Главная » 2014»Август»27 » Скачать Правовое регулирование рекламы в гражданском праве. Головин, Алексей Юрьевич бесплатно
10:26 PM
Скачать Правовое регулирование рекламы в гражданском праве. Головин, Алексей Юрьевич бесплатно
Правовое регулирование рекламы в гражданском праве
Диссертация
Автор: Головин, Алексей Юрьевич
Название: Правовое регулирование рекламы в гражданском праве
Справка: Головин, Алексей Юрьевич. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 Москва, 2002 160 c. : 61 02-12/890-0
Объем: 160 стр.
Информация: Москва, 2002
Содержание:
Глава
I Понятие рекламы
§1 Аспекты регулирования рекламы в исторической ретроспективе
§2 Правовые, экономические и иные аспекты понятия рекламы
Глава
II Место правоотношений в области рекламы в системе гражданского права и гражданского законодательства Российской Федерации
§1 Правоотношения в области рекламы и их место в системе российского гражданского права
§2 Законодательство Российской Федерации о рекламе
Глава
III Ответственность за ненадлежащую рекламу
§1 Классификация правоотношений в области рекламы и виды юридической ответственности
§2 Гражданско-правовая ответственность за ненадлежащую рекламу
Введение:
ф, Актуальность темы. Начавшиеся в начале 90-х годов коренные экономические преобразования дали толчок к бурному развитию рекламной деятельности в нашем государстве. Реклама прочно заняла свою нишу в системе рыночных отношений, одновременно являясь и их мощным регулятором. Этому способствовал, в том числе, и зарождавшийся класс предпринимателей, нуждающихся в накоплении первоначального капитала и последующем его увеличении, который быстро осознал, что с помощью рекламы проблем со сбытом даже некачественных товаров (работ, услуг) становится гораздо меньше. Кроме этого на тот момент просто не существовало специальных правовых норм, которые бы регулировали данную сферу российского бизнеса. Существующее же правовое наследие советского периода нашего государства попросту перестало отвечать потребностям времени, превратившись в недейственный исторический анахронизм. Все это создавало благоприятную почву и хорошую мотивацию для недобросовестных предпринимателей, в числе которых, конечно же, оказались и участники рекламного процесса - рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители.Однако последствия проблем, извечно сопровождающих «времена перемен», не заставили себя ждать. Ломка сложившихся жизненньсс устоев, потеря нравственных ориентрфов, резкое расслоение общества, вседозволенность и безнаказанность самым непосредственным образом отражались и на рекламной деятельности. Главными критериями подбора объектов рекламирования стали их популярность «в народе» и окупаемость.Принципы законности, качества рекламируемых товаров, достоверности предоставляемой информации, этичности рекламных сообщений, и, наконец. i нравственные и моральные аспекты не просто отошли на задний план, а вообще вышли из поля зрения.Все это вызвало острую необходимость скорейшего правового у j урегулирования данной области деятельности формирующегося гражданского общества в России. И если вопросам правового регулирования рекламы в зарубежных странах традиционно уделялось особенно пристальное внимание, связанное, в основном, с возможностью негативного ее воздействия на широкий круг потребителей, то в нашем государстве отсутствовала традиция правового регулирования такой специфической области общественной деятельности.Начавшийся в первой половине 90-х годов в нашем государстве процесс формирования и развития законодательства о рекламе увенчался принятием ключевого нормативного правового акта, регулирующего данную область общественной деятельности, - Федерального закона «О рекламе». При этом следует отметить, что характер этого документа во многом был определен негативными проявлениями рекламы. Дело в том, что к моменту его принятия миллионы российских граждан успели ощутить это влияние на себе, став участниками широко разрекламированных финансовых пирамид, в одночасье рухнувших и похоронивших вложенные в них денежные средства населения.Между тем, принятие специального нормативного правового акта, регулирующего рекламу и рекламную деятельность, было обусловлено и базировалось лишь на практических потребностях общества. Что же касается теоретического обоснования и изучения проблемы правового регулирования рекламы, то, как это нередко бывает, работа в этом направлении активизировалась значительно позже принятия ФЗ «О рекламе».По нашему мнению, в связи с отсутствием в советский период существования нашего государства фундаментальных теоретических научных исследований, посвященных данной проблематике, не считая единственной защищенной В.И. Ивановым кандидатской диссертации по правовым i i ф I* проблемам рекламы в СССР', в настоящее время не приходится говорить о выявленных и ясно сформулированных направлениях теоретических исследований в данной области. Это, по нашему мнению, обусловило парадоксальную ситуацию, когда в последнее время в рамках теоретикоправового изучения такого явления как реклама ни один из авторов не пытался дать правовую характеристику этому явлению, определить место связанных с этим явлением и урегулированных правовыми нормами общественных отношений в соответствующей системе права, выявить и проанализировать ключевые теоретико-правовые особенности и проблемы, тесно с ним связанные и т.д. Все исследования данного явления сводились, в основном, к попыткам определения понятия рекламы с правовой точки зрения и анализу тех отношений, которые тесно с рекламой связаны^. Причем осуществлялся такой анализ в большей степени под практическим углом зрения, нежели с учетом общетеоретических положений.Между тем, следует справедливо отметить, что некоторые сформулированные В.И. Ивановым проблемы правового регулирования рекламы не только не потеряли своего актуального значения, но напротив приобрели новое звучание в связи с глобальными изменениями, произошедшими во всех сферах жизни нашего общества. А с учетом того обстоятельства, что в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федеращ!и до сих пор не рассмотрены законопроекты, связанные с внесением изменений и дополнений в ФЗ «О рекламе», разработка общетеоретических положений в качестве фундамента для проведения такой работы представляется чрезвычайно важной.Изложенные выше обстоятельства определили выбор темы и актуальность диссертационной работы. ' Иванов В.И. Правовые проблемы рекламы в СССР. Дис. канд. юрид. наук. - М., 1979.См.: Кузнецова 0,Б. Правовое регулирование отношений, возникаюнцос в области рекламы. Дис. канд. юрид. наук. - М., 1999; Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и зарубежных государствах (опыт сравнительного исследования). Дис. канд. юрид. наук. - Волгоград, 1998.11 • 1^ ! > < Объектом диссертационного исследования являются закономерности правового регулирования общественных отношений, складываюищеся в сфере применения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также возникающие в связи с этим основные теоретико-правовые вопросы.Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, доктринальные положения и научные точки зрения, а также практическая деятельность правоприменительных органов в процессе их воздействия на общественные отношения в сфере применения законодательства о рекламе.Целью настоящего исследования является комплексное изучение основных теоретико-правовых проблем регулирования рекламы как значимого общественно-экономического явления, а также выработка рекомендаций по применению и совершенствованию правовых норм российского законодательства, регулирующего тесно связанные с этим явлением общественные отношения.При проведении настоящего научного исследования применялись логический, исторический, диалектический, системно-структурный методы, а также метод сравнительного правоведения.Научная новизна состоит в том, что диссертация, по существу, является одним из первых комплексных исследований общетеоретических и практических проблем правового регулирования в Российской Федерации такого самостоятельного явления как реклама в современных общественноэкономических условиях. Подробно и всесторонне рассматриваются проблемы определения понятия «реклама» с точки зрения правовых, экономических и социальных аспектов. В настоящей работе впервые в отечественной tl I % * юридической литературе определяется место правового института рекламы в системе российского гражданского права, проводится его анализ в тесной связи с другими фажданско-правовыми институтами, в частности, с институтом публичной оферты, гражданско-правовой ответственности. Определяются элементы механизма правового регулирования, впервые рассматривается механизм гражданско-правовой ответственности за ненадлежащую рекламу.Кроме того, вносятся предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о рекламе. На защиту выносятся следующие основные положения: 1. При определении понятия «реклама» представляется правильным говорить о следующих признаках, которые являются наиболее существенными, особо оговорены отечественным законодателем и нашли свое непосредственное отражение в статье 2 Федерального закона «О рекламе»: - способ распространения рекламной информации, который обусловливает, что рекламный характер информации не ставится в зависимость от формы и средств ее распространения; - содержание рекламной информации. Данный признак обусловливает возможность отнесения к рекламе информации о физическом или юридическом лице, товарах (работах, услугах), идеях и начинаниях; - направленность рекламной информации. Указанный признак обусловливает направленность рекламной информации на неопределенный круг лиц и является одним из наиболее существенных признаков рекламы, получивших законодательное закрепление; - цель распространения рекламной информации. В законодательстве данный признак раскрывается через определение рекламы как информации, которая призвана формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.2. Анализ признаков рекламы, выделяемых отечественным законодателем при ее определении в статье 2 Федерального закона «О рекламе», а также их и » ; соотнесение с теми признаками рекламы, которые вьвделяются в экономическом и социальном аспектах, позволяют прийти к выводу о том, что отечественным законодателем не учитываются следующие признаки: - платный (возмездный) характер рекламы; - раскрытие в рекламе ее заказчика (рекламодателя).В этой связи, предлагается внести уточнение в статью 2 ФЗ «О рекламе», в части определения рекламы, изложив его в следующей редакции: «реклама распространяемая в любой форме, с помощью любых средств оплаченная информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».Кроме того, принимая во внимание то обстоятельство, что реклама предназначена для оказания направленного воздействия на неопределенный круг ее потенциальных потребителей, и в целях их заыщты от проявлений недобросовестной рекламы и конкурентной борьбы, представляется целесообразным дополнить статью 5 ФЗ «О рекламе», предъявляющей общие требования к рекламе, распространяемой на территории Российской Федерации, абзацем следующего содержания: «Реклама о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях должна содержать информацию о фирменном наименовании (наименовании) и местонахождении (юридическом адресе) рекламодателя».3. Для отграничения рекламы от других видов публичной информации предлагается дополнить статью 2 ФЗ «О рекламе» после определения понятия «реклама» абзацем следующего содержания: «В целях отхраничения понятия рекламы от других видов публичной информации настоящий Закон устанавливает, что рекламой, в частности, не является: # - информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, необходимость распространения которой требуема или рекомендована действующим законодательством, либо обычаями делового оборота; - справочно-информационные материалы (обзоры рынков, результаты испытаний и/или тестов, справочные издания (ГОСТ 7.60-90), информация о потребительских свойствах товара, иная сопроводительная документация, аннотации товара сверх обязательной информации, предусмотренной действующим законодательством и т.п.); - средства наружной информации, содержащие необходимую информацию для индивидуализации организации и размещенные в местах ее фактического нахождения (вывески, информационные таблички и другие носители, содержащие наименование организации, сведения о профиле деятельности и режиме работы организации, изображения товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования вместе или в отдельности); - информация о благотворительной деятельности юридических или физических лиц»; 4. Анализ статьи 18 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой социальная реклама пропагандирует не конкретное юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или товары, в том числе и те из них, которые являются результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, а некие общественные и государственные ценности (идеологические, культурные, нравственные, спортивные, научные и др.), моральные и этические нормы, общепринятые правила поведения |1 позволяет сделать следующий вывод. Приведенное в указанной статье определение социальной рекламы наиболее близко к таким понятиям как «пропаганда», «агитация». В этой связи, представляется более правильным говорить не о социальной рекламе, а о социальной агитации и пропаганде.Последнее определение, с нашей точки зрения, является тем более удачным, что оно учитывает и может ассоциироваться у большинства населения с устоявшимися в обществе словосочетаниями: «агитация спортивного и здорового образа жизни», «пропаганда общественно-значимьос идей», «пропаганда нравственных ценностей» и т.п.5. В целях приведения абзаца 2 пункта 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в соответствие с определением рекламы, содержащимся в статье 2 названного Закона, представляется целесообразным изложить его в следующей редакции: «Размещение рекламы в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера должно сопровождаться надлежащим предварительным сообщением об этом (в частности путем пометки «на правах рекламы»)».Кроме того, данный вывод позволяет нам критически оценить высказанное ранее мнение некоторых отечественных цивилистов о том, что реклама может рассматриваться лишь в качестве предложения делать оферты; 8. Анализ механизма гражданско-правовой ответственности за ненадлежащую рекламу позволяет выявить следующие присущие ему элементы: - ненадлежащая реклама как правонарушение, являющееся основанием для возникновения охранительного обязательства; - охранительное обязательство, содержанием которого будет являться обязанность правонарушителя понести определенные отрицательные последствия, с одной стороны, и право требования потерпевших лиц, либо уполномоченных компетентных органов, с другой; - охранительное правоотношение, которое возникает на основе охранительного обязательства и в рамках которого осуществляется привлечение правонарушителя к гражданско-правовой ответственности и реализация санкций гражданско-правовых норм в виде применения к нему мер гражданско-правовой ответственности; 9. Вьщеление неопределенного круга лиц, каждое из которых может быть потенциальным потерпевшим от воздействия ненадлежащей рекламы или уже им является, на защиту которого и направлены действия соответствующего компетентного государственного органа, позволяет говорить о защите публично-значимых социальных интересов. Защита указанных интересов является областью публичного права.Научно-теоретическое и прикладное значение диссертации состоит в том, что содержащиеся в исследовании положения и выводы могут быть использованы в качестве исходного материала для дальнейшего изучения общетеоретических проблем правового регулирования рекламы как самостоятельного общественного явления, а также в процессе совершенствования соответствующего законодательства и правоприменительной практики. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных, методических и учебно-методических пособий, а также в процессе преподавания учебных и специальных курсов по гражданскому и предпринимательскому праву.Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена в Научно-исследовательской части Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. Ее основные выводы и положения были обсуждены на кафедре Правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности, изложены автором на международных научно-практических конференциях и семинарах (в частности, на Международной научной конференции «Россия и мир на пороге XXI века», проходившей в г. Москве 24 декабря 1998 года) и нашли отражение в опубликованных статьях.Практическое применение сформулированных в диссертации положений осуществлялось в ходе трудовой деятельности автора в Территориальном управлении по г. Москве и Московской области Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в качестве сотрудника отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции, в том числе, при рассмотрении ряда дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.Структура работы. Название, структура и объем диссертации обусловлены актуальностью и целями исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. 'Ч^ 1:1 -.