Главная » 2014»Июнь»23 » Скачать Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе. Бибикова, Надежда Вячеславовна бесплатно
5:56 PM
Скачать Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе. Бибикова, Надежда Вячеславовна бесплатно
Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе
Диссертация
Автор: Бибикова, Надежда Вячеславовна
Название: Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе
Справка: Бибикова, Надежда Вячеславовна. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ульяновск, 2004 230 c. : 61 04-13/2459
Объем: 230 стр.
Информация: Ульяновск, 2004
Содержание:
Глава 1 Теоретические основы развития креативности младших школьников в педагогическом процессе
11 Ретроспекция креативности в обш;ей проблематике творчества
12Креативность в понятийном поле категории «творчество»
13 Модель развития креативности младших школьников в педагогическом процессе
14Педагогические условия развития креативности младших школьников
Выводы по главе
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование развития креативности младших школьников в педагогическом процессе
2,1 Содержание и логика экспериментального исследования
22Программа развития креативности младших школьников в педагогическом процессе
23Уровни развития креативности младших школьников
Выводы по главе
Введение:
Творчество как субъектная деятельность на протяжении всего исторического периода становления педагогической науки вызывает интерес, как теоретиков, так и практиков образования.В числе приоритетных стратегий модернизации современного образования остается направленность на развитие творческого потенциала школьников как определяющего условия гибкой адаптации к быстро меняющимся реалиям социума. Актуальность и значимость этой задачи отражается в научных публикациях и может быть аргументирована фактами государственной поддержки многоаспектных исследований по проблематике творчества.Среди них Президентская программа «Дети России», Федеральная целевая программа «Одаренные дети» и другие. В Конвенции о правах ребенка акцентировано значение реализации индивидуальности формирующейся личности: «образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (статья 29).С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию незаурядных детей, организует международные научные контакты. И хотя, как писал Б.М.Теплов, высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, ее направленность, своеобразие проявляются гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в той или иной успешности выполнения разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов [181].Следовательно, уже в младшем школьном возрасте складываются благоприятные предпосылки для присвоения креативных образцов и преобразования собственного опыта творческой деятельности как важного источника личностного роста и саморазвития. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к обозначенным проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества остается актуальным по причине малоизученности, неоднозначности или противоречивости представленных данных. Среди них - категория «креативность» в понятийном поле творчества, контекст «развитие креативности» в целом, а также «развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе», в частности. Сказанное обусловило выбор темы нашего исследования.Большинство исследователей подчеркивают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития креативности, так как именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит творческий успех/неуспех взрослого человека. Однако актуальность темы выявляет противоречия общего и частного порядка.К числу основных противоречий отнесем несогласованность • между реально существующим социальным запросом на личность, способную к творческому решению самых разнообразных проблем (государственных, производственных, социальных и др.), и усредненным образовательным уровнем, ориентированным на стандарты; • между установками социума на внутреннюю стабильность, непрерывное воспроизведение существующих форм отношений, продуктов и потребностью в творческих личностях как потенциале общественного (экономического и др.) развития, движения.Творческие личности персонализируются в продуктах своего творчества (Н.И. Шевандрин). • Среди противоречий частного порядка выделим следующие: • между нормативностью учебной деятельности и потребностью в творческих личностях; • между регламентацией поведения, деятельности ребенка и стимулированием его к проявлениям креативности; • между ожиданиями родителей и педагогической реальностью консервативного образования; • между стремлением ребенка к креативному поведению, творческой деятельности и системой ограничений (запретов) со стороны педагогов, социального окружения, а также между креативностью ученика и отсутствием проявлений креативности у педагога (близких взрослых).В области научной теории развития креативности тоже существует ряд противоречий, как в определении самого понятия «креативность», его модели, так и в поиске операциональной составляющей, направленной на идентификацию общей способности к творчеству и прогнозирование ее развития у каждого ребенка.Исходя из выделенных противоречий, определена проблема исследования: как содействовать развитию креативности младших школьников в педагогическом процессе? Сопоставительный анализ состояния проблем, близких означенной, стал теоретическим ресурсом для искомого решения. К настоящему времени сложились концептуальные основы и объективные предпосылки для изучения проблемы развития креативности младших школьников в педагогическом процессе. Поиск объяснений природы творчества и творческих способностей, сущности феноменов креативности, одаренности способствовал появлению базовых концепций, а также созданию научных школ. Среди многочисленных современных исследований выделим фундаментальные работы Д.Б. Богоявленской (концепция одаренности, метод «Креативного поля»), В.Н. Дружинина (психология общих способностей и креативности), Н.С. Лейтеса (возрастная одаренность школьников), А.И. Савенкова (теоретическая модель развития детской одаренности в образовательной среде в контексте интегративного подхода). В практике детской психологии и педагогики по-прежнему востребованы тесты креативности Е.П. Торренса. В тоже время поиск новых подходов приводит к появлению различных модификаций, адаптированных и авторских методик, например: «Завершение картинок» (адаптация В.Н. Дружинина), анализ способов дорисовывания (О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова, СМ. Чурбанова), использование игры в качестве модели исследования (В.Н. Дружинин и Н.В. Хазратова, Е.С. Ермакова, М.С.
Семилеткина); креативные тесты Е.Е. Туник, методики педагогической диагностики общей одаренности младших школьников А.И. Савенкова и др.Тем не менее, традиционная начальная школа (точнее, консервативноавторитарный режим), согласно распространенному мнению многих специалистов, не обеспечивает стабильного развития креативности и специальных творческих способностей каждого ученика. Это, предположительно, зависит от унификации программ, учебников, подходов, форм и методов организации обучения и воспитания, а также уровня креативности самого учителя, степени регламентированности социальной и семейной ситуаций развития ребенка. Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и практическом плане определила общую цель нашего исследования, которая состояла в теоретико-эмпирическом обосновании модели, условий, программы развития креативности младших школьников в педагогическом процессе.Приоритетной задачей являлась актуализация проблемы в сознании педагогов, родителей, развитие у детей внутренней мотивации к творчеству как доминанты.Объектом исследования — педагогический процесс (в начальной школе).Предмет исследования - развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе.Гипотеза исследования.В развитии креативности младших школьников будут происходить позитивные изменения, если: • разработана, обоснована и внедрена в педагогический процесс эффективная модель развития с акцентом на зоны актуального состояния, ближайшего развития и саморазвития способности к творчеству; • аргументирован и применен комплекс условий, включающий особенности субъектов развития и саморазвития; целенаправленную педагогическую деятельность (педагогическое взаимодействие как свободу творчества, креативность учителя; безопасное творческое пространство), креативные свойства окружения; • разработана программа, содержащая разнообразные учебные и внеучебные формы организации творческой деятельности; • определены показатели, критерии, уровни развития креативности, обоснован диагностико-исследовательский комплекс для идентификации креативности, оценки динамики индекса креативности каждого ребенка.Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы поставлены задачи исследования.1. Изучить по материалам отечественной и зарубежной печати ретроспекцию, современное состояние, выявить основные подходы к исследованию креативности в контексте развития.2. Провести теоретический анализ креативности в понятийном поле категории «творчество», определить структуру и содержание понятий: творчество - общие и специальные способности - творческие способности - одаренность - креативность, установить их иерархию, сформулировать рабочие определения исследуемых феноменов.3. Теоретически обосновать, экспериментально проверить модель и программу развития креативности детей в педагогическом процессе, выделить педагогические условия, привести доказательства их эффективности.4. Разработать и апробировать диагностико-исследовательский комплекс для идентификации креативности, проследить динамику, аргументировать показатели и критерии, эмпирически выявить уровни развития креативности младших школьников.Теоретико-методологические основы исследования.Центральные основания составили философия гуманизма и прогрессивные концепции примыкающих направлений: свободного воспитания, природосообразности; диалектика творчества, творческости (Г.С. Батищев); духовность творчества (М.М. Бахтин); гуманистическая теория (К. Роджерс, А. Маслоу и др.), концепции гуманно-личностной гармонизации и педагогического творчества учителя (Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский и др.), гуманистической воспитательной системы (Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова); культурологическая концепция личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской.Психологические основания составили: теория культурноисторического развития высших психических функций, сформулированная Л.С. Выготским, согласно которой индивидуальные свойства личности ребенка возникают в результате его сотрудничества с другими людьми («генетический закон культурного развития высших психических функций»); принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский) как методологическое основание психологии творчества.Основополагающее значение для теории и практики развития креативности имеет деятельностный подход (теория деятельности А.Н. Леонтьева, общеметодологическая разработка категории деятельности: контекст субъектности Л. Рубинштейна) и теория вхождения личности в социальные группы А.В. Петровского, а также личностный подход к проблеме одаренности (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.).Среди других значимых психологических оснований нашего исследования выделим теорию формируемых способностей, качественный анализ способностей, в том числе - творческих, (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Н.С.
Лейтес); исследования закономерностей психического и личностного развития (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Запорожец, A.M. Матюшкин, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).Психолого-педагогические основания исследования составили: теории одаренности, подходы к ее идентификации и развитию (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.А. Петровский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др.); специальные способности и одаренность, виды одаренности, феноменология одаренности к искусству (Н.С. Лейтес), возрастной аспект (М.А. Ковардакова); концепция реорганизации системы образовательной практики А.И. Савенкова, концепции эстетического воспитания и художественной деятельности детей (М.А. Верб, Б.А. Столяров), творческого саморазвития учителя (Н.Ш. Чинкина).Отметим, что большинство отечественных и зарубежных специалистов рассматривают креативность в структуре одаренности, что объясняет использование методологии одаренности детей в качестве базы для нашего исследования.Отдельно назовем теории, концепции, концептуальные идеи формирования креативности школьников, творческого потенциала, творческих способностей детей (В.Н. Дружинин, Л.И. Иванова, Н.Ю. Сергеева, С. Степанов, Н.В. Хазратова, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.), творческое развитие младших школьников в процессе арт-терапии (Л.Д. Лебедева).Опыт зарубежных исследований использован нами при разработке модели развития креативности, а именно: «модель обогащающего школьного обучения» Дж. Рензулли, концепция психологического сопровождения одаренного ребенка Э. Ландау, «теория порога» и тесты Е.П. Торренса для измерения невербальной креативности, а также концепция творческой одаренности Пиаже Ж., научные достижения таких исследователей, как Ф. Баррон, М. Волах, Дж. Гилфорд, Н. Коган, Медник, Тейлор, Е.Л. Торндайк, Р. Стернберг.Методологические основы педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский, A.M. Новиков и др.) явились исходными положениями для моделирования опытно-экспериментальной работы и выбора соответствующих методов.Методы исследования.Теоретические методы: изучение научной литературы, фактических материалов. Теоретический анализ (ретроспективный, сопоставительный), описательное и графическое моделирование; логические методы анализа формирования понятий.Эмпирические методы: беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, контент-анализ и качественный анализ текстов, продуктов творчества, различные виды наблюдений, включая лонгитюдное, метод поперечных срезов, педагогический эксперимент. (Применялись стандартизированные и модифицированные соискателем методики).Статистические: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их анализ и графическая интерпретация; метод ранговой корреляции (коэффициент Спирмена); интерпретационные методы описание и фиксация исследовательского материала и полученных результатов.Эмпирическая база и основные этапы исследования.Первый этап (констатирующий; 2000 - 2001 гг.) предполагал изучение состояния проблемы в теории и педагогической практике. Проводился анализ отечественных и зарубежных публикаций по психологии творчества, детской психологии, педагогической и методической литературы. Шучался инновационный опыт в практике школ г. Ульяновска, выбраны экспериментальные и контрольные классы. Экспериментальную выборку составили 4 учебньпс класса (81 человек): ЗА и ЗБ школы №15; ЗБ и ЗВ школы № 21.Определены исходные параметры работы (предмет, гипотеза, методология и методы научного поиска), проводился констатирующий эксперимент.В итоге, был составлен план-проспект исследования, выбраны основные концептуальные положения для моделирования следующего этапа.Второй этап (поисковый; 2001 - 2002 гг.) направлен на поиск эффективных стратегий, отдельных форм работы по развитию креативности младших школьников, их теоретическое обоснование и экспериментальную проверку. Разработан первый вариант экспериментальной программы. Проводилась подготовительная и диагностическая работа с учителями и родителями.Позитивные результаты нашли отражение в ряде авторских публикаций.Данный этап исследования сопровождался участием соискателя в научных конференциях, семинарах.Третий этап (формирующий; 2002 - 2004 гг.) предполагал апробацию экспериментальной модели развития креативности младших школьников в педагогическом процессе, оценку эффективности данной модели, определение уровней развития креативности детей, анализ динамики данного процесса в экспериментальных и контрольных классах. Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 342 человека.На заключительном этапе исследования проводился сравнительный анализ полученных данных, были осмыслены и аргументированы результаты, сделаны выводы, подобраны адекватные задачам методы презентации.Материалы исследования оформлены в виде диссертации, а также отражены в 15 основных публикациях соискателя.Научная новизна исследования.Определено и обосновано место понятия «креативность» в понятийном поле категории «творчество» в контексте иерархической структуры его производных; предложены новые аспекты в формулировке исходных (рабочих) определений исследуемых феноменов.Феномен креативности аргументирован в широком смысле как восхождение от стимульно-продуктивного подражания к творческому самораскрытию личности, ответственной за собственное саморазвитие. В узком смысле креативность как общая способность к творчеству проявляется в 1) процессе; 2) продукте творческого процесса; 3) характеристиках, свойствах личности (как принадлежности креативного типа личности). Синтез выделенных составляющих образует триаду, которая представляет целостный феномен креативности.Выделен педагогический контекст: развитие креативности младших школьников (актуальное состояние; «зона» ближайшего развития креативности как общей способности к творчеству; «зона» ближайшего творческого саморазвития) в педагогическом процессе.Создана теоретическая и графическая пространственная модель развития креативности младших школьников, в основе которой модель-триада: 1) творческая направленность личности (мотивация творчества как доминанта, потребность в творчестве); 2) творческое (продуктивное) мышление; 3) специальные способности.Смоделированы условия развития креативности младших школьников в педагогическом процессе (1 группа условий связана с особенностями субъектов развития и саморазвития; 2 группа ориентирована на целенаправленную педагогическую деятельность по развитию креативности; 3 группа отражает социальную и семейную ситуации развития детей), разветвленная структура отношений между группами условий представлена в виде организационной диаграммы.Применен новый, полимодальный подход к разработке программы развития креативности младших школьников, установлена статистически значимая корреляционная зависимость общей креативности ребенка от типа его ведущей модальности (специфики репрезентативной системы восприятия и переработки информации).Разработаны содержание и структура индивидуального профиля развития креативности, предложена авторская методика для его идентификации, выделены показатели, дифференцированы их составляющие, критерии; основные (потенциальный, ситуативный, актуальный) и переходные уровни ближайшего развития креативности младших школьников.Теоретическая значимость исследования.Сформулированы и содержательно аргументированы теоретические основы развития креативности как общей (первичной, универсальной, самостоятельной) способности к творчеству с акцентом на мотивацию ребенка к саморазвитию, что потенциально значимо для теории педагогики начальной школы.Раскрыты и систематизированы основные подходы к проблематике творчества в отечественной и зарубежной науке, акцентирован контекст «развитие» (зоны развития креативности, уровни и др.), полученные данные составили теоретическую базу для эмпирического исследования.Проведен исследовательский поиск с целью выявления соотношений и упорядочивания понятий: творчество - общие и специальные способности творческие способности — одаренность - креативность (в структуре способностей); установлена их иерархия, систематизированы дефиниции, включая авторский вариант.Теоретическое значение имеют разработанные модели, в частности: модель-триада креативности, пространственная модель развития креативности, а также модель условий (определяющих; вариативных) и соответствующая им программа, что обеспечивает эффективность исследуемого процесса в начальной школе. Аргументированы преимущества младшего школьного возраста в контексте развития креативности, сформулированы основные принципы, правила и ограничения, включая психологическую и физическую безопасность как принадлежность креативной среды.Разработан и апробирован диагностико-исследовательский комплекс, теоретическая значимость которого подтверждается возможностями прогнозирования и оценки динамики изменений в индивидуальном профиле креативности каждого школьника; предложен подход к регистрации проявлений креативности, измерению индекса креативности.Практическая значимость исследования может быть аргументирована гарантированными результатами развития креативности младших школьников, если при организации педагогического процесса соблюдены все группы условий, включая совместно-разделенную творческую деятельность ребенка и взрослых, продвижение в зону ближайшего развития, а также уроки творческой направленности, тренинг креативности и другие формы авторской программы.Прикладное значение имеют экспериментально апробированные показатели (и их индикаторы: смысловой, инструментальный), критерии для измерения индекса и, в целом, уровня развития креативности, а также модифицированный вариант диагностических методик «Спонтанная игратеатрапизация» и «Индивидуальный профиль креативности», специально предназначенных для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.Комплекс диагностических методик и методических рекомендаций может иметь практическую значимость для родителей в контексте семейного творческого воспитания детей.Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена опорой на признанные фундаментальные теории, концепции, подходы отечественной и зарубежной науки по проблематике творчества, междисциплинарными связями, выбором комплекса научных теоретических, эмпирических методов и исследовательских процедур, отвечающих критерию валидности, адекватных логике и задачам диссертационной работы. Надлежащая репрезентативность выборки р=0,003, позволяющая получить абсолютную ошибку не более 0,05%, обеспечивает (в соответствии с таблицей больших чисел) уровень достоверности выводов 0 = 0,95 [52]. Оценка компетентных экспертов, использование стандартизированных методик, отвечающих критерию валидности, лонгитюдный характер педагогического наблюдения, рациональное сочетание качественных (в том числе, проективных) и количественных методов, а также необходимая и достаточная полнота, корректность исследования, подтвержденная статистическими показателями, позволяет считать полученные результаты надежными, достоверными, обоснованными.Апробация и внедрение результатов исследования.Отдельные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии младшего школьника УлГПУ, апробированы на Всероссийской межвузовской научно - практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Личность: образование, воспитание, развитие» (Ульяновск, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация содержания начального образования» (Ульяновск, 2003), научно-методических конференциях, методологических семинарах на базе образовательных учреждений г. Ульяновска. Практически значимые результаты опубликованы в виде учебного пособия и методических рекомендаций для учителей начальной школы, используются в период педпрактики студентами педагогического факультета УлГПУ. Основные положения, выносимые на защиту.1. Определение креативности (широкий контекст).Креативность рассматривается нами как творческая направленность личности, обладающей творческим (продуктивным) мышлением и совокупностью обш;их и специальных способностей, которые предопределяют творческую деятельность и проявляются в ней.Феномен креативности аргументирован в широком смысле как восхождение от стимульно-продуктивного подражания к творческому самораскрытию личности, ответственной за собственное саморазвитие.2. Модель развития креативности младших школьников в педагогическом процессе, в основе которой триада структуры креативности (творческая направленность личности как доминанта, продуктивное мышление, специальные способности) в пространстве зон актуального состояния, ближайшего развития и саморазвития креативности с акцентом на творческое педагогическое взаимодействие ребенка и взрослых, социальную и семейную ситуации развития.3. Комплекс условий развития креативности младших школьников в педагогическом процессе: 1 группа - 1) психофизиологические особенности, включая ведущие модальности; 2) врожденные особенности; 3) возрастные особенности и связанные с ними сензитивные периоды развития креативности; 2 группа - 1) организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (создание позитивных творческих образцов; креативность учителя; ослабление регламентированного, принятие и подкрепление творческого поведения), 2) работа учителя в зоне ближайшего развития креативности ребенка, 3) организация безопасного творческого пространства; 3 группа - 1) социальное окружение (среда развития); 2) семейная ситуация развития.4. Подход к идентификации креативности на основе комплексной оценки качественного своеобразия творческого процесса и продукта в соответствии с выделенными показателями и индикаторами креативных свойств (смысловым; инструментальным), критериями, уровнями развития креативности (три основных: потенциальный, ситуативный, актуальный, доступные для наблюдения, а также два переходных - уровни ближайшего развития).Структура диссертационной работы.Диссертация объемом 230 страниц состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, библиографического списка (всего 218 наименований, из них 7 - на иностранном языке), 7 приложений. Основное содержание работы изложено на 184 страницах, общее число иллюстраций — 16 (5 таблиц и 11 рисунков).Логика построения работы.Во введении обоснована актуальность, представлен аппарат исследования, аргументированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.В первой главе «Теоретические основы развития креативности младших школьников в педагогическом процессе» представлены результаты ретроспекции креативности в общей проблематике творчества, приводятся сведения о современном состоянии проблемы в зарубежной и отечественной науке, практике, обозначены основные тенденции в определении исследуемых понятий и их дефиниций. Креативность рассматривается в понятийном поле категории «творчество». Теоретически обоснованы модель и педагогические условия развития креативности младших школьников.Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование развития креативности младших школьников в педагогическом процессе» раскрывается содержание и логика эмпирического изучения проблемы, представлен диагностико-исследовательский комплекс, включающий разнообразный инструментарии, в том числе адаптированные к младшему школьному возрасту и модифицированные соискателем методики, обоснована авторская программа, выделены показатели, критерии и уровни развития креативности младших школьников, приводится аргументация и анализ полученных результатов и выводы.В заключении подведены итоги и намечены некоторые направления дальнейшего изучения темы.