Четверг, 2024-09-19, 11:00 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании. Семенов, Алексей Георгиевич бесплатно
11:36 PM
Скачать Развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании. Семенов, Алексей Георгиевич бесплатно
Развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании

Диссертация

Автор: Семенов, Алексей Георгиевич

Название: Развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании

Справка: Семенов, Алексей Георгиевич. Развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.04 Санкт-Петербург, 2001 487 c. : 71 01-13/222-9

Объем: 487 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2001


Содержание:

ГЛАВА
I ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЫ КАК ВИДА СПОРТА
11 Греко-римская борьба как вид единоборств в истории Древней Греции и Рима
12 Основные этапы развития греко-римской борьбы в отечественном спорте
121 Первоначальное возникновение и развитие спортивной борьбы на Руси
122 Развитие греко-римской борьбы в России до 1917 года
123 Греко римская борьба с 1917 по 1947 год
124 Греко римская борьба в СССР с 1948 по 1991 год
125 Греко римская борьба в России с 1992 года по настоящее время
13 Развитие греко-римской борьбы среди студентов вузов СССР и России
14 Общие закономерности становления и развития греко-римской борьбы Резюме
ГЛАВА
II ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЫ
21 Методологические и общетеоретические основы изучения греко-римской борьбы
22 Состояние научных исследований в греко-римской борьбе
23 Руководство развитием студенческой греко-римской борьбы
24 Учёт основных позиций перестройки вузовского образования в развитии студенческой греко-римской борьбы
25 Особенности проведения спортивных соревнований по греко-римской борьбе среди студентов Резюме
ГЛАВА
III ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЫ В СПОРТЕ И ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
31 Обеспечение повышения спортивного мастерства в греко-римской борьбе
32 Возможности совмеш;ения учебы и занятий спортом
33 Проблемы организации соревнований по греко-римской борьбе
34 Проблемы судейства в греко-римской борьбе
35 Включение занятий греко-римской борьбой в физическое воспитание студенток
36 Проблемы педагогических кадров в греко-римской борьбе Резюме
ГЛАВА
IV ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЫ В ВУЗЕ
41 Организационно-методический инструментарий педагогического процесса по греко-римской борьбе в вузе
42 Методика начального обучения и самосовершенствования в греко-римской борьбе
43 Методика совершенствования и подготовки спортсменов высших разрядов
44 Учет личностных психологических особенностей студентов в процессе учебно-воспитательной деятельности
441 Жизненные стратегии и ценности студентов-спортсменов
442 Влияние непосредственного контакта студентов на успешность их деятельности
443 Психологические возможности популяризации греко-римской борьбы среди студентов Резюме
ГЛАВА
V ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЫ В ВУЗАХ
51 Личностно-ориентированный подход к студентам в процессе обучения и воспитания
52 Активизация мотивационно-ценностных отношений студентов к греко-римской борьбе
53 Использование соревновательного потенциала в развитии личности студента
54 Система педагогических условий, обеспечивающих эффективность занятий греко-римской борьбой
55 Совершенствование системы подготовки кадров для студенческой греко-римской борьбы Резюме
ВЫВОДЫ

Введение:

Перемены, происходящие в обществе и государстве, обнаружили со всей очевидностью противоречие между потребностью в специалистах, обладающих высоким уровнем мобильности, хорошим физическим развитием и реальным снижением роли физического воспитания и спорта в вузах страны. Это актуализирует проблему совершенствования постановки физического воспитания и повышения его престижа в высшей школе.Стратегическое направление экономического и социального развития страны требует новых людей во всех сферах, отличающихся прежде всего тем, что они ведут здоровый образ жизни и утверждают цивилизованные формы производственных и межличностных отношений. В свете этих тенденций можно рассматривать лишь как временное кризисное явление факт снижения авторитета спортивных клубов, кафедр физического воспитания в вузах.Актуальность новых подходов к физическому воспитанию диктуется необходимостью современного решения молодежных проблем: всплеск интереса к силовым формам физической культуры и спорта, стихийное возникновение самотренирующихся групп «по накачке мышц» следует рассматривать как реакцию на распространенное в обществе насилие на политическом и бытовом уровне.Все это требует повышения общей культуры организации спортивных занятий, формирования социально-значимой ориентации занятий по физической культуре (Н.И. Пономарев, 1989; Н.А. Пономарев, 1996).В высших учебных заведениях, где студенческая молодежь мыслит себя в будущем представителями нарождающегося, так называемого, «среднего» класса, рассматривает занятия физической культурой как элемент профессиональной подготовки к будущей деятельности. Молодые люди, ориентированные на работу в бизнесе и управлении в условиях сегодняшнего дня, физическую подготовленность, силу, выносливость склонны рассматривать как неотъемлемые качества профессиональной деятельности.Дальнейшее развитие общества побуждает поднять физическое воспитание на новый уровень, пронизать его гуманистической направленностью. Это свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы совершенствования физического воспитания студентов.Анализ материалов научных конференций по физическому воспитанию студентов (Акт.пробл 1994-2000 гг.) позволяет сгруппировать основные направления исследований, осуществляемых в последние годы: 1) Организационно-педагогические основы физического воспитания (Е.Г. Снегирев, 1990; А.В. Дзюбалов, 1991; И.Ф. Чернобаб, 1991; В.И. Юшков, 1991; В.И. Григорьев, 1996; А.А. Михонин, 1997; А.Ф. Пшеничников, 1997; В.В. Трунин, 1997; М.А. Смирнова, 1997; Ю.М. Николаев, 1997, 1998 и др.); 2)Методические аспекты физического воспитания (В.В. Кузнецов, А.А. Новиков, 1971; А.В. Кудрявцев, 1989; А.С. Юдин, 1990; Г.Д. Иванов, 1992; В.Е. Борилкевич, 1997; В.Ю. Волков, 1997; В.И. Михеев, 1997 и др.); 3)Профессионально-прикладная физическая подготовка (А.Д. Махонин, Б.Я. Якубович, 1988; В.М. Наскалов, 1991; В.В. Федоров, 1997; Я. Чимаев, 1997 и др.); 4)Деятельность преподавателя физического воспитания (М.Я. Виленский, 1987; Н.Э. Пфейфер, 1988; М.В. Прохорова, 1993, Л.Н. Ильина, 1994; Ю.В. Ганженко, Г.А. Гущин, 1997 и др.).В последние годы появились новые направления в исследованиях физического воспитания студентов. Это разработка информационно-педагогических технологий в организации учебного процесса (В.Ю. Волков, Л.М. Волкова, А.И. Николаев, 1997; В.Ю. Волков, Н.В. Инькова, 1997; Т.А. Евдокимова, 1997; А.А.Сидоров, 2000 и др.) и валеологический подход в физическом воспитании студентов (Т.Н. Михонина, А.А. Михонин, Д.Н. Давиденко, В.В. Трунин, Е.В. Мусатова, 1997 и др.).Работ, напрямую исследующих педагогические условия повышения эффективности физического воспитания студентов нам найти не удалось.В научной литературе (монографиях, статьях, диссертациях) рассматриваются проблемы физического воспитания студентов с позиций его программного обеспечения, совершенствования методических подходов и организационных форм.С другой стороны ставятся и обсуждаются проблемы здорового образа жизни, укрепления здоровья, формирования потребности в систематических занятиях физической культурой.Третьим направлением можно считать профессионально-прикладную физическую подготовку, на основе учета профиля подготавливаемого в вузе специалиста.В качестве самостоятельного направления следует выделить и разработку проблем внедрения в учебный процесс кафедр физического воспитания тех или иных видов спорта, среди которых можно назвать и греко-римскую борьбу.Несмотря на достаточно широкое распространение греко-римской борьбы в вузах, специальных исследований, посвященных оптимизации её преподавания пока еще мало. В основном эти исследования сосредоточены в регионе Санкт-Петербурга и осуществляются представителями двух вузов - СПбГУЭФ и СПбГАФК. Греко-римская борьба, как один из видов единоборств, пользуется авторитетом среди студентов и культивируется в вузах различного профиля, где преобладает мужской контингент.Студенты, никогда ранее не занимавшиеся борьбой, придя в вуз, имеющий отделение борьбы с удовольствием выбирают данную спортивную специализацию и упорно осваивают азы этого вида спорта. Студенты, имеющие опыт спортивных занятий борьбой, спортсмены-разрядники могут продолжить спортивное совершенствование параллельно с учебой в вузе и без ущерба для нее.В этом плане показателен пример известного специалиста по борьбе, судьи международной категории экстра-класса Журули Нугзара Борисовича, который совмещал упорные тренировки с учебой на дневном отделении медицинского вуза, повышал свою компетентность как борца, выступая на крупнейших соревнованиях страны и за рубежом и одновременно становясь высококлассным специалистоммедиком. Сейчас Нугзар Борисович заслуженный врач России, руководит крупной клиникой в Москве и участвует в судействе соревнований по борьбе самого высокого ранга, являясь полномочным представителем ФИЛА - международной федерации борьбы в России.Кроме того, студенты, занимаясь на отделениях греко-римской борьбы получают возможность стать тренерами-общественниками, для чего им необходимы твердые знания по различным вопросам содержания, техники и методики подготовки борцов.Студенты-спортсмены могут получить путевку и в судейский корпус.Таким образом, можно говорить о несомненной актуальности исследования, которое позволяет синтезировать теоретический материал и практический опыт использования греко-римской борьбы как средства физического воспитания студентов.Цель исследования: обобщить научные разработки и опыт практического развития греко-римской борьбы в студенческом физическом воспитании и спорте, определить дальнейшие перспективы студенческой греко-римской борьбы и разработать педагогические условия повышения ее эффективности.Гипотезы исследования: 1. Обобщение и систематизация материалов истории становления греко-римской борьбы как вида спорта позволит выявить основные закономерности и тенденции ее развития, сформулировать объективные предпосылки дальнейшего распространения и внедрения в практику студенческого физического воспитания и спорта.2. Изучение организационно управленческих и научных оснований развития греко-римской борьбы обеспечит возможность на достаточно обоснованном уровне разработать собственную концепцию дальнейшего развития студенческой борьбы.3. Выявление основных проблем современной греко-римской борьбы в студенческом спорте, их систематизация и анализ дадут возможность наметить приоритетные направления их решения.4. Теоретическая разработка и экспериментальное обоснование путей повышения эффективности развития греко-римской борьбы позволит предложить научно-методические рекомендации по ее дальнейшему развитию, что будет способствовть оптимизации физического воспитания студентов средствами греко-римской борьбы.Задачи исследования: 1. Обобщить и систематизировать материалы по истории развития греко-римской борьбы как вида спорта.2. Определить организационно-управленческие и научные основания развития греко-римской борьбы.3. Выявить и сформулировать основные проблемы современной греко-римской борьбы в студенческом спорте.4. Теоретически разработать и экспериментально обосновать пути повышения эффективности развития греко-римской борьбы в студенческом спорте.5. Изучить возможности оптимизации физического воспитания студентов средствами греко-римской борьбы.Объект исследования - греко-римская борьба как феномен студенческого спорта.Предмет исследования - процесс развития греко-римской борьбы в студенческом спортивном движении: закономерности, особенности, перспективы.Научная новизна и теоретическая значимость исследования: - Впервые определены организационно-управленческие и научные основания развития греко-римской борьбы на основе обобшения и систематизации материалов по развитию греко-римской борьбы как вида спорта. - Выявлены и сформулированы основные проблемы развития греко-римской борьбы в студенческом спорте. - Теоретически разработаны и экспериментально проверены пути повышения эффективности развития греко-римской борьбы в студенческом спорте. - С новых позиций дан анализ занятий и соревнований, как педагогического явления и как фактора активизации мотивационноценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, и греко-римской борьбой, в частности. - Разработана концептуальная модель повышения эффективности физического воспитания студентов средствами греко-римской борьбы. Теоретически разработаны и экспериментально проверены г педагогические условия, его обеспечивающие. - Научно обоснованы стимулирующие факторы эффективности занятий греко-римской борьбой студентов и педагогическая технология преподавания курса греко-римской борьбы в вузе, с учетом спортивной квалификации студентов.Таким образом, внесены новые положения и факты в теорию и методику физического воспитания и педагогику спорта, а также в педагогику высшей школы. Осуществлено решение научной проблемы (теоретическое и практическое обоснование закономерностей и путей развития студенческого спорта), имеющей важное социальнокультурное и народнохозяйственное значение, что соответствует требованиям ВАК РФ к докторским диссертациям.Практическая значимость исследования: Материалы по истории становления и развития греко-римской борьбы как вида спорта, систематизированные и обобщенные в диссертации, могут включаться в лекционный курс кафедр физического воспитания, культивирующих греко-римскую борьбу, в содержание теоретического учебного материала в ДЮСШ, в качестве учебно-методического материала в научно-популярную литературу, а также использоваться при подготовке тренерских кадров по греко-римской борьбе.Материалы по обобщению научных оснований развития грекоримской борьбы позволят начинающим исследователям получить базовую основу для выбора темы и ориентировку в степени актуальности и научной новизны.Материалы по проблемам современной греко-римской борьбы в физическом воспитании и спорте студентов будут прежде всего ценны для ИПК и ФПК тренеров, преподавателей вузов, а также для семинаров по подготовке и повышению квалификации судейского корпуса.Разработанные педагогические технологии преподавания греко-римской борьбы могут быть использованы в учебном процессе вуза в качестве учебного пособия для студентов и методических рекомендаций преподавателям.Предложенные и показавштие свою эффективность пути повышения эффективности развития греко-римской борьбы в вузах могут быть полезны соответствующим управленческим органам, руководящим развитием студенческого физического воспитания, а также использованы в учебном процессе образовательных учреждений физической культуры.Материалы исследования внедрены: в Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; Санкт-Петербургский военный инженернотехнический университет; Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения; Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет; Институт повышения квалификации при Государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта; Комплексную школу высшего спортивного мастерства Санкт-Петербурга.Положения выносимые на защиту: 1. Основные проблемы развития греко-римской борьбы среди студентов, включающие трудности совмещения учебы с занятиями спортом, неразработанность технологии обучения студентов основам греко-римской борьбы, трудности в организации вузовских соревнований, нехватку высококвалифицированных педагогов и др. связаны с уровнем научно-организационного руководства и финансирования, что обусловлено, с одной стороны, объективным состоянием развития греко-римской борьбы как вида спорта в стране и его динамикой, а с 13другой - спецификой вузовского обучения, возрастными и психологическими особенностями студенческого контингента.2. Концептуальная модель развития греко-римской борьбы в отечественном студенческом физическом воспитании и спорте, представленная как результат исследования, позволяет научно обеспечить стратегию дальнейшего развития греко-римской борьбы в вузе, в связи с использованием системно-исторического, системно-структурного и системно-функционального уровней анализа греко-римской борьбы, что позволяет рассматривать ее с позиций целостности, прогностичности и чувствительности к изменениям среды.3. Педагогическая технология преподавания греко-римской борьбы в вузе, которая на алгоритмическом уровне решает целевые, содержательно-процессуальные и контрольно-оценочные педагогические проблемы, включающие: - конкретизацию целей педагогического процесса; - преобразование системы научных знаний в содержание образования (обучения); - обеспечение преемственности в обучении; - выбор методов, средств и организационных форм учебно-воспитательного процесса, адекватных заявленным целям и содержанию образования (обучения) и способствующи его оптимизации, дифференциации, гуманистической направленности и т.д.4. Перспектива развития греко-римской борьбы в студенческом физическом воспитании и спорте может быть обозначена с позиций опоры на предложенный нами целостный образовательный проект, предусматривающий: - учет выявленных проблем развития грекоримской борьбы как вида спорта и учебной деятельности; - создание педагогической среды, обеспечивающей развитие личности, - осуществление личностно-ориентированного обучения; - ориентацию на целостную педагогику личности; что позволяет рассматривать механизмы личностного существования человека как самоцель образования в греко-римской борьбе, которой в конечном счете подчинены его содержательные и процессуальные компоненты.Методы и организация исследования Основными методами исследования явились: анализ литературы, анализ документальных источников (протоколов, отчетов и др.), включенное наблюдение, методы опроса (анкетирование, интервью, беседы), контент-анализ материалов стандартизованных интервью, методы педагогического эксперимента, теоретический анализ, методы математической статистики.Исследование проводилось в три этапа: 1 этап - 1990-93 гг. - осуществлялся сбор и изучение материалов по эффективности занятий студентов греко-римской борьбой, анализ турнирной практики, ретроспективный анализ собственного опыта работы.2 этап - 1993-96 гг. - проводилась опытная и экспериментальная работа со студентами, осуществлялся анализ литературы по проблеме.3 этап - 1997-2000 гг. - изучалось мнение ведущих специалистов по борьбе о её проблемах и путях их решений, завершалось осмысление накопленного материала и оформление рукописи.В целях сбора фактического материала и экспериментальной проверки выдвинутых гипотез нами было создано отделение грекоримской борьбы в вузе, осуществлялось ее преподавание в СПбГУЭФ в качестве руководителя отделения борьбы и действующего преподавателя на всех этапах обучения.В целях популяризации греко-римской борьбы и дальнейшего ее развития среди студентов по нашей инициативе и под нашим руководством был создан Всероссийский студенческий турнир по греко-римской борьбе, который впоследствии стал именоваться Открытым чемпионатом России среди студентов. Студенты, обучающиеся греко-римской борьбе по разработанным нами технологиям, систематически показывали высокие результаты в турнире.Сбор материала по основным проблемам греко-римской борьбы осуществлялся путем проведения анкетирования, как занимающихся борцов, так и тренеров, анализа результатов проведения соревнований различного уровня (чемпионат Санкт-Петербурга, чемпионат России, чемпионат России среди студентов, международные турниры, чемпионаты Европы и мира, где диссертант был членом судейских бригад, являясь судьей международной категории.На последнем этапе исследования автором собрано и проанализировано более 70 эксклюзивных интервью у ведущих отечественных специалистов по спортивной борьбе.Исследовательский материал получен также в результате курирования межвузовского спортивного центра (отделение грекоримской борьбы) и отдельных кафедр физического воспитания в качестве представителя федерации.Экспериментальная работа велась на отделении борьбы СПбГУЭФ, которое по своему уровню признано ведущим в СанктПетербурге и России.Весь собранный материал апробирован путем публикаций в журнале «Теория и практика физической культуры», а также в регулярно издаваемых учебно-методических пособиях и посредством участия в научно-практических конференциях.Работа выполнена в соответствии со Сводным планом НИР и ОК ГКФТ на 1996-2000 гг. Направление 1, тема - 01.04.03; направление 2, тема 02.05.19.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 160 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz