Четверг, 2024-09-19, 10:43 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Совершенствование методологии планомерного регулирования экономики в развивающихся странах (на примере республики Кипр). бесплатно
11:30 PM
Скачать Совершенствование методологии планомерного регулирования экономики в развивающихся странах (на примере республики Кипр). бесплатно

Совершенствование методологии планомерного регулирования экономики в развивающихся странах (на примере республики Кипр)

Диссертация

Автор: Пасхалидис, Андреас

Название: Совершенствование методологии планомерного регулирования экономики в развивающихся странах (на примере республики Кипр)

Справка: Пасхалидис, Андреас. Совершенствование методологии планомерного регулирования экономики в развивающихся странах (на примере республики Кипр) : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.17 Москва, 1984 135 c. : 61 85-8/618

Объем: 135 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Ш1АН0№РН0ГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ 9-38 §I Предпосылки возникновения планомерного регулирования в развивающихся странах 9-27 §
2 Содержание и формы планомерного регулирования в развивающихся странах
Глава
II МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИПРА 39-83 §I Общая характеристика экономического развития Кипра после получения независимости (I960-I983 гг) §
2 Методология разработки планомерного регулирования на Кипре 56-69 §
3 Особенности методологии разработки планов экономического развития Кипра до войны г
Глава
III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНОМЕРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ГОДАХ 84-120 §I Особенности методологии разработки планов экономического развития Кипра в восьмидесятых годах П О §
2 Организация и контроль выполнения планов в развивающихся странах П О
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Введение:

В результате крушения колониальной системы империализма на политической карте мира появилось свыше семидесяти молодых независимых государств. Это вызвало к жизни ряд новых проблем, от разрешения которых зависят судьбы многомиллионных народов стран Азии, Африки и Латинской Ау1ерики. Завоевание независимости явилось первым этапом национально-освободительной революции в этих странах. На нынешнем этапе исторического развития, в обстановке общего роста сил демократии и социализма, национально-освободительное движение вступает в новую стадию глубоких социально-экономических преобразований. Страны эти очень разные. Одни из них после освобожцения пошли по революционно-демократическому пути. В других утвердились капиталистические отношения. Некоторые из них проводят подлинно независимую политику, другие идут сегодня в фарватере политики империатшзма. При наличии огромных различий все освободившиеся страны стоят перед проблемой необходимости преодоления социально-экономической отсталости. Первые из них уже сделали решительный шаг в этом направлении. Остальные еще продолжают сохранять положение периферии мировой капиталистической системы. Однако, как те, так и другие страны поншлают, что сложные проблемы осуществления социально-экономического прогресса должны решаться с использованием возможностей национального планирования. На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось: "Развитие этих стран по прогрессивному пути происходит конечно неодинаково, но основные направления сходные. Это постепенная ликвидация позиции империалистических монополий, местной крупной буржуазии и феодалов, ограничения деятельности иностранного капитала. Это обеспечение народному государству командных высот в экономике и переход к плановому развитию производительных сил" Популярность экономического планирования является одним из свидетельств всемирного признания успехов плановых методов развития народного хозяйства Советского Союза и других социалистических стран. На современном этапе с помощью планирования развивающиеся страны пытаются решать задачи ликвидации своей отсталости и достижения экономической независимости. Проблемы, связанные с планированием в развивающихся странах, очень многообразны. Каковы основные предпосылки и условия, позволяющие использовать планирование в развивающихся странах; может ли государственная власть в развивающихся странах воздействовать на стихийные процессы экономического и социального развития; где лежат границы этого воздействия, с помощью каких методов и приемов лучше организовать планирование в условиях развивающихся стран вот далеко не полный перечень теоретических и практических вопросов, поставленных жизнью. Ответы на такие вопросы невозможно дать однозначно, поскольку при их детальном рассмотрении выясняется огромное разнообразие задач, с которыми сталкиваются различные развивающиеся страны на путях преодоления вековой отсталости, а также и возможностей (с точки зрения наличия ресурсов и соответствующих социальных условий) для их решения. Более того, ситуация осложняется углублением дифференциации бывших развивающихся стран. Тем не менее в сложившейся ситуации анализ планов эконо1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I, с. 12, 2 Термин планирование по отношению к развивающимся странам имеет условный характер.мического развития развивающихся стран, их целей и социальной направленности итогов (результатов) их выполнения представляет особую актуальность. В диссертации сделана попытка впервые рассмотреть вопросы совершенствования методологии планирования в условиях развития национальной экономики Кипра. С этой целью были рассмотрены планы развития экономики страны и выявлены имеющиеся недостатки в планировании в целом и в вопросах методологии планирования в частности. Цель диссертационной работы на основе исследования теоретико-методологических основ планирования, изучения и обобщения опыта плановой работы в СССР и других странах разработать рекомендации по совершенствованию методологии планового регулирования в республике Кипр. Реализация этой цели потребовала постановки и решения взаимосвязанных задач: исследовать в комплексе эконоьмческие и социальные условия, содержание и формы планового регулирования в республике Кипр, как и в других развивающихся странах; сформулировать исходные методологические основы становления и развития плановых начал в Кипрской республике; рассмотреть методы и показатели планового регулирования с целью централизованного руководства экономического развития Кипра; выявить особенности методологии разработки планов эконо1Лического развития Кипра до войны 1974 года и в восьмидесятые годы; дать анализ организационных форм планового регулирования как одного из важных условий дальнейшего совершенствования его методологии. Объектом исследования является система планового регулирования социально-экономического развития Кипра. Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС и Прогрессивной партии трудового народа Кипра (ЖЭЛ), постановления ЦК КПСС и Совета Шнистров СССР по вопросам совершенствования планирования, решения Всекипрской федерации труда (ПЭО). Использованы публикации советских и зарубежных ученых. В своих исследованиях автор опирался на данные опыта планирования в СССР и республике Кипр, на материалы статистической отчетности этих и других стран. В работе широко использованы исследования советских ученых, изучающих социально-эконоглические проблемы развивающихся стран, в частности вопросы, связанные с планированием. Следует отметить труды Алешиной И.В., Бессонова А., Громыко Ан. А., Коллонтай В.М., Кузьмина А., Рейснер Л.П., Смирнова Г.В., Тюльпанова С П Ульрих О.В,, Швыркова Ю.М. и других, В настоящее время на Кипре практически не разработаны общие вопросы планомерного регулирования экономики. В своей работе автор использовал отдельные статьи и данные статистической отчетности. Научная новизна исследования состоит в том, что на основе изучения марксистско-ленинской экономической теории, теории народнохозяйственного планирования выявлена специфика закономерностей общественного воспроизводства в республике Кипр. Впервые дан развернутый анализ состояния планового регулирования в стране. Показаны характерные черты методологии разработки планов в республике Кипр. Определены пути и методы прямого и косвенного государственного воздействия на социально-экономические процессы в решении коренных зацач преобразования страны. Практическая ценность работы. Разработанные рекомендации по совершенствованию методологии планового регулирования экономики Кипра (сочетание прямого, директивного планирования и косвенного воздействия; пути, формы и методы планового воздействия; система плановых заданий; система органов планового регулирования и т.п.) могут оыть использованы соответствующими научно-исследовательскими организациями и плановыми органами Кипра. Основные положения и выводы могут быть рекомендованы в качестве рабочего материала в деятельности Всекипрской федерации труда (ПЭО) при решении экономических вопросов развития Кипра. На основе поставленной цели и в соответствии с задачами работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, В первой главе рассматриваются экономические и социальные условия планомерного регулирования в развивающихся странах. Раскрывается структура социально-экономических укладов в развивающихся странах, Анализируются причины и необходимость расширения экономических функций государства в развивающихся странах. Далее на основе марксистско-ленинского учения анализируются предпосылки возникновения планового регулирования в развивейщихся странах. Определяется социально-экономическая сущность планирования, его действенность, методы и формы осуществления. Во второй главе рассмотрены основные черты экономического развития Кипра в период независимости (I960 1983 гг,), а также пути и методы преодоления экономической отсталости и те трудности, с которыми столкнулась страна в результате турецкой интервенции. Особое внимание уделено характеру методологических вопросов планирования в стране. Исходя из марксистской трактовки сущности планирования, сделан вывод о том, что по отношению к Кипру термин "планирование" носит условный характер.Были проанализированы три пятилетних плана развития экоН01ЛИКИ Кипра до войны 1974 г..и сделаны основные выводы по их выполнению. В третьей главе анализируют чрезвычайные планы экономического развития Кипра в восьмидесятые годы. Главной задачей этих трех планов (I975-I976 г., первый), (I977-I978 г., второй, 1979I98I г., третий) было восстановление экономики. В этой главе рассмотрены также вопросы организации и текущего контроля за ходом выполнения планов в развивающихся странах. При написании диссертации выявились определенные трудности, связанные со спецификой планового регулирования на Кипре. Эти трудности преаде всего были связаны со слабостью теоретической и методологической базы планового регулирования, отсутствием приемов составления планов, стройной системы показателей. Из-за их отсутствия до сих пор нет возможности использовать единое руководство составлением планов. Но несмотря на эти трудности рассмотренные вопросы в диссертации, на наш взгляд, позволят внести определенные положительные моменты, связанные с совершенствованием методологии планового регулирования на Кипре, что безусловно позволит поднять на более высокий уровень всю систему планового регулирования, повысить научную обоснованность планов.ЭКОНОМЩЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ШГШОМЕРНОГО PEГУЛИPOBiШИЯ В РАЗВИВЖ)ЩИХСЯ СТРАНАХ § I. Предпосылки возникновения планомерного регулирования в развивающихся странах Анализ основных черт и особенностей социально-экономического развития стран Азии, Африки и Латинской Америки дает основание утверждать, что процесс воспроизводства в этой группе стран обладает такими специфическими чертами, которые требуют особого подхода к решению задач эффективного управления экономикой. "Задачи, которые стоят ныне перед освободившимися странами, сложны и многообразны, указывалось на международном совещании коммунистических и рабочих партий в Москве (1969 г.). Речь идет о том, чтобы закрепить завоеванную независимость, добиться создания самостоятельной национальной экономики, преодолеть унаследованную от прошлого отсталость. Все это может быть достигнуто только на путях прогрессивного социального развития и последовательной борьбы против империализма, на путях союза с социалистическими странами и международным рабочим движением". В обостряющемся противоборстве по вопросу о будущем политического и социально-экономического развития прогрессивныгл силам развивающихся стран противостоит внутренняя реакция, поддерживаемая империализмом, который различными путями пытается навязать народам Азии, Африки и Латинской Америки капиталистический путь развития, прибегает к политическому и экономическому давленшэ, идеологическому воздействию, шантажу, угрозам, военному вмешательству. Таким образом, социально-экономическое планирование I "Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы". М.: Политиздат, 1969, с. 62.превратилось в одну из важнейших сфер международной борьбы. При общем низком уровне развития производительных сил и в условиях экономической отсталости для развивающихся стран характерны резкие различия в уровнях экономического развития отдельных отраслей хозяйства и районов этих стран, одновременное существование в их экономике оснащенных современной техникой высокопродуктивных предприятий и хозяйств, основанных на ручном труде, со средневековой техникой, технологией и организацией щзоизводства. Экономика развивающихся стран многоукладна. Для них типично сосуществование современного капиталистического производства с докапиталистическими укладами, высокотоварного производства с полунатуральными хозяйствами, высокомонополизированных отраслей экономики с наличием массы мелких товаропроизводителей докапиталистического типа, Развивающиеся страны тяготеют к системе мирового капиталистического хозяйства не как равноправные национальные комплексы, а как зависимая периферия. Процесс воспроизводства в развивающихся странах во многих своих элементах определяется действием не внутренних, а внешних факторов, связанных с экономической и научно-технической зависимостью развивающихся стран. Экономика развивающихся стран в настоящее время характеризуется: низкой степенью ее обобществления, слабыми внутренними межотраслевыми и внутриотраслевыми связями, наличием экономичеС1СИХ отношений, связанных не с внутренним рынком, а с мировым рынком. Если сегодня преодоление пережитков прошлого, в некоторых странах предусматривающее и переход к социализму, поставлено на реальную политическую основу, то это объясняется тем, что эпоха колониализма оставила освободившимся странам не только качественно новые по сравнению с их доколониальным прошлым произвоII дительные силы, но также и новую классовую структуру. При всем разнообразии социальной структуры развивающихся стран для них типичны следующие классы и социальные группы: 1) эксплуататоры иностранные капиталисты, господствующие над страной, и перешедшие на их сторону реакционные группы феодалов, родо-племенной знати, заинтересованные в консервации основных черт аграрного строя колонии или зависимой страны; 2) эксплуатируемые преобладающая часть населения, во многих странах слабо дифференцированного в классовом отношении; 3) национальная буржуазия, занимающая "промежуточное" между теми и другими положение в тех странах, где она сформировалась. Все отношения классовой эксплуатации дополнялись национальной или расовой, а часто и религиозной дискриминацией. Сочетание всех этих социально-экономических черт и особенностей освободившихся стран придает специфическое содержание пропорциям в развитии народного хозяйства. Большинство народнохозяйственных пропорций складывается не в масштабах национального экономического комплекса как результат внутренних воспроизводственных связей, а под воздействием внешних факторов. В то же время многие из этих пропорций приобретают неустойчивый, подвижный характер, могут варьировать в очень широких необычных для развитой экономики пределах (напршлер, соотношение между накоплением и потреблением). Специфика социально-эконошческих структур развивающихся стран, многоуклацность экономики предопределяют особый характер действия стихийных рыночных факторов установления народнохозяйственных пропорций, ограничивают сферу и силу их воздействия на распределение труда мевду отдельными отраслями и сферами экономики, Наличие общественно-экономических укладов определяется характером собственности, лежащей в основе того или иного уклада. Она может быть коллективной собственностью общины, феодальной собственностью или собственностью мелкого производителя, а также частно-капиталистической собственностью, национальной или иностранной, собственностью буржуазного государства или государства революционно-демократического. В последнем случае она может при определенных социально-политических условиях в большей или меньшей степени использоваться в интересах всего народа, содержать элементы смешанного, переходного типа собственности. Общественно-экономические уклады характеризуются не только той или иной формой собственности, но иформой хозяйства. Последняя может быть натуральной или товарно-денежной. На этой основе возникают свойственные определенному укладу социальные отношения, черты хозяйственного и домашнего быта, идеология и т.д. В экономике большинства развивающихся стран соседствуют несколько общественно-экономических укладов: 1) основанные на натуральном хозяйстве патриархально-общинный, феодальный, полуфеодальный и различные промежуточные формы; 2) основанные на товарно-денежном хозяйстве мелкотоварный, чаотнокапиталистический (национальный и иностранный капитал) и государственно-капиталистический; 3) основанный на государственной собственности государственный сектор в странах, развивающихся по некапиталистическому пути развития. Этот уклад по мере своего развития и укрепления становится ведущим. Наряду с этим при многоукладной экономике, отсутствии в составе национального общества достаточно экономически сильных классов, способных единолично взять на себя государственную власть, в развивающихся странах возникают необходигюсть и определенные возможности осуществления государством функций руководства и управления национальной эконогликой для внедрения плановых начал ее развития. В конечном итоге такое положение связано с развитием общественного

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 134 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz