Четверг, 2024-09-19, 11:01 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Подготовка будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин. Красоткина, Ирина Николаевна бесплатно
0:00 AM
Скачать Подготовка будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин. Красоткина, Ирина Николаевна бесплатно
Подготовка будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин

Диссертация

Автор: Красоткина, Ирина Николаевна

Название: Подготовка будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин

Справка: Красоткина, Ирина Николаевна. Подготовка будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Брянск, 2005 222 c. : 61 05-13/1823

Объем: 222 стр.

Информация: Брянск, 2005


Содержание:

Глава
I Теоретико-методологические предпосылки подготовки будущих экономистов к деловому общению
11 Психолого-педагогическая сущность делового общения
12 Деловое общение как форма осуществления профессиональной деятельности
13 Процесс подготовки студентов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин
14 Критерии и показатели готовности к деловому общению будущих экономистов_56
Выводы по первой главе 6^
Глава
II Опытно-экспериментальная работа по подготовке к деловому общению будущих экономистов средствами гуманитарных дисциплин
21 Диагностика умений делового общения у студентов будущих экономистов
22 Содержание опытно-экспериментальной работы по подготовке к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин
23 Формы и методы опытно-экспериментальной работы по подготовке к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин
24 Динамика готовности к деловому общению будущих экономистов средствами гуманитарных дисциплин
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Современная социальная и экономическая ситуация развития общества выдвигает новые требования к личности будущего экономиста и к его профессиональным качествам. В настоящее время возрастает потребность в специалистах, которые наряду с качественной профессиональной подготовкой хорошо владеют техникой делового общения.Поэтому в вузе актуализируется проблема становления профессионального общения будущего экономиста как процесса его профессионально-личностного изменения, направленного на формирование навыков и умений, обеспечивающих должный уровень его профессиональной мобильности.Проблемы общения всегда находились в центре внимания многих наук, изучающих человека.Теоретическому осмыслению проблемы общения способствовали философские труды Г.С.Батищева, И.А.Ильяевой, М,С.Кагана, Ю.Д.Прилюка, В.М.Соковнина и других.Фундаментальное значение для понимания общения имеют психологические исследования Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, И.С.Кона, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева, Б.Д.Парыгина, А.В.Петровского, Л.Рубинштейна и др.Научные представления о деловом общении достаточно разнообразны и противоречивы. Имеется большое количество монографий и научных исследований по проблемам общения, но проблема делового общения в отечественной литературе остается до сих пор открытой. Анализ учебников и практических пособий по деловому общению показал, что они предназначены в основном для обучения уже работающих в той или иной сфере специалистов.Деловое общение привлекает внимание многих исследователей в связи с существованием таких сфер человеческой деятельности, в которых взаимоотношения людей, их контакты становятся профессионально значимыми. В деловой сфере человек проводит значительную часть своей жизни. Здесь он играет целый ряд специфических ролей и каждая роль исполняется на определенной «сцене», в определенной ситуации, в определенных условиях. Для исполнения той или иной роли требуется соответствующая подготовка. Чтобы совершить меньше ошибок в процессе общения по поводу дела, в процессе дела, деловой обстановке, необходимо ^ знать основные правила, нормы общения, уметь их прогнозировать.Развитие рыночных отношений объективно требует смены целевых ориентации, предъявляет каждому члену общества высокие требования к его готовности жить и трудиться в обществе, где каждый человек, а не государство, несет полную ответственность за себя. Отсюда иные требования к профессионализму, к экономической и нравственной грамотности и т.п.Переход к рынку, расширение внешнеэкономических связей, предоставление права выхода на мировую арену не только государственным, но и частным, акционерным предприятиям, увеличение числа деловых контактов между предприятиями внутри страны, все это обуславливает возраста/ф ния интереса к такой сфере профессиональной деятельности человека как деловое общение.Однако в процессе обучения и подготовки будущих специалистов в системе высшего образования не всегда уделяется достаточно внимания подготовке к деловому общению. Несформированность профессионально важных качеств, связанных с деловым общением, несоответствие уровня их развития требованиям, предъявляемым к деятельности будущего специалиста, приводят к его длительной профессиональной адаптации. Поэтому решение проблемы развития специальных умений, связанных с владением основами делового общения в вузе, является необходимым услови,|^ ем повышения качества его профессионализма. Подготовка к деловому общению создает предпосылки для полного применения выпускниками вузов своих творческих сил, способностей и дарований. Формирование профессиональных умений и навыков у студентов является одной из задач обучения и соответствует содержанию образования в вузе. Решается эта задача не только в связи с усвоением знаний, но и в связи с приобретением обучающимися опыта творческой деятельности и норм отношений к миру [58.-C.46].Анализ учебников и практических пособий по деловому общению, используемых в вузах, показал, что, количество часов, выделяемых для обучения основам делового общения, на таких дисциплинах, как «Стилистика деловой речи», «Русский язык и культура речи» и др., не может обеспечить в полной мере подготовку студентов к такой важной стороне их будущей профессиональной деятельности, как умение вести переговоры, заключать контракты, публично выступать, аргументированно спорить, не говоря уже о грамотности письменной речи. А именно умение общаться, как известно, лежит в основе организации производства, общественных отношений, сферы управления и сферы обслуживания. В последнее время появилось достаточно большое количество литературы, посвященной проблемам делового общения как отечественных (В.И.Андреев, Г.В.Бороздина, И.Н.Браим, Ю.Н.Емельянов, Ю.М.Жуков, Ф.А.Кузин, В.И.Курбатов, М.М.Лебедева, Н.И.Обозов, Т.И.Холопова, В.П.Шейнов и др.], так и зарубежных авторов [Э.Берн, М.Вудкок, Д.Карнеги, Х.Карнелиус, И. Кхол, Б.Спок, П.Фресс, Б.Швальбе и X. Швальбе, Л.Якокка и др.).Однако пока нельзя сказать, что студенты-экономисты, заканчивающие вузы, в должной степени владеют основами делового общения. Преподавание во многих вузах России курса «Русский язык и культура речи» способствует формированию и развитию коммуникативно-речевой компетентности, повышению культуры русской речи, но не решает проблему обучения профессиональному деловому общению. В итоге пройдет 2 - 3 года, прежде чем выпускник вуза сможет стать полноправным партнером в сфере делового общения. Ведь современный специалист должен быть не только хорошим организатором, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, но и учитывать в своей деятельности возможные изменения в политической, правовой, технологической, информационной и экологической сферах. Он должен обладать внутренней самостоятельностью и способностью к риску, не бояться смелых идей, постоянно аккумулировать новую информацию, уважать закон и нравственные ценности, обладать глубокой внутренней и внешней культурой, быть эрудированным и компетентным человеком.Психологи, социологи,' педагоги, философы размышляют о культуре человеческих контактов, рассматривают теоретические и практические проблемы подготовки людей к оптимальному общению, дают рекомендации по устранению конфликтов в системе «руководитель — подчиненный», «человек - человек», советуют как вести себя в различных жизненных ситуациях, как сделать свое общение с другими не только достигающим цели, но и нравственным. Изучение мнений и представлений руководителей о том, что именно они хотели бы улучшить в работе с людьми показывает, что, несмотря на знания основ психологии, многие из них испытывают на практике серьезные трудности в различных ситуациях общения по производственным и организационным вопросам [82. - 28]. Таким образом, наличие большого количества литературы, посвященной этике и психологии делового общения, не может полностью решить проблему подготовки будущего специалиста к деловому общению, оно может лишь расширить их знания в данной области их будущей деятельности, но не даст необходимых навыков и умений, т.е. знания без умений могут оказаться бесполезными. Не ставя перед собой задачу, дать содержательный анализ деятельности современного специалиста, мы сосредоточили свое внимание на подготовке будущих экономистов к деловому общению.Подготовка к деловому общению способствует развитию активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы, используя речь. Для решения данной проблемы целесообразным, на наш взгляд, является использование гуманитарных дисциплин как средства подготовки к деловому общению. Личность и профессиональная компетентность специалиста есть «совокупный продукт» всех педагогических наук, действующих и взаимодействующих в высшей школе. Каждая из них, выполняя свое специальное назначение, является компонентом целостной системы формирования личности студента как будущего профессионала. Поэтому ведущая роль гуманитарных дисциплин и, в частности, иностранного языка, в этом процессе несомненна.Теоретико-методологические основы обучения иностранному языку как средству общения получили свое освещение в трудах В.А. Артемова. Б,В. Беляева, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, Р. Олпорта, Е.И. Пассова, Э.П. Шубина и др. В работах И.М. Бермана, М.В. Ляховицкого было обосновано концептуально важное для нашего исследования положение о практической и предметной направленности обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Но если И.М. Берман определял это положение только как особенность, то М.В. Ляховицкий рассмагривал его уже в качестве актуальных для данных вузов принципов «профессиональной направленности учебного материала» и «учета специфики профилирующей специальности» [132 ].Вместе с тем необходимо учесть и то обстоятельство, что при овладении тем или иным языком, индивид социализируется, становится членом соответствующего социума. Лишь овладев родным языком, человек социализируется в пределах своего народа, своей нации. Овладев языком межнационального общения, индивид социализируется в рамках соответствующего межэтнического мегасоциума [75. - 59].Сущность профессионально направленного обучения деловому общению состоит в том, что в процессе такого обучения у студентов развивают1ф, (« ' ся не только умения пользоваться деловой речью как средством общения, но и профессиональные навыки и умения, необходимые им в будущей работе, воспитывается интерес к будущей профессии. В этой связи есть смысл повторить слова профессора В.В. Горанчука о том, что «надо у каждого студента развивать вкус к языку и взыскательности к речи» [53. - Цикл гуманитарных дисциплин не просто декларирует обучение общению, а служит 1)каналом, по которому осуществляется познание; 2)средством, развивающим индивидуальность; 3)инструментом воспитания необходимых качеств личности; 4)способом передачи опыта и развития умений общаться [144. - С 42]. Например, иностранный язык в наибольшей мере может способствовать повышению культуры общения вообще, и делового общения в частности. А подход к параллельно соотносимому изучению родного и иностранного языка окажет существенное влияние на результативность усвоения материала, и что важнее всего, студенты увидят реальную практическую ценность изучаемого.В результате такого подхода к обучению иностранному языку в вузе у студентов сформируются умения делового общения не только на иностранном, но и на родном языке. Таким образом, уже сразу после окончания вуза он будет владеть техникой делового общения, речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, будет равноправным партнером во всех сферах его профессиональной деятельности.Таким образом, актуальность данной проблемы определяется противоречием между: - современными требованиями к уровню подготовки специалистов экономического профиля к деловому общению и состоянием этой подготовки в высших учебных заведениях; - необходимостью введения в стандарты профессиональной подготовки дополнительных курсов, отражающих многогранность современного ф делового общения и офаниченностью аудиторной нагрузки студентов. ; • ' Обозначенные противоречия обусловили проблему подготовки к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин в процессе обучения будущих экономистов: «Каково содержание, формы и методы подготовки будущих экономистов к деловому общению в процессе межпредметной интеграции?» Проводимое исследование направлено на определение путей решения данной проблемы, имеющей общепедагогическое значение. Необходимость разрешения существующего противоречия послужила основанием для выбора темы исследования: «Подготовка будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин».Цель исследования — разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы подготовки будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин.Объект исследования - профессиональная подготовка будущих экономистов в вузе.Предмет исследования — процесс подготовки будущих экономистов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин.Гипотеза исследования состоит в том, что подготовка студентов к деловому общению средствами гуманитарных дисциплин будет более эффективным при: - определении специфики делового общения в сфере экономической деятельности; - применении диагностики уровня готовности к деловому общению; - ориентации процесса обучения деловому общению на индивидуальные интересы и способности и подготовки студентов к решению определенных коммуникативных задач, связанных с профессиональной деятельностью; - наличии широкого спектра практических занятий, направленных на развитие навыков и умений профессионального и межличностного взаимодействия; - организации упражнений, проблемных ситуаций, ролевых и деловых игр и мультимедийных форм активного обучения, при которых студенты идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям и соответственно мотивируют свое поведение.В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Разработать и провести методику диагностики для выявления уровня готовности к деловому общению студентов - будущих экономистов.2. Выделить критерии определения уровня готовности и разработать поэтапную модель подготовки к деловому общению студентов экономического профиля средствами гуманитарных дисциплин.3. Организовать опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной модели обучения языку делового общения будущих экономистов.4. Разработать методические рекомендации по проведению междисциплинарного Интернет-фестиваля.Теоретико-методологическая основа исследования: философские теории общения (Г.С.Батищев, И.А.Ильяева, М.С.Каган, Ю.Д.Прилюк, В.М.Соковнин и др.); - теоретический анализ делового общения (В.И.Андреев, Г.В. Бороздина, Ф.А.Кузин, В.И.Курбатов), - психологические основы общения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.П.Буева, Б.Ф.Ломов, А.А.Леонтьев, А.Н. Леонтьев); психологическая концепция деятельностного подхода (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн,); - концепция личностного ориентированного подхода (А.А. Миролюбов, В.В.Сериков); - коммуникативная концепция обучения (коммуникативность как методологический принцип построения учебного процесса) (Е.И.Пассов, В.С.Коростелев, В.Л.Скалкин); - концепция контекстного обучения и игрового моделирования (А.А.Вербицкий, И.С.Ладенко, В.Я.Платов, Т.М.Сорокина, Г.Р.Щедровицкий).Для эффективной реализации поставленных целей и задач исследования нами применялись следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, психологопедагогической и методической литературы; сравнительный анализ и обобщение практического опыта обучения языку делового общения студентов экономического профиля; анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение за поведением и общением студентов, педагогический эксперимент, корреляционный анализ, статистико-математические методы обработки результатов экспериментального обучения.Эмпирической базой исследования является Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского, Брянский государственный технический университет и Брянский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института. Исследование проводилось в ходе преподавания иностранных (французского и немецкого) языков, педагогики и психологии в течение пяти лет и включало четыре этапа: Первый этап (1998 -2000г.г.) — аналитико-концептуальный, направлен на изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы и диссертационных исследований по проблемам делового общения, определялись исходные параметры работы, ее предмет, цели, гипотеза, научный аппарат.Второй этап (2000-2002г.г.) - констатирующий - характеризовался разработкой концептуальной базы исследования. На этом этапе изучалась практика подготовки к деловому общению у студентов экономических специальностей, проводилось наблюдение, анкетирование, тестирование студентов и определение уровней готовности студентов к деловому общению.Третий этап (2002- 2003 г.г.) - формирующий, отмечен проведением экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы и эффективности путей и средств подготовки к деловому общению; исследованием динамики подготовки к деловому общению в процессе проведения занятий, дискуссий, диалогов, ролевых и деловых иф.Четвертый этап (2003-2005 г.г.) - обобщающий. На этом этапе обрабатывались и систематизировались результаты эксперимента, осуществлялось их внедрение в практику работы высшей школы, оформлялось диссертационное исследование.Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается выбором методологической базы, применением комплекса методов, логикой проведения эксперимента, анализом специальной литературы по избранной проблеме, опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью, длительной опытноэкспериментальной работой.Научная новизна исследования: -установлены основные характеристики делового общения и специфика делового общения в сфере экономической деятельности; - разработана и экспериментально проверена модель подготовки к деловому общению студентов экономического профиля в процессе профессиональной подготовки в вузе, отражающая межпредметную интеграцию гуманитарных дисциплин; - разработаны содержание, формы и методы поэтапной подготовки будущих специалистов экономического профиля, способствующее построению целостного процесса обучения и повышению качества профессиональной подготовки студентов; - разработан диагностический инструментарий, определяющий уровень готовности будущих экономистов к профессиональной деятельности (компьютерное тестирование, анкеты, деловые и ролевые игры, деловые ситуации, дискуссии, полемики); - разработано и экспериментально проверено содержание междисциплинарного Интернет-фестиваля.Теоретическая значимость диссертационного исследования: - определена специфика понятия «деловое общение» в экономической сфере; - определены уровни, критерии, показатели подготовки к деловому общению для будущих экономистов; - выявлены возможности гуманитарных дисциплин (иностранный язык, педагогика, психология) в формировании профессиональнокоммуникативной компетентности будущих экономистов.Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования учебно-воспитательного процесса на занятиях гуманитарных дисциплин по подготовке студентов — будущих экономистов, к деловому общению.Практическая значимость работы: 1. Разработаны методические рекомендации для преподавателей иностранного языка, раскрывающие содержание, формы и методы практических занятий по деловому иностранному языку и обеспечивающие целенаправленную систему подготовку к деловому общению; 2. Создан диагностико-методический комплекс, выявляющий и развивающий уровень готовности будущих экономистов к профессиональной деятельности с позиции формирования его культуры делового общения с организацией дискуссий, полемик, мультимедийных презентаций; 3. Раскрыты методические основы организации учебных занятий по деловому иностранному языку в экономическом вузе, сориентированных на развитие и закрепление у студентов умений делового общения.4. Экспериментально апробирована система упражнений, составленная с использованием зарубежного опыта.5. Разработан учебный курс по педагогике и психологии «Деловой этикет и деловое общение», учебный курс по деловому иностранному (немецкому и французскому) языкам «Деловое общение» и «Деловая переписка». Разработанная методика может быть использована для создания аналогичных методик обучения студентов различных специальностей и служить основой для создания учебных материалов для данной категории обучаемых.На защиту выносятся следующие положения: 1. Теоретическое обоснование необходимости подготовки будущих экономистов к деловому общению ( через осознанное овладение психологопедагогическими знаниями; через создание атмосферы коммуникативнодиалоговой культуры и др.).2. Поэтапная модель педагогической подготовки к деловому общению будущих экономистов, включающая в себя начальный и творческий этапы подготовки.3. Содержание, формы, методы и средства подготовки будущих экономистов к деловому общению.4. Банк мультимедийных творческих проектов.Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы получили отражение в научных статьях, докладах, тезисах докладов, ежегодных научно-методических конференциях Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Брянского государственного технического университета и Брянского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института. С докладами по определенным этапам исследования соискатель выступала на заседаниях кафедры иностранного языка и кафедры педагогики на научно-методических конференциях в Пензе, Калуге, Орле.Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось на основе организации опытно-экспериментальной работы в Брянском государственном университете имени академика И.Г.Петровского, Брянском государственном техническом университете и Брянском филиале Всероссийского заочного финансово-экономического института. По результатам исследования разработаны: учебный курс по педагогике и психологии «Деловой этикет и деловое общение», методические пособия по подготовке иноязычного делового общения в устной и письменной формах, которые внедрены в Брянском государственном университете имени академика И.Г.Петровского, Брянском государственном техническом университете и Брянском филиале Всероссийского заочного финансово-экономического института.Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Текст диссертационного исследования содержит 12 таблиц, 4 рисунка, 25 приложений. Список литературы насчитывает 245 наименований работ отечественных и зарубежных авторов. <т (^.' i? Ф

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 101 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz