Главная » 2014»Июль»22 » Скачать Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров. Копейкин, Александр Николаевич бесплатно
5:11 AM
Скачать Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров. Копейкин, Александр Николаевич бесплатно
Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров
Диссертация
Автор: Копейкин, Александр Николаевич
Название: Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров
Справка: Копейкин, Александр Николаевич. Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Копейкин Александр Николаевич; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т] Астрахань, 2007 179 c. : 61 07-13/2960
Объем: 179 стр.
Информация: Астрахань, 2007
Содержание:
ГЛАВА
I Предпосылки исследования педагогическогосопровождения боевой подготовки будущих милиционеров
§1,1" Педагогическое сопровождение боевой подготовкибудущих милиционеров как научная проблема
§12 Структура, критерии и уровни боевой готовностибудущих милиционеров 39Выводы по первой главе
ГЛАВА
II Содержание и результаты опытно-экспериментальнойработы по педагогическому сопровождению боевой подготовки будущихмилиционеров
§21! Моделирование педагогического сопровождениябоевой подготовки будущих милиционеров
§22 Принципы и условия эффективности функционирования моделипедагогического сопровождения боевой подготовкибудущих милиционеров 96Выводы по второй главе
Введение:
Актуальность темы исследования определяется сложностью задач,решаемых органами внутренних дел в условиях коренных изменений в политической и экономической жизни российского общества, ростом преступности, напряженной оперативной обстановкой, возрастанием физических, моральных и психологических нагрузок, усилением силового давления на сотрудников со стороны противоправных элементов, что, в свою очередь,предъявляет высокие требования к профессиональным качествам сотрудников милиции. Особое внимание обращается на начальный уровень подготовки 1^ адров ОВД России, от которого во многом зависит дальнейщая службасотрудника милиции и качество выполнения им служебных задач. В то жевремя организаторы боевой подготовки будущих милиционеров в учебныхзаведениях ОВД России не всегда успевает реагировать на происходящие изменения. Один из нутей решения этого вопроса, развитие технологическихоснов педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров, специфика понимания которого не разработана современной педагогической наукой.Современная система подготовки будущих милиционеров наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом,несет в себе противоречия и недостатки, которые не позволяют обеспечиватьее соответствие задачам современного общества. При этом боевая подготовка- залог успеха в бою. Качество подготовки милиционеров определяет боевуювыучку, боеготовность и боеспособность подразделений ОВД. Однако результаты изучения содержания организации процесса боевой подготовки будущих милиционеров в учреждениях первоначальной подготовки ОВД России имеет преимущественно трансляционный, а не творческий характер: основным показателем успешности обучения служит способность будущих милиционеров к запоминанию и воспроизведению учебной информации. Приэтом обнаруживает себя тенденция к увеличению случаев, повлекших гибельили ранение граждан в результате неумелого или небрежного обращения соружием сотрудников ОВД России. В связи с этим актуализируется вопрос оструктуре, критериях и уровнях боевой готовности будущих милиционеров.Кроме того, решение многих правоохранительных задач специалистами различных служб и подразделений правоохранительных органов связано спедагогическими проблемами. Совершенствование этой системы требует определения цели, содержания и принципов организации боевой подготовкибудущих милиционеров. В подобной ситуации особую актуальность приобретает разработка и реализация модели педагогического сопровождения будущих милиционеров в их профессиональном обучении.Устойчивые стереотипы и отсутствие инновационных моделей, технологий в обучении, живучесть административно-бюрократических подходов,отсутствие системной связи со смежными образовательными структурами идр. указывают на наличие противоречий и недостатков подготовки будущихмилиционеров. Современные тенденции модернизации образования диктуютнеобходимость в определении принципов и условий организации процесса педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров,который обеспечил бы их профессионально-личностное самосовершенствование.Названные обстоятельства указывают на необходимость измененияподходов к боевой подготовке будущих милиционеров, направленных насоздание специальных условий для их профессионального для самоопределения и самореализации.В науке сложились серьезные теоретические предпосылки решениявыделенной проблемы.Психологические вопросы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД рассматривали в своих работах такие исследователи, как А. И. Папкин, А. М. Столяренко, И. В. Ураков. Проблемы организации психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательныхучреждениях исследуются в трудах Г. Бардиера, М. Битяновой, А. Деркача,И. Ромазана, Т. Чередниковой. В работе П. Б. Букаевой отражены аспектыметодического сопровождения, в исследованиях Т, В. Глазковой - педагогического сопровождения личностного развития учащихся. Различные аспектыпедагогического сопровождения анализируются в работах В. П. Бондаревой,Н. М. Борытко, И. А. Соловцовой, А, В. Моложавенко, И. А. Липского,A. Л. Уманского, О. М. Потаповской.Вопросы теории профессиональной подготовки специалистов освещены в трудах И. Архангельского, О. Гребенюк, А. Батышева,Н. М., Борытко, В. М. Лапкина, Н. К. Сергеева, В. В. Серикова, Н. Е. Селезневой, Н. А. Томина. Изучение научных работ в области боевой готовностипоказывает, что аспекты теории и практики этого вопроса в системе органоввнутренних дел рассматривались в разных контекстах. Так, правовые основыприменения огнестрельного оружия сотрудниками милиции освещаются втрудах А. И. Каплунова, B.C. Новикова, Э. Ф. Побегато. Педагогическиепроблемы обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудниковОВД, в том числе по боевой подготовке, исследованы А. В. Будановым, Д. А. Темняковым. Отдельные проблемы огневой готовки слущателей образовательных учреждений МВД России и сотрудников ОВД представлены в работах И. Барчукова, И. А. Дворяка, А. В. Животова, А. Ф. Калашникова,B. А. Кальченко, И. Н. Коноплевой, А. В. Морозова, В. М. Позднякова,В. М. Прохорович, В. А. Торопова, В. Г. Федорова, Л. Узуна, В. П. Харитонова, А. И. Щипина и др.Существуют психолого-педагогические работы, раскрывающие сущность процесса моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем (авторы - Б. Герщунский, П. М. Борытко, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, А. Е. Марон, В. Г. Разумовский,Л. А. Регуш, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин). Различные подходы к организации подготовки современного специалиста рассматриваются в трудах Е. В. Бондаревской, А. П. Беляевой, К. Я. Вазиной, А. П. Тряпицыной и др. Педагогические аспекты и методика огневой подготовки изучены в диссертацияхА. В. Буданова, Ф. М. Зезюлина, А. А. Хвастунова, В. В. Наздрачева. А. В. Животова, И, А, Золотницкого, В, А, Кальченко, А. И. Каплунова, Ф. Милюкова, В. М. Прохорович, В. А. Торопова, В. Н. Харитонова и др.Вопросы специального обучения тактике и методам обеспечения безопасцости в русле юридической педагогики в МВД предметно изучены в трудах А. В. Буданова, А. И. Папкина, А. М. Столяренко, Принципы подготовкик действиям в экстремальных условиях находятся под пристальным вниманием таких авторов, как А, М, Столяренко, А, А, Волкова, Я. Л. Велик,П. В. Андреева, Весомый вклад в развитие теории государственной службы ворганах внутренних дел внесли многие ученые и практики, в частности,С. А. Гонтарь, В, И, Казанцев, А. Ф, Караваев, Б, П, Кондратов, А, П, Роша,В. И. Светличный, П. П, Сергун, А. М, Столяренко, Е. А, Черенков,В. В, Черников, Н. А. Минжанова и других. Условиям совершенствованиястрелковой подготовки сотрудников милиции посвящены работы Н, В. Андреева, Г. Горденкова, В, А. Малышева, А. И, Щипина и др.Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки решения педагогического сопровождения боевой подготовки будуших милиционеров. Ввиду активизации криминальных элементов и участившихся случаев применения огнестрельного оружия появилась объективная необходимость в совершенствовании уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных ситуациях, а также в повышении эффективности применения и использованиясотрудниками огнестрельного оружия. Приказом министра внутренних делРоссийской Федерации было утверждено «Наставление по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации». В приложении содержится примерная методика обучения упражнениям курса стрельб, на основекоторой разрабатываются учебные программы по огневой нодготовке. Онирассчитаны на максимальное приближение учебного процесса огневой подготовки к практической деятельности сотрудников внутренних дел.Однако методического материала по боевой подготовке в свете повыхтребований явно не достаточно, преподаватели и практики используют в своейработе литературу по совершенствованию стрельбы из спортивного оружия.Вопросы педагогического сопровождения боевой подготовки будущихсотрудников правоохранительных органов пока не стали предметом специального рассмотрения, недостаточно разработаны методологические, научнотеоретические и методические основы этой подготовки. Эти вопросы требуют научного осмысления и прикладных разработок.В результате анализа сложившейся ситуации обнаруживаются следующие противоречия между:• потребностью гражданского общества и государства в профессионально работающих сотрудниках правоохранительных органов, способных ксамостоятельной преобразующей деятельности, и преобладанием вербальныхметодов обучения, которые формируют пассивных, конформистски настроенных специалистов;• востребованностью системного педагогического сопровождениябоевой подготовки будущего милиционера и недостаточно четким пониманием ее сущности;• целостным характером боевой деятельности сотрудников ОВД и еедробным, фрагментарным отражением в содержании профессиональной подготовки;• необходимостью овладения обобщенными умениями боевой деятельности и недостаточной научно-методической обеспеченностью образовательного процесса, способствующей формированию подобных умений.Таким образом, на сегодняшний день ресурсы системы педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задачбоевой подготовки будуших милиционеров.Следовательно, есть основания утверждать, что существующая практика и состояние науки показывают неразработанность технологических основпедагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров,7что понимается нами как проблема исследования. С учетом этого была выбрана тема исследования: «Педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров».В качестве объекта исследования мы определяем процесс боевой подготовки будущих милиционеров.Предметом исследования стало педагогическое сопровождение боевой подготовки будущих милиционеров.С учетом вышеизложенного нами была сформулирована цель исследования: разработать технологические основы педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров." В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:1. Выявить специфику научного понимания педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров.2. Определить структуру, критерии и уровни боевой готовности будущих милиционеров.3. Разработать модель педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров.4. Обосновать принципы и условия эффективности педагогическогосопровождения боевой подготовки будущих милиционеров.Гипотеза исследования состояла в том, что технологичность боевойподготовки будущих милиционеров будет обеспечиваться, если:• специфика педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров будет заключаться во взаимосвязанной деятельностипедагога и обучающегося, осуществляемой в целях создания условий дляосознанной, ответственной , самостоятельной и своевременной нейтрализации будущим милиционером проблемных ситуаций в развитии его боевойготовности;• структура, критерии и уровни боевой готовности будущих милиционеров будут определять его профессиональное становление, рассматриваемое как рост, развитие, интеграция и реализация в учебной и служебнойдеятельности профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, а также активное качественноепреобразование будущим милиционером своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности;• модель педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров будет представлена как последовательность взаимосвязанных поэтапных действий, включающих систему целей, средств, результатов, направленных на создание и развитие условий осознанного, ответственного и самостоятельного выбора средств достижения высокого уровня боевой подготовки будущим милиционером;• будет осуществляться периодическая диагностика боевой готовности будущих милиционеров с целью соверщенствования принципов и условийреализации процесса педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров.Методологическую основу исследования в определении его логикисоставили идеи:• системно-целостного подхода (научная щкола В. Ильина), деятельностного подхода, предполагающего синтезированное отношение к будущему милиционеру как к субъекту самостоятельной познавательной деятельности (Л. С, Выготский);• о проектном подходе в организации психолого-педагогического сопровождения, ориентирующем на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательногопроцесса (Е. В. Бурмистрова, М. Р. Битянова, А. И. Красило);• о поэтапном формировании умственных действий, которые характеризуют процесс получения знаний в результате и при условии выполненияобучаемым определенной системы действий (П. Я. Гальперин, Н, Ф. Талызина);• о теории переноса тренированности (Л. А. Вейднер-Дубровин,П. К, Анохин, В. А, Шейченков др.).В соответствии с характером поставленных задач в работе использованкомплекс методов исследования: теоретические (изучение философской,психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; теоретический анализ и синтез научных концепций, позволившихсравнить различные точки зрения на изучаемую проблему и выявить положения, ставшие базовыми в нашем исследовании); эмпирические (изучение иобобщение педагогической практики; опытно-экспериментальная работа,включавшая в себя анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок,собеседование, опрос, тестирование, качественное и количественное сравнение показателей, изучение и анализ продуктов деятельности, обработка результатов исследования).Научиая новизиа результатов исследования состоит в том, что в данной работе впервые определена специфика понимания педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров как разворачивающегося во времени процесса взаимосвязанной деятельности педагога иобучающегося, осуществляемого в целях создания условий для осознанной,ответственной, самостоятельной и своевременной нейтрализации будущиммилиционером проблемных ситуаций в развитии его боевой готовности. Наоснове сущностных характеристик боевой готовности будущих милиционеровконкретизированы ее структура, критерии и уровни. Поэтапная модель педагогического сопровождения уточнена применительно к боевой подготовке будущих милиционеров: конкретизированы цель, задачи и система средствкаждого этапа. На основе выделенных зависимостей процесса боевойподготовки конкретизированы принципы эффективности реализации моделипедагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров, атакже уточнены условия, обусловливающие результативность этого процесса.10Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:• в специфике научного понимания педагогического сопровождениябоевой подготовки будущих милиционеров выделен процесс взаимосвязанНОЙ деятельности педагога и обучающнгося, осуществляемый в целях создания условий для осознанной, ответственной, самостоятельной и своевременной нейтрализации будущим милиционером проблемных ситуаций в развитии его боевой готовности, необходимой для его реализации, что способствует научному обоснованию педагогического сопровождения боевой подготовки;• определены структура, критерии и уровни боевой готовности будущих милиционеров, построению содержания педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров, что является существенным вкладом в развитие теории педагогического сопровождения;• разработана модель педагогического сопровождения боевой подготовки будущего милиционера для проектирования содержания его профессионального обучения, что расширяет представления о способах построенияпрофессионального образования;• обоснованы принципы и условия эффективности педагогическогосопровождения боевой подготовки будущих милиционеров, что обеспечивает результативность целостного процесса профессиопальной подготовки кправоохранительной деятельности.Практическая ценность результатов исследования заключается в том,что:• выявленные специфические характеристики педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров могут использоватьсяпреподавателями учебных заведений ОВД России в их профессиональном ,самосовершенствовании, оптимизации педагогической деятельности;• описанные структуру, критерии и уровни боевой готовности будущих милиционеров могут использовать административно-методические11службы для оценки эффективности подготовки в системе образовательныхучреждений МВД России;• разработанная модель педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров может быть положена в основу проектирования программ совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел;• обоснованные принципы и условия эффективности реализациипедагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеровмогут найти применение в циклах первоначальной подготовки и повышенияквалификации сотрудников правоохранительных органов.Опытно-экспериментальная база нсследования. Эмпирическаячасть исследования осуществлялась на базе Учебного центра ОВД Астраханской области.Основные этапы нсследованияНа первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогическойи методической литературы,На втором этапе (2005 г.) были разработаны организационнопедагогические аспекты исследования, модель педагогического сопровождения будущего милиционера, экспериментальная программа.На третьем этапе (2005-2006 гг.) была реализована программа эксперимента , разработаны основные методики, обобщены результаты эмпирического исследования.На четвертом этапе (2007 гг.) систематизировались и обрабатывалисьданные эксперимента, проводился мониторинг эффективности, обобщалисьрезультаты исследования, оформлялась диссертация.Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров работы, связанных ссистемно-целостным подходом, адекватностью предмета, логики и задач ис12следования, статистической значимостью объема выборок, непротиворечивостью выводов и их соотносимостью с массовой практикой.Внедрение результатов исследования. Теоретические и практическиерезультаты исследования используются в педагогическом процессе учебногоцентра УВД Астраханской области.Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления на научно-практических конференциях (2005-2007 гг,) в Астраханскомгосударственном университете; в ходе работы Всероссийских научнопрактических конференций (2004-2005 гг,) в Волгограде, Краснодаре, Ставрополе, Результаты исследования отражены в 7 публикациях автора, в ихчисле 2 публикации, включенные в реестр ВАК,Основные иоложения, выносимые на защиту1, Специфика педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров определяется как процесс взаимосвязанной деятельности педагога и обучающегося, осуществляемый в целях создания условий дляосознанной, ответственной, самостоятельной и своевременной нейтрализации будущим милиционером проблемных ситуаций в развитии его боевойготовности. Она включает в себя выявление и использование субъективногоопыта самого будущего милиционера, раскрытие способов его мышления,выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы по боевой подготовке с учетом личностных и профессиональных потребностей.2, Структура боевой готовности будущих милиционеров включаетмотивационный (профессионально-психологическая, морально-этическая),волевой (волевая готовность и натренированность), когнитивный (знание мербезопасности при обращении с оружием и боеприпасами, сущности правовой, индивидуально-тактической, стрелковой готовности, истории российского оружия, новых образцов отечественного и зарубежного оружия), операционный (устойчивые навыки выполнения нормативов огневой подготовки) компоненты. Критерии боевой готовности будущих милиционеров: са13мосознания (направленность на профессионально-правозащитную деятельность); автономности (рефлексия, переживание и восприятие, которые детерминированы результатом проявления воли и личной ответственности);качество знаний, умений и навыков (знания, умения и навыки по боевой готовности); устойчивой результативности (практические умения и навыкибоевой готовности, волевая готовность и натренированность). Уровни развития боевой готовности будущих милиционеров: начальный (отсутствие понимания значения боевой готовности как профессиональной деятельности,мотивации, фрагментарные умения и навыки боевой готовности), низкий (ограниченные знания и слабое владение умениями и навыками боевой готовности), средний (устойчивая мотивация для овладения и использования знанийпо боевой готовности), высокий (устойчивая положительная направленностьна совершенствование своей профессиональной боевой деятельности).3. Модель педагогического сопровождения боевой подготовки будущихмилиционеров включает в себя: средства (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, анализ образовательных программ, дискуссии, тренинги,имитационные и организационно-деятельностные игры, наставничество, индивидуальные и групповые консультации, написание рефератов, сочинений,историческое эссе, дисциплины циклов боевой и социальной подготовки, сдача контрольных нормативов, метод экспертных оценок, спецкурс «Основы саморазвития личной боевой готовности»), принципы, этапы (мотивационнодиагностирующий, содержательный, рефлексивно-диагностический (завершающий)), цели (выявление уровня боевой подготовки будущих милиционеров, затруднений и их причины в развитии боевой готовности будущих милиционеров; создание условий для реализации самосовершенствования будущихмилиционеров в боевой подготовки будущих милиционеров; выработка волевого компонента боевой подготовки будущих милиционеров), условия.4. Принципами, определяющими технологичность педагогического сопровождения боевой подготовки будущих милиционеров, являются доверие,открытость, комплексность, превентивность, создание благоприятных усло14ВИЙ, активизация самостоятельной работы. Эффективность реализации этого процесса обеспечивается следующими условиями: создание базы данных обудущих милиционерах, нуждающихся в педагогической помощи; включение в образовательный процесс компонентов, предполагающих интроспекцию и рефлексию; обеспечение программно-методическим, кадровыми и материальными ресурсами педагогического сопровождения боевой подготовкибудущих милиционеров.•> Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенногонаучного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (175 ист.) и приложений.