Четверг, 2024-09-19, 10:51 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июнь » 26 » Скачать Социальное управление формированием экологической культуры студентов технических вузов. Хорошун, Нарине Агасиевна бесплатно
11:37 PM
Скачать Социальное управление формированием экологической культуры студентов технических вузов. Хорошун, Нарине Агасиевна бесплатно

Социальное управление формированием экологической культуры студентов технических вузов

Диссертация

Автор: Хорошун, Нарине Агасиевна

Название: Социальное управление формированием экологической культуры студентов технических вузов

Справка: Хорошун, Нарине Агасиевна. Социальное управление формированием экологической культуры студентов технических вузов дис. канд. социол. наук : 22.00.08 Белгород, 2006 c. :

Объем: стр.

Информация: Белгород, 2006


Содержание:

Введение
1 Экологическая культура личности и подходы к ее формированию
2 Диагностика экологической культуры студентов и состояния основных институтов экологизации
3 Методология формирования экологической культуры студентов технических вузов
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность темы исследования вызвана следующими обстоятельствами. К началу третьего тысячелетия наща технократическая цивилизация достигла критического состояния своего развития, вызванного действием двух основных тенденций: истощением естественных ресурсов, изыманием их у будущих поколений и загрязнением окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности. В связи с этим встает вопрос о поисках путей дальнейшего развития общества, как минимум гарантирующего его выживание и как максимум обеспечивающего восстановление благоприятной природной среды и оздоровление общества. Среди рекомендаций по организации жизни человечества в новых условиях и по способам преодоления экологического кризиса высказываются предложения, которые можно сгруппировать в виде следующих стратегий. Во-первых, это класс природоохранительных стратегий, в котором выделяются два противоположных направления: а) направление экологического пессимизма, алармизма (от фр. alarme тре- вога) и реакционного романтизма руссоистского толка, представители которого считают источником экологического кризиса научно-технический прогресс, взятый сам по себе. Они предлагают резко ограничить либо вообще приостановить технико-экономическое развитие общества. С этой целью выдвигаются доктрины "органического роста", "управляемого развития" и др.; б) направление экологического оптимизма, адепты которого, признавая наличие кризиса, предлагают проекты радикальной перестройки технологии, избавления ее от существующих недостатков. При этом большие надежды возлагаются на механизмы синергетического типа, обеспечивающие самовосстановление природы. Однако опыт второй половины XX в. свидетельствует, что подобные стратегии не способны остановить нарастание кризисных явлений, и построить на ее основе экологизированную экономику не представляется возможным. Время для этого упущено. Н.Н. Моисеев пишет, что чисто технического или технологического решения вопросов преодоления возможных кризисов не существует. Как бы не были важны сберегающие технологии, системы очистки воды, воздуха, почвы, системы охраны природы, они не в состоянии улучшить ситуацию. Человечеству необходимо научиться заново согласовывать свои потребности с возможностями Природы их удовлетворить! Это означает, что предстоит изменить шкалу ценностей и перестроить сам процесс развития человечества как биологического вида". Капранова Л.Д. Экологический фактор и кризис цивилизации (Обзор) Экологические проблемы современного общества. М.; ИНИОН РАН, 2001. 13 14. Моисеев Н.Н. Экологическое мировоззрение Философия экологического образования. М., 2001. 23.Во-вторых, это стратегия устойчивого развития. И хотя данное понятие было введено в оборот экологами, первоначально оно подразумевало экономический, социальный и демографический аспекты эволюции. Причем именно экономический подход являлся стержнем концепции устойчивого развития. Осознание же исчерпаемости природных ресурсов и ограниченной способности окружающей среды к нейтрализации загрязнений привели к замене экономического стержня экологическим. В-третьих, это коэволюционная стратегия, необходимость которой проистекает как из недостаточности двух предыдущих, так и из более общих причин. Столкновение цивилизации с биосферой исходит из сиюминутных, краткосрочных и среднесрочных интересов человечества, в то время как действие законов биосферы носит долговременный характер, что требует и долгосрочных мер, нанример, перехода на коэволюционный путь развития, на формирование и освоение экологической этики, переводящей отношения с природой в русло заботы о ней. Требуется перейти от концепции экологической безопасности, как защиты от внешних угроз, к такой организации жизнедеятельности, которая не способна инспирировать их в принципе. Это предполагает формирование экологической культуры самых широких слоев населения, технических специалистов, хозяйственных и иолитических руководителей. В качестве первой из трех первоочередных задач по выходу человечества из экологического кризиса посредством коэволюционной стратегии Н.Н. Моисеев выдвигает требование направить все усилия и средства в сферу образования и просвещения на основе принципа коэволюции Действительно, несмотря на различие стратегий, можно увидеть то общее, что их объединяет: для обеспечения любого из перечисленных выше направлений преодоления кризиса необходимы изменения в сфере духовной. Предстоит начать крутой поворот в сознании людей через образование. Важнейшей составляющей такого процесса, вовлекающего в свою орбиту различные слои населения, остается профессиональная подготовка молодежи. Однако на этом пути возникают значительные трудности, связанные с деградацией образования во всем мире. В частности, около 20 человечества вообще не имеют доступа к нему, в то время как остальная часть не удовлетворяет в нолной мере свои потребности в образовании или делает это без особой охоты. Относительно существующего ныне экологического образования можно заметить также, что его основанность на аналитических знаниях о Природе, его узкая прагматическая и потребительская ориентированность послужили теми причинами, благодаря которым оно не смогло переломить природоразрушительные мотивы в ми Там же. 28.расширяется круг защищаемых диссертаций по названной тематике Однако философский уровень рассмотрения носит абстрактно-умозрительный характер и норой ограничивается выдвижением общих нринцинов и сентенций. Значительное количество исследований носвящено изучению нроблем формирования экологической культуры с общенаучных позиций, с позиций системного, синергетического, культурологического подходов. Особый интерес вызывают "мультинодходные" работы или работы, ведущиеся на стыке нескольких нодходов, связанные с именами О.Н. Астафьевой, В.В. Бахарева, Т.А. Зерщиковой, И.А. Ильяевой, Г.А. Котельникова, Б.Н. Пойзнера и других ученых. Большое количество исследований проводится в рамках социологии образования. Здесь можно отметить имена Н. Глазачева, А.И. Захлебного, И.Д. Зверева, В.Б. Калинина, В.Г. Кинелева, Н.И. Кужановой, Б.Т. Лихачева, Б.А. Никитиной, Е.В. Орлова, В.М. Сенкевича, И.Т. Суравегиной, Э.А. Шапиро, Г.А. Ягодина и др. См., например: Галкин Ю.Ю. Особенности формирования экологической культуры советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1990; Достовалова Н.А. Формирование экологической культуры населения в современных условиях: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1991; Ибрагимов И.М. Основания экологического образования (философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1998; Игнатовская Н.Б. Ценностное отношение человека и общества к природе. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1983; Когай Е.А. Ценностные регулятивы экологического сознания: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 2001; Козловская В.А. Экологическая культура инженера (теоретико-методологические аспекты): Автореф. дис. докт. филос. наук. Красноярск, 1999; Лагутин А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. Краснодар, 2001; Мангасарян В.Н. Традиции в развитии экологической культуры общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1992; Никанорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1994; Печко Л.П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1994; Разенкова Д.Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2001; Резванова Н.Е. Экологическая культура в контексте становления коэволюционной парадигмы: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003; Сигарева Е.В. Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детерминация: Автореф. дис. канд. филос. наук. Кемерово, 1999 и др. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002; Бахарев В.В. Экологическая культура социума как система: Автореф. дис. докт.. социол. наук. Саранск, 2000; Зерщикова Т.А. Синергетический подход к экологическому образованию Процессы самоорганизации в Универсальной истории: Материалы Международного симпозиума. Белгород Москва, 2004. 187 189; Ильяева И.А. и др. Синергия социального духа. Белгород, 2000; Ильяева И.А. К вопросу о гуманизации культурно-образовательного пространства технического вуза в современных условиях Научнометодические и практические аспекты подготовки специалистов в современном техническом вузе: Сб. научн. тр. Международной научн.- методич. конф. Белгород, 2003. Направление 3. 4.2. 239 246; Ильяева И.А. Текст, контекст и подтекст культуры и их регулирующая роль в образовательном процессе Технологии социального управления. Вып. 1. М. Белгород, 1995. 158 160; Котельников Г.А. Диалектика организации и самоорганизации Процессы самоорганизации в Универсальной истории: Материалы Международного симпозиума. Белгород- Москва, 2004. 73 74; Пойзнер Б.Н. Объединитель экологии и культурологии Вьющее образование в России, 1998. К» 4. 51 56. Глазачев Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. М., 1999; Дерябо Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 2000; Зверев И.Д., Захлебный А.И. Принципы и условия экологического образования в щколе и педвузе Советская педагогика. 1984. 12; Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое .образование Советская педагогика, 1985. 12. 9 14; Калинин В.Б. Формула экологического образования Экология и жизнь, 1996. 1 3; Кинелев В.Г. Проблемы инженерного образования в России Высщее образование в России, 1993. 2. 5 10; Кужанова Н.И. Методологические аспекты экологической культуры и экологического образования настоящего времени Экология: образование, наука, промышленность и здоровье. Материалы II Международной научно-практической конференции. Вестник БГТУ, 2004. 8. Часть I; за 10 лет с 1992 г. по 2002 г. защищена всего одна кандидатская диссертация по социологии управления (22.00.08) в которой исследуются вопросы формирования экологической культуры в средней школе. Всего же в рамках социологии этой проблеме в той или иной мере посвящены еще 3 кандидатских и одна докторская диссертация. Нельзя не отметить внимания к проблематике экологической культуры со стороны экологической социологии и экологической нсихологии, проявленного в трудах А.И. Валитовой, Д. Дерябо, Б. Коммонера, А.В. Лосева, В.А. Лося, Г.Г. Провадкина, А.В. Мозговой, М.А. Расулова, И.А. Халий, О.Н. Яницкого, В.А. Левина и др. Предметами исследований здесь, в частности, стали экологическая культура, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое мировоззрение, экологическая эстетика, экологическая активность личности. Обилие нредметов рассмотрения, неясность характера соответствия между ними, разнообразие целей и задач, предлагаемых методов и способов формирования экологической культуры затрудняет получение целостного представления о структуре такой деятельности. Наща работа призвана внести свой посильный вклад в восполнение этого пробела. Она посвящена разрешению проблемы, вызванной противоречием между необходимостью готовить экологически грамотных и культурных инженеров, с одной стороны, и способами, какими решается эта задача. Другими словами, речь идет о низкой результативности существующей системы формирования экологической культуры студентов технических вузов, вызванной отсутствием системной концепции социального управления этим процессом в современных условиях. Никитина Б.А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1995. Ангелова Е.В. Социологический анализ городской среды и формирование экологической культуры человека: Автореф. дис. канд. социол. наук. Курск, 1998; Бахарев В.В. Экологическая культура социума как система: Автореф. дис. докт.. социол. наук. Саранск, 2000; Кристя И.В. Формирование экологической культуры в процессе образования и воспитания: Теорет. методолог, аспект: Автореферат дисс. канд. социол. наук. М., 1997; Соловьева Н.В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества (теоретико-методологический аспект): Автореф. дис. канд. социол. наук. Казань, 1994. Валитова А.И. Экологическое сознание: сравнительный анализ Социологические исследования, 1999. 3. 129 134; Дерябо СВ., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. М., 2000; Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1974; Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М., 1998; Лось В.А. Человек и природа (Социально-философские аспекты экологических проблем). М., 1978. 224 с Мозговая А.В. Экологически устойчивый образ жизни: факторы становления Социологические исследования, 1999. 8. 104 111; Расулов М.А. Социологический аспект изучения экологической культуры Проблемы социальной экологии Дагестана. Махачкала, 1992. 78 80; Халий И.А. Инвайронментальная социология: потрясение основ (аналитический обзор) Социологические исследования, 1992. J» 12. 32 39; Халий И.А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре (к итогам российско-французского исследования) Социологические исследования, 1992. 12. 71 80; Яницкий О.Н. Эволюция экологических движений в современной России Социологические исследования, 1995. 8. 15 25; Яницкий 0,Н. Экологическая социология (программа курса) Социологические исследования, 1997. J 2. V 122-132.Объектом исследования является формирование экологической культуры личности. Предметом изучения является нроцесс формирования экологической культуры студентов технических вузов. Цель диссертационного исследования заключается в разработке предложений по формированию экологической культуры будущих инженеров. Достил<ение поставленной цели потребовало решения следующих задач: разработать авторскую конценцию формирования экологической культуры студентов технических вузов; разработать квалиметрические показатели и оценить с их помощью состояние экологической культуры у студентов технических вузов; сформулировать предложения по организации и оптимизации процесса формирования экологической культуры студентов технических вузов. В качестве методологических основ исследования выступили следующие достижения научной мысли. Во-первых, некоторые ноложения культурологии, культурной антропологии и социологии культуры, нашедшие отражение в трудах зарубежных и отечественных исследователей. В частности, нредставляет интерес сформированное М. Мид, Дж. Мёрдоком и другими учеными представление о "культурных образцах", играющих роль механизмов приспособления, помогающих индивидам рещать задачи социального существования и обучения, в нроцессе которого общие образцы переходят в индивидуальные навыки. Особый интерес приобретают деятельностные трактовки культуры. Так, в трудах А. Гелена, X. Плеснера, М. Шелера и других ученых нод деятельностью понимается "культурополагающее", т.е. имеющее своим результатом возникновение культуры, изменение природы, превращаемой тем самым в жизненную среду, адекватную человеку, который не обладает в достаточной мере "естественной" приспособляемостью к природному окружению. Ими вводится понятие заново сформированной природы, под которой понимается техника, инфраструктура и все искусственное окружение человека. Интерпретация культуры как творческой деятельности используется в работах отечественных ученых: Э.А. Баллера, В.М. Межуева, Н.С. Злобина и других, а ее трактовка как способа ("технологии") осуществления деятельности присутствует в трудах В.Е. Давидовича, М.Т. Иовчука, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна и др. Во-вторых, обоснованная Р. Мертоном концепция этоса, который мыслится как совокупность регулятивов, реализующих предписания, запреты, санкции и разрешения, т.е. основных элементов культуры поведения, понимаемой в смысле системы ограничений, налагаемых на индивида и общество. Нарушение этоса в процессе их активности приводит к аномии, что мы сейчас и наблюдаем. А. Гелен под этосом понимает источник определенной морали. В-третьих, это взгляды Г. Маклуэна на культуру, как на совокупность средств общения, формирующих сознание людей, включая их экологическое сознание. В их число входит его императив о необходимости для человечества повседневного управления своим развитием, чтобы избежать хаоса и гибели, предвосхитивший коппепции "управляемого" и "устойчивого" развития. В-четвертых, это представления о взаимодействии природы и культуры. Среди существующих подходов к его рассмотрению можно выделить географический детерминизм, вытекающий из предположений Ш.Л. Монтескье, К. Риттера, Г.Т. Бокля, Л. Фробениуса, Л.И. Мечникова и других мыслителей о формировании культуры природой в определенных географических условиях. Важное значение имеет представление инвайронментального поссибилизма (от ангя. possibility возможность) о том, что культуры взаимодействуют с природой селективным образом, используя одни ее элементы и игнорируя другие (Ф. Боас, А. Гелен, X. Плеснер, X. Фрайер, М. Шелер, X. Шельски и др.). Отметим также идею реципрокности (от англ. reciprocity взаимный обмен), согласно которой между культурой и природной средой происходит конструктивный диалог (Э. Берджесс, Л. Бернард, Р. Данлап, У. Каттон, Р. Макензи, Р. Парк, М. Салинс и др.). В работе использовались труды и современных ученых, лежащие в рамках начинающей формироваться инвайронментальной (от англ. environment окружающая среда) социологии. Центральной задачей здесь служит необходимость разработки механизма "экологического преобразования" сознания людей, т.е. развитие системы жизненных установок и ценностей, позволяющих гармонизировать цели и потребности современного общества с окружающей Р. Данлап, Л. Шнорре, О. Дун-кан, О. У. Каттон, средой (С. Баньковская, Э. Гирусов, Л. Колдуэл, В. Комаров, этого Клаузнер, Ю. Марков, Д. Маркович, М. Мелони, Н. Моисеев, Н. Раймерс, М. Уорд, А. Урсул, Яницкий и др.). Основополагающими регулятивами направления, которые должны быть учтены при организации процесса формирования экологической культуры, стали принципы устойчивого и управляемого развития, гармонии социальной и природной среды, непрерывного экологического образования и т.д. Эмпирической базой исследования послужили следующие материалы: а) нормативно-правовые документы по вопросам экологии, экологического образования и формирования экологической культуры; б) публикации в области охраны окружающей среды, материалы по экологическому информированию и экологическому просвещению населения, аналитические документы по организации экологического образования специалистов, по направлениям и принципам формирования их экологической культуры; в) рекламные материалы вузов, публикации СМИ, информация в Internet о постановке экологического образования в высшей школе страны и о востребованности специалистов-экологов в экономике РФ; г) учебники и учебные пособия по экологии и социальной экологии, учебно-методическая и организационно-плановая документация по организации экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях и экологического образования в средней и высшей школе; д) результаты контент-анализа материалов в научных, публицистических и популярпых изданиях по вопросам организации экологического образования, состояния социальных институтов экологизации и их роли в деле формирования экологической культуры молодежи; е) результаты социологического исследования среди студентов различных белгородских вузов по оценке ими необходимости экологического образования и его состоянию, по направлениям формирования у них экологической культуры; ж) результаты проведенного тестирования студентов строительного профиля для оценки уровня их обш;ей и экологической культуры; и) результаты экспертного опроса сотрудников экологических служб об уровне и качестве экологической подготовленности молодых инженеров, о достоинствах и недостатках существуюш;ей системы экологической подготовки, о ее значимости в современных условиях, о направлениях ее совершенствования; к) данные других исследователей, решающих сходные задачи. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем. Во-первых, сформулирована концепция формирования ЭКЛ как процесса "созревания" ее ядра под влиянием основных институтов экологизации и выделены основные нодходы к формированию ее основных компонентов. Во-вторых, сформулирована двухсценарная модель комплекспого экологизирующего влияния на будущего инженера, обеспечивающая системно-эволюционное развитие ядра его экологической культуры и закладывающая концептуальные основы социального управления этим процессом. Положения, выносимые на защиту, сводятся к следующему. 1. Авторская концепция формирования экологической культуры личности основывается на представлении о наличии в ее составе двух базовых компонентов экологического этоса и экологического гносиса, которые получают свое развитие в процессе экологического воспитания и экологического обучения молодого человека. По мере их становления возникают и другие компоненты экологической культуры: экологическое сознание, а на его основе экологическое мировоззрение, экологическое мышление и др. Формирование этих компонентов осуществляется всеми институтами (экологическое образование, экологическая этика, экологическое общественное сознание и др.) и агентами (семья, детский сад, школа, вуз, сфера труда) социализации, играющими в данном случае роль субъектов экологизации личности. Экологирующее влияние от этих субъектов передается посредством специализированных каналов, доводящих это влияние до молодежи (СМИ, общественное мнение, выступления экологов, распространение научно-популярной литературы, социальная реклама и т.п.). Методологической основой экологизации личности служат четыре формирующих подхода образовательно-педагогический, основанный на принципе непрерывного экологического образования и нацеленный на формирование экологического гносиса личности; аксиолого-социализирующий, основанный на принципе нравственности и на ценности всего живого, нацеленный на формирование экологического этоса личности; практически-деятельностный, основанный на принципе "Не навреди!" и формирующий экоцептрическое сознание личности; организационно-управленческий, основанный на принципе управляемого развития и содействующий реализации перечисленных выше подходов. 2. Анализ состояния отмеченных слагаемых ЭКЛ показал низкий уровень общей культуры студенчества, что сильно затрудняет задачу ее формирования. При этом экологический гносис оказывается сформированным в слабой степени и прагматически ориентированным. Экологический этос выражен неоднозначно, в нем преобладает пассивное сочувствие природе. Экологическое сознание студентов дифференцированно, в первую очередь, за счет наличия в нем экоцентрической, пассивно-сочувствующей и антропоцентрической ориентации со значительным преобладанием второй из них. Предпринятый корреляционный анализ позволил детализовать их и выделить несколько типов ориентированности экологического сознания: эколого-правовой, эколого-этический, эколого-натуралистический, эколого-просвещенный, а также гибридный и эклектичный. Их наличие позволяет понять причины неопределенности в ориентации экологического сознания студентов: с одной стороны, это вызвано его расколотостью на ряд четко различающихся типов (первые четыре ориентации), а с другой, имманентной нечеткостью ориентации (последние два типа). такой
3. При организации социального управления формированием экологической культуры студентов технического вуза предложено подход, следующее. задающий Во-первых, системно- комплексный конструктивно-синергетический эволюционный сценарий развития экологического этоса и экологического гносиса студентов технического вуза. Во-вторых, двухслойная система формирования экологической культуры будущего инженера со стороны агентов экологизации (реализующих основное экологизирующее влияние) и со стороны институтов экологизизации (реализующих сопровождающее экологизирующее влияние). Втретьих, модель негативного экологического взаимодействия человека, общества и нрироды, служащая лапидарным представлением ядра экологической культуры личности, использование которой позволяет адаптировать знания будущего инженера любого профиля к предметной области своей будущей профессиональной деятельности. В-четвертых, комплекс социальных формирующих технологий (экологического информирования, экологического просвещения, экологического образования, экологосообразной и природоохранительной деятельности, экологического менеджмента), реализующих действие отмеченных выше четырех эколого-формирующих подходов. Научно-практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования при организации деятельности высшей технической школы в сфере экологического образования будущих инженеров, при разработке учебных планов по экологическим дисциплинам, планов культурно-воспитательной работы со студентами. Они также представляют интерес для СМИ, природоохранительных и контрольных органов, воспитателей и работников дошкольных образовательных заведений, для учителей и классных руководителей средней школы, позволяя увидеть более широкий контекст их деятельности. Выдвинутые рекомендации могут заложить методологическую основу разработки комнлексного плана формирования экологической культуры населения отдельного региона или организации непрерывного экологического образования учащейся молодежи. Отдельные результаты и положения могут быть использованы при изучении студентами технических вузов курса "Социология" по таким темам как социология управления, социология образования, социология культуры, социальная экология. Решения, предложенные в результате проведенного исследования, в значительной мере могут быть использованы и при формировании экологической культуры студентов другого нрофиля.Результаты диссертационного исследования были апробированы в виде докладов и обсуждений на конференциях и семинарах различного уровня: на Всероссийской научной конференции "Творческое наследие Н.Н. Страхова и современная социально-гуманитарная мысль" (Белгород, 2003); на IV Международной научно-нрактической конференции "Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве" (Пенза, 2004); на VII Международной научно-практической конференции "Экономика природопользования и природоохраны" (Пенза, 2004), на VII Международной научно-практической конференции "Экология и жизнь" (Пенза, 2004); на Международной научно-практической конференции "Экология: образование, наука, промышленность и здоровье" (Белгород, 2004); на Международной научно-практической конференции "Диагностика и прогнозирование социальных процессов" (Белгород, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции "Социально-экологическая культура как основа безопасности регионов" (Белгород, 2005), на III Международной научно-практической конференции "Проблемы экологии: наука, промышленность, образование" (Белгород, 2006); на Международной научнометодической конференции "Опыт, проблемы, перспективы и качество высшего инженерного образования" (Белгород, 2006). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова и кафедрой социальных технологий Белгородского государственного университета. По материалам диссертации опубликовано 15 научных работ общим объемом 3,9 печатных листа и коллективная монография объемом 9,1 печатпых листа.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 115 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz