Четверг, 2024-09-19, 10:51 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 14 » Скачать Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста. Ильин, Андрей Вячеславович бесплатно
9:08 AM
Скачать Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста. Ильин, Андрей Вячеславович бесплатно
Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста

Диссертация

Автор: Ильин, Андрей Вячеславович

Название: Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста

Справка: Ильин, Андрей Вячеславович. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 Москва, 2004 172 c. : 61 04-19/426

Объем: 172 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ Предметные действия как объект психологического исследования
11 Феноменология естественного онтогенеза двигательной активности ребенка
12 Психофизиологические закономерности развития предметных действий
13 Нормативная ситуация как фактор развития
ГЛАВА ВТОРАЯ Психологические особенности развития предметных действий в нормативной ситуации
21 Нормативная ситуация как единица анализа предметной деятельности
22 Организация экспериментального исследования
23 Особенности предметно-манипулятивной активности детей раннего возраста в нормативной ситуации
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Формирование нормативных предметных действий Анализ и обсуждение результатов
31 Организация формирующего эксперимента
32 Особенности формирования нормативных предметных действий у детей раннего возраста
33 Результаты контрольной серии эксперимента

Введение:

Актуальность исследования проблемы.
Отечественные исследователи, в большинстве своем, сходятся во мнении, что трансформация живого движения в акцию, в свободное и разумное действие - это центральная проблема психологии действия1. Специфика человеческой активности заключается в том, что ее пространство составлено из реалий предметного мира, созданных человеком и для человека, артефактов, наделенных значениями и собственной логикой использования их физических характеристик. В этом «означенном» пространстве предметного мира и рождается особый вид произвольных действий - действия предметные, то есть действия с предметами в соответствии с их культурным значением и общественно принятым способом действия. Предметное действие впервые в жизни ребенка возникает как действие с ситуативно заданным значением предмета, не обладающим высокой степенью обобщенности то есть как нормативное предметное действие.
Решающая роль в освоении ребенком предметных действий принадлежит взрослому. Предметное действие выполняется ребенком раннего возраста или в присутствии взрослого, или по его поручению. При этом, взрослый выполняет функции носителя способа действия и «санкционирующей инстанции», поощряя или не поощряя те или иные
1 Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура исполнительного действия. М., 1982. проявления активности ребенка в отношении предмета1. Посредничество в освоение культурных правил и способов деятельности ребенком делает взрослого смысловым центром ситуации, где значение может выступать как ситуационно обусловленная норма (например, при действиях с полифункциональными предметами). Более того, эффект произведенного действия сам по себе не может являться критерием правильного употребления предмета. Таким критерием может служить только соответствие действия образцу, носителем которого является взрослый.
Современные психологические воззрения на природу предметных действий являются довольно детально разработанными вопросами (функциональная структура исполнительного действия, роль когнитивных компонентов в построении двигательного образа, формы обобщения опыта действия и др.). Вместе с тем можно отметить недостаток исследований, посвященных важнейшим вопросам формирования предметных действий в онтогенезе. Имеющиеся в психологической литературе эмпирические данные представляют собой разработки альтернативных точек зрения на вопрос о роли и месте натуральных процессов развития двигательных функций ребенка в возникновении предметных действий и механизмах преобразования различных форм натуральной активности ребенка в операции предметных действий, что требует дальнейшего теоретического осмысления. Натуральное (естественное) развитие связано с
1 Эльконин ДБ. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте //Вестник Московского Университета. Психология. 1978. №3. С.3-12. превращением детской аффективности в объективированность и пристрастность действий, и, за счет этого, обогащением ориентировки в предметном мире. Тогда как культурное развитие предполагает включение действий ребенка в более широкий контекст - систему смыслов и значений, а также их изменение в соответствии с культурно принятыми формами. Подытоживая вышеизложенное, можно констатировать, что культурное развитие ребенка предполагает создание для этого специальных условий, направляющих ход развития и соответствующих важнейшим задачам возраста. Центральным среди этих условий является правило, введенное взрослым, и способ его презентации ребенку. Специально организованную ситуацию взаимодействия, где взрослый предписывает и контролирует правило действия ребенка с предметом, мы называем нормативной ситуацией предметного действия. Нормативная ситуация, включающая в себя внешнюю сторону - предметность и идеальную сторону - правило действия, предписывает ребенку вполне определенный способ действия в ситуации, выделяя его из спектра возможных1.
Актуальность выбранной темы обусловлена сочетанием факторов ее научно-теоретического, методологического и прикладного значения для психологии развития, а также необходимостью специального изучения процесса формирования нормативных предметных действий, как важнейшего механизма психического развития ребенка раннего возраста.
1 Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте //Вопросы психологии. 2003. №6. С. 17-31.
Методологической основой исследования является философская концепция присвоения культурного наследия человечества в процессе деятельности и общения (Маркс К.), а также диалектический подход к пониманию движущих сил и механизмов развития (Гегель Г.В.Ф., Маркс К., Ильенков Э.В. и др.). Реализация основных положений указанных философских позиций в конкретно психологическом исследовании приводит к пониманию процесса индивидуального развития ребенка как становления культурных форм сознательной деятельности путем снятия форм натуральной активности и их превращения в новое качество. Последовательная смена качественных этапов развития подчиняется общественно детерминированным закономерностям, которые включась во взаимодействие с натуральными (природными) процессами созревания, формируют нормативные предметные действия в раннем онтогенезе.
Специальная методология исследования представлена структурно-диалектическим подходом к анализу психического (Выготский J1.C., Давыдов В.В., Веракса Н.Е.), предполагающем выделение в анализируемом целом (явлении, процессе) исходных единиц противоположностей и выявление характера их взаимодействия в процессе развития.
Теоретической основой исследования стали психологические теории и концепции, реализующие вышеуказанную методологию и последовательно проводящие принятый нами взгляд на сущность и закономерности психического развития ребенка. А именно: концепция развития высших психических функции в онтогенезе и принципы культурно- исторической психологии развития - единство аффекта и интеллекта, анализ по единицам, представление об амплификации детского развития (Выготский JI.C.,. Эльконин Д.Б, Запорожец А.В., Гальперин П.Я., Венгер JI.A., Мухина B.C., Поддъяков Н.Н. и др.); основные категории и факты психологической теории деятельности (Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., Зинченко П.И., Зинченко В.П., Гальперин П.Я. и др.); диалектические модели взаимодействия в генетической психологии Ж. Пиаже и теория психического развития ребенка А. Валлона, динамическая теория потребностей К. Левина;
Принципы и основные положения психофизиологии движений и активности (Бернштейн Н.А., Ухтомский А.А.), системной физиологии высшей нервной деятельности (Анохин П.К., Судаков К.В.). Мы ориентируемся на концепцию основных реалий бытия существования личности в трудах B.C. Мухиной. В качестве базовой идеи, структурирующей содержание работы и определившей постановку проблемы, а также выбор методов, выступила концепция нормативной ситуации как фактора психического развития (Веракса Н.Е.).
Объектом исследования является процесс овладения нормативными предметными действиями детьми раннего возраста в ходе предметно-практической деятельности.
Предмет исследования настоящего исследования состоит в выявлении конкретных условий и психологических закономерностей вышеуказанного процесса.
Цель исследования заключается в изучении психологических закономерностей и условий развития предметных действий у детей раннего возраста в условиях нормативной ситуации. Задачи исследования:
1. Путем анализа теоретических источников и критического обзора, существующих в психологической литературе эмпирических данных выявить и описать существенные закономерности естественного онтогенеза развития двигательной активности ребенка в связи с развитием предметных действий.
2. Обосновать методы исследования.
3. Разработать и теоретически обосновать процедуру экспериментального исследования процесса формирования нормативных предметных действий у детей раннего возраста.
4. Изучить особенности и условия развития нормативных предметных действий в формирующем эксперименте у детей раннего возраста.
Основная гипотеза исследования заключается в следующем: - построение способа действия в нормативной ситуации у детей раннего возраста изначально происходит посредством механизма символизации ее реальных предметных условий;
• операциональный состав нормативного предметного действия фиксируется в виде символических форм движений, для которых характерны целенаправленность и тенденция к структурному соответствию предметным свойствам и отношениям ситуации;
• в символических действиях уменьшается удельный вес биодинамической ткани исполнительной части действия за счет появления смысловой ориентировки в ситуации, а также модельных форм движения (относительно целостных, законченных «рисунков» предметных движений пригодных для переноса на предметы-заместители и менее пригодных для переноса на реальные предметы).
Методы, использованные в настоящем исследовании: 1) основным методом исследования является экспериментально-генетический метод, разработанный и принятый в культурно-исторической психологии развития (Выготский JI.C.) и, как его вариант, метод формирующего эксперимента при изучении механизмов развития высших психических функций (Леонтьев А.Н., Давыдов В.В., Венгер Л.А. и др.); 2) важные этапы эксперимента фиксировались с помощью объективных средств регистрации -видеосъемки с последующим покадровым анализом видеоизображения; 3) методами статистической обработки полученных результатов стали корреляционный анализ и метод сравнения средних с помощью t- критерия Стьюдента, а также парный критерий Т - Вилкоксона.
Научная новизна заключается в рассмотрении развития предметных действий не в рамках общих представлений о предметной деятельности, а с точки зрения роли в этом процессе конкретных условий нормативной ситуации.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации и дополнении существующих теоретических положений относительно психического и личностного развития ребенка в связи с овладением им предметными действиями, а также в установлении роли и характера нормативной ситуации в этом процессе. Выделение символического этапа в развитии предметных действий позволяет по-новому взглянуть на психологическую природу и своеобразие культуры раннего детского возраста.
Практическая значимость выполненного исследования обусловлена тем, что результаты экспериментального исследования позволят наметить новые ориентиры в диагностике развития предметных действий и в организации воспитательной практики в дошкольных учреждениях с учетом специфики культуры и задач раннего возраста.
Достоверность полученных результатов обеспечена теоретическим обоснованием постановки и пути решения проблемы, а также выбранных методов исследования, использованием объективных средств регистрации при качественном анализе феноменов и статистически надежных методов обработки количественных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты, полученные в ходе исследования, отражены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития МПГУ, аспирантских объединениях, на конференциях аспирантов и студентов (Москва, 2002,2003), секции «Структурно - диалектическая парадигма в психологии развития» Российского психологического общества и на III Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003). Материалы исследования использованы при чтении лекций и проведении семинаров по курсам «Общая психология» и «Психология развития».
Положения, выносимые на защиту:
1. Овладение нормативными предметными действиями в раннем возрасте происходит в результате преодоления ребенком натуральных форм двигательной активности в отношении предметных условий ситуации.
2. Взрослый создает особое пространство для реализации активности ребенка - нормативную ситуацию предметного действия, в котором и происходит его становление. Успешность овладения ребенком предметными действиями оказывается функцией от способа их предъявления взрослым, от выстраиваемых им внешних обстоятельств ситуации.
3. Предметные условия нормативной ситуации отражаются в двигательном составе действий в виде символических форм движения. Символизация в движении - это встреча двух разнородных процессов аффективного и предметно-материального, т.е. рождение нового рода психической реальности через отражение одного в другом.
4. Продуктивные виды символизации (символические формы движения) -это манипуляции с предметом, направленные на воспроизведение достигнутого результата или внешне воспроизводящие образец действия, демонстрированный взрослым. Особенностью этого вида движений является их частичное структурное несоответствие предметным свойствам и отношениям ситуации. Характерно циклическое воспроизведение однотипных движений, большая часть которых остаются безрезультатными. В этой специфической особенности символических форм обнаруживается их генетически исходный материал - аффективное движение, для которого причина (побуждение), вызвавшая его, является частью самой структуры движения, приобретающей вследствие этого циклическую форму. «Внезапно» достигаемый эффект ориентирует ребенка на «подстерегание» определенного положения орудия и мотивирует на повторные попытки. 5. Символизация является необходимым и закономерно возникающим этапом в процессе становления предметных действий у детей раннего возраста. Постепенное редуцирование выразительной стороны и ее замещение изобразительной приближает символические движения к структуре предметных действий. Переход от символических форм к предметным действиям сопровождается структурными изменениями их двигательного состава, что проявляется, прежде всего, в утрате цикличности вследствие «вклинивания» познавательного компонента в действия ребенка.
Организация исследования. Исследование выполнено в период 2002 - 2004 гг. в г. Москве. В исследовании приняли участие 24 ребенка из состава младших групп ДОУ №515 и ДОУ №1511 в возрасте от 2 до 3 лет.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 103 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz