Четверг, 2024-09-19, 10:43 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Семантика восприятия в речевом опыте младшего школьника. Погребкова, Татьяна Васильевна бесплатно
8:48 AM
Скачать Семантика восприятия в речевом опыте младшего школьника. Погребкова, Татьяна Васильевна бесплатно

Семантика восприятия в речевом опыте младшего школьника

Диссертация

Автор: Погребкова, Татьяна Васильевна

Название: Семантика восприятия в речевом опыте младшего школьника

Справка: Погребкова, Татьяна Васильевна. Семантика восприятия в речевом опыте младшего школьника : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Великий Новгород, 2004 286 c. : 61 04-10/1601

Объем: 286 стр.

Информация: Великий Новгород, 2004


Содержание:

Введение
Глава
I Семантика восприятия в русском языковом сознании
10 Семантика восприятия в лингвистической литературе
11 Лексикон восприятия
12 Грамматикой восприятия
Глава
II Младший школьник как речедеятель
21 Ключевые понятия современного речеведения
22 Виды речи
23 Репертуар учебных речевых жанров
24 Речевой опыт и его формирование
Глава
III Семантика восприятия аспекте формирования речевого опыта младшего школьника
30 Описание эксперимента
31 Виды речи третьеклассника
311 Рецептивная речь
312 Репродуктивная речь
313 Интерпретативная речь
314 Креативная речь
32 Лексикон восприятия осени
Заключение
Библиография

Введение:

Настоящая работа посвящена исследованию феномена, который получил наименование языковая личность. Это понятие появляется в теории поэтического языка В.В. Виноградова, а как объект лингвистического исследования предстает в монографии Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» [Караулов, 1987]. Под языковой личностью предлагается понимать «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью» [Караулов, 1989, 3]. Все это ученый предлагает обозначить тремя терминами, с помощью которых языковая личность может быть реконструирована и охарактеризована: лексикон, грамматикой и прагматикой. Лексикон, по мысли Ю.Н. Караулова, включает фонд лексических средств, используемых личностью при порождении ею достаточного представительного массива текстов; грамматикой охватывает набор шаблонов и стереотипов словосочетаний, излюбленных синтаксических конструкций, приемы словотворчества, новообразования для передачи субъективных прагматикой смыслов ее неожиданных понимается как круг ассоциативных сближений, необычное использование грамматических категорий и тому подобное; коммуникативно-деятельностных потребностей личности, движущие ею мотивы, установки и цели, проявляющиеся в конкретных речевых актах [Караулов, 1987, 87 88]. Ю.Н. Караулов разрабатывает свою концепцию языковой личности на материале литературных произведений, обращаясь к текстам Д. Гранина, В. Маканина и других современных авторов. В последнее время наблюдается продвижение к реальностям речевой практики.Это проявляется, во-первых, в описании характерных черт языковой личности, отражении неповторимой речевой индивидуальности. В этом плане интересен опыт создания своеобразных портретов, основанный на привлечении разнообразных источников (статьи, письма, стихи, записи устной научной и бытовой речи, воспоминания и др.) известного филолога А.А. Реформатского [Язык, 1989, 152 212], Петра Великого [Гайнуллина, 2002], поэта О. Сулейменова [Жуминова, 2004]. Во-вторых, описываются типы языковых личностей. Несмотря на неповторимость каждой личности, речь любого говорящего подчинена законам как языка, так и рече- и текстообразования, упорядоченного использования стилистических и жанровых правил, норм социально-речевого поведения. Предметом лингвоперсонологической типологии чаще выступают такие параметры, как тендерный, психологический, соционический, реже исторический, возрастной, профессиональный, политический [Седов, 19996; Пентегова, 1999; Голев, 2004]. Разные типы языковых личностей представлены в книге «Язык и личность», например, охарактеризован современный сельский житель носитель диалекта [Пауфошима, 1989, 41 48]. На сегодняшний день имеется галерея типов языковых личностей: «конфликтный» (конфликтноагрессивный и конфликтно-манипуляторский), «центрированный» (активноцентрированный и пассивно-центрированный), и «кооперативный» [Седов, (кооперативно-комформный кооперативно-актуализаторский) 19996; Седов, 2004]; «креативный» и «копиальный», «содержательный» и «формальный», «мнемический» и «выводящий», «ассоциативный» и «логико-аналитический», «ономасиологический» и «семасиологический» [Голев, 2004]. В-третьих, что особенно значимо для нашего исследования, к этому феномену обращаются лингводидакты, анализирующие «языковое и существование» личности, обсуждающие вопросы ее становления формирования. Выходят сборники статей, посвященные данной теме [Проблемы, 1993; Воспитание, 2002]. Публикации этой тематики сконцентрированы на выявлении условий формирования языковой личности, начиная с первоклассника и заканчивая выпускником вуза. Так, для начальной школы, это, прежде всего, свободное владение всеми видами речевой деятельности, а также высокая творческая атмосфера в классе, в школе, в семье, в результате чего общее развитие становится мотивированным, востребованным, значимым [Неусыпова, Стригина, 2002]. Важнейшим условием развития языковой личности в среднем и старшем звене школы при работе над литературными художественными произведениями считается диалог искусств [Свирина, 2002], интегративный подход к изучению дисциплин филологического круга в целом [Белова Н.А., 2004], в университете диалоговая позиция преподавателя [Галицких, 2002], риторизация обучения [Меньшенина, 2004]. Особое место в этом ряду занимают исследования «динамики» языковой личности, ролевого переключения индивидуума в меняющихся коммуникативных ситуациях [Ерофеева, 1990; Лемяскина, 1999]. Итак, языковая личность исследуется в разных направлениях. Отметим, что в части публикаций, опирающихся на принципы различения языка и речи, изучаются речевые возможности говорящих, составляются их речевые портреты [Ерофеева, 1990; Китайгородская, Розанова, 1995; Милехина, 2003; Ли Си-мэй, 2004]. Это обстоятельство позволяет говорить и о двух «личностях» языковой и речевой. Данной точки зрения придерживается Ю.Е. Прохоров. Он пишет: «Речевая личность это языковая личность в парадигме реального общения в деятельности. Речевая личность набор элементов языковой личности, реализация которых связана со всеми экстралингвистическими и лингвистическими характеристиками данной ситуации общения: ее коммуникативными целями и задачами, ее темой, нормой и узусом, ее этнокультурными, социальными и психологическими понятиями Таким образом, речевая личность это языковая личность в общении» [Прохоров, 1997, 58 59].Иначе говоря, возвращаясь к триаде Ю.Н. Караулова, можно сказать, что в лексиконе и грамматиконе воплощается языковой опыт личности, состоящий в знании единиц языка, правил их соединения [Кудрявцева, 1996; Языковая, 1998а; Языковая, 19986], а в прагматиконе ее речевой опыт, проявляющийся в способности человека решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. В нашей работе за основу взято понятие языковая личность, хотя большая часть исследования заключается в выявлении речевых возможностей ребёнка. Использование данного термина объясняется тем, что, во-первых, уже сложилась определенная традиция его употребления (см. недавно опубликованные словари: «Стилистический энциклопедический словарь русского языка» [Стилистический, 2003, 660] и «Культура русской речи» [Культура, 2003, 804 805]), а, во-вторых, какие бы стороны языковой личности мы ни наблюдали, они все проявляются в языке. Итак, настоящее исследование заключается в попытке описания младшего школьника как языковой личности в ситуации школьного обучения. Поэтому наряду с речеведческим и лингвистическим компонентом в работе присутствует ощутимая лингводидактическая составляющая. Актуальность исследования связана с тем, что современная наука не располагает описанием языковой личности младшего школьника. Важность такой характеристики определяется необходимостью составления типологии языковых личностей с позиций речеведения, тем более что стереотипы речевого поведения закладываются именно в детстве. Кроме того, осмысления речевого опыта ученика и закономерностей его формирования требует и гуманизация образования. Объектом исследования является языковая личность младшего школьника в аспекте ее речевых проявлений в рецептивной, репродуктивной, интерпретативной и креативной речи. В работе выявляется, как в рамках каждого вида речи ученик овладевает определенным репертуаром ролей, жанров и текстов, которые бытуют.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 103 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz