Четверг, 2024-09-19, 10:51 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Скачать Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа: на примере специалиста неюридического профиля. Жигулин, бесплатно
8:50 PM
Скачать Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа: на примере специалиста неюридического профиля. Жигулин, бесплатно
Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа: на примере специалиста неюридического профиля

Диссертация

Автор: Жигулин, Андрей Алексеевич

Название: Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа: на примере специалиста неюридического профиля

Справка: Жигулин, Андрей Алексеевич. Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа : на примере специалиста неюридического профиля : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 / Жигулин Андрей Алексеевич; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина] - Воронеж, 2010 - Количество страниц: 224 с. Воронеж, 2010 224 c. :

Объем: 224 стр.

Информация: Воронеж, 2010


Содержание:

Содержание
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы исследования и развития правовой компетентности специалиста среднего профессионального образования неюридического профиля
11 Теоретико-методологические подходы к проблеме изучения развития правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа
12 Психологическая структура правовой компетентности специалиста среднего профессионального образования неюридического профиля,
13 Психолого-акмеологические факторы развития правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 Психолого-акмеологическое моделирование процесса развития правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа
21 Психолого-акмеологическая модель процесса развития правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа
22 Методический замысел эмпирического исследования
23 Описание опытно-экспериментальной работы по развитию правовой компетентности студента-неюриста
24 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию правовой компетентности студента-неюриста
Выводы по 2 главе

Введение:

Актуальность исследования. Построение правового государства в Российской Федерации, связанное с ним обновление законодательства актуализирует проблему обеспечения внимания к психологическим особенностям правового образования граждан, инициации переосмысления роли правовой компетентности в профессиональной и обыденной жизни. Наиболее чувствительной и социально значимой категорией, востребующей правовые знания является обучающаяся молодежь, осуществляющая этап профессионального становления и формирования правосознания.
В современном обществе возникла тенденция осознания практической значимости права, приобретающего конкретные востребованные формы сопровождения личности и профессионала. На уровне массового сознания это представляется повышением престижа юридических специальностей, возрастанием интереса к правовым знаниям. При этом, анализ ряда исследований правосознания населения (O.A. Гулевич, О.П. Николаева, А.Р. Ратников и др.) свидетельствует о массовых проявлениях правовой безграмотности, правового нигилизма и размытости духовно-нравственных ориентиров как результатов несформированности государственной концепции правового образования.
Решение данной проблемы заключается в том, чтобы не только изучить психологическую структуру и содержание правовой компетентности специалиста среднего профессионального образования неюридического профиля, но и разработать модель, выявить психолого-акмеологические факторы, оптимизирующие данный процесс.
Состояние и степень разработанности проблемы.
Изучение проблемы развития правовой компетентности специалиста неюридического профиля (В.Ф. Вакуров, И.В. Кархалев, М.В. Махрова, А.Х. Хузина и др.) подтверждает, что в данной области научного знания, имеющиеся теоретико-прикладные исследования все еще недостаточны.
Имеющиеся работы по правовой компетентности (В.Ф. Вакуров, В.И. Гойман, В.В. Гульдан, И.В. Кархалев, И.Ю. Козлихин др.) касаются ее различных аспектов: правового сознания, правовой культуры, правовой нравственности, правовой технологичности и практически не затрагивают непосредственно вопросы процесса ее оптимизации за счет выявления факторов его эффективности и построения совершенной модели развития правовой компетентности специалиста-неюриста.
Для неюридических вузов, обучение взрослых основам права, обосновывает необходимость (Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, Ю.А. Тукачев и др.) осуществления психолого-педагогического процесса с опорой на модель профессионализма будущего специалиста; правового образования, нацеленного на формирование нового поколения работников, способных действовать правовыми средствами при осуществлении и защите прав, ответственно относящихся к обязанностям, строящих свои отношения с окружающими на принципах социального партнерства в конкретных производственных ситуациях.
Несмотря на интенсивное внедрение передовых педагогических технологий в правовое обучение, оснащение современными средствами обучения и новым поколением учебников по праву, исследователи проблемы развития правовой компетентности специалистов среднего профессионального образования отмечают недостаточную разработанность феномена «правовая компетентность специалиста-неюриста»; отсутствие исследований психолого-акмеологических особенностей ее развития в системе среднего профессионального образования, неразработанность модели развития правовой компетентности у специалистов-неюристов (Э.Ф. Зеер, И.В. Кархалев, С.А. Кайно-ва и др.).
При всей значимости имеющихся исследований в них по-прежнему уделено недостаточное внимание вопросам развития правовой компетентности студентов профессионального колледжа неюридического профиля. Это указывает на то, что требуется научный объективный анализ содержания правовой компетентности специалиста-неюриста и психолого-акмеологических особенностей ее развития.
Несмотря на внимание исследователей к данной проблеме, вопросы развития правовой компетентности студентов профессионального колледжа неюридического профиля пока еще недостаточно изучены. Возникают противоречия между:
• обновленным пониманием роли права в современном российском обществе и низким уровнем правовой грамотности населения;
• высокими требованиями к правовой компетентности будущих специалистов-неюристов и спецификой ее развития в системе среднего профессионального образования;
• необходимостью обеспечения высокого качества правовой подготовки специалистов среднего профессионального образования и неразработанностью модели и факторов процесса ее развития.
В связи с отмеченными противоречиями существует проблема, которая проявляется в том, что правовое развитие студентов в условиях среднего профессионального образования широко декларируется на государственном уровне, однако несформированность их правовой компетентности приводит к деформации правового сознания, правовой неграмотности, обеднению ценностно-смысловой сферы личности, нарушению нормативных форм поведения.
Таким образом, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы развития правовой компетентности студентов профессионального колледжа неюридического профиля обусловили актуальность выбранной темы, определили объект, предмет, цель, гипотезу и задачи исследования.
Объект исследования — правовая компетентность специалистов-неюристов.
Предмет исследования — психологические особенности развития правовой компетентности специалистов-неюристов среднего профессионального образования.
Цель исследования - разработать модель развития правовой компетентности специалистов-неюристов и апробировать ее в ходе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что правовая компетентность специалиста-неюриста, включающая когнитивную, информационную, ценностно-смысловую, технологическую, коммуникативную, рефлексивную и регулятивную правовые компетенции, может быть успешно развита с учетом воздействия психолого-акмеологических факторов -правовой культуры, информированности, социально-правовой адаптированное™, гражданско-правовой субъектности при изучении студентами специального курса.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы изучения развития правовой компетентности специалиста-неюриста и на его основе уточнить понятие «правовая компетентность студента - будущего специалиста-неюриста» .
2. Раскрыть психологическую структуру и содержание правовой компетентности специалиста-неюриста.
3. Выявить психологические факторы развития правовой компетентности у студента-неюриста профессионального колледжа.
4. Разработать психолого-акмеологическую модель процесса развития правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа.
5. Разработать программу специального курса по формированию правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа.
Методологическую основу изучения правовой компетентности составили: фундаментальные принципы единства сознания и деятельности, детерминизма (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, С.Л. Рубинштейн и др.); подходы: системный (A.A. Бодалев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов и др.); компетентностный (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.); деятельно-стный (В.В. Давыдов, Е.М. Иванова, А.Н. Леонтьев и др.); субъектный (Л.И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, E.H. Волкова и др.); аксиологический (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.); культурологический (B.C. Биб-лер, М.С. Каган, В.А. Сластенин и др.); акмеологический (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, H.A. Коваль и др.).
Теоретическое основание исследования правовой компетентности и факторов ее развития явилось: положения психологии профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.В. Кузьмина, A.M. Новиков и др.); концептуальные идеи правовой подготовки специалистов в системе СПО (И.В. Карха-лев, С.А. Кайнова, A.M. Столяренко и др.); исследования в области правовой компетентности личности (М.И. Еникеев, О.И. Мартынюк, И.Н. Медведева и др.); концепции профессионального становления и развития профессионала (Е.А. Климов, А.С Огнев, Н.С. Пряжников и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, экспертная оценка, тестирование. Используемые методики исследования: «Психолого-акмеологические факторы развития правовой компетентности студента» (Л.В. Абдалина, A.A. Жигулин); «Компоненты аттитю-дов по отношению к закону» (O.A. Гулевич); опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин); тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла (в адаптации А.Н. Капустиной); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин); методика выявления психологических защит Келлермана — Плутчика. Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования: факторный анализ, кластерный, корреляционный анализ, регрессионный анализ. Анализ статистической значимости различий проводился с помощью t-критерия Стьюдента. Нормальность распределения выборки была определена с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Для статистической обработки данных использовались программы «Microsoft Excel» и «SPSS 17.0» для Windows.
Научная новизна исследования. Раскрыты структурные компоненты правовой компетентности специалиста-неюриста, а именно: когнитивная, информационная, ценностно-смысловая, технологическая, коммуникативная, рефлексивная и регулятивная правовые компетенции.
Определены критерии, показатели и уровни правовой компетентности специалиста-неюриста.
Выявлены психолого-акмеологические факторы развития правовой компетентности студента-неюриста, включающие: правовую культуру, информированность, социально-правовую адаптированность, гражданско-правовую субъектность, непосредственно влияющие на ее овладение студентами.
Определены теоретические основания психолого-акмеологической модели процесса развития правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа.
Теоретическая значимость исследования. Доказано, что успешность развития правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа зависит от владения составляющими ее правовыми компетенциями, которые формируются под воздействием психолого-акмеологических факторов в ходе участия студентов в спецкурсе.
Систематизированы методологические и теоретические подходы к изучению правовой компетентности специалиста-неюриста: системный, компе-тентностный, деятельностный, субъектный, аксиологический, культурологический и акмеологический.
Раскрыто и уточнено понятие правовой компетентности специалиста-неюриста, как сложная интегративная характеристика личности, отражающая уровень ее правовой осведомленности, осознанное восприятие социально-правового опыта, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами, способность к нравственно-правовой самооценке своей жизнедеятельности.
Разработана психолого-акмеологическая модель, включающая: методологические подходы; правовые компетенции, критерии, показатели, уровни правовой компетентности; психолого-акмеологические факторы их реализации; этапы и содержание специального курса «Развитие правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа»; прогнозируемый результат и обеспечивающая комплексность и эффективность психологического воздействия, направленного на развитие правовой компетентности и составляющих ее правовых компетенций у будущих специалистов-неюристов среднего профессионального образования.
Практическая значимость исследования. Разработан и апробирован специальный курс «Развитие правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа», который состоит из двух частей: лектория (правовое просвещение) и тренинга (правовая практика) и включает констатирующий, информационный, преобразующий и аналитический этапы работы.
Материалы исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации преподавателей профессионального колледжа, в профессиональной подготовке специалистов среднего профессионального образования неюридического профиля.
Достоверность и надежность положений, выводов и рекомендаций обусловлена опорой на достижения современной психологии; комплексным использованием психодиагностических методов исследования, адекватных его цели, задачам и гипотезе, репрезентативным объемом выборки, надежностью и валидностью применяемых методик, использованием многомерных методов математической статистики при обработке данных, корректным сочетанием качественных и количественных показателей, апробацией результатов исследования на практике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Правовая компетентность специалиста-неюриста есть сложная инте-гративная характеристика личности, отражающая уровень ее правовой осведомленности, осознанное восприятие социально-правового опыта, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами, способность к нравственно-правовой самооценке своей жизнедеятельности.
2. Структура правовой компетентности специалиста-неюриста включает: когнитивную, информационную, ценностно-смысловую, технологическую, коммуникативную, рефлексивную и регулятивную правовые компетенции, которые способствуют позитивному правовому развитию студента-неюриста профессионального колледжа.
3. Показателями правовой компетентности специалиста-неюриста являются: совокупность знаний о праве, направленность эмоциональных отношений к праву, интенсивность переживаний по отношению к праву, правомерное (неправомерное) поведение, роль правовой системы в регуляции специалистом социально-профессиональных отношений в обществе, смысложиз-ненные мотивы и социально-правовые ценности, совокупность знаний профессионально-ориентированной и гражданско-значимой правовой информации, способность интеллектуального прорабатывания правовых отношений жизнедеятельности, умение разумно применять значимую правовую информацию в профессиональной деятельности и повседневной жизни, ответственное поведение, нормативность социального поведения. Уровни правовой компетентности составляют: докомпетентностный, относительно правовой компетентности, достаточно правовой компетентности, собственно правовой компетентности.
4. Психолого-акмеологическими факторами развития правовой- компетентности студентов-неюристов выступают: правовая культура, информированность, социально-правовая адаптированность, гражданско-правовая субъ-ектность, которые содействуют успешному овладению студентами правовой компетентностью.
5. Психолого-акмеологическая модель процесса развития правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа, включает: методологические подходы; правовые компетенции, критерии, показатели, уровни правовой компетентности; психолого-акмеологические факторы их реализации; этапы и содержание (лекторий, тренинг) спецкурса «Развитие правовой компетентности студента-неюриста профессионального колледжа»; прогнозируемый результат.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы профессионального образовании: подходы и перспективы» (Воронеж 2006); «Ак-меологические подходы к становлению и развитию профессионала как специалиста и личности в системе среднего профессионального образования» (Воронеж 2007); «Формирование правовой подготовки будущего специалиста в системе среднего профессионального образования» (Воронеж 2008); межрегион, науч.-практ. конф. «Проблемы качества повышения квалификации работников образования» (Москва, Воронеж 2005); на заседаниях кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин Воронежского экономико-правового института (2009-10гг.); на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2004 - 2010 г.г. и включило 3 этапа.
На первом этапе (2004-2005 г.г.) проводился анализ директивной, научной и методической литературы по проблеме исследования; выяснялись требования к уровню правовой подготовленности специалистов среднего звена; определялась методологическая и теоретическая основы исследования; сформулирована проблема и рабочая гипотеза; определены цель, задачи и программа исследования.
Второй этап (2005-2007 г.г.) —' проведение констатирующего эксперимента с помощью батареи тестов, индивидуального собеседования, анкетарования, экспертного оценивания; статистическая обработка данных и анализ полученных результатов.
На третьем этапе (2007-2010 г.г.) проводился формирующий эксперимент; осуществлялась статистическая обработка и обобщение результатов экспериментального исследования; формулировка основных выводов по проблеме исследования; внедрение в учебный процесс колледжей города и области учебно-методических материалов; оформление результатов исследования в виде диссертации.
Структура диссертации. Диссертационное исследование содержит введение, две главы, выводы и заключение, библиографический список, приложения. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 179 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz