Пятница, 2024-09-20, 2:04 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 6 » Скачать ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) бесплатно
5:59 AM
Скачать ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) бесплатно
Тип: Дипломная работа
Предмет: Психология
Тема: ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Страниц: 87  
Формат: doc  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6

1.1. Представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни. 6

1.2. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. 9

1.3. Проблемы отношений в неполной семье. 18

2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 24

2.1. Исследование и диагностика родительско-детских отношений с помощью теста PARI. 24

2.2. Методика "Родительское сочинение" в форме неоконченных предложений. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Введение

С начала XX века в психиатрии и психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения. Их исследования осуществляются в самых разных теоретических подходах: от психоаналитической традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи как целостной системы в системном подходе.

В нашей стране всплеск интереса и внимания к закономерностям детско-родительских отношений, структуре и развитию семьи, развитию личности в контексте семьи, поддерживающим, развивающим и патологическим влияниям семьи, приобрели огромный размах в последние годы. Помимо того, что ценность семьи в российском обществе безусловно растет, интерес к данной теме в отечественной психологии связан еще и с малочисленностью и разрозненностью теоретических исследований, а также с запросами практики, с необходимостью создания эффективных и экономичных технологий практической работы с семьей в современном российском обществе.

Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой - является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало).

Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр .

Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них.

Актуальность проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Поэтому актуальность и значимость проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Целью нашего исследования является: проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Объект исследования - отношения родителей и детей младшего школьного возраста в современной семье.

Предмет исследования - процесс совершенствования детско-родительских отношений в семье в период становления личности ребёнка.

Гипотеза: родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование личности младшего школьника, а также положительная динамика развития школьников может быть достигнута путем оптимизации детско-родительских отношений.

В процессе работы на основании цели, предмета, объекта и гипотезы, нами были выдвинуты задачи исследования:

1. изучить представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни;

2. проанализировать типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие личности ребенка;

3. выявить проблемы отношений в неполной семье;

4. провести эмпирическое исследование с целью определения детско-родительских отношений в современной семье;

5. исследование особенностей родительской позиции в детско-родительских отношениях с помощью теста PARI;

6. выявление связи между особенностями родительской позиции, характером переживания ребенком детско-родительских отношений и видами реального взаимодействия между ребенком и взрослым с использованием методики "Родительское сочинение" в форме неоконченных предложений.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовали комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

-теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

- психодиагностические методы (тест PARI Родительско-детские отношения, методика "Родительское сочинение");

- наблюдение, беседа;

- психокоррекционные методы.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблемы влияния детско-родительских отношений на развитие личности младших школьников в рамках педагогической и семейной психологии. На основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о типологии детско-родительских отношений в семьях с детьми младшего школьного возраста. Влияние родителей опосредовано родительским отношением. Уточняются принципы психологической оптимизации детско-родительских отношений в семьях детей младшего школьного возраста. Полученные результаты развивают и дополняют научные представления об особенностях формирования и становления личности младшего школьника в системе детско-родительских отношений. Исследование вносит вклад в развитие научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения семей с детьми младшего школьного возраста.

Характеристика выборки: Исследование проводилось в 2007 г., в исследовании приняли участие 10 семей. Выборка носила случайный характер. Было обследовано 20 родителей, имеющих детей младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982.

2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., М., Харьков., Минск. - 1999.

4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., Изд. Просвещение. - 2003, 207с.

5. Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка// Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 1997.

6. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. - 2001, № 3.

7. Выготский Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

8. Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие/Н. С. Глуханюк; Рос. акад.образования, Моск. психол.-социал.ин-т.-2-е изд., перераб. и доп. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. - 204 с.

9. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: "КСП", 1996.

10. Железнякова З.Р. Организация взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 1997.

11. Зацепин В.И., Цимбалюк В.Д. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. - М.: 2001.

12. Земска М. Семья и личность. - М., Изд. Прогресс. - 1999, 133 с.

13. Карвасарский Б.Д Психотерапия. - М.: Медицина. - 2002.

14. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика. - 2001.

15. Крайг Г. Психология развития. - СПб, Изд. Питер. - 2000, 992 с.

16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика. - 1983.

17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т 2. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1983.

18. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., Педагогика. -1986, 263 с.

19. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - С-Пб.: Речь, 2000. - 150 с.

20. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии, 1995.

21. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

22. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ автор-сост. Данилова Е.Е. - М.: Изд. Центр "Академия", 1999. - 160 с.

23. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

24. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А. - М., Просвещение. -1989, 206 с.

25. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Изд-во: Владос, 2001, 96 с.

26. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М., Мысль. - 1987, 351 с.

27. Федотов А.Ю. Психология семейных отношений. - М., 2000.

28. Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. - 2002, № 1.

29. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. - М.: Прогресс, 1987.

30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - СПб.: Медицина, 2003.

Примечания

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 1001 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz