Главная » 2014»Август»12 » Скачать Роль национальных традиций в процессе социализации личности3 бесплатно
6:17 AM
Скачать Роль национальных традиций в процессе социализации личности3 бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
Тема: Роль национальных традиций в процессе социализации личности3
Страниц: 37  
Формат: doc  
Содержание
Введение 3
Глава 1. Взаимосвязь социализации и духовности личности в русле национальных традиций 6
1.1 Процесс социализации личности 6
1.2 Влияние национальных традиций на социализацию 12
Глава 2. Национальные традиции в практике учебно-воспитательного процесса 20
2.1 Исследование применения национальных традиций в практической деятельности Московской ГОУ СОШ № 1186 с этнокультурным татарским компонентом образования 20
2.2 Национальные традиции и процесс социализации во внешкольной деятельности школы 25
Заключение 33
Библиография 35
Введение
Актуальность работы. Современное общество в настоящее время находится на сложном, противоречивом этапе развития. Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Реформирование всех сфер жизнедеятельности общества и попытки преодолеть кризис напрямую зависят от личностного фактора, от непосредственного участия граждан в процессах трансформации, от социальной активности всего общества. Успех в преодолении социального кризиса возможен лишь тогда, когда изменения личности отвечают требованиям современного общества, стабильности и прогрессу общественных процессов.
Сегодняшняя ситуация в России, как никакая другая, способствует пристальному обращению к проблеме социализации. Нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.
В условиях, когда общество пребывает в глубочайшем кризисе, удержаться от социальной катастрофы - одна из насущных задач. От этого в немалой степени зависят судьба и перспективы социальных преобразований современной России и ее субъектов.
Каждый человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.
Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Процесс глобализации в современном мире допускает заимствование элементов культуры разных народов.
Процесс социализации - один из наиболее сложных явлений в жизни человека, благодаря которому он становится "своим" в обществе себе подобных. Человек не может руководствоваться лишь животным началом в жизни, он опирается на общепринятые в обществе культурные традиции и ценности, которые являются "маяком" в попытке найти верный путь в жизни. В современных условиях трансформации российского общества традиции и ценности приобретают особый смысл, и их можно трактовать как одну из составных частей процесса социализации.
Социализация, ее специфика зависят от региона, от конкретной социальной системы, где особым образом сочетаются ценностные и традиционные особенности общественного развития, влияние социального опыта на подрастающее поколение, зависимость поведения личности от социального окружения.
Цель исследования: изучить роль национальных традиций в процессе социализации личности.
Объект исследования: процесс социализации личности
Предмет исследования: педагогические условия применения национальных традиций в качестве средства социализации личности
Гипотеза исследования: Традиция - стереотипизированный социальный опыт, накопленный в процессе развития той или иной социальной группы, актуальный для её существования в настоящем и, возможно, в будущем - служит основным средством социализации личности.
Задачи исследования:
- изучить особенности процесса социализации личности;
- изучить особенности влияния национальных традиций на социализацию личности;
- изучить педагогические условия применения националиных традиций в практической деятельности Московской ГОУ СОШ № 1186 с этнокультурным татарским компонентом образования;
- изучить особенности национальных традиций и процесс социализации во внешкольной деятельности школы.
Методы исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы, анализ исторических источников, наблюдение.
Практическая значимость работы: систематизированный теоретический материал и результаты исследования имеют определённую информативную ценность и могут быть использованы в учебных целях при разработке лекций, семинарских занятий по социальной психологии и отдельным её отраслям, а также по философии, социологии, культурологии и другим дисциплинам социально-гуманитарного цикла в высших учебных заведениях.
Список литературы
1. Ахмадиева Р.Ш. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала народных традиций в системе воспитания // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 4. - С. 133 - 136.
2. Антюхова Е.Ю. Нравственный императив в социализации личности // Мир психологии. - 2006. - N 1. - С. 66-71.
3. Бояк Т.Н. Социализация молодежи полиэтнического региона в условиях реформирования общества // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 4 (20). - С. 67-71.
4. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. - 2007. - N 1. - С. 54-59.
5. Зобов Р.А. Социальное здоровье и социализация человека. - СПб.: Химиздат, 2005. - 167 с.
6. Катилина М. Роль образовательной среды в социализации личности // Гос. служба. - 2008. - № 6. - С. 195-198.
7. Курбатов А.В. Социализация в современном обществе // Педагогика. - 2009. - № 3. - С. 62-65.
8. Кочкина О.Н. Влияние семейных традиций на первичную социализацию детей // Соц.-гуманитар. знания. - 2008. - № 5. - С. 128-140.
9. Кравченко А.И. Психология и педагогика. - М.: Инфра-М, 2008. - 399 с.
10. Кривов Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике // Педагогика. - 2004.- N 2. - С. 11-22.
11. Комарова Л. Н. Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования детей как форма сохранения и укрепления отечественной культурной традиции // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - № 1. - С. 138-141.
12. Коновалов А. На пути к взрослости: проблемы социализации подростков // Кл. руководство и воспитание школьников: метод. газ. для кл. рук. - 2008. - Окт. (№ 19). - С. 5-8.
13. Маслов С. И. Основания духовно-нравственного воспитания // Психология. - 2008. - № 9. - С. 46-51.
14. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. - М.: Проспект, 2009. - 464 с.
15. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
16. Никольский Н.С. Социализация ученика в учебно-воспитательном процессе // Спорт в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2004.- Март (№ 5). - С. 26-30.
17. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. - 364 с.
18. Рубчевский К.В. Формы прохождения социализации личности // Психол. наука и образование. - 2006.- № 2. - С. 86-91.
19. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Обществ. науки и современность. - 2003.- № 3. - С. 147-151.
20. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: Юнити, 2008. - 526 с.
21. Спасибенко С.Г. Дорога длиною в жизнь: социализация взрослых // Соц.-гуманитар. знания. - 2007.- № 6. - С. 83-101.
22. Спасибенко С.Г. Социализация человека // Соц.-гуманитар. знания. - 2005.- № 5. - С. 101-122.
23. Сластенин В.А. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2006. - 478 с.
24. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников. - 2007.- N 6. - С. 2-7.
25. Фиофанова О. Социальное взросление подростков // Воспитание школьников. - 2008. - № 7. - С. 9-13.
26. Федоренко Л.П. Моделирование социализации личности // Соц.-гуманитар. знания. - 2009. - № 1. - С. 306-317.