Четверг, 2024-09-19, 11:00 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной бесплатно
11:55 PM
Скачать Социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной бесплатно

Социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды

Диссертация

Автор: Володина, Юлия Анатольевна

Название: Социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды

Справка: Володина, Юлия Анатольевна. Социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Володина Юлия Анатольевна; [Место защиты: Брян. гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского] - Брянск, 2009 - Количество страниц: 203 с. ил. Брянск, 2009 203 c. :

Объем: 203 стр.

Информация: Брянск, 2009


Содержание:

Введение
1 Теоретическое обоснование процесса социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды
11 Основные подходы к изучению социально-психологической реинтеграции детей-сирот в отечественных и зарубежных исследованиях
12 Психолого-педагогические аспекты социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в инновационном образовательном пространстве
13 Предпрофильная подготовка как средство социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды
Выводы по первой главе
2 Организация и методы исследования социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в инновационном образовательном пространстве
21 Программа экспериментальной работы и методы исследования
22 Исследование готовности детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе
23 Программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической реинтеграции детей-сирот в условиях инновационной образовательной среды
Выводы по второй главе
3 Экспериментальное исследование процесса соцналыю-пснхологнчес-кой реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях предпрофилыюй подготовки
31 Исследование возможностей предпрофильной подготовки в формировании психологической готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в обществе
32 Индивидуально-стилевые стратегии социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
33 Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по третьей главе

Введение:

Кризисные явления в современном обществе резко обострили проблему социального сиротства. В связи с этим процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски современных путей решения проблемы социального сиротства в нашей стране рассматриваются в качестве приоритетных направлений государственной политики. Их практическая реализация находит свое отражение в активизации процессов деинституционализации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Ведущими направлениями деинституционализации стали развитие института социальной поддержки семьи и ребенка (И.А. Бобылева, А.А. Васильев, С.А. Вострикова, Г.Ф. Григорьева, И.Ф. Дементьева, Ф.Ю. Краснов, Н.А. Лисицына, А.Г. Негомодзянов, Л.Я. Олиференко, В.Н. Ослон, Н.А. Па-лиева, Г.В. Семья, Н.А.Хрусталькова, Т.И. Шульга и др.), улучшение качества жизни и подготовка детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, которые по тем или иным причинам не могут быть переданы в семьи, к жизни в обществе в условиях институционального воспитания (A.M. Аксенов, А.А. Васильев, И.Ф. Дементьева, М.Ю. Кондратьев, Н.А. Лисицына, В.Н. Ослон, Н.А. Палиева, Г.В. Семья и др.).
Специалисты, занимающиеся проблемами социального сиротства (В.В. Беляков, Т.Т. Бурлакова, О.В. Заславская, Н.П. Иванова, М.Е. Кобрин-ский, Г.В. Семья, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Н.М. Щелованов и др.), отмечают, что дети, живущие в интернатных учреждениях, характеризуются обидчивостью, эмоциональным напряжением, обособленностью, конфликтностью, агрессивностью. Наблюдаются также искажения в структуре самосознания, низкая самостоятельность, отсутствие временной перспективы будущего, ограниченность мотивации, ее привязанность к непосредственной жизненной ситуации. В целом, исследования И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых показывают, что практика институционального воспитания не всегда способствует решению задач подготовки детей-сирот к жизни в обществе.
Современные тенденции образования, отраженные в Концепции модернизации образования, введение профильного обучения позволяют кардинально изменить деятельность интернатных учреждений, направив усилия субъектов образовательного процесса на более качественную подготовку детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к самостоятельной жизни. Имеющийся потенциал образовательной среды, разработанные инновационные образовательные технологии, механизмы, средства, методы могут способствовать вхождению в широкую социальную среду путем создания инновационного открытого образовательного пространства.
Значимой проблемой для выпускников школ-интернатов является проблема их самоопределения (жизненного, профессионального, социального, личностного), выбора дальнейшего жизненного и профессионального пути. Поэтому включение профильного обучения и предпрофильной подготовки (А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, К.М. Левитан, Т.Г. Новикова, Е.И. Огарев, А.С. Прутченков, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Г.В. Резап-кина, Н.Ф. Родичев, Л.Я. Серебренников, А.В. Хуторской и др.) в структуру образовательного процесса школ-интернатов на этапе социально-психологической реинтеграции становится важным направлением, позволяющим обогатить содержание образовательной среды воспитанников интернатных учреждений и придать ей инновационный характер.
Однако в силу своего статуса интернатные учреждения не были включены в федеральную программу профильного обучения и предпрофильной подготовки. Поэтому, проектирование и моделирование инновационной образовательной среды, обеспечивающей включение учащихся в предпрофиль-ную подготовку инновационными формами и методами психолого-педагогической работы, создает новые возможности для социально-психологической реинтеграции детей-сирот и формирования у них психологической готовности к самостоятельной жизни в обществе.
Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени сложились предпосылки, позволяющие исследовать процесс социально-психологической реинтеграции детей-сирот в условиях инновационной образовательной среды:
• в зарубежной и отечественной науке сформировались основные подходы к определению сущности процесса социально-психологической реинтеграции детей-сирот: политико-правовой (Г.Ф. Григорьева, Г.И. Руденкова, Л.Я. Михеева и др.), системный (С.А. Вострикова, А.Р. Марков, А.А. Северный, Н.А. Хрусталькова), социально-психологический (А.А. Васильев, Н.А. Лисицына, В.Н. Ослон, Н.А. Палиева, Г.В. Семья и др);
• исследованы личностные характеристики и психологические факторы, определяющие успешность детей-сирот в обществе (И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых, A.M. Прихожан и др.), подготовка их к семейной жизни (И.А. Горчакова, Г.В. Семья), особенности личностного, социального, жизненного самоопределения (А.К. Абульханова-Славская, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, В.В. Столин, Н.Н. Толстых и др.);
• разработаны образовательные модели профильного обучения и пред-профильной подготовки учащихся общеобразовательных школ (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Г.В. Резапкина, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, Л.Я. Серебренников и др.) в рамках компетент-ностного подхода, выстроена система модернизации российского образования, разработана Концепция профильного обучения на основной ступени общего образования и рекомендации к ней.
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить ряд противоречий между:
• необходимостью подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе и недостаточной эффективностью процессов социально-психологической реинтеграции и дальнейшей адаптации в условиях институционального воспитания;
• между использующимися в образовательной практике школ-интернатов психолого-педагогическими средствами, механизмами, методами и инновационными возможностями образовательной среды и образовательного процесса в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни в обществе.
В ряду неразрешенных остаются также вопросы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в процессе социальнопсихологической реинтеграции, создания единой модели процесса социально-психологической реинтеграции, реализующей формирование умений и навыков подростков в жизненном, социальном, профессиональном и личностном самоопределении.
Поэтому проектирование инновационной открытой образовательной среды для воспитанников интернатных учреждений, ориентирующей их на самостоятельную жизнь в обществе с помощью инновационных методов и приемов организации образовательного процесса, способствующих реализации потребностей учащихся в социально-значимых видах практической деятельности в широкой социальной среде, обеспечивающих социально-психологическую реинтеграцию, представляется нам актуальной проблемой.
В соответствии с этим поиск новых путей решения проблемы подготовки детей-сирот к жизни в обществе, эффективных психолого-педагогических форм, методов и средств, механизмов, способствующих вхождению их в широкую социальную среду, обуславливает выбор темы диссертационного исследования «Соцнально-пснхологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать возможности инновационной образовательной среды как условия социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: процесс социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях инновационной образовательной среды учреждений интернатного типа.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что создание открытой инновационной образовательной среды способствует социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и формированию у них готовности к самостоятельной жизни в обществе. Предпрофильная подготовка как интегративное психологопедагогическое средство инновационной образовательной среды повышает социально-психологическую адаптивность, готовность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональному самоопределению, компетентность в социальной сфере.
Задачи исследования:
1) на основе теоретического анализа проблемы исследования определить сущность, психологические особенности, механизмы процесса социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) выявить особенности предпрофильной подготовки как психолого-педагогического средства инновационной образовательной среды в социально-психологической реинтеграции учащихся школ-интернатов;
3) определить возможности предпрофильной подготовки в формировании социально-психологической адаптивности, готовности к профессиональному самоопределению, компетентности в социальной сфере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подросткового возраста;
4) выявить индивидуально-стилевые стратегии социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирующиеся под воздействием психологических механизмов микро- и макросреды;
5) обосновать содержание, формы и методы работы педагога-психолога с субъектами инновационной образовательной среды, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды.
Тсоретико-мстодологичсская основа исследования связана с гуманистическим характером современного образования, его ориентированностью на гармоничное развитие личности, базируется на принципах детерминизма, развития, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.).
Теоретические источники исследования представлены работами, раскрывающими сущность процесса социально-психологической реинтеграции в деинституционализации детей-сирот (А.А. Васильев, Л.Я. Олиференко, В.Н. Ослон, Н.А. Палиева, Г.В. Семья, Н.А. Хрусталькова и др.), проблему подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в обществе в условиях институционального воспитания (И.В. Дубровина, М.Ю. Кондратьев, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.), особенности предпрофильной подготовки в современном образовательном процессе (В.В. Немова, Т.Г. Новикова, А.А. Пинский, А.С. Прутченков, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Г.В. Резапкина, Н.Ф. Родичев и др.), работами по теоретико-методическим проблемам организации деятельности психологической службы в образовании (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, А.А. Реан, A.M. Прихожан, Л.М. Фридман и др.), содержания и процесса обучения (И.А. Зимняя, А.К. Маркова), психолого-педагогическому сопровождению школьников в образовательной среде (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова).
Эмпирическая база исследования: учреждения интернатного типа Брянской области (школы-интернаты г. Сельцо, г. Дятьково, г. Жуковка). Выборку составили 133 подростка 13-15 лет.
Исследование проводилось в течение 2004-2009 гг. в рамках Программы Сотрудничества Евросоюз-Россия (ТАСИС), грант EuropeAid/121073/С/ G/Multi - 190601 на базе областной экспериментальной площадки Департамента общего и профессионального образования Брянской области.
Методы исследования. На констатирующем этапе исследования использовались теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный) научно-методологической литературы, материалов и публикаций периодической печати по теме исследования, моделирование, анкетирование школьников, обобщение независимых характеристик, а также комплекс психодиагностических методик.
В процессе исследования на разных этапах эксперимента применялись корреляционный анализ, сравнительный анализ эмпирических данных с использованием параметрического критерия статической значимости различий (t - критерий Стыодента), непараметрических критерия углового преобразования ф - Фишера и G-критерия знаков.
При обработке данных использовались встроенные статистические функции Microsoft Office Excel, статпакет Statistica 5.5а.
Основные этапы исследования:
1 этап (2004-2005гг.): теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы, целей и задачей, разработка гипотезы исследования, программы экспериментального исследования, модели социально-психологической реинтеграции детей-сирот, выбор базы исследования, уточнение понятийного и научного аппарата, проведение пилотажного исследования.
2 этап (2005-2007гг.): внедрение модели социально-психологической реинтеграции детей-сирот в условиях инновационной образовательной среды, разработка и апробирование программы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической реинтеграции детей-сирот в условиях предпрофильной подготовки в ходе основного экспериментального исследования.
3 этап (2008-2009г.): проверка гипотезы, анализ, обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов эксперимента, подведение итогов исследования, теоретическая интерпретация выводов и положений исследования, литературное оформление диссертационной работы.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными теоретическими и методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных его целям, задачам, логике и объему, возрасту и психологическим особенностям испытуемых, репрезентативностью и статистической обоснованностью эмпирических данных, их развернутой качественной интерпретацией, а также содержательным сравнительным анализом результатов экспериментальной и контрольной групп. Повышению надежности результатов способствовали большой объем выборки и разнообразие используемых диагностических методик.
Научная новизна исследования:
• уточнено понятие социально-психологической реинтеграции детей-сирот, раскрыты психологические механизмы социально-психологической реинтеграции детей-сирот, действующие в микро- и макросоциуме (универсальные и специфические);
• с учетом психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработана модель социально-психологической реинтеграции, содержащая инновационные психолого-педагогические условия и возможности для их подготовки к жизни в обществе;
• обоснованы критерии психологической готовности подростков интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе: социально-психологическая адаптивность, готовность к профессиональному самоопределению, компетентность в социальной сфере;
• предпрофильная подготовка рассмотрена как действенное интегра-тивное психолого-педагогическое средство инновационной образовательной среды в социально-психологической реинтеграции детей-сирот и формировании у них психологической готовности к самостоятельной жизни в обществе;
• выявлены продуктивные индивидуально-стилевые стратегии социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (когнитивно-рациональная, инициативно-ответственная), формирующиеся под воздействием психологических механизмов микро- и макросреды в образовательном процессе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют научные представления о психологических механизмах и психолого-педагогических средствах социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Содержание модели социально-психологической реинтеграции в условиях инновационной образовательной среды служит базой в проектировании образовательного процесса учащихся интернатных учреждений подросткового возраста. Применение инновационных форм и методов психолого-педагогической работы способствует формированию психологической готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в обществе.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования инновационных возможностей открытой образовательной среды в социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в открытой образовательной среде, включающая инновационные формы, методы и средства организации образовательного процесса подростков интернатных учреждений, может быть использована в деятельности педагогов-психологов, работников учреждений социальной защиты.
Результаты исследования актуальны для профессиональной подготовки и переподготовки педагогов, педагогов-психологов, социальных работников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-психологическая реинтеграция рассматривается нами как процесс вхождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социокультурное пространство, усвоение норм, ценностей и адаптивных способов поведения, подготовки к самостоятельной жизни в обществе средствами инновационных образовательных технологий и психолого-педагогического сопровождения.
2. Инновационная образовательная среда, представляющая собой открытое образовательное пространство, способствует социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивая взаимодействие подростков интернатных учреждений с широким социумом в процессе подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
3. Модель социально-психологической реинтеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя организационную, процессуальную и результативную стороны, оказывающие непосредственное влияние на процессы жизненного, социального, профессионального и личностного самоопределения подростков и их интеграции в обществе.
4. Предпрофильная подготовка как интегративное психолого-педагогическое средство инновационной образовательной среды в ходе peaлизации инновационных образовательных технологий и психолого-педагогических программ создает возможности для формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптивности, готовности к профессиональному самоопределению и компетентности в социальной сфере.
5. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, включающее инновационные психолого-педагогические формы (сетевые классы и группы, предметные встречи, виртуальные сетевые собеседования и консультирования, дни открытых дверей), методы (психодиагностические, консультационные, психокоррекционные, активные социально-психологические) и приемы организации образовательного процесса в открытой инновационной среде, способствует эффективной социально-психологической реинтеграции воспитанников интернатных учреждений на этапе подготовки к самостоятельной жизни в обществе и самоопределению.
Апробация и внедрение результатов работы. Материалы диссертационного исследования были представлены на международных, всероссийских, межвузовских конференциях и научно-практических семинарах (Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Калуга, Смоленск, Тюмень, Чебоксары, Екатеринбург, 2005-2009 гг.), эмпирические результаты и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедр психологии, общей и профессиональной психологии, психологии труда и консультативной психологии Брянского госуниверситета. Внедрение результатов исследования осуществлялось на базе Сельцовской и Дятьковской школ-интернатов Брянской области.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (в том числе и на иностранном языке), 19 таблиц, 18 иллюстраций (графиков и диаграмм), изложенных на 163 страницах.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 160 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz