Четверг, 2024-09-19, 10:45 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июнь » 23 » Скачать Период отдаленных последствий ожоговой болезни у детей и подростков: клиника и динамика психических расстройств, лечение, бесплатно
5:58 PM
Скачать Период отдаленных последствий ожоговой болезни у детей и подростков: клиника и динамика психических расстройств, лечение, бесплатно
Период отдаленных последствий ожоговой болезни у детей и подростков: клиника и динамика психических расстройств, лечение, реабилитация

Диссертация

Автор: Шадрина, Ирина Владимировна

Название: Период отдаленных последствий ожоговой болезни у детей и подростков: клиника и динамика психических расстройств, лечение, реабилитация

Справка: Шадрина, Ирина Владимировна. Период отдаленных последствий ожоговой болезни у детей и подростков: клиника и динамика психических расстройств, лечение, реабилитация : диссертация доктора медицинских наук : 14.00.18 / Шадрина Ирина Владимировна; [Место защиты: Московский научно-исследовательский институт психиатрии] - Москва, 2003 - Количество страниц: 330 с. Москва, 2003 330 c. :

Объем: 330 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Глава первая Общая характеристика проблемы психопатологических расстройств у детей и подростков при ожоговой болезни
11 Общие сведения об ожоговой травме
12 Влияние ожоговой травмы на нервную систему
121 Стадия ожогового шока
122 Стадия токсемии
123 Стадия септикотоксемии
124 Стадия реконвалесценции
13 Патофизиологические и морфологические изменения при ожоговой болезни
14 Ранняя хирургическая тактика как фактор профилактики психопатологических расстройств при ожогах
15 Этиопатогенетические и психопатологические аспекты проблемы ожоговой энцефалопатии
16 Психопатологические расстройства периода отдаленных последствий ожоговой болезни
17 Проблемы реабилитации в комбустиологии
18 Психокоррекция ожоговой травмы и ее последствий
Глава вторая Общая характеристика наблюдений Объем и методики исследования
Глава третья Невротические расстройства периода отдаленных последствий ожоговой болезни
31 Этиопатогенез невротических расстройств периода отдаленных последствий ожоговой болезни
32 Синдромы невротических расстройств периода отдаленных последствий ожоговой болезни
321 Астенический синдром
322 Депрессивный синдром
323 Психовегетативный синдром
33 Динамика невротических синдромов
34 Резюме
Глава четвертая Психогенные патологические формирования личности у детей и подростков в периоде отдаленных последствий ожоговой болезни
41 Этиопатогенез психогенных патологических формирований личности у детей и подростков, перенесших ожоговую болезнь ®
42 Типы психогенных патологических формирований у детей и подростков без косметических дефектов
421 Постреактивный тип психогенного патологического формирования
422 Невротический тип психогенного патологического формирования
423 Патохарактерологический тип психогенного формирования ^
43 Психогенные депривационные патологические формирования личности
431 Невротический тип психогенного патологического ГТ-v v депривационного формирования
432 Эксплозивный тип психогенного депривационного формирования
433 Аутистический тип психогенного депривационного формирования 44 Резюме
Глава пятая Ожоговая энцефалопатия у детей и подростков в периоде отдаленных последствий ожоговой болезни
51 Этиопатогенез ожоговых энцефалопатий у детей и подростков
52 Типы ожоговых энцефалопатий и их клинические проявления у детей и подростков
53 Исходы ожоговой энцефалопатии у детей и подростков
531 Психоорганический синдром и его варианты
532 Судорожные расстройства
54 Резюме
Глава шестая Вопросы организации лечения и особенности применения психотерапии у детей и подростков в периоде отдаленных последствий ожоговой болезни Заключение Выводы Литература Приложение I' в

Введение:

Актуальность исследования. Увеличение количества ожогов в структуре бытового, производственного и военного травматизма, длительность заживления ожоговых ран, инвалидизация пострадавших и высокая смертность от термических травм - все это ставит ожоговую болезнь в разряд наиболее актуальных проблем современной медицины, которая, по заключению большинства исследователей, имеет серьезные медицинские, социальные и экономические последствия (Орлик В.А.,1951; Постников Б.Н.,1957; Hagues Е„1970; Арьев Т.Я.,1971; Blak Е.,1974; Красноперцева О.С.,1976; Лифшиц Р.И.,1979; Буль С.М.,1979; Carvaial Н„ Parks О.,1990).
В соответствии с данными отечественной и зарубежной литературы, в мире ежегодно происходит свыше 40 катастроф, влекущих за собой экологические проблемы, гибель и травматизм людей (Спивак J1.И.,1983; Александровский Ю.А. с соавт.,1989; Краснов В.Н.,1993). За последние двадцать лет в мире произошло несколько крупнейших катастроф, сопровождавшихся взрывами и пожарами. Особого внимания заслуживают техногенные катастрофы. Например, из истории катастроф известно, что при взрыве дока в Техасе (1968) около 3000 человек было обожжено. При катастрофе в Башкирии (1989), происшедшей вследствие дефекта газопровода, в охваченных огнем поездах пострадало более 1220 человек, из них ожоги получили 97,4%. В Челябинский ожоговый центр было доставлено 68 детей, у которых ожоги кожи в 90% сочетались с ожогами дыхательных путей. Результатом террористического акта в Америке (сентябрь, 2001) также стало большое количество жертв ожогов. Все эти факты свидетельствуют, что наиболее тяжелую группу пострадавших при катастрофах составляют обожженные (Das R.A.P.,1983; Artursson G.1989; Александровский Ю.А.,1989; Федоров В.Д.,1990; Краснов В.Н.,1993). Известно также, что при массовых ожоговых поражениях дети и подростки составляют 22-25% от общей структуры санитарных потерь (Artursson G.,1989; Александровский Ю.А.,1989; Федоров В.Д.,1990).
Таким образом, достаточно очевидно, что общим для большинства катастроф является большое количество обожженных, в том числе детей и подростков, поэтому термин «массовые ожоговые поражения» в таких случаях применяется вполне обоснованно.
Вместе с тем, многие дети и подростки страдают в результате бытовойтравмы (Казанцева Н.Д.,1986; Carvaial Н., Parks D., 1990; Алексеев А.А., 1997). Согласно статистическим данным ВОЗ (1987), ожоги - третья по частоте причина смерти детей и подростков от травм, что ставит во всем мире эту проблему в ряд центральных вопросов охраны здоровья подрастающего поколения. Обращает на себя внимание и тот факт, что в последние годы имеется тенденция к росту детско-подросткового ожогового травматизма не только в быту, но и вследствие увеличения числа различных катастроф, стихийных бедствий и военных действий (Казанцева Н.Д.,1986; Гладский П.М., Городетская Н.Ф.,1998).
Приведенные сведения доказывают, что проблема ожоговой болезни у детей и подростков по своему медицинскому, социальному и общечеловеческому значению является одной из актуальных в современном здравоохранении.
По тематике ожогов имеется многочисленная литература, которая отражает результаты работы, проводимой в основном хирургами и патологоанатомами. Несомненно, что эти исследования внесли значительный вклад в дело создания целостного представления о динамике, патологических сдвигах при ожоговой болезни, но естественно, не смогли раскрыть все закономерности ее течения. В некоторых работах высказывается мнение о необходимости перехода от анализа патологических изменений в органах и системах к изучению ожоговой патологии в целом, в том числе и с точки зрения психических нарушений (Гельфанд В.Б., Николаев Г.В.,1993; Качалов П.В.,1996). Однако до настоящего времени практически не учитывались психолого-психиатрические аспекты ожоговой болезни и ее последствий в решении социально-психологических проблем пострадавших.
Несмотря на значимость проблемы термической травмы, в нашей стране в последние десятилетия появилось лишь несколько работ, посвященных психическим расстройствам при ожогах (Гельфанд В.Б.,1983; Николаев Г.В.,1993; Турин Е.Н.,1996; Качалов П.В.,1996). В этих немногочисленных работах рассматриваются психиатрические аспекты ожоговой болезни у взрослых. Психолого-психиатрические аспекты термической травмы и ее последствий у детей и подростков, к сожалению, не привлекают внимания специалистов. Как следует из специальной литературы, психические расстройства при ожогах именно у этой возрастной группы изучены менее всего. Недостаточная изученность данной проблемы влечет несоблюдение концепции «дети - это не просто маленькие взрослые», вследствие чего происходит механический переносзакономерностей течения ожоговой болезни у взрослых в детскую, и особенно, подростковую клинику. Вместе с тем, известно, что особенности подросткового возраста и преморбидные свойства личности играют определенную роль не только в оформлении клиники и динамики расстройств, но и могут влиять на дальнейшее развитие ребенка (Ковалев В.В.,1978).
Изучение доступной литературы также показало отсутствие работ, посвященных исследованию сочетанного влияния онтогенетических, клинических, психологических и ситуационно-средовых (социальных) факторов на уровень и формы адаптации пострадавших. Недостаточно изученными и разработанными остаются вопросы психокоррекционной тактики, особенно применительно к детям и подросткам. Отсутствует именно психокоррекционная система, подразумевающая не кратковременное, а длительное (по необходимости) воздействие на пострадавшего и его семью. Несмотря на значимость семьи в социальной адаптации детей и подростков, в литературе совершенно не уделено внимание этому вопросу.
В нашей стране практически не осуществляется подготовка специалистов для работы с пострадавшими от ожогов. Штатных психиатров нет даже в крупных ожоговых центрах.
Исходя из выше изложенного, можно говорить, что изучение психопатологических особенностей психических нарушений у детей и подростков на всех стадиях ожоговой болезни, а также в периоде ее отдаленных последствий является весьма актуальным.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключалась в сравнительном изучении динамики и исходов психических нарушений в периоде отдаленных последствий ожоговой болезни у детей и подростков с учетом характера термического поражения, преморбидных особенностей и ситуации получения травмы и разработке на этой основе эффективных методов лечения, профилактики и реабилитации.
Исходя из основной цели, были сформулированы следующие задачи:1. Выявление закономерностей формирования психопатологических расстройств периода отдаленных последствий ожоговой болезни.
2. Выявление основных вариантов психопатологических расстройств и сравнительное изучение их у пострадавших с различными исходами ожоговой болезни (с наличием косметического дефекта и без такового).
3. Определение феноменологии психопатологических расстройств с учетом их динамики и возрастных особенностей.
4. Выявление основных факторов, влияющих на формирование и прогноз психопатологических расстройств периода отдаленных последствий ожоговой болезни.
5. Разработка системы психотерапевтической коррекции применительно к периоду отдаленных последствий ожоговой болезни.
6. Соотнесение разработанной системы психокоррекции с задачами восстановительного лечения, реабилитации, вторичной и третичной профилактики.
Научная новизна. Впервые клинико-психопатологическому исследованию было подвергнуто столь значительное количество детей и подростков, перенесших ожоговую болезнь в разные возрастные периоды. Оно охватило не только пострадавших от бытовой травмы, но и большую группу детей и подростков, перенесших крупную технологическую катастрофу (Башкирия, 1989). В результате проведенного исследования было доказано наличие периода отдаленных последствий ожоговой болезни, изучены его психопатологические расстройства, выявлены их общеклинические и психопатологические предикторы. Впервые было обнаружено, что нервно-психические нарушения могут возникать при разных исходах ожоговой болезни: с наличием послеожоговых косметических дефектов и без таковых. Доказана многофакторность природы выявленных психопатологических расстройств, а также то, что на всех стадиях ожоговой болезни, в том числе и в периоде ее отдаленных последствий, имеют место системные закономерности взаимодействия различных факторов. Психопатологические расстройства при этом являются преимущественно стресс-провоцированными, но не исключительно психогенными. Исследование выявило, что психопатологические расстройства периода отдаленных последствий ожоговой болезни проявляются невротической, психовегетативной и личностей симптоматикой, а также энцефалопатией. В результате проведенного статистического анализа обнаружились корреляционные связи выявленных психопатологических расстройств с возрастом пострадавших и периодами пубертатных кризов, преморбидной резидуально-органической церебральной недостаточностью, тяжестью термического поражения, длительностью лечения в стационаре, лейкоцитарном индексом интоксикации, напряжением кислорода(гипоксия), косметическими дефектами видимых частей тела.
Клинико-динамическое наблюдение позволило установить, что по мере стабилизации симптоматики и оформления клинической картины появлялись предпосылки для постановки нозологических диагнозов. Это становилось возможным ближе к окончанию позитивной фазы пубертата. По результатам клинического и экспериментально-психологического исследований была установлена возможность формирования сверхценного комплекса физического дефекта у пострадавших с косметическими дефектами видимых частей тела («комплекс Квазимодо»).
Проведенное исследование позволило выявить и изучить психогенные патологические формирования, которые развиваются у пострадавших подростков независимо от наличия или отсутствия у них послеожоговых косметических дефектов. При этом оказалось, что у пострадавших без косметических дефектов эти расстройства соответствуют общепринятым в психиатрии психогенным патологическим формированиям (по В.В. Ковалеву, 1986). У пострадавших с косметическими дефектами видимых частей тела этот процесс не укладывался в рамки классического патологического формирования. Особую значимость в развитии всего психопатологического процесса при этом приобретало нарушение социальных контактов, обусловленное, с одной стороны, осознанием своей физической неполноценности, с другой - депривационными тенденциями общества. Таким образом, впервые был выделен депривационный тип психогенного патологического формирования, в который органично вписался сверхценный комплекс физического дефекта («комплекс Квазимодо»).
При изучении динамики послеожоговых энцефалопатий было обращено внимание не только на интоксикационный фактор как ведущий, но и доказана патогенетическая роль гипоксии. Впервые ожоговые энцефалопатии были классифицированы по ведущему патогенетическому фактору. Такой патогенетический подход позволил проводить более строгое этиопатогенетическое лечение, что являлось профилактикой психоорганических и пароксизмальных расстройств. При этом в комплексе лечения, начиная с острых стадий термического поражения, впервые стал учитываться и корригироваться фактор резидуально-органической церебральной недостаточности. Таким образом, впервые профилактика расстройств периода отдаленных последствий ожоговой болезни стала проводиться в остром периоде заболевания.
По результатам проведенного исследования был сделан вывод о необходимости обязательного психиатрического обследования детей и подростков, перенесших ожоговую болезнь, до окончания пубертата и в дальнейшем по показаниям. Доказано также, что пострадавшие должны рассматриваться как «группа риска» по пограничным нервно-психическим расстройствам, что позволит более эффективно решать проблемы их реабилитации и социально-психологической адаптации.
На основании полученных данных разработана система трехэтапной психотерапевтической коррекции, обеспечивающая оказание пролонгированной помощи пострадавшим и их семьям на всех этапах ожоговой болезни, а также в периоде ее отдаленных последствий. В выполнении задач лечения, реабилитации и адаптации пострадавших значительную помощь может оказать психосоциальная служба ожогового центра, «Положение» о которой разработано в результате проделанной работы.
Практическая значимость. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выявлены и установлены клинические особенности психопатологических нарушений периода отдаленных последствий ожоговой болезни у детей и подростков, прослежена динамика их формирования, выделены наиболее существенные Факторы, влияющие на течение и прогноз заболевания, что позволяет проводить их дифференцированное лечение и эффективную профилактику. Доказанность и описание психопатологических расстройств у пострадавших без косметических послеожоговых дефектов поможет привлечь к ним внимание специалистов. Разработанная типология личностных расстройств с выделением депривационного типа патологического формирования позволяет обеспечить адекватную лечебно-реабилитационную тактику, направленную на профилактику и коррекцию проблем дезадаптации. Сведения об ожоговой энцефалопатии и ее исходах, в виде психоорганического синдрома и судорожных расстройств, помогают определить своевременность и адекватность терапии не только на острых стадиях ожоговой болезни, но и в периоде ее отдаленных последствий. Своевременность и пролонгированность коррекции этих расстройств является условием профилактики дезадаптаций и девиантного поведения у пострадавших.
Комплексная система лечения, включающая психотерапевтическое и медикаментозное воздействие, обеспечивает индивидуальный подход к личностипострадавшего с учетом клинической динамики и внутреннейкартины болезни, способствуют становлению новых форм адаптивного поведения. Психотерапевтическая коррекция предусматривает воздействие не только на самого пострадавшего, но и членов его семьи. Предлагаемая система психотерапии соотносима с восстановительным лечением, в том числе хирургическим, реабилитацией, вторичной и третичной профилактикой. Разработанное Положение о психосоциальной службе ожогового центра дает возможность для совершенствования комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий, направленных на выздоровление и социально-психологическую адаптацию пострадавших. Полученные клинические данные о психопатологических нарушениях у пострадавших в технологических катастрофах и при сложных бытовых травмах, определение их отягощающего влияния на течение и прогноз заболевания у детей и подростков будут способствовать разработке психиатрических аспектов медицины катастроф.
На защиту выносятся основные положения:1. Ожоговая болезнь не проходит бесследно после заживления ожоговых ран, имеется период ее отдаленных последствий.
2. Психопатологические расстройства, манифестировав в острых стадиях ожоговой болезни, могут сохраняться в периоде ее отдаленных последствий.
3. В периоде отдаленных последствий ожоговой болезни возможно не только усиление имеющихся ранее расстройств, но и формирование новых.
4. Отсутствие послеожоговых косметических дефектов не является препятствием для развития разнообразных психопатологических расстройств.
5. Наличие послеожоговых косметических дефектов, особенно видимых частей тела, независимо от пола пострадавшего обусловливает патологическое развитие личности, усугубляемое депривационным компонентом.
6. Резидуально-органическая церебральная недостаточность и период возрастных пубертатных кризов являются факторами риска для развития и становления психопатологических расстройств периода отдаленных последствий ожоговой болезни.
7. Психопатологические расстройства периода отдаленных последствий ожоговой болезни способствуют нарушению адаптации пострадавших любого возраста.
8. Создание системы психотерапевтической коррекции позволяет улучшить адаптацию пострадавших.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 115 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz