Воскресенье, 2024-11-10, 0:16 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 19 » Скачать Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков. Якимова, Татьяна Владимировна бесплатно
5:38 AM
Скачать Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков. Якимова, Татьяна Владимировна бесплатно

Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков

Диссертация

Автор: Якимова, Татьяна Владимировна

Название: Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков

Справка: Якимова, Татьяна Владимировна. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 / Якимова Татьяна Владимировна; [Место защиты: Моск. гор. психол.-пед. ин-т] Москва, 2008 181 c. : 61 08-19/343

Объем: 181 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение2
Глава 1 Семья и развитие интеллектуально одаренного ребенка9
1 Особенности развития умственной одаренности в детстве9
11 Развитие представлений о природе интеллектуальной одаренности в зарубежной и отечественной психологии9
12 Особенности развития интеллектуально одаренного ребенка21
13 Исследования психологической структуры интеллектуальной одаренности Факторы развития одаренности в детстве31
2 Семья как фактор личностного развития ребенка42
21 Классическая модель: детско-родительские отношения как фактор развития личности43
22Системная модель: развитие и структура семьи 57
3 Влияние семейных факторов на развитие способностей и одаренности ребенка Семья, воспитывающая одаренного ребенка, как объект исследования80
Глава 2 Экспериментальное исследование специфики семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков94
1 Постановка проблемы исследования94
2 Индивидуально-типологические варианты развития интеллектуально одаренных подростков 97
2 1 Методы формирования групп испытуемых97
2 2 Характеристики испытуемых разных групп102
3 Особенности детско-родительского взаимодействия и структурно-функциональных характеристик семей, воспитывающих интеллектуально одаренных детей 115
31 Методы изучения семейных и детско-родительских отношений115
32 Описание результатов исследования особенностей семей разных групп испытуемых128
33Анализ и обсуждение результатов исследования 146
4 Выводы 156

Введение:

Представленная работа посвящена изучению особенностей семейных и детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей. В последнее время фактору семьи в развитии личности одаренного ребенка придается большое значение, которое, однако, в различных концепциях одаренности скорее лишь фиксируется, чем детально изучается (Ф.Монкс, А.Танненбаум, Д.Фельдман, К.Хеллер, Рабочая концепция одаренности).
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, тем, что интерес к вопросам детской одаренности сочетается с явным недостатком исследований семьи одаренного ребенка и его развития в контексте детско-родительских и семейных отношений. В связи с этим представления о специфике отношений в семьях, воспитывающих одаренных детей, о роли семьи в их развитии, о развивающих и патологизирующих аспектах этой роли часто противоречивы или ограничены лишь житейскими представлениями. В частности, широко распространены следующие житейские мифы о таких семьях: одаренных детей воспитывают родители с гипертрофированными амбициями; в семьях одаренных детей существует огромное количество эмоциональных и психических проблем; семьи одаренных детей представляют собой идеальный и желаемый образец семьи.
Во-вторых, вопросы личностного развития одаренного ребенка, его адекватной самореализации, профилактики эмоциональных нарушений в группе одаренных детей никогда не теряли своей актуальности. Многочисленные исследования показывают, что лишь небольшая часть интеллектуально одаренных детей успешно реализует свои потенциальные возможности (по разным данным не более 3-5%). Большей их части во взрослом возрасте не удается достичь в профессиональной деятельности результатов, превосходящих средний уровень. Трудности самоактуализации ведут к вторичным личностным расстройствам, проявляющимся в эмоциональных нарушениях, хроническом чувстве неудовлетворенности, трудностях социальной адаптации и пр. При этом остается неясным, для каких именно детей наиболее вероятен такой прогноз и с какими условиями развития'он связан.
Традиционно большинство исследований интеллектуально одаренных детей связано с изучением их познавательной сферы, анализом трудностей в обучении, разработкой технологий развития способностей и пр. Особенности социально-психологического и личностного аспектов развития одаренного ребенка начали изучаться относительно недавно. Сдвиг исследовательского интереса к особенностям личности и ситуации развития интеллектуально одаренного ребенка в значительной мере продиктован запросом со стороны практики, для которой важными являются задачи дифферециальной диагностики типа одаренности, психологического статуса ребенка, вероятного прогноза его развития, организации оптимальной психологической помощи как ребенку, так и его семье.
Обзор литературы и предварительное наблюдение интеллектуально одаренных детей и их семей выявили ряд общих фактов, нуждающихся в дальнейшей проверке и представляющих большой интерес, как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Экспериментальное изучение особенностей семьи как важнейшего фактора развития личности может прояснить и дополнить понимание феномена детской одаренности и специфики развития интеллектуально одаренного ребенка.
В результате проведенной работы мы предполагаем описать специфику детско-родительского и семейного взаимодействия в семьях интеллектуально одаренных детей, показать неоднородность этой группы семей (описать типичные варианты семей и развития личности одаренного ребенка), показать неоднозначность семейной ситуации развития одаренного ребенка (благоприятные и патологизирующие влияния), наметить пути профилактической и коррекционной работы с семьями интеллектуально одаренных детей разных типов.
Цель исследования — изучение особенностей семейной ситуации и специфической роли семьи в развитии интеллектуально одаренных детей, отнесенных к разным группам одаренности (нормальная одаренность, или «высокая норма», особая одаренность).
Объект исследования - семья, воспитывающая интеллектуально одаренного ребенка.
Предмет исследования - особенности семей и детско-родительского взаимодействия, характерные для разных групп интеллектуально одаренных детей.
Гипотезы исследования. 1. Семьи, воспитывающие интеллектуально одаренных детей, характеризуются более высоким уровнем семейной сплоченности по сравнению с семьями, в которых растут нормативно развивающиеся дети.
2. В разных группах интеллектуально одаренных детей семейная сплоченность обеспечивается различными психологическими механизмами и принимает разные формы, создавая специфическую ситуацию развития личности одаренного ребенка каждой группы. Задачи исследования.
1. Анализ литературы по вопросам одаренности, влияния семейных факторов на развитие личности, истории и современного состояния проблемы семейного контекста развития интеллектуально одаренного ребенка.
2. Составление пакета диагностических методов, соответствующих цели исследования.
3. Формирование групп испытуемых на основе комплексного подхода к диагностике одаренности и описание индивидуально-типологических вариантов развития интеллектуально одаренных детей.
4. Изучение социально-психологических, структурно-функциональных характеристик семейной системы (гибкость и сплоченность) и особенностей общения матерей и подростков разных групп.
5.Описание типов семей, воспитывающих интеллектуально одаренных детей.
Этапы исследования. Основная задача первого этапа работы -формирование групп испытуемых и проведение соответствующего диагностического исследования (2003-05 гг.). В результате были описаны индивидуально-типологические варианты развития одаренных детей.
На втором этапе изучались особенности семейных и детско-родительских отношений в семьях разных групп испытуемых. Их экспериментальное исследование проходило в 2005-06 гг., но наблюдение, беседы и консультативная работа с подобными семьями велись, начиная с 1997 года.
На заключительном этапе проводился количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Теоретическими основаниями исследования являются положения и идеи культурно-исторической концепции развития личности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина), психодинамических теорий развития (З.Фрейд, А.Фрейд, ДШтерн, Дж.Боулби), современных концепций интеллектуальной одаренности в зарубежной и отечественной психологии (Ф.Монкс, А.Танненбаум, Д.Фельдман, К.Хеллер, Н.С.Лейтес, В.Д.Шадриков, В.С.Юркевич- и др.), системных теорий функционирования и развития семьи (Н.Аккерман, М.Боуэн, С.Минухин, Дж.Хейли, А.Варга и др.), а также результаты исследований особенностей детско-родительских отношений в норме и при различных нарушениях (А.И.Захаров, Е.Т.Соколова, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер и др.).
Методы исследования. Для решения экспериментальных задач исследования использовались следующие методы: метод экспертов, метод анализа результатов деятельности (результаты обучения, участия в олимпиадах и качество проектной деятельности подростков), метод тестов (невербальный тест интеллекта, У.ЗегеЬгуа!«^, метод беседы с родителями и другими членами семьи, опросники ВРР («Взаимодействие родителя и ребенка», И.М.Марковская). и БАСЕЗ-З («Шкала семейной адаптации и сплоченности», ДХ.Олсон) для матерей и подростков. Статистическая обработка данных проводилась с помощью корреляционного анализа (критерий Пирсона) и оценки значимости различий между независимыми выборками (группами) по уровню выраженности определенного признака (непараметрический критерий U Манна-Уитни), программ MS Excel, SPSS 0,13.
Экспериментальная база. В исследовании приняли участие ученики ГОУ школы-интерната «Интеллектуал» и их матери (всего 170 человек). Возраст детей - от 11 до 14 лет (6-9 классы), из них - 28 девочек и 57 мальчиков.
Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые проведено исследование семей интеллектуально одаренных подростков, учитывающее не только уровень одаренности (высокая норма, или «нормальная одаренность», особая одаренность), но и варианты личностного развития подростков (гармоничное, невротическое, диссинхронное). Показана специфика семьи и общения матери и ребенка, характерные для каждой группы одаренных подростков; обозначен вероятный прогноз их дальнейшего развития, связанный с особенностями семейной ситуации. Полученные в исследовании результаты раскрывают роль семьи как важнейшего фактора развития интеллектуально одаренного ребенка. Впервые в психологии одаренности вводится понятие познавательной аддикции, которое позволяет по-новому понять феномен детской одаренности и исследовать его в общем контексте психологии развития.
Практическая значимость исследования непосредственно связана с диагностическим, консультативным (терапевтическим) и коррекционным направлениями работы практического психолога. Результаты исследования помогают определить вероятные прогнозы развития интеллектуально одаренного ребенка, оптимальные стратегии психологической работы с семьей, родителями и детьми разных типов интеллектуальной одаренности. Материалы исследования могут быть включены в учебные программы по психологии одаренности и психологии семьи.
Положения, выносимые на защиту
1. Варианты развития интеллектуально одаренных подростков обусловлены не столько уровнем их способностей, сколько более общими особенностями психики и личности ребенка, которые и определяют развитие и реализацию его способностей в деятельности.
2. В соответствии с особенностями личностного развития выделены четыре группы интеллектуально одаренных детей: «высокая норма» с признаками гармоничного и невротического развития личности, «особо одаренные» с признаками относительно гармоничного развития и с проявлениями диссинхронии.
3. Семьи, воспитывающие интеллектуально одаренных детей, характеризуются высоким уровнем семейной сплоченности, принимающей разные формы в разных группах подростков и проявляющейся в специфике общения матери и ребенка.
4. Разным вариантам развития личности детей с признаками одаренности соответствуют различные формы их общения с матерью: развивающая (оптимальная) близость, конфликтная близость, симбиотическая зависимость.
5. Определенная система семейных отношений создает и закрепляет зависимость ребенка от процесса и результатов его познавательной и учебной деятельности.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 134 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz