Четверг, 2024-09-19, 10:54 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Веретенникова, Людмила Кузьминична бесплатно
4:06 AM
Скачать Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Веретенникова, Людмила Кузьминична бесплатно
Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников

Диссертация

Автор: Веретенникова, Людмила Кузьминична

Название: Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников

Справка: Веретенникова, Людмила Кузьминична. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Казань, 1997 340 c. : 71 98-13/63-9

Объем: 340 стр.

Информация: Казань, 1997


Содержание:

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ КАК ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
11Творческий потенциал личности как ее интегральная характеристика
12Особенности формирования творческого потенциала учащихся современной школы
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАШ^ИХСЯ ШКОЛЫ
21 Сущность готовности студентов университета к формированию творческого потенциала школьника
22 Педагогические умения в структуре готовности учителя к формированию творческого потенциала учащихся
23 Анализ состояния подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала учащихся
ГЛАВА
III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ „ 31 Опыт экспериментального изучения подготовки студентов к <Р формированию творческого потенциала школьников
32 Общие и специфические условия подготовки студентов к формированию творческого потенциала школьника

Введение:

, Современная высшая и средняя школы призваны готовить подрастающие поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики.Для нее, как известно, характерны состязательность и конкуренция, постоянно возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс и в средней, и в высшей школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, на воспитание ее самостоятельности, инициативы, ответственности, способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Эти задачи современной школы во многом предопределяют требования к ее педагогам.Проблемы развития творчества широко обсуждаются в самых различных кругах нашего общества. Несмотря на многолетнюю историю изучения, многие проблемы в избранной нами области еще требуют своего исследования. Как отмечалось на многочисленных международных конференциях по вопросам образования,» эти проблемы относятся к числу тех, решение которых во многом предопределяет социальный,общественный прогресс. Не случайно они отнесены к глобальным проблемам воспитания в духе мира и прогресса, сохранения и приумножения общечеловеческих ценностей. Требуется новое осмысление многих из этих проблем применительно к современным условиям и возникающим в них противоречиям. Так, возрастает противоречие между ростом требований к проявлению творчества современным человеком и подготовленностью педагогов нынешней школы к формированию способности его проявления подрастающими поколениями. Это противоречие может быть разрешено лишь путем изменения задач, содержания и методики подготовки учителей, ее совершенствования.Анализ различных источников 20 - 90гг. показал, что проблема формирования творческих способностей личности, ее творческой активности изучалась с разных сторон. Так, идеи формирования творческой активности личности нашли свое развитие в трудах А.С.Макаренко, Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского. В них рассмотрены важнейшие условия эффективной организации этого процесса, философские и социологические аспекты воспитания творческой активности. Способности личности к творчеству освещались в работах В.Г.Афанасьева, Г.Я.Буш, Г.А.Смирнова, Н.Т.Фролова и др. Его психологические аспекты исследовались Л.С.Выготским, В.А.Крутецким, А.М.Матюшкиным, Л.Рубинштейном, Б.Н.Тепловым и др. В ряде исследований обоснованы условия зарождения творчества в процессе обучения в школе, средства и методы активизации творческого начала личности (С.Н.Бондаренко, В.Д.Богоявленская, Э.А.Гришин, Н.Д.Никандров, И.Я.Лернер, Ю.Л.Львова и др.).В этих и других исследованиях показано, что существуют широкие и в то же время малоиспользуемые возможности различных видов деятельности школьника в формировании его творческого потенциала. Ученые-педагоги и психологи исследовали психолого-педагогические особенности творческого процесса в различных видах деятельности (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленская, Н.А.Дудина, В.С.Мухина и др.). Заметим, что творческие способности и их развитие рассматривались с разных позиций.Для изучения способностей к творчеству у школьников, как ядра творческого потенциала личности, важное значение имеют педагогические исследования, посвященные проблемам формирования целостной личности в учебно-воспитательном процессе (Л.Ю.Гордин, В.С.Ильин, Б.Т.Лихачев, Ю.П.Сокольников,,Л.Ю.Сироткин и др.).Воспитание творческих способностей учащихся, их творческой активности в процессе труда в учебных мастерских, на уроках технического • |Шн труда, в кружках технического творчества изучались А.Г.Барабановым, А.Г.Колотиловым, В.Г.Разумовским и др. В исследованиях В.М.Арыдина, Э.Ф.Веера, И.В.Рачнева, Б.И.Общадко разработаны типы творческих задач и методика их использования в развитии технического мышления и конструкторских способностей учаш,ихся. / " • • • " " (Как показано в результате анализа литературы в диссертации, проблема формирования способности к творчеству, творческой активности школьников изучена довольно разносторонне.В настоящее время проблема подготовки учителя, ориентированного на развитие личности ребенка, в том числе его творческого потенциала, способности к творчеству выдвигается на первый план. На это указывается в целом ряде исследований (В.В.Загвязинский, Н.Ю.Посталюк, А.К.Маркова, В.А.Сластенин и др.). Вместе с тем школа испытывает острую нужду в учителях, способных на научно-педагогической основе осуществлять формирование творческого потенциала школьника, его способности к творчеству.; Проведенный нами анализ исследований показал, что в психологопедагогической науке не уделялось достаточного внимания разработке общих теоретико-методологических основ подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Они, в основном, были сосредоточены на решении конкретных вопросов развития отдельных видов творческих способностей детей (литературных, изоб<-разительных, технических и ДР-) 1 Как показывает анализ литературы, эти исследования базируются, преимущественно, на преобладании функционального подхода к изучению процесса творческих способностей личности, творческой активности.Такой подход - при всем его значении на определенном этапе развития науки - является все же односторонним и недостаточным.' Творческая •МИЬ. активность, как и способность к творчеству, не могут формироваться "уединенно" в отрыве от других качеств личности. И это потому, что все эти качества, включая и активность, и способность, находятся в органической взаимосвязи, во взаимопроникновении. В современной педагогической науке, как и в других отраслях человеческих знаний, все более проявляется тенденция к целостному подходу к человеку и системному подходу к процессам обучения, образования, воспитания (Б.Т.Лихачев, Л.Ю.Гордин, В.С.Ильин, В.А.Караковский, Ю.П.Сокольниов и др.). Творческий потенциал мы рассматриваем как интегральную хаактеристику личности, свидетельствующую о ее возможностях создавать новое, оригинальное, неповторимое. Ядром творческого потенциала выстуает способность личности к созиданию этого нового, оригинального, т.е. способность к творчеству. Вместе с тем, творческий потенциал личности не может быть сведен только к этой способности, последнее не существует как нечто отдельное, изолированное от других качеств личности. Этот потенциал, наряду с названной способностью, предпоагает сформированность системы других, тесно связанных с ней и взаимопроникающих качеств личности. Среди них прежде всего ее интеллект, направленность и др.Такой подход к формированию творческого потенциала личности представляется нам подходом целостным, системным, в противовес подходу функциональному, вырывающему из целостной личности отдельные ее свойства. Поскольку эти свойства в реальной жизни не существуют как отдельные, то и рекомендации, разрабатываемые в науке по их формированию, оказываются маложизненными, трудно применимыми на практике. I Предлагаемый в настоящей работе подход представляет собой попытку/ вырваться из крайностей функционализма в изучении проблем форЛ мирования способности к творчеству - на основе осуществления целостного подхода к личности и системного подхода к процессу ее формирования^ Анализ исследований выявил противоречия между: - множеством эмпирических фактов в исследуемой нами области и отставанием педагогической науки от их теоретического и методологического осмысления; - необходимостью педагога постоянно решать в своей профессиональной деятельности насущные задачи, связанные с формированием творческого потенциала школьников, способности к творчеству и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций из-за малоисследованности данных вопросов в науке; - вариативностью и многообразием современной общеобразо- j вательной школы, решающей новые задачи, связанные с формированием творческого потенциала школьников и существующей системой подготовки учителя, малоориентированного на реализацию этих задач на научно-педагогической основе; <- возрастанием потребности в педагогах, способных самостоятельно и творчески решать вопросы формирования у школьников способности к творчеству и уровнем их подготовленности к этому. - возможностями, имеющимися в высшей школе, для эффективной подготовки будущих учителей к формированию у школьников способности к творчеству, творческого потенциала и степенью их реализации на практике, обусловленной недостаточной разработанностью научнопедагогических рекомендаций в этой области.Выявленные противоречия, требующие своего разрешения, позволили следующим образом сформулировать проблему настоящего исследования: каковы сущность и педагогические условия эффективной подготовки студентов университета, будущих учителей, к формированию творческого потенциала школьников? Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.Объект исследования - подготовка будущего учителя к педагогической деятельности.Предмет исследования - процесс подготовки студентов, будущих учителей, к формированию творческого потенциала школьников как один из аспектов их профессионального становления.В основу исследования положена гипотеза, согласно которой подготовка студентов университета к\ формированию творческого потенциала школьников будет эффективна, если: - реализуется разработанная система специальной теоретической, методической и практической подготовки будущих учителей, обеспечивающая профессиональную компетентность в осуществлении исследуемого аспекта педагогической деятельности; - целостная структура исследуемой подготовки, детерминированная направленностью обучения на развитие личности, является динамической, и осуществляется в соответствии с логикой, отражающей динамику формируемой готовности студентов; - реализуется совокупность по крайней мере двух выделенных групп педагогических условий, общих и частных, реализуемых во взаимодействии; - каждая из выделенных групп педагогических условий осуществляется на фоне предыдущей и во взаимосвязи с ней; - в разработанной системе будут гармонично структурироваться педагогические и психологические аспекты, ее основополагающие принципы и идеи гуманизации, интенсификации, субъективно-личностной ж направленности, креативности, признания человека высшей ценностью и целью общественного развития.В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами решались следующие з.аАач_и; 1. Дать характеристику творческого потенциала личности как ее интегральной характеристики.2. Исследовать особенности формирования творческого потенциала учащихся.3. Дать характеристику подготовки будущего учителя к формированию творческого потенциала современных школьников как одного из аспектов его профессионального становления.4. Выявить и обосновать критерии готовности будущего учителя к формированию творческого потенциала современных школьников.5. Выявить теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности подготовки учителя к формированию у школьников творческого потенциала.6. Разработать научно-практические рекомендации по подготовке будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников.Методологической основой исследования явились научные положения о деятельности как факторе развития личности, творческом характере труда, роли творчества в развитии индивидуальности и в жизнедеятельности человека, его диалектичности и общественной сущности.Исследование опирается на теорию личностно-деятельностного подхода к процессу подготовки и повышения квалификации учителей, разрабатываемую в современной психолого-педагогической науке; теорию поэтапного формирования умственных и практических действий; идеи системного и целостного подходов, единства общего, особенного и единичного, единства теоретического и эмпирического; индивидуально-личностный, профессионально-деятельностный, модульный подходы к обучению.Эти методологические ориентиры послужили основой для разработки и уточнения категориального аппарата исследования, построения концепции подготовки студентов университета, будущих учителей, к формированию творческого потенциала щкольников.Методика исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: метод диалектической логики (расчленение единого и познание противоречивых частей его), позволяющий выявить противоречия в подготовке студентов и определить направления в их преодолении; теоретический анализ философской, психологопедагогической и иной научной литературы; моделирование; монографическое изучение опыта учителей; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа; метод экспертных оценок; включенное и прямое педагогическое наблюдение; диагностические методы (тестирование, оценивание рейтинг, обобщение независимых характеристик); комплексное наблюдение за работой педагогов-мастеров; праксиматические методы (анализ продуктов деятельности); изучение и обобщение передового педагогического опыта; ретроспективный анализ деятельности слущателей - выпускников курсов повышения квалификации учителей; посещения и анализ учебных занятий, изучение результатов деятельности преподавателей и студентов вузов; самоанализ и самооценка; методы математической статистики: анализ учебных планов и программ, учебных пособий и методических рекомендаций, педагогический эксперимент с последующей статистической обработкой полученных результатов. (Опытно-экспериментальной базой исследования были: научный комплекс (научно-практическая лаборатория изучения проблем развития творческого потенциала личности в педагогическом процессе школы, Удмуртский государственный университет. Республиканский институт усовершенствования учителей, Глазовский государственный педагогический институт, средние школы №№ 10, 35, 41, 45, 56, 68 г.Ижевска, являющиеся одновременно базовыми школами УдГУ, Республиканская станция юных техников. Научный учебный методический центр профтехобразования). Ассоциация "Воспитание". Исследованием на протяжении более чем десяти лет были охвачены учителя и родители школ, преподаватели вузов и ИУУ, методисты, студенты, учащиеся школ - всего около 5 тысяч человек. Работа выполнялась в рамках целевой исследовательской программы "Учитель". Личное участие соискателя состоит: в выдвижении и разработке идей и положений по исследуемой теме; непосредственном осуществлении и руководстве проведением длительной опытноэкспериментальной работы в качестве преподавателя, заведующего кафедрой педагогики и научно-исследовательской лабораторией, научного руководителя и консультанта дипломников, педагогов-исследователей, научного руководителя экспериментальной площадки; в получении и последующем анализе данных опытно-экспериментальной работы.Организация и этапы исследования. Предпринятое исследование осуществлялось в несколько этапов, взаимосвязанных между собой.На первом этапе (1978 - 1985гг.) осуществлялось теоретическое и практическое знакомство с проблемой подготовки будущего учителя к развитию творческих возможностей школьников в педагогическом процессе, изучение степени ее разработанности, теоретическая и экспериментальная работа в связи с подготовкой кандидатской диссертации.Этот этап был связан с началом реформирования школы и предопределен субъективной потребностью диссертанта, работавшего в тот период преподавателем педагогики в вузе. В этот период шло накопление эмпирического материала. Автор совместно с преподавателями кафедры педагогики и методики начального обучения Глазовского пединститута предпринимал усилия по изучению состояния подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников, по ее повседневному совершенствованию, анализировал и обобщал этот опыт. Одновременно диссертантом изучалась философская, психолого-педагогическая литература по теме исследования и смежным с ней, осмысливались имеющиеся в ней выводы о сущности творческих способностей личности, ее творческой активности, о соотношении этих личностных образований, о своеобразии их развития и воспитания на различных возрастных этапах, о факторах и педагогических условиях их формирования.К концу этого этапа были сформулированы задачи и разработана общая гипотеза исследования, основанная на идее взаимосвязи сущностной характеристики процесса подготовки студентов, будущих учителей, к формированию творческого потенциала школьников, способности к творчеству и условий ее осуществления. В ней, детально представленной в диссертации, была намечена совокупность условий, необходимых и достаточных для эффективной подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Среди них нами выделяются две группы таких педагогических условий: общих, влияющих на результативность целостного процесса профессиональной подготовки, и частных, непосредственно влияющих на эффективность формируемой готовности. Это предположение развивается в образующие логическую последовательность гипотетические суждения, основанные на идее взаимосвязи сущностных характеристик творческого потенциала школьников, их способности к творчеству и условий ее реализации в процессе подготовки студента к его профессионально-педагогической деятельности.Второй этап исследования (1986-1990гг.) Он был посвящен первичной проверке общей гипотезы и осуществлялся в Глазовском государственном педагогическом институте. Это позволило уточнить, дополнить ее и разработать вытекающие из нее практические рекомендации.В ходе этой же работы перед нами встал вопрос о замере уровня сформированности исследуемой нами готовности. Опираясь на рекомендации, уже разработанные в педагогической науке, и, в частности, в Ассоциации "Воспитание", мы разработали методику проведения среза уровня готовности будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников.Третий этап исследования (1991 - 1994гг.). На нем опытная работа по проблеме исследования получила дальнейшее развитие. Проверка полученных в предыдущем этапе выводов, их обогащение, были организованы на психолого-педагогическом факультете Удмуртского государственного университета, в Республиканском институте усовершенствования учителей, в педагогических коллективах общеобразовательных школ и школ повышенного уровня №№ 10, 41, 45, 56 г.Ижевска. Основными сторонами опытной работы были: 1) систематическое включение студентов экспериментальных групп в разнообразную аудиторную и внеаудиторную работу по циклу психолого-педагогических дисциплин учебного плана, ее организация на основе реализации рекомендаций, разработанных, исходя из общей гипотезы исследования; 2) фиксация степени выполнения этих рекомендаций на основе контроля за ходом опытной работы в каждой из экспериментальных групп (в планах занятий, педагогических дневниках), обобщение результатов этой работы; 3) наблюдение за студентами экспериментальных и контрольных групп в процессе их педагогической практики и периодическое проведение, на основе его результатов, срезов уровня проявления готовности к формированию творческого потенциала школьников на основе использования типичных характеристик уровней этой готовности и специальной анкеты, разработанной нами; 4) систематическое сопоставление степени выполнения в экспериментальных группах разработанных в ходе исследования рекомендаций по подготовке к формированию творческого потенциала школьников и сдвигов в формировании этой готовности, их регулярное сопоставление по каждой группе и затем по всем экспериментальным группам. Осуществление на этом этапе опытно-экспериментальной работы, экспериментальных курсов, их апробация, внедрение в практику вузов, ИУУ, педагогических коллективов школ и позволило нам в итоге разработать концепцию исследования. Одновременно осуществлялась подготовка методических рекомендаций по теме исследования.На четвертом этапе исследования (1995 - 1996гг.) вносились коррективы в опытно-экспериментальную работу, были проведены заключительный этап, анализ и обобщение хода и результатов опытно-экспериментальной работы и проверки на этой основе гипотезы исследования, организована апробация результатов исследования. Осуществлялось оформление результатов исследования в виде монографии и докторской диссертации.Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что в нем: - разработана концепция подготовки студентов к формированию творческого потенциала школьников, основанная на принципиальнозначимых положениях педагогики и психологии высшей школы, на результатах экспериментального исследования, проведенного в 19861996 гг.; - выявлена структура готовности студентов университета, будущих учителей, к формированию творческого потенциала школьников, определена его сущность как интегративного качества личности, дана его характеристика; - обоснована теоретически и экспериментально подтверждена совокупность педагогических условий, необходимых и достаточных для подготовки студентов университета, будущих учителей, к формированию творческого потенциала школьников: - разработана система подготовки будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников, реализуемая посредством решения общепедагогических задач, на основе активного и осознанного использования теоретико-методологических, методических, практических знаний и умений в области педагогики и психологии творчества, развивающих технологий; выявлены и охарактеризованы звенья и этапы подготовки, классифицированы ее уровни; разработаны приемы и методы ее осуществления: - созданы теоретические предпосылки для разработки (построения) программ профессионального и творческого роста студентов; - определена система критериев подготовленности студентов университета, будущих учителей, к формированию творческого потенциала школьников; - расширен понятийно-терминологический аппарат теории педагогического образования: введено понятие "готовность будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников", уточнено понятие "творческий потенциал школьника".Практическая значимость исследования состоит в том, что: - разработаны научно-обоснованные рекомендации по подготовке будущих учителей, студентов университета, к формированию творческого потенциала школьников как интегративной характеристики личности; - разработаны научно-обоснованные и экспериментально проверенные учебные программы психолого-педагогического тренинга творческого мышления и поведения, курса "Педагогическое мастерство", "Психология творчества и педагогика", карта-схема педагогических умений, которые используются и могут применяться в педагогической практике; - на основе содержащихся в исследовании теоретических положений и выводов созданы предпосылки для разработки преподавателями вузов научно-обоснованных рекомендаций для самоподготовки учителя школы к формированию у школьников творческого потенциала и обновления содержания психолого-педагогического образования в контексте индивидуально-творческого развития личности учащегося; - предложен проверенный в опытном обучении комплекс средств, методов, обеспечивающих эффективную подготовку будущих учителей, студентов университета, к формированию творческого потенциала школьников.Методические рекомендации, учебные программы, монография, упражнения и задания, разработанные и изданные по материалам исследования, могут непосредственно использоваться и используются в массовой практике в системе подготовки учителей и повышения их квалификации, а также в работе общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательных учреждений.Достоверность и обоснованность результатов обеспечены четкостью исходных методологических позиций; применением комплекса методов педагогического исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; длительным характером и повторением циклов опытно-экспериментальной работы, позволившим провести тщательный количественный и качественный анализ ее хода и результатов; повторяемостью результатов эксперимента на различных этапах; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных; контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; подтверждением гипотезы исследования.Основные положения, выносимые на защиту: 1. Характеристика целостной, последовательно выстроенной структуры подготовки студентов университета, будущих учителей, к формированию у школьников творческого потенциала как целостного образования. Ее сложная, последовательно выстроенная целостная структура состоит из взаимопроникающих между собой направлений и компонентов, которые объединяют различные её элементы: положительное отнощение к данному виду "деятельности, знания и педагогические умения, необходимые и достаточные для эффективного формирования творческого потенциала школьников. Выделенные теоретически и обоснованные экспериментально педагогические умения тесно взаимосвязаны с другими группами педагогических умений (гностическим, конструктивными, коммуникативными и др.).Построение целостной структуры подготовки студентов университета к формированию творческого потенциала школьников опирается на присущую современному обществу тенденцию интеграции, ориентации на творческий потенциал развивающейся личности, общечеловеческие ценности, гуманизации всех сторон общественной жизни, образования, в частности.2. Целостная структура подготовки будущих учителей, студентов университета к формированию творческого потенциала школьников, предопределенная направленностью образования на развитие личности, является динамичной системой, открытой для изменений, трансформаций, возникновения новых элементов и связей.Гибкая, строго не детерминированная организационная структура такой подготовки характеризуется информационной открытостью своих структурных компонентов, их непрерывным взаимодействием друг с другом и с внешней средой. Важное значение для результативности функционирования данной системы является отслеживание динамики развития целостности подготовки с учетом факторов как внутренних (преимущественно психолого-педагогических), так и внешних (разнообразных воздействий различных сфер жизнедеятельности общества).3. Концепция подготовки будущих учителей, студентов университета, к формированию творческого потенциала школьников, базируется на: - теоретико-методологическом обосновании диалектической взаимосвязи совокупности методов и средств подготовки и методов формирования творческого потенциала личности; - принципах, отражающих связь исследуемой подготовки с учебновоспитательным процессом и средой (целостность, доминирование системообразующих связей, иерархия педагогических условий, необходимых и достаточных для эффективного формирования творческого потенциала личности школьников, средств и форм ее осуществления); - идее соотнесения теоретического и прикладного аспектов в подготовке студентов как новых форм взаиморазвития педагогической теории и практики; - механизмов построения моделей подготовки учителя, предполагающем определение конкретных целей и результата функционирования модели на основе прогнозирования и диагностирования текущего состояния подготовки и творческого роста будущего учителя.4. Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования готовности будущих учителей, студентов университета к формированию творческого потенциала школьников.Совокупность таких условий является необходимой и достаточной для эффективности исследуемого процесса. При этом переход с одного уровня (качественного состояния) готовности на другой уровень детерминирован самой педагогической системой подготовки, предполагающей реализацию совокупности общих и специфических педагогических условий.5. Анализ возможностей отдельных видов аудиторной и внеаудиторной работы студентов в подготовке будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников.6. Объективная оценка эффективности уровня готовности студентов к формированию творческого потенциала школьников возможна на основе системы критериев, предопределенных структурой названной готовности.Апробация и внедрение результатов исследования. Они нашли свое отражение в публикациях: методических рекомендациях, монографии, научных статьях, докладах и тезисах, опубликованных в гг.Москве, Чебоксарах, Ижевске, Измаиле, Глазове, Полтаве, Уфе, Санкт-Петербурге и др. Общий объем публикаций по теме исследования составляет около 30 печатных листов. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на всесоюзных (гг.Москва, Полтава, Чебоксары, Санкт-Петербург, Ижевск, и др.), республиканских (гг.Измаил, Ижевск, и др.) и зональных (гг.Глазов, Ижевск и др.) научных и научно-практических конференциях по проблемам обучения, воспитания, образования. С докладами и сообщениями по текущим результатам исследования соискатель выступал в РиПКРО (Москва), МПГУ, Полтаве (Украина), школах Удмуртии, научных конференциях Глазовского пединститута, МПГУ им. В.И.Ленина, Ассоциации "Воспитание ", на заседаниях научно-практической лаборатории по изучению проблем развития творческого потенциала личности, на конференциях органов образования.Матералы исследования используются в учебно-воспитательном процессе ряда вузов страны: Удмуртском госуниверситете, Глазовском педагогическом институте, Ульяновском государственном педагогическом университете. Международном Восточно-Европейском университете, республиканском институте усовершенствования учителей, научном учебном методическом центре профессионально-технического обучения Удмуртской Республики, школах и учебных заведениях разного типа, о чем свидетельствуют справки о внедрении.Выводы и материалы исследования использованы при разработке Закона об образовании Удмуртской Республики (УР), что также подтверждается справками, концептуальных основ воспитания в учебных заведениях УР, программе стабилизации и развития народного образования УР. Рекомендации исследования используются в практической работе учителей школ разного типа Удмуртской республики, в деятельности педагогов-исследователей, в разработке ими авторских программ дополнительного образования и развития учащихся, а также реализованы в учебных планах и программах ИУУ, УдГУ. Разработанные диссертантом программы курсов "Психология творчества и педагогика: теоретический и прикладной аспекты", "Профориентация и психодиагностика", "Работа с творчески одаренными детьми", "Творчество в педагогической деятельности", "Педагогическое мастерство и творчество", были апробированы в УдГУ, ИУУ. Проведена серия научно-практических семинаров по проблеме исследования для руководителей школ и учителей школ гг.Ижевска, Сарапула, Воткинска. * Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. I Во введении обоснована актуальность проблемы, характеризуется проблема, цель, объект, предмет исследования, формулируются гипотеза, задачи исследования, раскрыты его организация, этапы, методы, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.В первой главе "Формирование творческого потенциала подрастающих поколений как задача современной школы" раскрывается сущностная характеристика творческого потенциала личности. Обосновываются и рассматриваются средства, методы и условия, пути его формирования у современных школьников на разных возрастных ступенях становления и развития личности. Выявлены возможности учебной и внеучебной деятельности в формировании творческого потенциала школьников.Во второй главе "Теоретические основы подготовки студентов университета к формированию творческого потенциала учащихся школы" выявлена и раскрыта структура готовности студентов к формированию творческого потенциала школьников. Обоснованы и охарактеризованы педагогические умения, необходимые учителю для формирования творческого потенциала школьников. Выявлены возможности аудиторной, учебно-исследовательской работы студентов, педагогической практики будущих учителей в исследуемом процессе.В третьей главе "Пути и педагогические условия подготовки студентов к формированию творческого потенциала школьников в педагогическом процессе" излагаются и анализируются задачи, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы. В ней обоснована иерархия общих и частных педагогических условий эффективности подготовки студентов к формированию творческого потенциала школьников в педагогическом процессе, излагаются и анализируются задачи, содержание, и результаты опытно-экспериментальной работы.В заключении изложены основные выводы исследования, определены перспективы дальнейшей работы.В приложении даются материалы, характеризующие содержание, организацию, ход и результаты опытной работы. В нем содержатся разработанные в ходе исследования анкеты, в частности для выявления готовности будущего учителя к формированию творческого потенциала школьника, характеристики студентов, разнообразный эмпирический материал, полученный в ходе исследования, методические рекомендации, программы наблюдений и др.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 109 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz