Четверг, 2024-09-19, 10:44 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Создание ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками. Лопатин, Андрей Рудольфович бесплатно
11:57 PM
Скачать Создание ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками. Лопатин, Андрей Рудольфович бесплатно

Создание ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками

Диссертация

Автор: Лопатин, Андрей Рудольфович

Название: Создание ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками

Справка: Лопатин, Андрей Рудольфович. Создание ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.06 Кострома, 1999 217 c. : 61 00-13/651-6

Объем: 217 стр.

Информация: Кострома, 1999


Содержание:

Введение
Глава 1 Формирование ситуаций успеха в воспитательно- 13-81 образовательной работе с подростками как педагогическая проблема
§ 11 Потребность в успехе у подростков в структуре их лич- 13-33 ности
§ 12 Особенности стремлений к успеху и отношений к нему у 34-54 подростков с разными индивидуально-психологическими характеристиками
§ 13 Педагогические условия создания ситуаций успеха, ак- 55-81 тивизирующих позитивное общеличностное развитие подростков ?
Глава 2 Эмпирическое исследование процессЬ формирования 82-153 ситуаций успеха для подростков
§ 21 Психолого-педагогическая диагностика испытуемых в 82-106 начале эксперимента
§ 22 Технология создания ситуаций успеха в воспитательно- 107-136 образовательной работе с подростками
§ 23 Качественные и количественные оценки в ходе педаго- 137-153 гического мониторинга

Введение:

Актуальность исследования создания ситуаций успеха в ходе воспитательно-образовательной работы с подростками определяется потребностью современной школы и общества в активизации их позитивного общеличностного развития.
Приоритетность и острота этой воспитательно-образовательной проблемы является следствием тяжёлых социально-экономических и бытовых условий, сложившихся в современном российском обществе. Миллионы подростков испытывают на себе пресс деформированных социальных взаимоотношений, которые мешают им добиваться даже элементарных успехов в учёбе и повседневной жизни, затрудняют их духовно-нравственное развитие (20),(30),(47),(48),(66). Реально существует слой подростков, который сориентирован на достижение успехов в криминальном плане (29).
Политическая, экономическая^ социальная, правовая, нравственная незащищенность, неопределённость, а нередко и негативизм общественных отношений накладывают свой отпечаток как на соматическое (физическое), так и психическое развитие подрастающего поколения, нередко вызывая нарушения процесса социализации. Это, в свою очередь, приводит к дезадаптации подростка, проявляющейся в неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего становления и общеличностного развития. Среди причин данного явления выделяются четыре основные группы факторов (20):
1. Социальные факторы: духовный кризис общества, криминализация жизни, отсутствие религиозной ориентации у значительной части детей, материальные трудности семей и безработица, отбрасывающие семьи за черту бедности, равнодушное отношение к детству,
2. Физиологические факторы: ущербный неполноценный генофонд, полученный от родителей, перенесённые в первые годы жизни болезни, травмы, нервно-психические потрясения, различные виды патологий.
3. Психологические факторы: слабо выраженная саморегуляция, чрезмерная возбудимость нервной системы, рождающая аффекты, эмоциональная неустойчивость, высокие уровни акцентуированных характеров, приводящие к психическому нездоровью.
4. Педагогические факторы: гигиеническая, интеллектуальная, духовно-нравственная запущенность с дошкольного периода, авторитарный стиль отношений с детьми в условиях семьи и школы, когда преобладает насилие, отрицательные оценки, бездуховность, несправедливость, нелюбовь, отсутствие индивидуализированной педагогической помощи.
Подросткам в массе своей достигать состояний радости, удовлетворения, признания не так-то просто, а именно эти состояния активизируют их позитивное общеличностное развитие. Значение ситуаций успеха в ходе педагогического процесса не ограничивается активизацией развития личности подростков, ибо сам процесс развития осуществляется в учебно-познавательной, эстетической, трудовой, нравственной деятельности и деятельности по усвоению социально-нравственных норм взаимоотношений между людьми.
Здесь успех играет роль адаптивно-компенсаторного механизма, сглаживающего состояния дезадаптации у подростков и увеличивающего степень вероятности их позитивной самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников.
Психологические аспекты проблемы успеха обсуждались в работах П.К.
Анохина, Л.С. Выготского, В.К. Вилюноса, У. Глассера, М. Даугалла, Л.В'. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Э.Ш. Натанзон и других. Педагогические и научно-методические аспекты затрагивались в трудах Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкина, А.Н. Лутошкина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других исследователей.
Так, например, В.А. Сухомлинский, рассматривая роль успеха в воспитательно-образовательной работе, подчёркивал: " .моральные силы для преодоления своих слабых сторон . ребёнок черпает в своих успехах, и как раз в той деятельности, в которой он может лучше всего проявить себя, раскрыть все свои духовные силы" (171).
В этом же контексте А.С. Белкин отмечает, что в самом идеальном варианте радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность школьника (30).
Однако между всеобщим признанием необходимости создания ситуаций успеха для подростков и мерами по реализации его в воспитательной практике сохраняется весьма большая дистанция. Анализ, проведённый нами, позволил обозначить круг вопросов, которые необходимо принять к рассмотрению в данной исследовательской работе:
• каковы сущность, место и функции успеха в структуре потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности подростка;
• какое влияние оказывает успешная учебно-познавательная и коммуникативная деятельность подростка на его общеличностное развитие;
• является ли деятельность педагога по формированию ситуаций успеха нормой профессионально-творческой работы;
• каковы педагогические условия создания ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками;
• что включает в себя понятие "потребностно-мотивационная конгруэнтность в системе "педагог-подросток" и каковы её отличительные характеристики;
• какие личностные качества подростков нужно учитывать при выборе форм, методов и приёмов создания ситуаций успеха;
• на что должна быть ориентирована психо лого-педагогическая диагностика при решении задач успешной самореализации подростков в воспитательно-образовательном процессе;
• какой сущностный смысл заключён в понятиях "стремление и отношение к успеху у подростков";
• каковы особенности стремления и отношения к успеху у подростков с разными индивидуально-типологическими характерологическими особенностями личности;
• какие формы, методы и приёмы в структуре педагогической технологии обеспечивают достижение подростками (с разными типами акцентуации характеров) состояний радости, удовлетворения, признания в учебно-познавательной, коммуникативной и других видах деятельности?
Остро выявляется неразрешенное противоречие между потребностью в формировании ситуаций успеха в ходе воспитательно-образовательной работы с подростками и недостаточной разработанностью соответствующей теории и технологии.
Это противоречие определяет постановку проблемы: как теоретически обосновать и осуществить в ходе педагогической работы с подростками создание ситуаций успеха, активизирующих их позитивное общеличностное развитие. цель исследования: теоретическая и прикладная разработка процесса формирования ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками. объект исследования: целостный педагогический процесс с целевой функцией достижения подростками успеха в их деятельности. предмет исследования: педагогические условия создания ситуаций успеха в технологии воспитательно-образовательной работы с подростками.
ГИПОТЕЗА: исходя из аксиоматического положения о том, что у каждого подростка имеется энергия потребности в успехе, выдвинуто предположение о существовании зависимости: ситуации успеха как результат функционирования педагогической системы возникают тогда, когда в ней реализуются: потребностно-мотивационное совпадение (конгруэнтность) в системе "педагог-подросток"; специальная психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на выявление особенностей стремления к успеху у подростков с разными типами акцентуации характеров; технология оперативного использования форм, методов и приёмов работы, адекватных когнитивным и эмоционально-волевым состояниям подростков.
С учётом выдвинутой цели и гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
• раскрыть и при необходимости расширить понятийный аппарат^ связанный с проблематикой исследования;
• выяснить сущность успеха в структуре личности подростков на уровне их стремлений и отношений к нему;
• выявить совокупность форм, методов и приёмов, применяемых педагогами для формирования ситуаций успеха в ходе учебно-воспитательной деятельности с подростками, адекватную их индивидуально-психологическим характеристикам;
•проанализировать результаты теоретической и эмпирической работы, продвигая формирование соответствующей практико-ориентированной концепции. методологической основой исследования явились: философская теория системного подхода к изучению социальных явлений, теория научного познания, теория саморазвития личности "на основе всеобщих законов развития и активности человека при изменении внешней среды и собственной природы, учение о превращении знания в фактор преобразования действительности. частнометодологическую базу исследования составили концепции научной педагогики и, психологии:
• о педагогических системах (В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королев, В.А. Кара-ковский, ЛИ. Новикова, Ю.П. Сокольников, Л.Ф. Спирин, Е.А. Ямбург и другие);
• о гуманистических принципах процесса воспитания и обучения (Б.Т. Лихачев, Ш.А. Амонашвили, В.А. Ситаров и другие);
• о психологии саморазвития и развития индивидуальности (JI.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Б.М. Теплов, А.Г. Асмолов, Л.И. Рувинский, А.Е. Личко, А.В. Петровский, И.А. Зимняя, Д.И. Фельдштейн и другие);
• о развивающем обучении (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и другие);
• о мотивации учебно-воспитательного процесса (Л.С. Выготский, Г.И. Щукина, А.К. Маркова, Г.А. Фортунатов, А.В. Петровский, А.В. Брунглин-ский, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Р.С. Немов и другие);
• о природе педагогической деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Е.А. Климов, А.А. Деркач, Г.С. За- ' собина и другие);
• о педагогической технологии (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, П.И. Пид-касистый, B.C. Безрукова, Г.К. Селевко и другие);
•о задачном подходе при анализе педагогической деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман, О.А. Конопкин, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин и другие);
• о формах, методах и приёмах педагогических воздействий (А.С. Макаренко, В.А. Сластенин, П.В. Конаны хин, Б.Т. Лихачев, В.М. Коротов, Н.Е. Щуркова и другие);
• о психологии и педагогике успеха (П.К. Анохин, М. Даугалл, С.Л. Рубинштейн, В .К. Вилюнас, Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие).
Источниками исследования явились труды учёных-гуманистов, философов, психологов, психотерапевтов, педагогов; опыт учителей-новаторов, опыт педагогов школ Костромского края, собственный педагогический опыт и факты проведённого эксперимента. методы исследования: использовались методы эмпирического и теоретического уровней познания. К первым относятся: пролонгированные включенные наблюдения за воспитанниками, собеседования, анкетирование, тестирование, диагностический и формирующий эксперименты. Методами теоретического уровня познания была осуществлена обработка собранного фактического материала, при этом применялись анализ и синтез, сравнение, классификация, моделирование, статистика, обобщение психолого-педагогических фактов, генерирование информации. экспериментальной базой исследования явились средние школы №14 и 7 г. Костромы. Диагностическим экспериментом были охвачены средние школы г. Костромы (№ 14, 7, 20) и Костромского края.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (1993-1995) изучались теория и история вопроса, определялись методологические и методические подходы к проблеме: была выдвинута и разработана гипотеза исследования;
На втором этапе (1995-1998) составлена программа экспериментальной работы, проведён диагностический и формирующий эксперимент;
На третьем этапе (1998-1999) были обобщены полученные результаты и оформлен текст диссертации.
На всех этапах осуществлялась апробация результатов исследования, публикация его материалов. обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: а) последовательным использованием научной методологии и комплекса современных методов познания; б) репрезентативной выборкой испытуемых; в) соотнесением получаемого материала с данными доказанных научных концепций и передового педагогического опыта; г) пролонгированной экспериментальной работой, позволяющей собрать достаточно большой объём эмпирического материала для "доказательства изучавшихся зависимостей и проверки гипотезы. научная новизна исследования, по мнению автора, заключается:
• в разработке модели процесса успешного решения социально-воспитательных задач в работе с подростками;
•в выявлении взаимосвязи принципов создания ситуаций успеха: принципов когнитивно-волевой сосредоточенности на успех, уверенности в достижении намеченных целей, разрешающего сотрудничества, эмоционального насыщения, рефлексии, педагогической смелости и оправданного риска, "возникающей перспективы";
• в анализе процесса создания ситуаций успеха как условия активизации позитивного общеличностного развития подростков;
• в рассмотрении ситуаций успеха как результата функционирования педагогической системы;
•во введении в структуру научного понятийного аппарата содержательных характеристик ряда новых категорий, связанных с общей концепцией формирования ситуаций успеха: "потребность в успехе у подростка", "стремление и отношение к успеху у подростка", "потребностно-мотивационная конгруэнтность в системе "педагог-подросток". теоретическая значимость исследования, по мнению автора, заключается в следующем:
• определены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие формирование эффективных ситуаций успеха с точки зрения их адекватности когнитивным и эмоционально-волевым состояниям подростков;
• выделены и описаны особенности стремлений к успеху и отношений к нему у подростков с разными индивидуально-психологическими характеристиками;
• разработана обобщённая семантическая модель, отражающая связи акцентуаций характера подростков с их стремлениями к успеху в социально-педагогических ситуациях;
• на основе полученного экспериментального материала охарактеризована совокупность форм, методов и приемов работы, обеспечивающих появление у подростков состояний успеха в разных видах деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ определяется тем, что содержащийся в ней теоретический материал и методические рекомендации могут быть использованы в массовой педагогической практике и способствовать повышению уровня учебно-воспитательной работы в среднем звене. Результаты исследования могут быть также рекомендованы при изучении курса "Теория и методика воспитательной работы" в педвузах и педучилищах, при переподготовке педагогов в институтах повышения квалификации учителей, в научно-исследовательской работе. В ходе исследования были обеспечены благоприятные условия для общеличностного развития большой группы школьников через создание ситуаций успеха.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись путём выступлений автора на педсоветах и методических семинарах в средней школе № 14 г. Костромы, в негосударственной общеобразовательной школе г. Костромы, на кафедре педагогики КГУ им. Н.А. Некрасова, на научно-практических конференциях в Костромском университете (1994, 1996, 1997гг.); на Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя национальной школы в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений" (в г. Канаш, 1994); на Международной научно-практической конференции "Ориентация подрастающих поколений на освоение общечеловеческих духовно-нравственных ценностей" (в г. Серпухов, 1996), при чтении лекций по проблематике исследования в школах г. Костромы и области; через публикации результатов исследования в научных сборниках, в Вестнике КГПУ им. Н.А. Некрасова (1995, 1997 гг.). Всего опубликовано тринадцать работ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВЫНОСИМЬЕ НА ЗАЩИТУ: "Потребность в успехе у подростка" - это внутреннее состояние личности подростка, выражающее субъективную зависимость от объективной необходимости в самореализации, самоутверждении, в приобретении социального статуса в коллективе сверстников и окружающей социальной среде. "Потребностно-мотивационная конгруэнтность в системе "педагог-подросток" - это психолого-педагогическое явление совпадения (совмещения) направленностей на успех этих людей, рождающее синхронизацию и интеграцию их усилий при решении учебно-познавательных, коммуникативных и других социально-позитивных педагогических задач.
В качестве характерных признаков достижения в педагогической системе потребностно-мотивадионного совпадения молено назвать следующие фиксируемые черты: гармоничность взаимоотношений в системе "педагог-подросток";
• стремление обеих сторон к позитивному сотрудничеству;
• вовлеченность в совместную учебно-воспитательную деятельность как в школе, так и за её пределами;
• позитивное отношение подростка к целям совместной деятельности;
• адекватное принятие воспитанником форм, методов и приёмов решения возникающих социально-педагогических задач;
• положительное отношение подростка к оценке со стороны педагога результатов его учебной и иной работы;
• адекватная самооценка у обеих сторон;
• состояние эмоциональной удовлетворённости и у педагога и у подростка как результат их совместной деятельности.
3. Ведущая роль успеха в структуре личности подростка как внутреннего регулятора его поведения, определяющего направление процесса общеличностного развития.
4. Модель процесса успешного решения социально-воспитательных задач в работе с подростками.
5. Сущность стремления к успеху и отношения к нему у подростков. Стремление к успеху представляет собой сосредоточенность волевого усилия на удовлетворении потребности в успешной самореализации и самоутверждении в коллективе сверстников и окружающем социуме. Отношение к успеху представляет собой степень значимости успешной самореализации, которая, занимая определённое положение в структуре потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах личности и опосредуясь индивидуально-психологическими качествами, обуславливает все виды её активности.
6. Содержательные характеристики стремлений к успеху и отношений к нему у подростков с разными индивидуально-типологическими характерологическими особенностями.
7. Обобщённая семантическая модель, отражающая связи акцентуации характера подростков с их стремлениями и отношениями к успеху в социально-педагогических ситуациях.
8. Теоретическое обоснование влияния успеха на активизацию позитивного общеличностного развития подростка.
9. Сущность принципов создания эффективных ситуаций успеха (когнитивно-волевой сосредоточенности на успех, уверенности в достижении намеченных целей; разрешающего сотрудничества; эмоционального насыщения; рефлексии, педагогической смелости и оправданного риска; "возникающей перспективы").
10. Совокупность форм, методов и приемов в структуре технологии создания ситуаций успеха, которые адекватны когнитивным и эмоционально-волевым состояниям подростков.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 124 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz