходимость решать подобные проблемы очевидна. Одним из путей может стать – умение прощать. 55
Любовь как способ преодоления сем. конф. 58
Заключение 62
Данные результаты позволяют подтвердить гипотезу исследования 63
Введение
Введение.
Семье и браку посвящено множество исследований. Существует большое количество теоретических предположений и различных тенденций, освещающих проблематику семейных отношений и межличностных взаимодействий. Постановка проблемы семейных отношений, разработка и изучение назревших вопросов являются актуальными задачами наших дней.
В нынешних условиях тема преодоления семейных конфликтов становится особенно актуальной. Семья как структура переживает кризисный период. Изменения в области влияния семьи влекут за собой трансформацию межличностных отношений супругов, детско-родительских отношений, отношений между поколениями.
Психологическое здоровье семьи является главным показателем ее функционирования. Возрастание конфликтности и напряженности внутрисемейных отношений требует сегодня новых подходов к решению данной проблемы, расширения методологической базы, дополнений к коррекционной работе.
Долгое время семейные отношения не выделялись в отдельную отрасль. Начиная с 20-30-х годов, возникла необходимость развития данного направления. Особенно интенсивно исследовательские работы велись в 80-х годах. Экономический кризис 90-х обострил негативные тенденции в развитии института семьи. Сегодня проблему преодоления семейных конфликтов приходится решать в новых экономических, политических и социальных условиях. Данная ситуация осложняется тем, что недостаточно разработана область семейной конфликтологии.
Наиболее крупный вклад в исследования проблем семьи внесли такие авторы как: А.Г.Харчев(теория), М.С.Мацковский, А.И.Антонов(рождаемость), В.А.Сысенко(устойчивость брака), И.С.Голод(стабильность семьи), И.С.Кон(сексуальное поведение), В.А.Борисов(потребность в детях), Д.Я.Кутсар(качество брака), Н.Г.Юркевич, М.Я.Соловьев, С.С,Седельников(мотивы и причины развода), Л.А.Гордон, Э.В.Клопов, Н.М.Римашевская(жизненный цикл семьи и уровень жизни), А.Г.Волков, Н.В.Малярова, Т.А.Гурко, Э.К.Васильева, В.Б. Голофаст, З.А.Янкова, Шнейдер Л.Б., Торохтий В.С., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Дружинин В.Н. и др.
Анализ практики показывает, что многие психологи слабо владеют теоретическими и практическими навыками для решения конкретных жизненных ситуаций своих клиентов. Поэтому любое исследование ( в том числе, и наше ), касающееся института семьи, брака и преодоления семейных конфликтов, является актуальным, т.к. полученные данные могут обогатить теоретические знания и методологический инструментарий практикующих специалистов.
Качество брака и межличностных отношений внутри него, исследовали с разных точек зрения. Согласно Сысенко В.А., устойчивость брака определяется динамическим равновесием отношений между двумя людьми.
Отдельные исследователи такие как: Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О., Голод С.И., Клецин А.А., Фотеева Е.В. сосредоточили внимание на внутренних проблемах семьи: взаимоотношения партнеров, изменяющиеся роли, представления, мотивы поведения.
Все это позволяет нам сделать вывод о том, что современная картина процессов, происходящих в семье, и влияющая на уровень конфликтности в семье, нуждается в более пристальном рассмотрении.
Таким образом, перед психологией будущего стоит множество вопросов, которые необходимо будет разрешать, разрабатывать новые пути, методы, техники; готовить специалистов, способных эффективно работать в данной отрасли психологии.
Задачей данного исследования является систематизация и рассмотрение причин, побуждающих к возникновению конфликтов внутри семьи. Исследование теоретического и практического материала, касающегося этой темы. Определение возможных способов преодоления конфликтных ситуаций.
Проблемой данного исследования станет конфликтное внутрисемейное взаимодействие супругов.
Целью исследования – изучение возможных путей преодоления семейных конфликтов.
Объектом исследования станут межличностные отношения в семьях, где возраст супругов от 25 до 40 лет, стаж брака от 5 до 20 лет, имеющих 3-х и более детей.
Предметом исследования является конфликтное взаимодействие и его причины.
Гипотеза исследования: Насколько эффективно воздействуют на практике метод конструктивного преодоления конфликтов , гипотеза Р.Энрайта о стадиях процесса прощения, системный психотерапевтический подход, в коррекции и преодолении семейных конфликтов.
Задачи исследования:
--Уточнить понятия «брак» и «семья».
-- Изучить классификацию и типологию семьи.
--Выявить сущность понятия – «конфликт».
--Организовать психологический эксперимент с целью систематизации возможных способов преодоления конфликтов.
--Дать рекомендации практикующим психологам, работающим в области семейного консультирования.
Список литературы
Заключение
В заключение сделаем основные выводы по проделанной работе.
Семейные конфликты являются одной из самых распространен¬ных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.
Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.
Семейные конфликты имеют свои особенности, учет которых не¬обходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов.
Участники семейных конфликтов часто не являются противо¬борствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных осо¬бенностей и неправильного, не соответствующего реальности, ви¬дения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характер¬ны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Де¬монстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге.
Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого очень много. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и не¬реализованные ожидания и потребности, грубость, неуважитель¬ное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплек¬сом причин, среди которых условно можно выделить основную — например неудовлетворенные потребности супругов.
Итак, с целью диагностики нами было предпринято экспериментальное исследование, которое проводилось в два этапа.
На первом этапе у семей выявлялся уровень сформированности семейных отношений, на втором – проводилось исследование, направленное как на выявление проблем в семейных отношениях, так и на их решение.
Перед проведением эксперимента было проведено тестирование семей с целью определения уровня сформированности семейных отношений.
В результате семьи были разделены поровну на две группы - экспериментальную и контрольную.
Тестирование семей проводилось до и после проведения эксперимента.
Таким образом, первой целью проведения эксперимента является как исследования первоначальных характеристик рассматриваемых семей, так и определение результатов проделанной работы на основе конечных характеристик.
После проведения работы с группами исследований, которая заключалась в выполнении различных упражнений, тренингов, направленных на повышение показателей сформированности семейных отношений.
Для этого были измерены показатели в динамике: как на начало, так и на конец исследования.
Выборка представлена 20 супружескими парами (20 мужчин и 20 женщин), имеющие 3-х и более детей. Возраст супругов от 25 до 40 лет, стаж брака от 5 до 20 лет.
Характеристика мужчин. Возраст от 25 до 40 лет. Образование: среднее - 5, среднее специальное - 6, высшее - 9 человек.
Характеристика женщин. Возраст от 23 до 40 лет. Образование: среднее - 4, среднее специальное - 9, высшее - 7 человек.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вы¬вод о том, что причины для возникновения конфликтов име¬ются в любом типе семей, что обусловлено индивидуальны¬ми различиями супругов. Однако конфликт выступает не обя¬зательно как фактор дестабилизации семьи, выполняя не толь¬ко деструктивную, но и конструктивную функцию. В стабиль¬ных семьях конфликты протекают на общем фоне позитив¬ных взаимоотношений супругов, их взаимной удовлетворен¬ности и эмоциональной привязанности. Поэтому конфликты здесь выполняют конструктивную функцию, так как, выявляя взаимные притязания супругов, различия их потребностей, ус¬тановок, намерений, помогают выработать единые позиции и способствуют успешной адаптации партнеров к браку.
Полученные в исследовании и частич¬но изложенные экспериментальные фак¬ты дают основания сделать следующие выводы:
Результаты получились вполне ожидаемыми: семьи экспериментальной группы смогли значительно улучшить свои результаты после проведения эксперимента.
Данные результаты позволяют подтвердить гипотезу исследования
В целях наибольшей эффективности опытной работы нами был разработан для каждой группы новый тест, позволяющий определить степень конфликтности в семейных отношениях.
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного после проведенной формирующей работы, показали, что под влиянием коррекционного воздействия произошли положительные изменения в семейных отношениях экспериментальной группы.
Положительные результаты опытного обучения дают основание сделать вывод об эффективности разработанной методики развития семейных отношений.