Четверг, 2024-09-19, 10:54 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Развитие способностей и потребностей личности : Гармония и дисгармония. Зиеев, Аслам Эргашевич бесплатно
1:14 AM
Скачать Развитие способностей и потребностей личности : Гармония и дисгармония. Зиеев, Аслам Эргашевич бесплатно

Развитие способностей и потребностей личности : Гармония и дисгармония

Диссертация

Автор: Зиеев, Аслам Эргашевич

Название: Развитие способностей и потребностей личности : Гармония и дисгармония

Справка: Зиеев, Аслам Эргашевич. Развитие способностей и потребностей личности : Гармония и дисгармония : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Душанбе, 1999 184 c. : 61 99-9/205-1

Объем: 184 стр.

Информация: Душанбе, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 11
ГЛАВА II ДИСГАРМОНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ
РЕТРОСПЕКТИВА 63
ГЛАВА III ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГАРМОНИИ
СПОСОБНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ114

Введение:

Актуальность темы исследования объясняется той ролью, которую играют потребности и способности в развитии личности. Они составляют часть того большого многообразного движения, которое охватывается общим понятием "человеческая жизнедеятельность".
По отношению к личности как целостности, имеющей разные возможные формы и уровни сочетания, гармонии и дисгармонии ее свойств и качеств, способности и потребности являются основными системообразующими звеньями.
В настоящее время наблюдается процесс серьезных изменений как в соотношении, так и в иерархии способностей и потребностей личности. В этой связи особую актуальность приобретают перестройка и трансформация традиционно устоявшихся потребностей и способностей и их обновление в условиях становления нового качества в развитии общества. Достижение гармонии способностей и потребностей важно не только само по себе и в собственно личностных измерениях, но и в экономическом, социальном, идейно-нравственном, воспитательном планах и в плане их обратного воздействия на всю систему жизнедеятельности личности. Отставание в одной из сторон в соотношении способностей и потребностей приводит не только к их дисгармонии, но и к деформированному развитию целостной личности.
Гармонически развитая личность — объективная закономерность самой истории, обусловленная потребностями общественного прогресса, все разнообразящимися видами деятельности и отношений и возвышением их субъекта. Стремление к гармонии всегда означало достижение определенного образца, совершенства, идеала, единства и целостности в развитии человеческой личности. Но гармоническая личность—это масса проблем, подлежащих исследованию. Она не ограничивается достижением соответствия между ее интеллектуальной и эмоциональной сферами, физическим и умственным, индивидуальным и общественным развитием, между ее биологическим существованием и социальной сущностью. Гармоническое развитие личности имеет множество других аспектов и проявлений, которые до сих пор не затронуты исследованиями. Одной из форм его проявления являются гармония и дисгармония собственно личностной структуры человека, в частности его способностей и потребностей, которые имеют относительно самостоятельное исследовательское значение и могут быть исследованы специально. Исследование гармонии и дисгармонии потребностей и способностей важно и существенно и для выявления социально-деятельностной активности личности в различных сферах ее жизнедеятельности и жизнеутверждения. Исследование гармонии и дисгармонии потребностей и способностей через призму активности личности, или, наоборот, исследование последней через первые позволяет глубже понять процессы, происходящие в ее жизнедеятельности, выявить и определить тенденции их развития, принимать соответствующие корректирующие меры по стимулированию ее деятельности и "синхронизации" ее способностей и потребностей. Такое исследование по убеждению диссертанта, позволяет продвинуться в поисках путей их гармонизации.
Степень изученности проблемы. Исследованиям потребностей и способностей, различным их аспектам уделяется большое внимание. Им посвящены работы Т.И.Артемьевой, А.Г.Здравомыслова, Н.В.Иванчука, Э.Ф.Меженской, И.В.Пусенковой, Е.Г.Куделина, А.В.Маргулиса, С.Наврузова, А.И.Самсина, Г.С.Тарасова и многих других исследователей. В этих работах исследуются методологические, философско-социологичес-кие и экономические аспекты способностей и потребностей, проблемы их социально-деятельностной детерминации, формирования, дифференциации, классификации и типологии. Имеется огромное количество литературы, посвященной отдельным видам способностей и потребностей, в которой последние исследуются обособленно. При существовавшей в недавнем прошлом традиции исследования потребностей и способностей сначала "разъединяли" их, абсолютизировали то способности, то потребности, выхолащивали реальные содержательные связи между ними, а потом пытались найти эту связь. Между тем задача состоит в том, чтобы выявить действительные связи и отношения потребностей и способностей во всем многообразии их вариаций и сочетаний, в частности, их гармонии и дисгармонии. До тех пор, пока способности и потребности личности будут рассматриваться каждые сами по себе, отвлеченно от их взаимодействия, и стало быть, от личностного и общественного контекста, в котором развиваются и функционируют они, могут получать любые интерпретации, поскольку являются результатом постулирования самих терминов "способности" и "потребности", а не исследования их взаимодействия, гармонии и дисгармонии, какие имеют место в действительном процессе их развития.
Теоретическое "разделение" возможностей личности на способности и потребности, равно как и на другие свойства и качества, необходимое для исследовательско-аналитической работы, ни в коей мере не означает их субъективного разделения, ибо это означало бы и искажение неделимой сущности личности.
Способности и потребности в своем становлении и развитии могут быть равновесно-гармоничными и дисгармоничными. Их расхождение и дисгармония вовсе не означают их абсолютного разрыва и несоотнесенности, поскольку без единства их взаимопереходов, взаимообусловленности и сочетаний нет самой личности как целостного их носителя и субъекта.
Долгие годы в исследовательской литературе, особенно психологической, акцентировали внимание на способностях, чем на потребностях, а в период "перестройки" и распада СССР стали усиленно разрабатывать проблему потребностей, но саму по себе, вне корреляции со способностями. Исключительно односторонне примененный некоторыми зарубежными и советскими исследователями функционально-разделительный подход к способностям и потребностям личности либо уравнивая, либо разделяя последние в каком-либо отношении, или сточки зрения какой-либо нормы — социальной, психологической, культурной, биологической — игнорировал не только индивидуальные многообразия способностей и потребностей, но и бесконечно-жизненное, деятельностное многообразие вариаций их сочетания, гармонии и дисгармонии. Такой подход, примененный в психологии и перешедший к экономической теории, в лучшем случае фиксирует и констатирует наличие тех или иных способностей и потребностей, соответствующих "норме", оставляя в тени их открытость, естественно-жизненные комбинации и сочетания, характеризующие их гармонию и дисгармонию как формы их развития.
В социально-философской литературе способности и потребности исследовались в общем контекте теории личности, но вопросы их гармонии и дисгармонии вообще не исследовались и до сих пор нет самостоятельных исследований, посвященных последним. В тех отрывочных высказываниях о гармонии и дисгармонии способностей и потребностей, которые можно обнаружить в научной литературе, в частности, в социально-философской, акцент главным образом делается на образовательно-педагогическом и психологическом смыслах этих понятий. Однако, как гармония и дисгармония способностей и потребностей как научно-исследовательская проблема, так и ее социально-философские аспекты остаются не исследованными. Исследование гармонии и дисгармонии потребностей и способностей личности важно не только само по себе, хотя оно имеет важное теоретическое и познавательное значение, а преследует цель раскрыть не только их собственное взаимодействие, но и соотнесенность со способами деятельности и бытия личности, с определенными общественными идеалами и представлениями о наиболее оптимальном гармонически развивающемся бытии, которые способствовали бы практически-деятельной реализации творческих сил человека, нуждающегося "во всей полноте человеческих проявлений жизни". Не претендуя на сколько-нибудь исчерпывающее исследование столь важной проблемы, какой является гармония и дисгармония потребностей и способностей, можно тем не менее попытаться определить истоки их возникновения, формы их проявления и механизмы их взаимодействия, наметить, хотя бы теоретически, пути преодоления их дисгармонии и способы их гармонизации.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации — исследование гармонии и дисгармонии потребностей и способностей личности, исходя из которой предпринята попытка решить следующие задачи: обосновать и исследовать вопрос о гармонии и дисгармонии потребностей и способностей как социально-философской проблемы и как одну из множества возможных форм развития личности, имеющую свои специфические особенности; показать, что способности и потребности обладают различной степенью автономности, относительности и общности, имеют свои иерархические уровни организации и связи между собой, которые в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности личности могут как сочетаться, так и диссонировать между собой; выявить объективно-онтологически единую интегративную природу способностей и потребностей как важнейшую основу их гармонии; исследовать взаимодействие и гармонию способностей и потребностей как диалектический принцип раскрытия сущности одной категории "способности" через другую — "потребности" и наоборот; раскрыть практически-функциональные взаимосвязи способностей и потребностей как взаимоорганизующих начал в структуре личности, выявить основные "механизмы" и формы их гармонии и дисгармонии в процессах жизнепроявления и жизнеутверждения личности; исследовать соотношение гармонии и дисгармонии потребностей и способностей как единство противоположностей; исследовать историческую ретроспективу, и конкретно-исторические причины и формы проявления дисгармонии способностей и потребностей, показать их негативные последствия в развитии личности.
Научная новизна диссертационной работы состоит прежде всего в исследовании гармонии и дисгармонии способностей и потребностей, ранее не затронутых исследованиями, в связи с чем: на основе социально-философского анализа обоснован и исследован вопрос о гармонии и дисгармонии потребностей и способностей как специфических форм их развития и воспроизводства, раскрыт двуединый "диффузный" характер их взаимодействия в жизнедеятельности личности; показано, что способности и потребности, хотя и представляют собой самоценные сущностные силы личности, но могут сочетаться и функционировать во взаимной привязанности друг с другом в единой структуре личности; в многосложной и многосторонней и динамически развивающейся структуре личности каждая из ее сущностных сил по-своему активны и взаимно "строят" друг друга, равно как по-своему могут быть консервативны, следовательно, и гармоничны, и дисгармоничны как внутри собственной системы привязанности, т.е. как системы "способности", так и системы "потребности", а также в системе взаимодействия и тех и других; в этой связи показано, что чрезвычайно сложной проблемой оказывается сам механизм взаимодействия способностей и потребностей, внутренняя динамика самой системы "способности-потребности", в которой и те и другие могут быть чрезвычайно разнообразными и даже противоположными, гармоничными и дисгармонично-альтернативными; в рамках этой системы кроме взаимодействия, взаимодетерминации и взаимозависимости имеет место превалирование либо "подавление" одной способности /потребности/ другой, перенесение ее энергии на другую по
99 vs принципу доминанты и первоочередной настоятельности тех или иных способностей и потребностей, точно так же как имеет место усиление одной потребности /способности/ над другой, где кроется одна из причин как их гармонии, так и дисгармонии; обоснована мысль о том, что исследование гармонии и дисгармонии способностей и потребностей должно основываться на теории многоуровневой динамической системы, учитывая многообразие и многоуров-невость потребностей и способностей в системе их взаимной привязанности и соотнесенности, что лищь в этом случае можно выявить интегра-тивно-гармонический и дисгармонический характеры их взаимодействия и принять практические меры по их гармонизации; в этой связи показано, что различные уровни качественной организации, предметно-содержательной, социально-деятельностной и функциональной направленности способностей и потребностей личности, утверждая качественную их определенность и спецификацию, в силу их онтологического единства и интегрированности никоим образом не могут служить препятствием для их гармонии, что имеет существенное значение для исследования универсальной природы человека; исходя из этого показано, что система "способности-потребности" со всеми присущими ей напряжениями и "конфликтами" требует знания ее внутренней организации, обусловленной не только последней, но и внешней деятельностной интеграцией, дифференциацией и расхождением способностей и потребностей, в связи с чем: исследован вопрос о некоторой изоморфности потребностей и способностей, как изоморфности последних способами бытия и деятельности личности и роли последней в фактически существующих и вероятностных альтернативах гармонии и дисгармонии ее способностей и потребностей; показано, что отношение "потребности-способности" в каждое данное время характеризуется как взаимной дополнительностью и взаимной компенсацией друг друга, так и диалектическим "отрицанием", что удовлетворение потребностей—реализация способностей не является единичным законченным актом, а выступает как постоянное противоречивое взаимодействие, либо гармоническое, либо дисгармоническое, но каждый раз воспроизводимое в новом качественном состоянии, что не следует абсолютизировать и ту и другую формы их взаимодействия и развития; исследованы историческая ретроспектива и причины дисгармонии потребностей и способностей, раскрыто соотношение потребительских и деятельно-созидетельных способностей и потребностей и в этой связи — соотношение потребительской и созидательной деятельности личности.
Выявив объективное предметно-практическое и деятельное основание гармонии и дисгармонии потребностей и способностей, в диссертации показано, что человеческие способности и потребности интериоризируют деятельный язык социальной практики и культуры, перерабатывая его, и возвращают его в трансформированном виде к той же социальной практике и культуре, существенной стороной которых является развитие, сочетание и реализация самих сущностных сил человека, в частности, его способностей и потребностей.
Методологической и теоретической основой диссертации являются общефилософский диалектический метод познания и конкретно-исторический и системный подходы, примененные к исследуемой проблеме. В ее основу положены также исследования, ранее осуществленные советскими учеными и специалистами СНГ по различным проблемам личности и человекознания.
Практическое значение исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в конкретной научной деятельности ученых по человековедческой проблематике, при разработке соответствующих проблем социальной философии, общей и социальной психологии, а также экономической теории, в процессе преподавания названных дисциплин, в частности по теме "Человек", "Личность и общество", субъективному и объективному факторам общественного развития, в практической работе по целенаправленному формированию личности, ее способностей, потребностей и их гармонизации.
Выдвинутые в диссертации положения позволяют в определенной мере углубить синтез разнонаправленных по своему принципиальному содержанию концепций способностей и потребностей, преодолеть значительную разобщенность между ними и содействовать разработке единой ин-тегративной концепции человеческих сущностных сил.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 221 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz