Подготовка будущих офицеров тыла к аналитической деятельности
Диссертация
Автор: Кузнецов, Александр Владимирович
Название: Подготовка будущих офицеров тыла к аналитической деятельности
Справка: Кузнецов, Александр Владимирович. Подготовка будущих офицеров тыла к аналитической деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кузнецов Александр Владимирович; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского] - Саратов, 2010 - Количество страниц: 171 с. ил. Саратов, 2010 171 c. :
Объем: 171 стр.
Информация: Саратов, 2010
Содержание:
Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности
11 Сущность и структура аналитической деятельности офицеров тыла
12 Процесс подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности
13 Программа подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование программы подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности
21 Анализ результатов констатирующего эксперимента
22 Реализация программы подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности в ходе формирующего эксперимента
23 Оценка эффективности программы подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности
Выводы по второй главе
Введение:
Актуальность исследования. В современных условиях к уровню профессиональной подготовки офицеров тыла предъявляются высокие требования, обусловленные постоянным совершенствованием и развитием систем вооружения и военной техники, теории и практики осуществления военных действий, появлением новых группировок войск и усложнением способов их боевого применения.
Время показало, что новые социально-политические реалии требуют от офицеров тыловых подразделений умения быстро реагировать на постоянно изменяющиеся условия в процессе выполнения задач по предназначению, принимать нестандартные решения в условиях ограниченных информационных и временных ресурсов, анализировать сложившуюся обстановку (как в ходе ведения боевых действий, так и в условиях повседневной деятельности подразделений тыла), предвидеть последствия своей профессиональной деятельности.
Среди проблем профессиональной педагогики, исследующих пути совершенствования подготовки офицерских кадров, особое место занимают вопросы повышения эффективности подготовки будущих военных специалистов к аналитической деятельности, которая пронизывает собой весь процесс служебной деятельности офицера тыла. В ходе выполнения служебных обязанностей офицеры тыла постоянно анализируют наличное состояние по подчинённым службам, возможности и перспективы развития тылового обеспечения, причины ошибок, просчётов, возникновения проблем, противоречий в деятельности тыловых подразделений и частей, осуществляют поиск путей их устранения, делают выводы, принимают решения.
В современных условиях качественно меняется характер требований к уровню подготовленности офицеров к аналитической деятельности, повышается ответственность военного специалиста за информационно-аналитическое обеспечение принимаемых решений. В связи с этим, актуальной проблемой, стоящей перед современной практикой военно-профессиональной подготовки офицерских кадров, является поиск путей и способов совершенствования подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности, формирование у военных специалистов готовности своевременно и качественно принимать решения в различных условиях боевой обстановки, основываясь на ее результатах.
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена необходимостью повышения научно-педагогических основ совершенствования подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к офицерским кадрам в современных условиях.
Общетеоретические основы подготовки к аналитической деятельности и её осуществлению заложены в работах А.Г. Асмолова, М.С. Бургина, М.Т. Громковой, A.A. Деркача, Г.И. Железовской, В.П. Зинченко, В.И. Кузнецова, В.И. Курсакова, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и многих других. Большое внимание в педагогических исследованиях уделено подготовке будущих учителей (педагогов) к аналитической деятельности, развитию у них аналитических умений: B.C. Баймаковский, Е.И. Белоус, Н.И. Войтина, C.B. Гиннэ, A.A. Коростылёв, Т.Ю. Медведева, Е.А. Телешова. Самая многочисленная группа работ посвящена развитию у учащихся (студентов) логических операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения: С.Ю. Афонькин, Н.П. Балдина, JI.A. Бирюков, В.И. Игошин, E.H. Кабанова-Меллер, Е.П. Коляда, A.A. Люблинская, H.A. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, H.H. Поспелов, A.A. Прядехо и другие. Немало внимания уделено вопросам диагностики готовности к аналитической деятельности. Это работы B.C. Аванесова, Е.Д. Божович, Н.С. Глуханюка, Е.Д. Дьяченко, С.Л. Семёновой и других.
Различные аспекты профессиональной подготовки будущих офицеров исследованы в работах следующих учёных: И.В. Биочинский (организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров); В.П. Гаврищук (профессионально-личностное становление будущих офицеров); В.Н. Герасимов (основы превентивной педагогики); О.Ю. Ефремов (теория и практика педагогической диагностики в военных вузах России); И.Л. Железняк (формирование творческой активности курсантов); В.П. Жуковский (преемственность формирования учебной деятельности учащихся и курсантов); И.А. Липский (прогнозирование в военной педагогике); В.А. Михайловский, П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев (акмеологические основы профессионального становления военных кадров); А.Н. Протасов (управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров); Ю.В. Шибалова (формирование познавательной самостоятельности курсантов военных вузов) и др.
Анализ научных исследований по выбранной проблематике показал, что, несмотря на разносторонность охвата многих вопросов и несомненную теоретическую значимость и практическую ценность данных работ, проблема совершенствования подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения.
Разработка теоретических и прикладных основ совершенствования подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности позволит обозначить пути решения проблем, обусловленных следующими противоречиями в системе профессиональной подготовки и деятельности военных специалистов между: объективно возросшими требованиями к качеству военно-профессиональной подготовки будущих офицеров тыла и недостаточной разработанностью теоретических и прикладных аспектов организации их подготовки к аналитической деятельности;
• сложившейся практикой военно-профессиональной подготовки офицерских кадров и реальными потребностями ВС РФ и военных специалистов в повышении уровня готовности к аналитической деятельности в условиях вариативной профессиональной среды с учетом специфики решаемых задач;
• необходимостью акцентированной подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности и неразработанностью её технологической составляющей в период обучения в военном вузе.
Потребность в разрешении данных противоречий позволила сформулировать проблему исследования: каким должен быть процесс подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности, чтобы он был эффективным и обеспечивал её качество?
Актуальность направления исследования, необходимость разрешения сформулированной проблемы определили выбор темы исследования: «Подготовка будущих офицеров тыла к аналитической деятельности».
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих офицеров тыла.
Предмет исследования: подготовка будущих офицеров тыла к аналитической деятельности.
Цель исследования: повышение эффективности процесса подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности посредством разработки специальной программы.
Гипотеза исследования: подготовка будущих офицеров тыла к аналитической деятельности будет более эффективной, если:
• она организована в соответствии с требованиями, предъявляемыми к офицерским кадрам в современных условиях, ориентируется на специфику профессиональной деятельности военных специалистов и спектр решаемых задач;
• разработана программа, содержательно и структурно обеспечивающая эффективность данного процесса;
• выявлены психолого-педагогические условия реализации программы в практике военно-профессиональной подготовки будущих офицеров.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены основные задачи исследования:
1. Провести анализ требований, предъявляемых к офицерам тыла в ходе их профессиональной деятельности в современных условиях, уточнить сущность и структуру аналитической деятельности военных специалистов.
2. Разработать программу подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности, обеспечивающую эффективность данного процесса.
3. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие реализации программы подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности.
4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности программы подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности и реализующего ее научно-методического инструментария.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• психолого-педагогические исследования по проблемам аналитической деятельности и её осуществления специалистами (А.Г. Асмолов, М.С. Бургин, М.Т. Громкова, A.A. Деркач, Г.И. Железовская, В.П. Зинченко, В.И. Кузнецов, В.И. Курсаков, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.);
• концепции подготовки специалистов к аналитической деятельности, развитию у них аналитических умений (С.Я. Батышев, Е.А. Белоус, В.Н. Герасимов, C.B. Гиннэ, В.И. Игошин, Н.В. Кузьмина, Д.Г. Левитес, A.M. Матюшкин, Т.Ю. Медведева, Е.А. Телешова и др.);
• концептуальные положения военной педагогики по совершенствованию профессиональной подготовки будущих офицеров 7
И.В. Биочинский, В.Н. Герасимов, ©:Ю. Ефремов, И.Л. Железняк, В.П. Жуковский, Л.Г. Лаптев, И. А. Липский, В. А. Михайловский, П.А. Корчемный и др.);
• концепции развития у обучаемых мыслительных операций и процедур (С.Ю. Афонькин, Н.П. Балдина, Л.А. Бирюков, E.H. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский, A.A. Люблинская, H.A. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, H.H. Поспелов, A.A. Прядехо и др.).
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования, для решения поставленных задач и проверки . исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, методологических подходов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и. военно-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение документов- и нормативных материалов; определяющих организацию и содержание подготовки будущих военных специалистов, многокритериальный' анализ и синтез результатов поиска в информационных системах с целью уточнения базовых понятий исследования, методы экспертного оценивания,- анкетирования, включенного наблюдения, моделирования, экспресс-тестирования« знаний и умений, текущего и итогового учебного контроля, прогнозирование итогов экспериментальной работы, педагогический эксперимент, статистические методы обработки эмпирических данных.
Использование данных методов и методологических подходов позволило рассмотреть организацию военно-профессиональной подготовки как целостный процесс, характеризующий, взаимодействие преподавателей и курсантов, педагогические факты и явления во всей сложности их взаимосвязей, и выразить результаты педагогического эксперимента в количественных и качественных показателях.
Этапы и опытно-экспериментальная база' исследования. Исследование по теме диссертации проводилось поэтапно, с 2003 по
2010 годы, на базе Вольского высшего военного училища тыла (военного института) и осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2003-2004 гг.) изучались состояние разработанности проблемы в педагогической науке и практике военных вузов, требования руководящих документов по организации и содержанию профессиональной подготовки будущих офицеров тыла; уточнялись основные теоретические понятия исследования, выявлялись их специфика и взаимосвязь; разрабатывались содержание и методика констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.
На втором этапе (2004-2009 гг.) проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого определялась подготовленность курсантов-первокурсников к аналитической деятельности; разрабатывалась авторская программа подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности; проводился формирующий эксперимент, направленный на внедрение в профессиональную подготовку будущих офицеров тыла разработанной программы; осуществлялись измерение и оценивание текущих результатов подготовки к аналитической деятельности.
На третьем этапе (2009-2010 гг.) осуществлялись обобщение и статистическая обработка результатов формирующего эксперимента; проводилась оценка эффективности разработанной программы; формулировались выводы, полученные в ходе исследования; велась апробация результатов и внедрение их в практику; завершалось оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: определены требования к офицерам тыла, предъявляемые к ним в ходе их профессиональной деятельности в современных условиях; уточнена сущность «аналитической деятельности офицеров тыла» как составной части профессиональной деятельности, которая предполагает изучение и анализ фактического состояния дел по службам и подразделениям тыла, обоснованности применения способов и средств достижения целей в 9 различных ситуациях их функционирования, эффективности работы (своей и подчинённых) по обеспечению всеми видами довольствия, формулирование выводов для принятия решений в интересах обеспечения эффективного боевого применения тыловых подразделений; конкретизирована её структура, включающая предмет (направления служебной деятельности), мотив (внутренние убеждения личности в необходимости осуществления аналитической деятельности), цель (анализ фактического состояния и возможностей предмета аналитической деятельности), средства (мыслительные операции и процедуры, аналитические знания и умения), условия организации и осуществления (временные, пространственные, профессионально-нравственные), результат (выводы по итогам аналитической деятельности); раскрыто содержание подготовки военных специалистов к аналитической деятельности, дана характеристика ее этапов (мотивационно-мобилизующего, общенаучного, общепрофессионального, военно-специального); разработана программа подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности, представленная целевым, мотивационным, содержательным, операционально-деятельностным и оценочно-результативным компонентами; выявлены психолого-педагогические условия (проведение мониторинга условий боевого применения подразделений тыла, изменений, происходящих в способах ведения боевых действий и повседневной деятельности войск; реализация междисциплинарных связей, направленных на интеграцию общетеоретических, общепрофессиональных и военно-специальных знаний; обеспечение связи теоретических дисциплин и войсковой практики), способствующие реализации программы в образовательном процессе военного вуза; определены критерии, выявлены уровни и предложен диагностический инструментарий оценки эффективности разработанной программы и реализующего ее научно-методического инструментария.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в систематизации и углублении теоретических представлений о процессе
10 профессионально-личностного становления специалиста, о роли и месте в нём аналитической деятельности, её обусловленности содержанием и спецификой профессиональной деятельности; в теоретическом осмыслении механизмов повышения эффективности процесса подготовки будущих офицеров к аналитической деятельности, что вносит определённый вклад в развитие педагогических концепций становления будущих военных специалистов в период обучения в военном вузе. Предложенная программа подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности создаёт возможность актуализировать знания и умения, необходимые для её осуществления "на протяжении всего периода обучения, максимально адаптировать их к служебным обязанностям по первичному должностному предназначению. Результаты исследования, теоретические выводы и методические рекомендации могут быть использованы для дальнейших научных исследований по проблеме теории аналитической деятельности в профессиональной подготовке будущих военных специалистов.
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров, в востребованности авторской программы, позволяющей в условиях реального образовательного процесса военного вуза осуществлять целенаправленную подготовку ' к аналитической деятельности и повысить её эффективность. Материалы исследования, разработанные в целях реализации программы (комплекс профессионально ориентированных аналитических задач, система интерактивных форм и методов обучения, характеристика уровней готовности, критерии, показатели, совокупность методик их оценки), могут быть использованы в образовательном процессе военных институтов, практике учебной деятельности воинских частей и подразделений, в системе переподготовки и повышения квалификации военных кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены научной аргументированностью теоретических положений,
11 адекватностью применяемых методов цели и задачам исследования, непротиворечивостью логики исследования, длительностью проведения экспериментальной работы, вариативной проверкой основных положений и выводов в педагогической практике, широкой апробацией и внедрением результатов исследования в образовательный процесс военных вузов России.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, выводы и результаты исследования излагались на международных и всероссийских научно-практических конференциях в городах России и Украины: Челябинск (2009), Саратов (2010), Вольск (2010), Одесса (2010). Материалы диссертации' обсуждались на кафедрах гуманитарных и социально-экономических дисциплин, управления подразделениями тыла в мирное' время Вольского высшего военного училища тыла (военного института), педагогики и психологии Саратовского военного института внутренних войск МВД России.
Результаты исследования используются в образовательном процессе Вольского высшего военного училища тыла (военного института), Саратовского и Владикавказского военных институтов внутренних войск МВД России, Саратовского военного института повышения квалификации специалистов мобилизационных органов ВС РФ, Санкт-Петербургской военной академии тыла и транспорта имени генерала армии A.B. Хрулёва МО РФ. Основные положения диссертации изложены в 14 публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Аналитическая деятельность офицеров тыла — это составная часть профессиональной деятельности, связанная с изучением и анализом фактического состояния дел по службам и подразделениям тыла, обоснованности применения способов и средств достижения целей в различных ситуациях их функционирования, эффективности работы (своей и подчинённых) по обеспечению всеми видами довольствия, формулированием
12 выводов для принятия решений в интересах обеспечения эффективного боевого применения тыловых подразделений. В структуре аналитической деятельности выделяются: предмет (направления служебной деятельности), мотив (внутренние убеждения личности в необходимости осуществления аналитической деятельности), цель (анализ фактического состояния и возможностей предмета аналитической деятельности), средства (мыслительные операции и процедуры, аналитические знания и умения), условия организации и осуществления (временные, пространственные, профессионально-нравственные), результат (выводы по итогам аналитической деятельности).
2. Программа подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности включает в себя целевой (взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность целей, задач и дидактических принципов их- реализации), мотивационный (формирование у будущих военных специалистов профессиональной мотивации (мотивации подготовки к аналитической деятельности), содержательный (перечень знаний и умений, которыми должен обладать будущий офицер тыла для осуществления аналитической деятельности), операционально-деятельностный (система объяснительно-иллюстративных и интерактивных форм и методов обучения аналитической деятельности), оценочно-результативный (характеристика уровней готовности к аналитической деятельности, критериев и показателей, совокупность методик их измерения и оценки) компоненты, обеспечивающие непрерывность и системность проводимых мероприятий, актуализацию необходимых знаний и умений на всех этапах подготовки будущих офицеров к аналитической деятельности.
3. К психолого-педагогическим условиям, способствующим реализации программы подготовки будущих офицеров тыла к аналитической деятельности, относятся: проведение мониторинга условий боевого применения подразделении тыла, изменений, происходящих
13 в способах ведения боевых действий и повседневной деятельности войск; реализация междисциплинарных связей, направленных на интеграцию общетеоретических, общепрофессиональных и военно-специальных знаний; обеспечение связи теоретических дисциплин и войсковой практики.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 171 странице машинописного текста, содержит 2 рисунка и 22 таблицы.
Скачивание файла! Для скачивания файла вам нужно ввестиE-Mail: 3135Пароль: 3135Скачать файл.