Четверг, 2024-09-19, 10:58 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Психологические особенности развития социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития бесплатно
4:20 AM
Скачать Психологические особенности развития социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития бесплатно
Психологические особенности развития социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития - воспитанников детского дома

Диссертация

Автор: Серова, Вероника Владимировна

Название: Психологические особенности развития социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития - воспитанников детского дома

Справка: Серова, Вероника Владимировна. Нижний Новгород, 0 177 c. :

Объем: 177 стр.

Информация: Нижний Новгород, 0


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
ГЛАВА II
Формирование социальной компетентности у детей с легкими формами психического недоразвития в условиях психической депривации как актуальная проблема специальной психологии
Феномен психического недоразвития и его проявления 15 в процессе социокультурного развития ребенка
Закономерности социально-личностного развития на 32 этапах детства в условиях дизонтогенеза
Формирование социальной компетентности у детей с 48 легкими формами психического недоразвития в условиях интернатных образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Постановка проблемы исследования
Выводы по главе
Экспериментальное изучение особенностей проявления социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методики экспериментального изучения социальной 62 компетентности у детей-сирот старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития
Анализ экспериментальных данных изучения социаль- 68 ного интеллекта у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома
§ 23 Анализ экспериментальных данных изучения эмоционального компонента социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития воспитанников детского дома
§ 24 Анализ экспериментальных данных изучения поведенческого компонента социальной компетентности у старших дошкольников легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома
Выводы по главе
ГЛАВА III Теоретические и организационные походы к разработке программы социально-личностного развития детей с легкими формами психического недоразвития на этапе дошкольного детства в условиях детского дома для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
§ 31 Теоретико-организационные принципы разработки коррекционной программы формирования эмоциональной компетентности у детей и ее содержание
§ 32 Оценка возможностей компенсации социально - личностного развития по результатам реализации коррекци-онно-развивающей программы
Выводы по главе

Введение:

Актуальность исследования. Гуманизация общественного развития вызывает повышенный интерес к детям с легкими состояниями психического недоразвития, к условиям их оптимальной интеграции в социум. Психологи относят к легким состояниям психического недоразвития пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая задержку психического развития (ЗПР) различного генеза, а также легкую умственную отсталость (ЛУО) (Д.Н.Исаев, 1982; В.В.Ковалев, 1995; И.А.Коробейников, 1997). Количество таких детей точно не определено, поскольку оно подсчитывается главным образом при ориентации на детей, обучающихся в специальных коррекционных ДОУ, школах и классах. Естественно, что значительная часть детей с легкими формами недоразвития при этом не учитывается.
Некоторые авторы на основании обобщения результатов психологических исследований пытаются определить основания для типологии психологического недоразвития: в качестве таковых выделяются особенности дезадаптации ребенка. Так, некоторые авторы выделяют следующие основные типы дезадаптации:
1. Ребенок дезадаптирован по совокупности нерезко выраженных нарушений развития как познавательных способностей, так и поведения.
2. Ребенок дезадаптирован преимущественно из-за поведенческих нарушений.
3. Ребенок дезадаптирован главным образом из-за недостаточности познавательных способностей.
4. Ребенок дезадаптирован как вследствие дефицита познавательных способностей, так и поведенческих нарушений.
5. Главная причина дезадаптации - эмоциональные нарушения. (Е.Л. Ин-денбаум, 2008).
Подобный подход облегчает выход на разработку коррекционно-развивающих программ, нацеливающих на парциальные направления. Однако, все не так просто, поскольку нарушения в развитии представлены в легкой степени и носят системный характер.
Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с легкими формами психического недоразвития (Т.В. Егорова, С.Д.Забрамная, Т.Н. Князева, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Ю.Т. Матасов, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Е.С. Слепо-вич, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова и др.) позволила получить значительные позитивные результаты в решении задач диагностики и компенсации нарушений познавательной деятельности.
К сожалению, вопросы, касающиеся генезиса и специфики собственно личностных проблем, значимых для разработки проблем социализации этих детей, исследованы недостаточно. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом, начинается его социальное становление. Разработка проблемы психолого-педагогической помощи детям с легкими формами недоразвития, безусловно, требует разностороннего и глубокого изучения специфики их социально-личностного развития, особенностей социального окружения, возможностей ребенка как субъекта общения, создания эффективных коррекционно-развивающих и профилактических программ.
Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского, важнейшим фактором развития ребенка как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях взаимоотношений этих детей с окружающими. По мысли ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру» (JI.C. Выготский, 1983). В связи с этим задачу социальной компенсации дефекта Л.С.Выготский выдвигал как первоочередную для лечебной педагогики, а в нормализации общения видел основной путь компенсации дефектов развития ребенка. Однако этот путь, открывающий, по мнению JI.C. Выготского, новый пласт в исследовании дефективности, пока еще не получил достаточного осмысления и реализации в специальной психологии, особенно применительно к детям с легкими формами психического недоразвития.
В специальной литературе, к сожалению, до сих пор доминирует пато-биологический подход к пониманию нарушений развития (Т.А. Басилова, Ю.Г. Демьянов, Е.С. Иванов, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, С .Я. Рубинштейн, A.A. Сагдуллае-ва, Е. Сухарева, М.Н. Фишман и др.). В немногочисленных исследованиях становится реальностью изучение социальных детерминант патологического развития (Д.И. Бойков, Г.В. Грибанова, Е.Е. Дмитриева, Е.Л. Ин-денбаум, И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко, В.Б. Никишина, В.М. Слуцкий, Е.В. Соколова, У.В. Ульенкова и др.), что очень важно для понимания объективных закономерностей социализации детей, имеющих нарушения в развитии, для постановки и решения диагностических, профилактических, кор-рекционно-развивающих задач в практической работе с ними. Однако в экспериментальном плане роль общения со взрослым, механизмы его влияния на психосоциальное развитие детей с негрубыми формами нарушений психики, можно сказать, не изучались. Отсутствие конкретных научных данных в этом направлении не может не затруднять разработку проблем образовательной дифференциации детей, создания для них личностно ориентированных диагностических и коррекционно-развивающих программ, реализации этих программ в деятельности, в частности, в ведущих видах деятельности.
Особый теоретический и практический интерес представляют дети с легкими формами психического недоразвития, воспитывающиеся в условиях психической депривации. Проблема изучения психологического сопровождения детей-сирот, по тем или иным причинам оставшихся без родительской опеки, в настоящее время особенно актуальна. По данным Министерства внутренних дел на январь 2007 года, 700 тысяч детей в стране являются сиротами (И.А.Ткачева, 2008). Как показывают статистические данные, значительный процент выпускников сиротских учреждений оказывается неприспособленным к самостоятельной жизни. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений, 10% из них приходят к суициду, 40% -попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% - становятся преступниками, и только 10% адаптируются в обществе (И.А. Крестинина, 2007).
По данным исследований, дети-сироты не имеют доверия к окружающему миру, не владеют нормами и правилами социально приемлемого поведения, не владеют базовыми социально-нравственными ценностями (И.В. Дубровина, И.А. Коробейников, М.И. Лисина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, И.А. Ткачева, H.H. Толстых, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова, Дж. Бо-улби, И. Лангмейер, З.Матейчик, Э.Пиклер и др.).
Значительная группа детей-сирот (65-77% от общего числа воспитанников детских домов) - это дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания (И.А. Коробейников, Е.С. Слепович, В.М. Слуцкий, И.А. Ткачева, У.В. Ульенкова, А.Б. Холмогорова и др.). Неблагоприятная социальная ситуация развития в значительной мере утяжеляет картину их психического недоразвития, приводит к отставанию в становлении самосознания, эмоционально-волевой сферы, к формированию специфических механизмов адаптивного поведения, к их рассогласованию с принятыми в обществе социальными нормами (С.Г. Байкенова, Г.М. Дульнев , Н.Л. Коломинский, И.А. Коробейников, Л.М. Шипицына, Ж.И. Шиф, и др.).
Немногочисленные научные факты актуализируют проблему изучения социального самосознания воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития. Мы полагаем, что изучение социальной компетентности как образа социального «Я» ребенка (М.И. Лисина) у этих детей поможет выйти на ключевые характеристики процесса их социализации.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение специфики формирования социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития - воспитанников детского дома, выявление условий оптимизации этого процесса.
Объект исследования: социально- личностное развитие старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома.
Предмет исследования: изучение особенностей проявления социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома в традиционных для них условиях развития и в условиях целенаправленного педагогического влияния.
Гипотеза исследования: опираясь на исследования, посвященные проблеме социального развития детей с умственной недостаточностью (Н. JI. Белопольская, Е. Дзукоева, Е.А. Екжанова, A.B. Закрепина, О.В. За-щиринская, Ю.А. Ильина, И.А. Коробейников, Н.В. Москаленко, Ж.И.Назамбаева, Н.М. Назарова, Е.В. Резникова, Е.А. Стребелева, JI.M. Шипицына, A.M. Щербакова, Л.Ф. Хайртдинова и др.), немногочисленные данные о специфике социального развития воспитанников детского дома (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.И. Прихожан, H.H. Толстых и др.), мы полагаем: старшие дошкольники детского дома с легкими формами психического недоразвития в силу биологических особенностей и социальной ситуации их развития имеют системное нарушение всех компонентов социальной компетентности: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Коррекционноразвивающая программа, опирающаяся на общую программу коррекции психического развития детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития в условиях детского дома, специально нацеленная на развитие их социального интеллекта, коммуникативных навыков, поведенческой саморегуляции, является ключевой в оптимизации процесса формирования у них социальной компетентности как возрастного психического новообразования.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать актуальность проблемы социализации детей дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития, воспитывающихся в условиях депривации основных потребностей.
2. Разработать программу диагностики актуальных и потенциальных особенностей формирования социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития.
3. Выявить и охарактеризовать у испытуемых уровни сформированности на момент изучения основных компонентов социальной компетентности (интеллектуального, эмоционального, поведенческого).
4. Разработать и апробировать в работе со старшими дошкольниками с легкими формами психического недоразвития - воспитанниками детского дома программу оптимизации их социально-личностного развития.
5. Проследить возможности формирования у испытуемых социальной компетентности в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
Экспериментом были охвачены: старшие дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР), легкой умственной отсталостью (ЛУО), воспитывающиеся в детском доме (92 ребенка); старшие дошкольники с ЗПР, ЛУО, воспитывающиеся в семье (86 детей); нормально развивающиеся дети - старшие дошкольники (50 человек).
Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ исследований, констатирующий, формирующий эксперименты, наблюдение, анализ историй развития детей, методы количественной и качественной обработки фактических данных.
Основные этапы исследования:
1. Обоснование теоретических подходов к изучению социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития.
2. Разработка и реализация комплексной диагностической программы исследования основных компонентов социальной компетентности у испытуемых.
3. Разработка программы оптимизации социально-личностного развития на основе авторской позиции понимания социализации изучаемой категории детей в инновационных психолого-педагогических условиях детского дома и ее апробация.
4. Оформление диссертационного исследования.
Методологические позиции исследования были определены на основе: - важнейших положений культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.И.Божович, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, С.Д.Забрамная, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
• теории единства и сложного взаимодействия факторов органического и социального ряда в онтогенетическом развитии ребенка с нарушениями в развитии (Т.А.Басилова, Л.С. Выготский, Г.В. Грибанова, Ю.Г.Демьянов, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, И.Ю. Левченко, В.И. Лу-бовский, М.С. Певзнер, В.М. Слуцкий, Г.Е.Сухарева, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, Л.М. Шипицына и др.);
• положений о гуманизации интегративных процессов, необходимости создания в обществе условий для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (И.М. Бгажнокова, Т.В. Волосовец, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, H.H. Малофеев, Н.М. Назарова, В.В. Ткачева, У.В.Ульенкова, Л.М. Шипицына и др.);
• результатов исследований в области специальной психологии, направленных на изучение социально-личностного развития детей с легкими формами психического недоразвития (O.K. Агавелян, М.Г. Агавелян, H.JI. Белопольская, Д.И. Бойков, Е.Г. Дзукоева, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, О.В. Защирин-ская, A.B. Закрепина, Е.Г. Злобина, Ю.А. Ильина, Ч.Б. Кожалиева, И.А. Конева, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко, Ж.И. Намазбаева, Е.И. Разувай, Е.С. Слепович, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, Е.В. Хлыстова и др.);
• современной концепции развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, в которой социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка (C.JI. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.Н. Павлова и др.).
Научная новизна исследования. В работе реализован личностный подход при изучении феномена психического недоразвития ребенка, что обусловлено смещением акцента с патобиологических детерминант на социально-психологические. В нем впервые:
• социально-личностное развитие детей с легкими формами психического недоразвития - воспитанников детского дома изучалось в качестве самостоятельной проблемы коррекционной психологии;
• развитие сферы общения в условиях дизонтогенеза рассматривается в контексте единого концептуального подхода к пониманию психологической сущности общения и его роли в психическом развитии ребенка;
• проведено сравнительное исследование социально-личностного развития детей с ЗПР, ЛУО, нормально развивающихся сверстников, имеющих различный опыт общения с взрослыми: развивающихся в условиях детского дома и в условиях семьи;
• на основе социально-психологического исследования репрезентативной выборки испытуемых показана роль средового фактора в патогенезе социально-личностной сферы, выявлены наиболее вероятные механизмы нарушения процесса социализации детей с легкими формами психического недоразвития;
• в исследовании обоснован новый подход к организации диагностической, профилактической, коррекционной работы с детьми с легкими формами психического недоразвития, ключевым направлением которого стала сфера социально-личностного развития детей;
• в процессе констатирующего эксперимента получен и обработан большой массив эмпирических сведений о детях, характеризующих специфические особенности развития социальной компетентности у воспитанников детского дома и детей из семьи;
• получены специфические характеристики особенностей когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов социальной компетентности их сформированности на момент изучения в условиях констатирующего эксперимента у социально депривированных детей;
• критериально ориентированный подход к анализу фактических данных позволил получить выход на индивидуальные характеристики развития социальной компетентности детей в условиях социальной депривации психического развития;
• индивидуальные характеристики особенностей сферы социальной компетентности испытуемых с легкими формами недоразвития в свою очередь помогли определить направление разработки, задачи и содержание коррекционно-развивающей программы.
Теоретическая значимость исследования:
• в исследовании получил дальнейшее развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, подтверждена роль общения со взрослым в качестве источника социализации детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза;
• получило подтверждение и конкретизацию положение коррекционной психологии о специфических закономерностях развития психики детей в закрытых учреждениях в условиях дизонтогенеза - о нарушении сферы их социально-личностного развития;
• разработаны и апробированы теоретические принципы и соответствующий психолого-педагогический инструментарий диагностики (диагностический комплекс) особенностей развития социально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития;
• разработанный диагностический комплекс позволил получить данные об индивидуальных актуальных и потенциальных возможностях развития у детей детского дома в условиях дизонтогенеза сферы самосознания;
• установлены специфические закономерности развития социальной компетентности у детей с легкими формами психического недоразвития;
• определены теоретические принципы разработки коррекционно-развивающей программы социально-личностного развития детей с легкими формами психического недоразвития в условиях закрытого учреждения в органической взаимосвязи с теоретическим моделированием диагностического комплекса;
• получены обнадеживающие сведения в аспекте возможностей создания специальных психолого-педагогических условий с целью реализации потенциала социально-личностного развития старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития.
Практическая значимость исследования:
• полученный нами большой массив фактических данных в условиях конкретного эксперимента убеждает в том, что у воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития социально-личностная сфера развивается своеобразно по причинам не только органического дефекта, но и своеобразия социальной депривации их развития;
• теоретически обоснованный диагностический комплекс, позволяющий выявлять особенности развития социально-личностной сферы детей с легкими формами психического недоразвития, а также сконструированная на его основе программа индивидуализированной коррекционно-развивающей помощи им, позволяют на качественно новом уровне решать ряд практических задач, связанных с дифференциацией этих детей, научным обоснованием содержания и своевременной организацией профилактической работы с ними.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими и методологическими положениями, использованием современных научных достижений психолого-педагогической науки, применением психодиагностических методов, отвечающих цели, объекту, предмету, задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, использованием методов их статистической обработки.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Ключевой характеристикой социализации детей - воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития является развитие у них социальной компетентности, ее интеллектуального, эмоционального, поведенческого компонентов.
Заключая в себе своеобразный синтез биологических, социальных влияний, субъектно-личностных особенностей самого ребенка, социальная компетентность определяет его возрастную социально-личностную зрелость: ориентированность в социальных условиях и возникающих проблемах, характер взаимоотношений с окружающими, уровень поведенческой саморегуляции.
2. В силу особенностей дефекта и дефицита общения с близкими взрослыми старшие дошкольники детского дома с легкими формами психического недоразвития вне целенаправленной педагогической работы не достигают оптимальной возрастной нормы в формировании социальной компетентности. В силу этого у детей наблюдается системное недоразвитие всех ее компонентов.
3. Теоретическое моделирование диагностических программ на основе учета специфики развития психики ребенка дошкольного возраста в условиях депривации и принципов критериально ориентированного подхода к их разработке позволяет как выявлять актуальные и потенциальные возможности формирования у воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития социальной компетентности, так и прогнозировать индивидуализированные коррекционно-развивающие психолого-педагогические средства воздействия на их социально-личностную сферу.
4. Целенаправленная коррекционно-развивающая программа, опирающаяся на общую программу коррекции психического недоразвития и нацеленная на развитие социального интеллекта, коммуникативных навыков, ролевого поведения, является главным условием оптимизации процесса формирования у старших дошкольников - воспитанников детского дома социальной компетентности как возрастного психического новообразования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на: заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета; Международной научно-практической конференции «Коррекци-онно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста» (Н.Новгород, 2006); Региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию К.А. Некрасовой; «Педагогика и психология детства» (Н.Новгород, 2007); Международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» (Москва, 2008); Региональной научно-практической конференции «Психологическая наука в образовательном пространстве» (Н.Новгород, 2008).
Структура и объем диссертации.
Диссертационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, приложения (4), список литературы, включивший в себя 300 источников ( в том числе 12 на иностранном языке). Работа иллюстрирована 21 таблицей, 17 диаграммами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 113 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz