Главная » 2014»Август»6 » Скачать Разработка условий для адаптации детей в школе Идеи отечественных и зарубежных авторов по проблемам сенсорного развития Анализ бесплатно
6:07 AM
Скачать Разработка условий для адаптации детей в школе Идеи отечественных и зарубежных авторов по проблемам сенсорного развития Анализ бесплатно
Тип: Дипломная работа
Предмет: Психология
Тема: Разработка условий для адаптации детей в школе Идеи отечественных и зарубежных авторов по проблемам сенсорного развития Анализ основных понятий, сущность проблемы сенсорного развития детей
Страниц: 76  
Формат: doc  
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития детей 7
1.1. Идеи отечественных и зарубежных авторов по проблемам сенсорного развития 7
1.2. Анализ основных понятий, сущность проблемы сенсорного развития детей 8
1.3. Ведущие теории, концепции по проблеме сенсорного развития детей 19
Глава 2. Практическое исследование адаптации школьников 47
2.1. Констатирующий эксперимент. Организация и проведение исследования 47
2.2. Формирующий эксперимент. Работа с дезадаптацией школьников 55
2.3. Контрольный эксперимент. Исследование и обсуждение итогов 62
Заключение 66
Библиография 71
Приложение 1 75
Введение
Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.
В процессе адаптации каждый человек участвует многократно: первый адаптивный период - это начало жизни, причем первые три месяца - это период критической адаптации, второй период начинается с того времени, когда малыш учится говорить, затем - вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад), обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз); последующими периодами адаптации являются этапы вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
О сложности и витальной значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, говорит особое внимание, обращаемое на него отечественными психологами и педагогами в научной литературе. Мы считаем, что именно в первые месяцы школьной жизни начинает формироваться та система отношения ребенка к самому себе, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем социальную фасилитацию, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и 2) с психологической стороны - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Другим критическим периодом обучения считается переход из среднего в старшее звено. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.
В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий - важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.
Таким образом, можно считать, что адаптация - это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
М.Монтессори была одним из мыслителей, закладывавших фундамент теории дошкольного воспитания. В своей практике она успешно использовала дидактический материал, созданный ею самой. Немаловажный практический интерес представляют суждения Монтессори относительно содержания и методов обучения. Монтессори выдвинула идею свободного воспитания ребенка, создала комплексы упражнений для развития слуха, зрения и т.д. Кроме того, в обстановке комнаты, где занимались дети, был определенный порядок вещей, благодаря которому ребенок косвенно готовился к обучению письму и чтению.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П.Сакулина, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные российскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Несмотря на большое количество исследовательских работ по данной проблеме, далеко не все педагоги осознают всю важность сенсорного развития детей и уделяют ему недостаточно времени и внимания. Объектом исследования является сенсорное развитие детей. Предмет исследования - использование опыта Марии Монтессори в сенсорном развитии детей.
Цель данной работы - используя опыт М. Монтессори разработать условия для адаптации детей в школе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме сенсорного развития детей.
2. Раскрыть основные понятия по данной проблеме.
3. Изучить условия сенсорного развития детей.
4. Выявить возможности использования творческого, критического опыта Марии Монтессори в сенсорном развитии детей.
Гипотеза исследования - эффективности адаптации к школе у детей можно добиться, если при использовании опыта М.Монтессори опираться на практическую деятельность детей, обеспечивая успешность умственного, физического, эстетического воспитания, что служит основной ступенью приобретения опыта и является основой познания окружающего мира.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов.
Наблюдение.
Беседа.
Педагогический эксперимент.
Анализ результатов деятельности
Практическая значимость: данную работу могут использовать воспитатели и учителя начальных классов для диагностики и повышения уровня сенсорного развития детей.
База исследования: 3 класс средней общеобразовательной школы № 2 (Новосибирская область, с. Здвинск).