Четверг, 2024-09-19, 10:53 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 14 » Скачать Педагогическое руководство формированием системы знаний в курсе начального естествознания для сельской школы. Постникова, бесплатно
8:41 AM
Скачать Педагогическое руководство формированием системы знаний в курсе начального естествознания для сельской школы. Постникова, бесплатно
Педагогическое руководство формированием системы знаний в курсе начального естествознания для сельской школы

Диссертация

Автор: Постникова, Елена Александровна

Название: Педагогическое руководство формированием системы знаний в курсе начального естествознания для сельской школы

Справка: Постникова, Елена Александровна. Педагогическое руководство формированием системы знаний в курсе начального естествознания для сельской школы : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1999 195 c. : 61 99-13/1128-6

Объем: 195 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Методические проблемы формирования естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний на начальном этапе обучения в сельской школе
§ 1 Становление и развитие учебного предмета "Естествознание" в начальной сельской и;коле
§ Экспериментальное Исследование состояния естественнонаучных зйайий й сельскохозяйственных умений сельских школьников
З^опостав^ естествознанию и программы по^ трудовому рбучению в сельской школе *
ГЛАВА 2 Интегрированный курс начального естествознания (теория, эксперимент)
1 Психолоого-педагогические основы формирования естественнонаучных - понятий и представлений в курсе начального естествознания!
§ 2 Концетуальные положения и основное содержание курса "Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний"/
§ 3 Организация и результаты экспериментальной проверки эффективности обучения по интегрированному курсу

Введение:

Актуальность исследования. Для крестьянского уклада жизни характерно традиционное включение ребенка в трудовую- деятельность с самого • раннего возраста, наиболее благоприятного для| формирования не только трудовых умений, но и потребности в труте, уважения и любви к трупу на земле. —
В настоящее время все более широкие слои общества вынуждены заниматься крестьянским трудом, увеличивается число индивидуальных сельскохозяйственных предприятий.
В условиях современного сельскохозяйственного производства психологическая, нравственная ориентация на крестьянский труд должна- сочетаться с определенным объемом естественнонаучных .и сельскохозяйственных знаний, так как только теоретическое знание позволяет поднять сельскохозяйственный труд на более высокий современный уровень. ? .
В некоторой степени эту проблему решало введение курса естествознания в начальной школе, который имеет более чем столетнюю историю и связан с именами Ушинского К .Д., Герда А.Я., В?\терова В.П., Всесвятского Б.В., Райкова Б.Е., Полянского .И.И., Завигаева ПА., Ягодовского К.П., Занкова Л.В., Скаткина М.Н. и др. В современной начальной школе элементы естествознания включены в учебный предмет "Окружающий мир" (1-2 кл.), основы которого былг слежены и развиты методистами Плешаковым А А., Виноградовой Н.Ф., Сватковым Н.М., Сороцкой О.Н. Начала естественных наук вошли и в предмет "Природоведение" (3-4 кл.), над содержанием которого работали методисты начального естествознания Клёпинина ЗА., Мельчаков Л.Ф., Аквилева Г.Н., Горощеико В.П., Кизова А.М., Плешаков А А.
В последние годы разработан ряд альтернативных курсов предметов "Природоведение" и "Окружающий мир", что связано с необходимостью вариативного изучения основ естествознания и школах различной направленности, в отличие от ранее
• ' ' • существовавшего курса для единой школы.
Анализ действующих и альтернативных программ по начальному естествознанию показал, что их содержание, как правило, ориентировано на особенности природного и социального окружения городского школьника. Некоторые «ведения о сельскохозяйственном производстве вводятся в содержание предмета лишь в 3-4 классах в ознакомительном плане без- явной связи с основным содержанием программ и учебников.
Анализ раздела "Сельскохозяйственный труд" программы по трудовому обучению в сельских школах выявил его направленность на выработку у школьников сельскохозяйственных умений; однако содержание этого раздела отражает уровень трудовых умении городского школьника, не учитывая жизненного и трудового опыта I сельского ребенка.
Программа по трудовому обучению в сельских школах и программы курса "Окружающий мир - природоведение" существуют параллельно. Теоретическое естественнонаучное обоснование сельскохозяйственного труда является частью курса "Окружающий мир
• природоведение", а практическая сельскохозяйственная деятельность
• разделом программы по трудовому обучению. Как -показал анализ изучения состояния преподавания основ естествознания в массовой сельской школе, сельский учитель буквально следует содержанию действующих программ и учебников. В обучении естествознанию сельского школьника не учитываются учебные возможности сельскохозяйственного и природного окружения школы.
Основным методом изучения предмета остается объяснительное чтение статей учебника, а не наблюдение. Уроки сельскохозяйственного труда не выполняют в должной мере воспитывающую и обучающую функций.
Наше исследование позволило констатировать, что в современной сельской школе,, так же как и в городской, обучение начальному естествознанию проводится, большей частью, на уровне л * представлений. На это же. ориентируют и действующие школьные программы, хотя психологами доказана возможность и необходимость обучения младших школьников на уровне элементарных понятий.
Некоторые причины неблагополучного состояния практики преподавания курса "Окружающий мир - природоведение" в начальной школе были выявлены в результате исследования особенностей обучения сельских детей начальному естествознанию. Анализ результатов исследования жизненного опыта, сельских и городских детей, проведенных в разные годы Паркером С.Н., Ягодовским KJI., Ивановым ПЛ., Низовой А.М., наши наблюдения за процессом обучения в сельских начальных школах, результаты исследований, проведенных в ряде территорий Российской Федерации, а также анализ учебно-методической литературы показали, что жизненный опьгг ребенка, живущего близко к природе, значительно отличается от опыта городского ребёнка. Сельские дети имеют некоторый запас знаний о сельском хозяйстве и ближайшем природном и социальном окружении, специфичном для данной местности. Знание первоклассниками сельской' школы сельскохозяйственной техники, названий культурных растений и сорняков, сельскохозяйственных животных и мер ухода за ними соизмеримо с аналогичным знанием учащихся 3-4-х классов городской школы после изучения этих тем. Эти знания носят достоверный характер и используются учащимися в повседневной жизни. Сельские дети участвуют в работе на j приусадебном участке, а потому уже владеют элементарными и ; сельскохозяйственными практическими умениями и знанием ряда агротехнических приемов
Следовательно, использование в сельской школе программ, не содержащих новых для сельских школьников сведений, снижает заинтересованность детей в изучении предмета, задерживает обучение и развитие крестьянского ребенка.
Следует- подчеркнуть также, что в суинхтвуквдих курсах I
Окружающий мир - природоведение" не учитывается уровень гигиенической культуры в крестьянских семьях и особенности гигиенических традиций, присущих сельской социокультуре, что отрицательно сказывается на воспитании детей и, главное, на их—^ здоровье. .
Результаты изучения массового опыта работы сельской начальной школы, анализ психологической, методической литературы, школьных программ позволили выявить проблему несоответствия содержания курсов начального естествознания особенностям обучения сельских детей, а именно специфике социального и природного компонентов окружающего мира, жизненному опыту и потребностям сельских' школьников в специальных знаниях и умениях. Не менее важно обнаруженное противоречие между уровнем предлагаемого для обучения содержания и интеллектуальным развитием сельского ребенка, между естественнонаучным содержанием предмета и методом его усвоения,, между теоретической и практической основами сельскохозяйственной деятельности, между необходимостью повышения уровня теоретических Знаний и современным базисным учебным планом.
Необходимость разрешения данных противоречий и определила проблему исследования, которая состоит в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке процесса формирования системы знаний в курсе начального естествознания для сельской школы. Нель исследования заключается в создании интегрированного курса естествознания для сельской школы, в котором ограничено будут объединены естественнонаучные и сельскохозяйственные знания, что позволит повысить эффективность обучения.
• Объектом исследования является процесс обучения основам естествознания младших школьников села.
Предмет исследования - процесс формирования системы начальных естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний в сельской школе средствами интегрированного курса.
• • ГУпотеза исследования: уровень начальных естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, целостность и практическая значимость их для сельских школьников повысятся при условии, если основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний интегрированы в содержании -одного учебного предмета, на базе единой системы элементарных понятий, методов и способов их усвоения, а в содержании учтен жизненный опыт ребенка, гигиенические традиции, природные и социальные особенности села.
Задачи исследования:
1. Определить состав и структуру курса начального естествознания для сельской школы - произвести отбор ведущих естественнонаучных понятий предлагаемого курса, ввести их в единую систему,
2. Выявить наиболее эффективные методы и средства, обеспечивающие усвоение учениками интегрированного содержания.
3. Экспериментально проверить доступность и эффективность обучения t . , ' . по экспериментальному курсу.
Методологической основой работы являются • общепёДагогическая идея о триединстве процессов обучения, воспитания и развития, психотюго-педагогические положения о возможностях формирования понятий у младших школьников.
В работе был использован следующий комплекс общих научных и конкретных методов исследования: .
Теоретические методы: изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы и школьной документации, изучение педагогического опыта, Статистический анализ результатов педагогического эксперимента, обобщение результатов исследования.
Социологические методы: беседы с учителями, учащимися, методистами, анкетирование учителей.'
Эмпирические методы: наблюдение за ходом учебного процесса, хронометрирование, экспертная оценка разработанных материалов. Ведущий метод исследования - педагогический эксперимент.
Основные источники исследования:
• массовый и передовой педагогический опыт, школьная документация, работы учащихся, магнитозаписи;
• труды видных методистов начального естествознания, биологического и экологического образования, трудового воспитания и обучения, специалистов по проблемам начальной сельской школы, психологов; результаты педагогического эксперимента;
• диссертационные исследования, близкие к исследуемой проблеме;
• зарубежный опыт.
Этгпы исследования. На первом этапе (1981-83 г.г.) продуман замысел исследования, определены его цели и задачи. Проведен анализ учебно-методической литературы по теме исследования, изучено состояние преподавания естествознания в начальной сельской школе. Выявлены основные природоведческие понятия предметов "Окружающий мир" и "Природоведение", разработана методика констатирующего эксперимента и проведен сравнительный анализ основных природоведческих понятий, которыми владеют ученики начальных • классов сельских школ до н после обучения по традиционной методике. Кроме основных задач исследования, были поставлены дополнительные по определению некоторых интеллектуальных умений сельских школьников: проведена проверка умения учеников начальных классов сравнивать, обобщать, классифицировать, составлять описание предмета, т.е. определена их готовность к обучению приемам наблюдения и формированию элементарных понятий.
На основании результатов этого этапа эксперимента и изучения психолого'-методической литературы был проведен отбор содержания и разработан первый вариант экспериментальных материалов в форме поурочных рекомендаций для учителей (1 кл.). .
На втором .этапе (19S9-90) проводился поисковый эксперимент: определялось влияние, содержания экспериментальных материалов, а также методов и средств изучения на уровень знаний и у\.гний сельских первоклассников. Была определена система естественнонаучных и сельскохозяйственных понятии, выявлены наиболее эффективные методы и средства, обеспечивающие усвоение нового содержания. Произведены значительные коррективы в предложенном содержании и разработана программа нового курса "Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний", интегрирующего природоведческие и сельскохозяйственные знания, а О также вариант экспериментальных материалов для учителе и учащихся 1-2 года обучения. Были внесены коррективы в методику проведения контрольных опросов учеников до и после обучения по экспериментальному курсу.
На третьем этапе проводился обучающий эксперимент (1990-1994, 1998-1999 гг.): определялась эффективность предлагаемой методики изучения курса "Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний" в первом классе сельской школы и вносились коррективы в программу, методические рекомендации для учителей и дидактические материалы для учителей и учащихся.
Научная новизна и теоретическая. значимость работы заключается в обосновании необходимости и возможности интеграции основ естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний в едином курсе начального естествознания для сельской школы, в определении его содержания и структуры, разработке методических условий изучения, адекватным особенностям обучения в условиях сельской школы.
Практическая значимость исследования состоит в создании учебно-методического комплекта альтернативного интегрированного курса "Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний" для 1-4 классов сельской школы, а именно: программ, дидактических материалов для учителей и учащихся и методических рекомендаций для учителей.
Весь . учебно-методический комплект, созданный в ходе эксперимента, предназначен для использования в массовом педагогическом опыте. .
Достоверность результатов исследования обеспечивается методической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса взаимодействующих методов обучения, адекватных его объему, предмету, целям задачам, анализом значительного объема теоретического и эмпирического материала, результатами проведенного педагогического эксперимента.
Апробация результатов исследования и их внедрение. Основные положения, результаты и материалы исследования обсуждались на заседаниях Центра сельской школы РАО, на конференциях молодых ученых НИИ СиМО АПН СССР (1982, 1983, 1985 гг.), на III Всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды (Казань, 1990), • на региональной научно практической конференции "Новые подходы к организации подготовки кадров в условиях непрерывного образования" (Екатеринбург, 1992 г.), на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Московской (1982, 1993 it.), Рязанской (1990, 1991 it.), Тверской (1990, 1992, 1998 гг:), Белгородской (1998 г.) областей.
Программа курса, методические рекомендации и дидактические материалы для учителей экспонированных на ВДНХ в павильон? ''Народное образование" (1991 г:) и отмечены серебряной медалью.
Результаты исследования внедрены в практ:1ху обучения ряда сельских школ Рязанской, Тверской, Кировской и. Белгородской областей.
На защиту выносятся: .
1. Идея о необходимости введения в учебные планы сельских школ курса, интегрирующего основы .естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний.
2. Учебно-методический комплект курса "Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний": программа, методические рекомендации по формированию природоведческих и сельскохозяйственных понятий на основе наблюдений за объектами природы; дидактические материалы для учителя (поурочные разработки), дидактические материал,м для учащихся.
Логика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 106 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz