Четверг, 2024-09-19, 10:43 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 24 » Скачать Социальный институт образования: исследование основных подходов системного анализа. Королева, Ксения Юрьевна бесплатно
1:09 AM
Скачать Социальный институт образования: исследование основных подходов системного анализа. Королева, Ксения Юрьевна бесплатно
Социальный институт образования: исследование основных подходов системного анализа

Диссертация

Автор: Королева, Ксения Юрьевна

Название: Социальный институт образования: исследование основных подходов системного анализа

Справка: Королева, Ксения Юрьевна. Социальный институт образования: исследование основных подходов системного анализа : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Ростов-на-Дону, 2005 148 c. : 61 06-9/240

Объем: 148 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2005


Содержание:

Введение
Глава
I Социальный институт образования: предметная область исследования 1,
1 Понятия «образование», «социальная система», «социальный институт»: анализ методологических подходов
12Социальный институт образования: особенности реализации основных функций в условиях трансформирующегося общества
Глава
II Социальный институт (социокультуный анализ) образования как социальная система
21 Человеческое измерение системы образования
22 Социокультурная детерминация функционирования социальной системы образования
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Общая характеристика работы Актуальность темы исследования. Образование является одним из важнейших факторов, онределяющих прогрессивное поступательное развитие общества. Обеспечивая процессы подготовки квалифицированных кадров, социальный и институт образования формирует условия для поддержания распространения научно-технического прогресса, интенсификации технологий, развития экономики. В современных условиях ускорения и глобализации социальных и экономических процессов, универсализации культуры, постоянного нарастания интенсивности потоков обмена информацией, увеличения роли знания практически во всех сферах человеческой деятельности, образование становится институтом, обеспечивающим конкурентоспособность и независимость государства в мире. Это обусловливает неиссякающий интерес к проблемам социального института образования со стороны социально-гуманитарных наук. Пройдя долгий путь развития, образование образца конца XX начала XXI века представляет собой сложную социокультурную систему, обладающую многоуровневой дифференцированной структурой внутренних и внешних социальных, экономических, нормативно-правовых взаимосвязей и взаимоотношений. Сохраняя в качестве номинальной функции социализацию личности, система образования вынуждена выживать в жесткой конкурентной борьбе с множеством институтов, участвующих в процессе социализации и формирующих информационное поле среду функционирования образования. На протяжении последних тридцати лет многие страны мира, в том числе и Россия, осуществляют попытки реформировать системы образования. Исходные условия преобразований существенно отличаются.однако в направлениях планируемых изменений прослеживаются общие тенденции, а именно: принятие ряда экономических и правовых мер с целью расширения доступа к высшему образованию для широких масс населения; создание условий для формирования системы непрерывного образования на протяжении всей жизни (материально-технических, информационных, методологических и т.д.); усиление многообразия предлагаемых форм организации учебного процесса и методик обучения с целью повышения эффективности, ориентация на личность обучаемого и его потребности, формирование партнерских отношений между педагогом и учащимся. Российские реалии реформирования имеют свою специфику, которая обусловлена как особенностями пройденного исторического пути, так и происходящими преобразованиями. стратификационной в стране экономическими и социальными и Трансформация структуры институциональной российского современного общества естественным образом сказывается на функционировании системы высшего образования. Поэтому анализ нынешнего состояния и перспектив развития образования требует учета влияния ряда объективных факторов социальных, культурных, экономических, организационно-управленческих, а также субъективных факторов, связанных с изменением жизненной ситуации индивида: плюрализацией социальных ценностей, ростом неопределенности социальных отношений, связей, утратой чувства безопасности, обезличиванием социальных практик Меняющиеся условия социальной реальности выдвигают новые требования к методологии исследований. На примере научных публикаций последних лет можно наблюдать, как модифицируются научные подходы к пониманию феномена образования и направления исследований образовательных процессов в социально-гуманитарных науках, в частности, в педагогике, психологии, экономике и социологии.В социальной философии и теоретической социологии классические макросоциологические теории, выстроенные по принципу генерализации, игнорирования деталей, конкурируют с качественными подходами, акцентирующими внимание на неповторимости изучаемых феноменов, контекстуальной и ситуативной обусловленности социальных фактов и явлений, избежании каких бы то ни было обобщений, устремлении к спецификационному анализу. Все чаще находят применение междисциплинарные подходы, позволяющие использовать опыт и наработки смежных отраслей знания. В тоже время в социологических теориях среднего уровня, к которым относится социология проблем образования, недостаточная обильным теоретическая использованием разработанность компенсируется иллюстративного материала на основе эмпирических данных. Так, изучая проблемы социологи образования, в отсутствие на узких генерализирующих прикладных концепций концентрируются исследованиях, сосредотачиваясь на изучении отдельных феноменов и процессов, описании частных случаев, решении конкретных практических задач, не уделяя внимания важности построения теоретических обобщений. Безусловно, от этого страдают как уровень проводимых эмпирических исследований, так и социологическая теория, поскольку по отдельности ни разрозненные данные прикладных исследований, ни «оторванные от реальности» макросоциологические теории не всегда могут внести значимый вклад в понимание сущности проблем образования. В ракурсе вышеизложенного проблема формирования интегральной социологической концепции образования, которая позволила бы систематизировать имеющиеся теоретические и практические исследования, остается достаточно острой. Традиционно применяемые для образования анализа социального института структурно-функциональный, институциональный, конфликтологический подходы оставляют за пределами внимания проблемы взаимосвязи структурных компонентов и функций, реализуемых в рамках института образования, соотношение субъективного и объективного в образовательных процессах. Эвристические преимущества применения системного подхода к проблемам образования заключаются в возможности совмещения макро- и микросоциальных измерений социального института образования, а именно, в рассмотрении субъектов образования, структурных и институциональных элементов, образовательных процессов, ресурсов как интегрированной целостности. Системный анализ позволяет учитывать широкий спектр взаимоотношений и взаимозависимостей между внутренними элементами системы образования и внешними факторами, формирующими образовательное пространство. В качестве дополнительного аргумента в пользу актуальности обозначенной проблемы можно отметить, что в социологической литературе недостаточно представлен теоретико-методологический анализ механизмов трансформации социального института образования как системы. В данном диссертационном исследовании сделана попытка раскрыть специфику и особенности функционирования адаптационных механизмов социального института образования как системы в контексте современных социокультурных изменений на основе как существующих в социологии теоретических подходов, так и применения междисциплинарных концепций. Степень научной разработанности темы исследования. Как особая форма социокультурной действительности образование является объектом исследования для многих социально-гуманитарных наук. В наиболее обобщенном виде можно выделить несколько теоретических подходов к рассмотрению феномена образования. В работах М. Вебера, в качестве Ф. Хайека, базовой Дж. Коулмана и других исследователей цели образования выступает формирование разносторонне образованного человека в соответствии с нормативно-нравственным идеалом, доминирующим в обществе.Взгляд на образование как систему целенаправленного воздействия на индивидов с целью социализации, адаптации к потребностям общества представлен в трудах Э. Дюркгейма, К. Маинхейма, К.Маркса, К.Поппера и др. Система образования является процесса вторичной, поскольку требованиями содержание со стороны образовательного определяется экономической и политической систем государства, человек формируется в соответствии с заданными моделями, образцами, удовлетворяющими запросы доминирующего экономического уклада. Еще один подход предполагает, что тип культуры задает траекторию развития образования. Основной тезис можно сформулировать следующим образом поскольку образование является базовым каналом трансляции культуры, развитие цивилизации и смена доминирующих типов культуры диктуют направления изменения системы образования в соответствии с новыми ценностями и стандартами (Б. Малиновский, Дж. Мид, П. Бурдье, И.А. Ильин и др.). Особенность личностного подхода состоит в том, что основной целью образования видится максимальное развитие природных задатков, способностей, которыми обладает человек, и содействие его самореализации, продвижению по пути самосовершенствования. (Г. Гегель, И. Ф. Гербарт, И. Гердер, В. Гумбольдт, И. Кант, Дж.С. Милль, М. Хайдеггер и др.). Образование выступает в качестве механизма согласования интересов обоюдных социума и отдельно взятого индивида через упорядочение запросов, требований, являясь своеобразным посредником взаимодействия. В социологии теоретические исследования системы образования ведутся с начальных этапов становления социологии как науки. Косвенно или напрямую вопросы образования затрагиваются в работах практически всех крупных западных социологов-теоретиков. Во второй половине XX века активизировались эмпирические исследования сферы образования. Ставшие классикой труды Э.Дюркгейма заложили основы структурнофункционального анализа образования как социального института, в них впервые профессиональное образование было рассмотрено как фактор социальной дифференциации в обществе. Социально-структурирующая функция высшего образования рассматривается в концепции культурного капитала П. Бурдье, в рамках теории человеческого капитала Г.Беккером, Т. Джастером, Дж. Коулманом, в конфликтологическом ракурсе Боулзом, Дж. Карабелом, Р. Коллинзом, Н. Смелзером, Э.Хесли и др. Макросоциологическая системная модель Т. Парсонса раскрывает механизмы функционирования образования как способа личностного освоения культуры и поддержания социального порядка. В современных концепциях Д. Белла, Э.Гидденса, Ю.Хабермаса и др. представлен анализ системы, высшего, профессионального образования в контексте изменений социальных отношений, трансформации институциональной структуры, формирования нового информационного общества. Широкий спектр проблем, связанных с особенностями реализации социальных функций системой образования в условиях трансформации социума, нашел отражение в работах отечественных социологов. Начиная с 70-х годов исследования межпоколенной мобильности, зависимости между образовательным статусом и особенностями выработки стратегий профессиональной активности раскрываются в работах И.В. Бестужева-Лады, Г.И. Герасимова, СИ. Катаева, Д.Л. Костантиновского, В.Т. Лисовского, Я.М. Рощиной, Ф.Р. Филиппова, В.Г. Харчева, Ф.Э. Шереги, В.Н. Шубкина и др. В отечественной социологии образование традиционно рассматривается в рамках стратификационных теорий в качестве одного из измерений отношений неравенства, важнейшего к фактора социальной социальным мобильности, обеспечивающий доступ определенным позициям, а следовательно, и закрепленными за ними правами обладания и распоряжения социальными благами и ресурсами. Т.Ю. Богомолова, Л.И. Бойко, З.Т. Голенкова, Т.И. Заславская, Е.Д. Игитханян, Ю.С. Колесников,

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 118 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz