Главная » 2014»Июнь»30 » Скачать Педагогические взгляды Н.И. Пирогова. Бакушкина, Елена Михайловна бесплатно
4:41 AM
Скачать Педагогические взгляды Н.И. Пирогова. Бакушкина, Елена Михайловна бесплатно
Педагогические взгляды Н.И. Пирогова
Диссертация
Автор: Бакушкина, Елена Михайловна
Название: Педагогические взгляды Н.И. Пирогова
Справка: Бакушкина, Елена Михайловна. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2007 163 c. : 61 07-13/1496
Объем: 163 стр.
Информация: Санкт-Петербург, 2007
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИ ПИРОГОВА
11 Становление и развитие народного образования во второй половине XIX века - среда формирования НИ Пирогова как педагога 12
12 Анализ педагогической деятельности НИ Пирогова в Санкт-Петербургской медико-хирургической Академии 42
Выводы по I главе 62
ГЛАВА II АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПОПЕЧИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИ ПИРОГОВА В ОДЕССКОМ И КИЕВСКОМ УЧЕБНЫХ ОКРУГАХ
21 Анализ новаторской педагогической деятельности
НИ Пирогова в Одесском учебном округе 65
22 Характеристика педагогической, попечительской деятельности НИ Пирогова в Киевском учебном округе 91
Выводы по II главе 109
ГЛАВА III ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИ ПИРОГОВА КАК РЕФОРМАТОРА И МЫСЛИТЕЛЯ
31 Педагогическое наставничество НИ Пирогова по подготовке к профессорству молодых ученых за границей 112
32 Педагогическая философия реформатора НИ Пирогова 129-139 Выводы по III главе 140
Введение:
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что решение задач по совершенствованию российского общества, государства и его силовых структур, вывода их из кризисного состояния и обеспечению национальной безопасности требуют повышения качества и эффективности воспитательной работы, духовно-нравственного возрождения российского народа и, прежде всего, молодежи. Современный курс на демократизацию и гуманизацию российского образования требует философско-исторического анализа данной проблемы. История педагогики позволяет найти корни назревших вопросов современности и обнаружить направление их развития. Бесспорно, что имя выдающегося педагога второй половины XIX века Н.И. Пирогова и его последователей достойны того, чтобы им отвели в этой истории особую главу. В педагогических взглядах Н.И. Пирогова есть такие мировоззренческие постулаты, которые позволяют понять современные проблемы образования и воспитания.
Автор данного исследования учитывал тот факт, что современные преобразования в стране, в которых доминируют позитивные начала, порождают много проблем, в том числе и негативного характера: рост бездуховности, усиление технократизма, нестабильности жизни людей, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров, социальные катаклизмы, вроде пресловутого Закона 122 о монетизации льготных услуг и др. Как следствие, проявляет себя жестокость и преступность, вандализм и наркомания, алкоголизм среди людей различных возрастов. Особенно среди молодежи.
Актуальность проблемы поиска адекватных путей повышения эффективности воспитания высоких качеств у молодежи, в том числе у военнослужащих внутренних войск приобрела особую значимость, исходя из задач, которые отражены в Законе Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Вместе с тем, возросший уровень социальной напряженности и изменившийся характер решаемых военнослужащими служебно-боевых задач приводит к тому, что внутренние войска вынуждены участвовать в региональных конфликтах с применением боевой техники и оружия. Исходя из специфики этого рода боевой деятельности, российским ученым приходится решать сложные задачи по выявлению резервов в теории и практике обучения и воспитания военнослужащих, определению путей воспитательных влияний командиров подразделений и особенно офицеров по работе с личным составом, формированию необходимых качеств современных военнослужащих, способных эффективно решать служебно-боевые задачи.
Автор исследования считает, что одним из серьезных источников резерва в развитии образовательной теории и практики военных вузов является педагогическое наследие Н.И. Пирогова, знаменитого русского ученого, отца военно-полевой хирургии.
В свое время новизна его взглядов заключалась в том, что он впервые на общем фоне становления и развития народного образования, в том числе и военного, поставил центром исследования становление человека. В настоящее время признается, что именно Н.И. Пирогов своими «Вопросами жизни» дал мощный импульс развитию педагогики своего времени, поскольку он сумел извлечь из сферы опыта, связать с философией, дав педагогике, возможность теорию образования изложить в определенной системе, в основе которой была идея воспитания личности в ее целостности. Не возникает сомнения в том, что педагогические взгляды Н.И. Пирогова, казалось бы, далекого прошлого, играют значительную роль в современных условиях для совершенствования современной педагогической теории и практики.
Изучение организации воспитательного процесса в частях и подразделениях на современном этапе развития российской армии показывает, что для него характерны: размытость целей воспитания; отсутствие взаимопонимания и духовной близости между командирами и подчиненными, незнание нужд подчиненных, трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе изучения военного дела; неумение организовать педагогически целесообразное общение; отсутствие преемственности и согласованности в действиях командиров и других участников воспитательного процесса и др.
Но особую роль на переломных моментах истории играет опыт, накопленный талантливыми полководцами и педагогами (М.И. Драгомиров, Н.И. Пирогов и др.).
Естественно, ряд положений педагогической концепции Н.И. Пирогова в наше время не приемлем, но ее основополагающие идеи и в настоящее время остаются настолько актуальными, что вызывают огромный интерес, как у теоретиков, так и у практиков. Объясняется это тем, что в них заключены педагогические истины, которые помогают найти ответ на многие вопросы, возникающие сегодня в деятельности командиров по воинскому и нравственному воспитанию подчиненных. В этой связи изучение идей Н.И. Пирогова является в современных условиях актуальным для педагогики в научном и прикладном отношениях.
В связи с этим, разработка положений воспитания военнослужащих внутренних войск в современных условиях, опирающихся на твердую научную основу и практику воспитания личного состава с учетом исторического прошлого при выполнении служебно-боевых задач, имеют особое значение.
Актуальность развития теории и практики воспитания в современных условиях, потребность практиков-воспитателей в совершенствовании процесса воспитания в подразделениях с использованием богатого историко-педагогического наследия обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования избраны историко-педагогические условия развития систем народного и военного образования в
России в эпоху деятельности Н.И. Пирогова, а предметом исследования -педагогические взгляды Н.И. Пирогова и их учет в образовательном процессе в современных условиях.
Цель исследования заключается в анализе педагогической системы Н.И. Пирогова с позиций современной педагогической науки и практики. Задачи исследования состоят в том, чтобы:
1. Рассмотреть историко-педагогические условия формирования педагогических взглядов Н.И. Пирогов на обучение и воспитание в российской образовательной системе.
2. Проанализировать педагогическую деятельность Н.И. Пирогова в Санкт-Петербургской медико-хирургической Академии.
3. Осуществить анализ взглядов и содержание педагогической деятельности Н.И. Пирогова в Одесском и Киевском учебных округах.
4. Дать характеристику педагогической деятельности Н.И. Пирогова как реформатора и мыслителя.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: - принципы системного анализа педагогических и психологических явлений (И.А. Алехин, A.B. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.И. Гинецинский, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, Я.О. Коломинский, Н.В. Кузьмина, C.B. Кошелева, В .Я. Слепов, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Феденко, Ю.А. Шаранов и др.); акмеологический подход к организации профессиональной деятельности обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, СП. Безносов, B.JI. Васильев, В.Н. Герасимов, Н.Ф. Гейжан, В.В. Карпов, Л.И. Коновалова, C.B. Кошелева, Н.В. Кузьмина, А.Ф. Назаренко, B.C. Олейников, Е.И. Степанова, В.И. Хальзов, Я.Я. Юрченко, В.А. Якунин и др.);
•теоретические основы военной педагогики и военной психологии (A.B. Барабанщиков, И.Г. Безуглов, JI.T. Бородавко, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, В.Я. Кикоть, Н.С. Кравчун, B.J1. Марищук, Д.П. Познанский, В.Я. Слепов, А.П. Шарухин, Я.Я. Юрченко и др.);
•личностно-социально-деятельностный подход при анализе психологопедагогических явлений в служебно-боевой сфере (С.П. Безносов, О.Ю. Ефремов, C.B. Литвиненко, H.H. Силкин, М.М. Тарасов, В.А. Щеголев, А .Г. Шестаков и др.); современные подходы к разработке новых психолого-педагогических технологий, методик анализа и воздействия на личность (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Д.Г. Левитес, В.Л. Марищук, A.M. Пырский, А.Г. Шестаков и др.).
Источниковую базу исследования составили:
• уставы и наставления российской армии;
• труды Н.И. Пирогова;
• современные нормативные документы, регламентирующие организацию процесса воспитания в российской армии и внутренних войсках МВД.
Выбор методов исследования определялся многоплановым характером исследовательских задач и включал в себя применение как общетеоретических (анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), так и эмпирических методов (наблюдение, беседа, опрос, изучение документов и результатов деятельности и др.).
Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечивались четким методологическим подходом к организации исследования; применением взаимодополняющих методов, адекватных цели исследования; строгостью использования понятийного аппарата.
Этапы и организация исследования.
По времени исследование проводилось с сентября 2001 года по октябрь 2006 года и осуществлялось.
Первый этап (сентябрь 2001г. - август 2002г.) - этап формулирования проблемы, определения проблемной области, цели и задач исследования, разработки методики исследования.
Второй этап (сентябрь 2002г. - май 2005г.) - этап накопления, обработки и систематизации знаний о педагогической деятельности Н.И. Пирогова, в ходе, которого проверялась выдвинутая диссертантом актуальность проблемы и осуществлялась апробация исследования.
На третьем - заключительном (май 2005г. - январь 2007г.) - этапе осуществлялась обработка и обобщение полученных результатов, подготовка диссертации к защите.
Новые научные результаты, полученные лично автором и выносящиеся на защиту:
1. Историко-педагогические условия формирования взглядов Н.И. Пирогова на народное образование в связи с реформами системы образования в России основными из которых являются: накопленный передовой педагогической мыслью России во второй половине XIX века прогрессивный опыт воспитания и обучения молодежи и борьба с представителями консервативных идей; потребности капиталистического развития и военной практики в перестройке системы воинского воспитания и обучения в условиях Крымской войны (1853-1856гг.) и коренного реформирования военного образования России во второй половине XIX века; личностные качества Н.И. Пирогова, и, прежде всего: его патриотизм, преданность избранному делу, талантливость, креативность, целеустремленность, порядочность, трудолюбие и гуманизм.
2. Положения о педагогической системе Н.И. Пирогова, включающей в себя подсистему воспитания (как ведущую) и подсистему обучения (как относительно самостоятельную, но подчиненную подсистеме воспитания). Каждая из них включает содержательно-целевой, методический и организационный компоненты.
3. Преемственные связи передовых педагогических идей Н.И. Пирогова с современной концепцией воспитания российской молодежи (в т.ч. призванной на службу в армию), которая предполагает, что уяснение культурных ценностей прошлого является непрерывным процессом, связанным с активностью познавательных процессов и развитием духовнонравственных сил личности.
Научная новизна работы заключается в следующем:
• определены исторические условия возникновения и развития педагогических идей и уточнены организационно-педагогические основы обучения и воспитания учащихся в середине XIX века в России;
• раскрыта эволюция развития педагогических взглядов Н.И. Пирогова;
• впервые в отечественной педагогике проводится текстологический анализ опубликованных педагогических работ Н.И. Пирогова и сопоставление их с действующими в это время Уставами, положениями, циркулярами и другими руководящими документами Министерства народного просвещения и других ведомств, ведавших тогда образованием в России;
• на основе анализа текста «Вопросы жизни», «Быть и казаться», «Школа и жизнь» и др. впервые реконструируется образовательная система, выясняются взгляды Н.И. Пирогова на задачи и пути духовно-нравственного и бессословного воспитания учащихся.
Эта работа позволила впервые в истории педагогики провести анализ всего педагогического наследия Н.И. Пирогова (статьи, циркуляры, инструкции, письма, дневники, другие документы) - как вершина педагогических взглядов Пирогова во второй половине XIX века.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют:
• по-новому оценить состояние русской педагогической мысли во второй половине XIX века и скорректировать представления об эволюции образовательной системы Н.И. Пирогова;
• вооружить воспитателей, органы воспитательной работы в частях и подразделениях передовыми идеями российской педагогической мысли прошлого;
• использовать полученные материалы с целью духовно-нравственного развития при проведении занятий с курсантами и слушателями военных училищ, институтов, академий и университетов;
• продолжить дальнейшие исследования по изучению преемственных связей передовой педагогической мысли России в различные исторические периоды ее развития.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена согласованностью и теоретико-методологическими позициями и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, процессуальных и функциональных характеристиках; использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем проведения многоступенчатой экспертизы изложенных в диссертации положений и выводов, обсуждения результатов исследования на межвузовских конференциях и международных научно-практических конференциях Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, 8 опубликованных работах, в том числе научная статья в Вестнике Санкт-Петербурсгкого университета МВД России №4(32), 2006.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.