Четверг, 2024-09-19, 10:54 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности. Братановская, бесплатно
9:13 AM
Скачать Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности. Братановская, бесплатно

Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности

Диссертация

Автор: Братановская, Милена Сергеевна

Название: Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности

Справка: Братановская, Милена Сергеевна. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.02 / Братановская Милена Сергеевна; [Место защиты: Волгогр. акад. МВД России] Волгоград, 2007 221 c. : 61 07-12/2201

Объем: 221 стр.

Информация: Волгоград, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
Общая характеристика муниципального управления в сфере физической культуры и спорта
11 Понятие и значение физической культуры и спорта как социальных феноменов и необходимость их правового регулирования
12 Муниципальная политика в сфере физической культуры и спорта
13 Понятие и содержание муниципального управления в сфере физической культуры и спорта
Система муниципального управления физической культурой и спортом: организационная структура и функционирование
21 Система органов местного самоуправления по управлению физической культурой и спортом
22 Правовое регулирование функционирования объектов муниципальной системы управления физической культурой и спортом
Нормативно-правовое обеспечение муниципального управления в области физической культуры и спорта
31 Источники правового регулирования муниципальных управленческих физкультурно-спортивных отношений
32 Проблемы совершенствования правового обеспечения муниципального управления в области физической культуры и спорта
33 Правовая организация муниципального (регионального) управления физической культурой и спортом в странах с развитой рыночной экономикой

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования. Преобразования, которые произошли в стране после принятия Конституции Российской Федерации, затронули все стороны государственной и общественной жизни. И хотя государство по-прежнему оказывает воздействие на все отрасли и сферы человеческой деятельности, роль и характер его в значительной степени изменились. Особые преобразования произошли в местном самоуправлении, которое стало самостоятельным, в связи с чем его органы не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление даёт возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. Акцентируя внимание на этой особенности местного самоуправления, в «Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» подчёркивается, что местное самоуправление следует рассматривать в качестве «одной из фундаментальных основ российской системы народовластия»1.
Проведённая в России политическая реформа основывается на конституционном принципе разделения властей, федерализма и местного самоуправления, что обуславливает необходимость существенного изменения организации и деятельности органов местного самоуправления. При этом в период реформирования системы местного самоуправления особый интерес вызывает деятельность органов местного самоуправления по осуществлению
1 СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5011. управления физической культурой и спортом (ФКС).
Значение ФКС в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиций гуманизма наивысшей ценностью при этом признаётся сам человек, его здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоничное развитие, проявление всех его способностей.
Переход к рыночным методам управления, принятие комплекса законодательных актов открыли широкие возможности для появления и развития новых разнообразных форм физкультурно-спортивной деятельности, для удовлетворения многообразных потребностей населения муниципальных образований в занятиях ФКС. Вместе с тем, трудности переходного периода, нестабильность экономики, резкое снижение уровня жизни населения, значительное сокращение возможностей государственного финансирования отрицательно сказались на развитии ФКС и качестве предоставляемых ими услуг.
В настоящее время существующий в России механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в области ФКС устарели. Нормативно-правовые акты оставляют нерешёнными целый ряд проблем в физкультурно-спортивной деятельности, ряд положений законодательства о ФКС не соответствует Конституции РФ. Несмотря на внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»1, многие его положения устарели и не отвечают сложившимся реалиям.
Не отвечает современным требованиям и уровень муниципального правотворчества по вопросам ФКС. Существо научной проблемы в данном случае видится в наличии диалектических противоречий между динамично изменяющимися спортивными муниципальными отношениями, складывающимися в процессе реформ основ государственной и общественной жизни России, и статичным (малоизменчивым) законодательством, призванным стимулировать эффективное развитие этих отношений; между осуществ
1 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206. ляющейся на всей территории России практикой муниципального правотворчества и недостаточным теоретическим осмыслением данного правового явления.
Для устранения указанных негативных явлений, составляющих комплекс финансовых, организационно-управленческих и правотворческих проблем, необходимо их теоретическое осмысление, комплексное исследование правовой организации муниципального управления ФКС. Представляется актуальным изучение опыта организаций ФКС на местном уровне в странах с развитой рыночной экономикой.
Все вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость теоретического анализа названных проблем, обобщения опыта деятельности муниципальных органов управления ФКС и разработки предложений по совершенствованию механизма координации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в области ФКС. Всё это предопределило выбор темы, характер и направление нашего исследования.
Степень научной разработанности темы. Актуальность темы исследования объясняет и тог постоянный интерес, который на протяжении двух десятилетий присутствует в изучении управленческих проблем ФКС.
В исследовании указанных проблем можно выделить ряд наиболее крупных научных отраслей знаний, где плодотворно исследуются эти проблемы: в исторической (Н. Н. Бугров, В. Н. Зуев, Н. Ф. Кулинко, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарёв, В. В. Столбов, В. И. Соловьёв и др.), в педагогической (К. А. Воронова, Г. Р. Гостев, С. И. Гуськов, Н. Г. Дубенко, И. И. Переверзин, В. С. Родиченко, В. К. Смирных и др.), в экономической (В. Б. Авраменко, Л. В. Аристова, Г. А. Борисов, Б. С. Кузьмин, В. 3. Насретдинова, А. А. Осин-цев, В. П. Шпилько и др.), в социологической (В. М. Выдрин, В. Д. Гульке-вич и др.).
Не остались в стороне от изучения проблем управления ФКС и учёные-юристы. Кандидатские диссертации учёных в области государственного (конституционного) права И. Е. Ватникова (1983 г.), А. П. Скрыпника
1984 г.), В. Н. Уварова (1972 г.) позволили определить роль советского государства в деле организации физического воспитания. Различные аспекты государственного управления ФКС нашли отражение в работах С. В. Алексеева, С. Н. Братановского, М. Г. Вулаха, А. П. Душанина, С. А. Ищенко, М. В. Лукина, И. М. Чемакина. Особо плодотворными для развития науки административного права стали докторские диссертации И. М. Чемакина «Административно-правовые проблемы организации физического воспитания в СССР» (1990 г), С. Н. Братановского «Управление физической культурой и спортом в условиях реформ (организационно-правовые проблемы)» (1997 г.), С. А. Ищенко «Организационно-правовые проблемы управления общественными объединениями в российском и международном спортивном движении» (2001 г.).
Однако из представленных научных работ видно, что, во-первых, многие из них написаны в период советской государственности или на первом этапе складывающихся рыночных отношений и, естественно, не могут отразить во всём многообразии ту роль государства и права, которые они приобрели в современный период - время дальнейшего реформирования и совершенствования социальной сферы общества; во-вторых, в данных исследованиях практически отсутствует анализ управления ФКС на уровне местного самоуправления: фрагментарные исследования (М. В. Лукина, М. В. Мако-веева, С. И. Морозовой и др.) некоторых аспектов муниципального управления ФКС не меняют сути дела. Представляется, что только комплексное исследование трех социальных феноменов право - местное самоуправление -ФКС в их общей совокупности позволит выработать научно обоснованную концепцию эффективной организации муниципального управления ФКС.
Объект диссертационного исследования - муниципально-правовые отношения, складывающиеся в сфере ФКС, их сущность и специфические черты.
Предмет исследования - теоретические основы и нормативно-правовые акты, регулирующие муниципально-управленческую деятельность в сфере ФКС; а также практическая деятельность участников муниципальных спортивных отношений.
Цель исследования - комплексный анализ проблем муниципально-правового регулирования отношений в сфере ФКС; теоретическая разработка проблем, связанных с определением сущности, содержания и правовой природы данных отношений, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления муниципальной системой ФКС в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:
1. Определить понятие и значение ФКС как социальных феноменов, требующих своего правового регулирования.
2. Раскрыть содержание муниципальной политики в сфере ФКС.
3. Определить понятие и охарактеризовать особенности муниципального управления в сфере ФКС.
4. Исследовать организационно-правовые основы функционирования , системы муниципального управления ФКС.
5. Изучить механизм правового регулирования организации и деятельности муниципальных физкультурно-спортивных организаций и учреждений.
6. Провести анализ источников правового регулирования муниципального управления в сфере ФКС.
7. Выявить проблемы совершенствования законодательства в сфере муниципального управления ФКС в России и определить пути их решения.
8. Исследовать зарубежный опыт правового регулирования ФКС на муниципальном (региональном) уровне.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. Применялись также основанные на нём общенаучные и частнонаучные методы: системный, статистический, формально-юридический, структурно-функциональный, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Применение различных методов исследования и научных достижений позволило проанализировать и раскрыть предмет диссертационного исследования в обобщающих закономерностях, а в конечном счёте - способствовать решению обозначенной цели и поставленных автором задач.
Теоретической основой исследования послужили работы С. С. Алексеева, П. В. Анисимова, М. И. Байтина, М. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, В. А. Картошкина, С. А. Комарова, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, В. А. Летуева, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. С. Мордовца, В. С.Нерсесянца, И. Н. Сенякина, В. М. Сырых, Л. С. Явича и других учёных.
Непосредственную научную базу составили труды учёных по конституционному праву, муниципальному праву, административному праву таких как: С. А. Авакьяна, Г. В. Атаманчука, М. В. Баглая, Д. Н. Бахраха, А. В. Бутько, Т. М. Бялкина, В. А. Баранчикова, Н. С. Бондаря, С. Н. Бочарова, В. Н. Бутылина, М. А. Васильева, И. В. Выдрина, Б. Н. Габричидзе, Ю. А. Дмитриева, С. В. Журавлёва, В. Т. Кабышева, Ю. Д. Казанцева, Н. Н. Ковалёва, Ю. М. Козлова, М. Н. Козюка, А. В. Колесникова, Г. Н. Ком-ковой, Н. М. Конина, О. Е. Кутафина, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, Т. С. Масловского, В. А. Мельникова, А. Н. . Писарева, В. В. Пылина, Ф. М. Рудинского, Е. Н. Селюнина, А. П. Солдатова, Ю. Н. Старилова, Ю. А. Тихомирова, В. И. Фадеева, В. И. Чиркина, Н. А. Шевелёвой, К. Ф. Шеремета, Е. В. Шилина, Е. С. Шугриной, Б. И. Шумратова, Б. С. Эб-зеева, В. А. Юсупова и др.
Эмпирическую базу диссертации составили: Конституция Российской Федерации; законодательные акты Российской Федерации и входящих в неё субъектов; указы Президента России; нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления; документы государственных и общественных организаций по вопросам ФКС. При подготовке выводов и предложений диссертант опирался на данные статистической отчётности; материалы опубликованных и самостоятельно проведённых социологических исследований, относящихся к избранной теме.
Научная новизна диссертации определяется как постановкой проблемы, так и подходом к её исследованию с учётом разработанности соответствующих вопросов. Диссертация является одним из первых комплексных монографических исследований организационно-правовых проблем функционирования муниципальной системы ФКС в России, соотнесённым с процессом реформирования местного самоуправления, новыми правовыми и социально-экономическими реалиями российского общества.
На основе обобщения накопленного теоретического и практического опыта реализации муниципально-правовых норм диссертантом выделены основные проблемы и «болевые точки» в спортивном законодательстве, предложены конструктивные способы их решения.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Под ФКС понимается составная часть культуры человека; область социальной деятельности, которая представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
Будучи социальным феноменом, содержащим полифункциональную направленность целей, задач и содержательного их наполнения, ФКС как комплекс общественных отношений выступает объектом правового регулирования в целом вообще и муниципального права - в частности.
2. В диссертационной работе предлагается ввести в теорию муниципального права и управления следующее определение: муниципальное управление физической культурой и спортом - это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов местного самоуправления, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения и организации физической культуры и спорта) и преследует своей целью обеспечить удовлетворение потребностей граждан муниципальных образований в физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах.
3. При изучении современной муниципальной системы ФКС было установлено, что вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, поскольку функционирование местных органов власти и управления осуществляется в границах определённых территорий, на которые разделяется вся территория государства. В отличие от принципа административно-территориального устройства, который был положен в основу советской системы государственного управления ФКС, муниципальная система ФКС строится на основе так называемого поселенческого принципа территориальной организации.
4. На основе изучения и анализа действующего законодательства и специальной литературы сформулировано авторское понятие муниципальной политики в сфере ФКС как основанное на Конституции РФ, иных законах Российской Федерации и её субъектов, а также подзаконных нормативно-правовых актах взаимодействие органов муниципальной власти и управления, организаций и муниципальных служащих, связанных с выработкой перспективных целей и решений по реализации системы гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия эффективного физического воспитания, участие в спортивных мероприятиях, рекреацию и реабилитацию средствами физической культуры и спорта, а также другие условия общего оздоровления человеческого организма путём институциональных механизмов регулирования муниципального управления, распределения муниципальных ресурсов и упорядочения общественной жизни в данной сфере.
5. В процессе изучения муниципальной системы ФКС установлено, что её понятие в специальной литературе трактуется в узком и широком смысле. В первом случае под ней понимается система муниципальных физкулътурно-спортивных организаций и учреждений. Согласно второй точке зрения (которая полностью разделяется автором) - это совокупность всех указанных организаций и учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальным органом управления ФКС в интересах населения муниципального образования, его комплексного развития.
На основе представленного анализа автором разработана управленческая модель, предусматривающая создание двухкомпонентной системы, которая включала бы как муниципальный орган управления ФКС, так и координационную структуру.
Специфика такой управленческой модели заключается в том, что она по самой своей сути является органом самоорганизации территориального сообщества. Не имея рычагов прямого администрирования по отношению к субъектам самоуправления, она призвана обеспечить условия для их добровольного и заинтересованного участия в совместной деятельности по решению задач комплексного развития территории.
6. На основе изучения практики организации и деятельности физкуль-турно-спортивных организаций и учреждений в диссертации установлено, что наиболее эффективной формой правовых отношений между ними и органами муниципального управления ФКС является муниципальный заказ. Автором сформулированы основные муниципальные положения, определяющие целесообразность введения муниципального заказа.
7. Исследование проблем организации и деятельности муниципальных детско-юношеских спортивных школ позволяет наметить пути их организационно-правового совершенствования:
• оптимизировать взаимодействие между спортивными школами разп личного типа (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР) на основе пересмотра механизма правового регулирования передачи спортсмена из одного звена в другое;
• изменить целевую направленность Положения о ДЮСШ (ДЮС-ШОР), установить приоритетной цель «осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и подростков, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие»;
• включить основную массу ДЮСШ в подотрасль массовой физической культуры и сосредоточить их деятельность на оказание физкультурно-оздоровительных услуг, в том числе на платной основе;
• создать в крупных муниципальных образованиях спортивно-научные объединения с концентрацией лучших тренерских кадров, высокоэффективной материально-технической базой, использованием научно-технических достижений в тренировочной работе и соревнованиях.
8. На основе анализа проблем спортивного законодательства установлено наличие значительного числа юридических коллизий и пробелов, которые в известной степени снижают эффективность муниципального управления ФКС. В диссертации содержатся конкретные предложения по совершенствованию Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Проведённое в диссертации изучение правовой организации муниципального и регионального управления в странах с развитой рыночной экономикой позволяет использовать положительный опыт в указанном аспекте правотворческой и правоприменительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно обращено к актуальной проблеме, не получившей до последнего времени всестороннего освещения в научной литературе. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, углубляют научные представления о правоотношениях в сфере муниципального управления ФКС и могут быть использованы в дальнейшем изучении насущной проблемы.
Проведённое исследование позволило внести ряд предложений по совершенствованию российского законодательства, системы нормативно-правовых актов местного самоуправления.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании предложений по совершенствованию структуры и функции органов местного самоуправления в аспекте руководства ФКС, повышения эффективности муниципальной спортивной политики, возможности использования ряда диссертационных положений в учебном процессе высших учебных заведений, системе подготовки и переподготовки муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры конституционного и административного права Волгоградского института экономики, социологии и права и отражены в 10-ти публикациях, включая монографию (в соавторстве). Отдельные положения диссертационного исследования были представлены на научно-практических конференциях, проводимых в гг. Волгограде, Саратове и Пензе в 2004 г. - 2007 гг. «Актуальные проблемы модернизации современного российского образования» (г. Балаково, 4 февраля 2004 г.); «Социальная политика государства и возможности её реализации в условиях региона» (г. Пенза, ноябрь 2006 г.); «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе» (г. Саратов, 11 декабря 2006 г.); «Актуальные проблемы российского права на современном этапе» (г. Пенза, май 2007 г.) и др.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 127 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz