Четверг, 2024-09-19, 10:48 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Правовой статус палат Федерального Собрания Российской Федерации: состояние и перспективы. Тарасова, Екатерина Павловна бесплатно
4:10 AM
Скачать Правовой статус палат Федерального Собрания Российской Федерации: состояние и перспективы. Тарасова, Екатерина Павловна бесплатно
Правовой статус палат Федерального Собрания Российской Федерации: состояние и перспективы

Диссертация

Автор: Тарасова, Екатерина Павловна

Название: Правовой статус палат Федерального Собрания Российской Федерации: состояние и перспективы

Справка: Тарасова, Екатерина Павловна. Правовой статус палат Федерального Собрания Российской Федерации: состояние и перспективы : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.02 Москва, 2006 169 c. : 61 06-12/582

Объем: 169 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I Некоторые аспекты становления современного \ • двухпалатного парламента России
11 Историко-правовой аспект организации и деятельности представительных органов дореволюционной России и советских представительных учреждений
12 Проблемы преобразования советских представительных органов в парламентские в период с 1989 по 1993 год
Глава II Состояние и перспективы порядка формирования и статуса палат Федерального Собрания Российской Федерации w 21 Оптимальная структура Федерального Собрания Российской
Федерации
1 22 Формирование Совета Федерации: актуальные проблемы и перспективы 23 Порядок выборов депутатов Государственной Думы: тенденции ' реформирования в свете становления партийной | системы
24 Некоторые аспекты конституционно правового регулирования ф статуса Федерального Собрания и его палат

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования. В течение последних лет в России происходит активное становление новой системы органов государственной власти, форм их взаимоотношений и деятельности. Особенность всей создающейся системы государственной власти России заключается в том, что она строится на основополагающих принципах общественного устройства, которые провозглашены в России впервые за всю историю существования нашей страны. Российская Федерации провозглашена демократическим правовым государством, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. В частности, система органов государственной власти основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными. При этом структура органов государственной власти выстроена таким образом, чтобы обеспечить необходимый баланс между всеми ветвями власти, не допускающий узурпацию власти каким-либо одним государственным органом. Вместе с тем, представляется, что оптимальная модель системы органов государственной власти в современной России еще не найдена. Это обусловлено как сравнительно небольшим временным отрезком, в течение которого осуществляется государственное строительство, отвечающее реалиям настоящего времени, так и отсутствием исторического опыта развития Российской государственности на основе современных демократических принципов.
Исторический и политический опыт России показывает, что в течение практически всего XX века доминирующее положение в системе органов государственной власти занимали представительные органы власти, сочетавшие в себе законодательные, исполнительные и контрольные функции. В условиях провозглашения важнейшего демократического принципа разделения властей особенно остро встала проблема организации принципиально нового для России политико-правового института «парламентского учреждения», которым стало Федеральное Собрание — парламент России.
В этой связи особую актуальность приобрела проблема оптимизации статуса современного парламента, его палат, системы взаимоотношений Совета Федерации и Государственной Думы, а также их положения в общей системе государственного механизма.
Двенадцатилетний опыт существования российского парламента показал, что поиск наиболее эффективной модели организации и функционирования Федерального Собрания продолжается. Это подтверждается, в частности, тем, что до настоящего времени не решена проблема оптимального порядка формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Более того, до сих пор вызывают многочисленные дискуссии в среде ученых, политиков и юристов такие вопросы, как сама структура Федерального Собрания, а также соотношение правового статуса его палат.
Вместе с тем, исследование накопленного опыта (хотя мы и признаем, что он является весьма незначительным) позволит выбрать перспективные направления в решении актуальных проблем парламентского строительства, касающиеся создания действенной модели отечественного парламента, которая в наибольшей степени отвечает современным демократическим принципам общественно-политического устройства России.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящей диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа общетеоретической, законодательной и практической базы выявить и обозначить наиболее актуальные проблемы, связанные с правовым статусом палат Федерального Собрания Российской Федерации и предложить оптимальные направления в их решении.
Для осуществления обозначенной цели постановлены следующие конкретные задачи:
• выявить исторические, политические и социальные предпосылки образования современного двухпалатного российского парламента;
• определить наиболее оптимальную структуру отечественного парламента;
• обозначить основные направления возможного реформирования порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
• выявить основные тенденции изменения порядка выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, учитывая активное становление многопартийной политической системы России;
• определить наиболее существенные направления оптимизации конституционно-правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные со статусом палат Федерального Собрания Российской Федерации, порядком их формирования, полномочиями, положением в системе органов государственной власти Российской Федерации, а также их взаимоотношениями и направлениями развития статуса.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, а также нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, решения Конституционного Суда Российской Федерации, теоретические взгляды ведущих ученых-государствоведов и политологов, политиков, юристов-практиков, касающиеся актуальных проблем статуса палат Федерального Собрания Российской Федерации, порядка их формирования, взаимодействия друг с другом и иными органами государственной власти Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Анализ статуса палат современного российского парламента требует обращения к истокам российского парламентаризма. Идеи зарождения отечественного парламентаризма нашли отражение в политико-правовых доктринах конца XIX - начала XX века в России. Основные взгляды на проблемы парламентаризма в обозначенный исторический период содержались в трудах таких ученых как Витте С.Ю., Градовско-го Д.Г., Гессена Е.Н., Ковалевского М.М., Котляревского С.А., Новгородцева П.Н., Тихомирова JI.H., Чичерина Б.Н. и других.
Исследованию актуальных проблем российского парламентаризма, и, в частности, статуса Федерального Собрания Российской Федерации, его палат посвящены труды таких современных ученых как Авакьяна С.А., Автономова А.С., Астафичева П.А., Баглая М.В., Булакова О.Н., Васильева В.И., Глигич-Золотаревой М.В., Горобца В.Д., Гранкина И.В., Елчева В.А., Зорькина В.Д., Зимина А.В., Ивановой В.И., Керимова А.Д., Козловой Е.И., Конюховой И.А., Колюшина Е.И., Кутафина О.Е., Лучина О.В., Медушевского А.Н., Овсепян Ж.И., Пригона М.Н., Ремингтона Т., Романова P.M., Степанова И.М., Страшуна Б.Н., Тихомирова Ю.А., Топорнина Б.Н., Торопа Ю.В., Хабриевой Т.Я., Чирки-на В.Е. и других.
Методологической основой исследования служит система современных общенаучных и специальных методов познания. В диссертационном исследовании использованы такие методы, как исторический, системный, статистический, конкретно-социологических исследований, формально-юридический.
Нормативной базой диссертации является Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы (в частности, от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; от 5 августа 2000 № 113-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»; 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и другие), указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации.
В диссертации использованы нормативные правовые акты Российской империи, а также Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов, Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 годов и иные нормативные правовые акты.
Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании историко-правовых, политических, социальных предпосылок развития российского парламентаризма, а также становления современного двухпалатного парламента России, выявлении наиболее оптимальной структуры парламента в целом и перспектив развития статуса и порядка формирования его палат.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертационной работы:
1. В работе делается вывод о том, что учрежденная в 1905 году Государственная дума и преобразованный в 1906 году Государственный совет положили начало накоплению первичного парламентского опыта в нашей стране. Исследование исторических, политических, социальных и иных предпосылок создания названных органов, а также их положение в системе органов власти дореволюционного периода и функций позволяют сделать вывод о том, что, так и не став полноценным двухпалатным парламентом в современном понимании, Государственная дума и Государственный совет сыграли важную роль в становлении отечественного парламентаризма.
2. Проанализировав становление и развитие советских представительных органов, а также их структуру и функции, можно сделать следующий вывод. Хотя советские представительные учреждения были образованы в противоположность парламентаризму и принципу разделения властей, они тем не менее обладали некоторыми чертами современного парламента. Их функционирование на протяжении почти восьми десятилетий представляет огромное значение для накопления парламентского опыта в России.
3. В настоящем исследовании делается вывод о том, что первым результативным этапом становления современного российского парламента явилась конституционная реформа 1989-1993 годов. Современная система органов государственной власти образовывалась в условиях политического и конституционного кризиса, что повлияло на существующую в настоящее время систему органов государственной власти. При этом особый акцент делается на то, что Россия на протяжении всей истории своей государственности не имела опыта строительства такой системы органов государственной власти, которая провозглашена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Это приводит автора диссертационной работы к выводу, что существующая модель системы органов государственной власти, включая Федеральное Собрание Российской Федерации не может считаться завершенной, идеальной для России. Только опытным путем,возможно выявить оптимальную модель статуса, порядка формирования, функционирования и взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации и их взаимоотношения с другими органами государственной власти.
4. Проанализировав мнения различных исследователей о порядке формирования Совета Федерации, а также соответствующую конституционно-правовую базу, диссертант делает вывод о том, что действующая Конституция Российской Федерации не допускает правовой возможности установления порядка формирования Совета Федерации путем избрания членов Совета Федерации непосредственно населением субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, диссертант обосновывает положение, согласно которому такой порядок формирования Совета Федерации является наиболее демократичным и допустимым при условии внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации.
5. Анализ федерального избирательного законодательства показывает, что в современной России превалирует тенденция развития многопартийной политической системы. Государство в этом процессе играет определяющую роль, формируя все необходимые законодательные гарантии создания полноценной политической многопартийной системы. Учитывая это, диссертант приходит к выводу, что создание политическим партиям определенных законодательных преимуществ не следует рассматривать как ущемление прав граждан и общественных объединений (организаций) на участие в управление делами государства. Переход от «смешанной» избирательной системы к пропорциональной в отношении порядка выборов депутатов Государственной Думы соответствует, по мнению диссертанта, конституционным нормам и отвечает основным тенденциям активного строительства многопартийной политической системы России.
6. Диссертант аргументирует положение о том, что отсутствие в Конституции Российской Федерации отдельно «выделенной» компетенции Федерального Собрания Российской Федерации (в форме структурной единицы нормативного правового акта, например, статьи), отсутствие конституционно-правовой возможности организационно осуществлять парламентские функции обеими палатами одновременно, не дает основания полагать, что палаты Федерального Собрания являются самостоятельными органами государственной власти. Таким образом, автор настоящего исследования приходит к выводу, что Федеральное Собрание Российской Федерации является единым федеральным законодательным и представительным органом государственной власти - парламентом, компетенция которого складывается из компетенции его палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
7. Анализ конституционных полномочий Совета Федерации и Государственной Думы позволяет придти к выводу о том, что полномочия палат уравновешены, в том числе в законодательном процессе. При этом особо отмечается, что Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством достаточно четко определен статус обеих палат Федерального Собрания как составных частей единого органа. При этом установленный порядок их взаимодействия, прежде всего, в законодательном процессе, а также собственная компетенция Совета Федерации и Государственной Думы не дает должных оснований для изменения конституционно-правового статуса палат парламента.
8. Диссертант обосновывает положение о том, что определение статуса палат Федерального Собрания Российской Федерации в Конституции Российской Федерации и регламентах палат является достаточным и не требует принятия самостоятельного законодательного акта о Федеральном Собрании Российской Федерации. Вместе с тем, федеральный законодатель вправе развивать и конкретизировать положения Конституции Российской Федерации о статусе и взаимоотношениях Совета Федерации и Государственной Думы, в частности, в области федерального законодательного процесса в отдельных федеральных законах, например, в федеральном законе о порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные выводы, положения и рекомендации могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по конституционному и парламентскому праву. Они могут также использоваться в процессе совершенствования федерального законодательства в сфере возможного изменения статуса, порядка формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации, их взаимодействия друг с другом и иными органами государственной власти.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов, где она прошла обсуждение, рецензирование и одобрение.
Основные выводы и положения диссертационной работы нашли отражение в опубликованных работах и могут представлять интерес для государственных служащих, преподавателей, ученых, политологов, аспирантов и студентов. Материалы исследования используются при чтении лекций в процессе изучения учебной дисциплины «Правоведение».
Структура диссертационной работы. Цель и задачи диссертационного исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 101 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz