Четверг, 2024-09-19, 10:45 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июнь » 28 » Скачать Педагогические условия социальной адаптации молодых переселенцев (российских немцев) в ФРГ. Добрынина, Светлана Леонидовна бесплатно
11:00 PM
Скачать Педагогические условия социальной адаптации молодых переселенцев (российских немцев) в ФРГ. Добрынина, Светлана Леонидовна бесплатно
Педагогические условия социальной адаптации молодых переселенцев (российских немцев) в ФРГ

Диссертация

Автор: Добрынина, Светлана Леонидовна

Название: Педагогические условия социальной адаптации молодых переселенцев (российских немцев) в ФРГ

Справка: Добрынина, Светлана Леонидовна. Педагогические условия социальной адаптации молодых переселенцев (российских немцев) в ФРГ : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Томск, 2000 328 c. : 61 00-13/1503-5

Объем: 328 стр.

Информация: Томск, 2000


Содержание:

Глава 1 Особенности условий социальной адаптации молодых переселенцев
11 Социокультурные причины и условия миграции российских немцев
12 Социализация как условие социальной адаптации
121 Социализация российских немцев в России как условие социальной адаптации в стране происхождения
13 Социализационные проблемы и условия социальной адаптации молодых переселенцев в ФРГ
Глава 2 Характеристика условий социальной адаптации молодьк переселенцев (российских немцев) в системе образования и социального воспитания ФРГ
21 Развитие социально- личностных компетенций у молодых переселенцев в немецкой системе образования и социального воспитания для социальной адаптации в ФРГ :
22 Разнообразие педагогических форм и технологий как условие социальной адаптации молодых переселенцев в ФРГ
Глава 3 Проектирование педагогических условий социальной адаптации молодых российских немцев в России
31 Центр немецкой культуры как среда для создания условий социальной адаптации молодых российских немцев
32 Информационно-образовательный проект для молодежи в ДНК Экспериментальная работа в Российско-немецком доме г Томска

Введение:

В связи с усиливающимися интегративными и одновременно дифференцирующими тенденциями современной цивилизации перед личностью всё чаще встаёт задача входить в диалог, сотрудничать с разными культурами. Становление личности происходит постепенно и последовательно в процессе взаимодействия человеческого индивида со своим социокультурным окружением. В настоящее время человек постоянно и повсеместно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения, что требует от него готовности, наличия социально- личностньпс компетенций для социальной адаптации.До сих пор в научной литературе нет понятия "социальная адаптация", которое бы охватывало всю сложность и противоречивость этого явления. Мы придерживаемся подхода российских ученных (Г.И. Царегородского, В.Г.Асеева, В.В.Столина, Г.В.Залевского, О.И.
Зотовой), что социальная адаптация - это взаимодействие мелдзу "общественным субъестом" (личность, группа) и "социальным объектом", где личность не просто ахсгивный элемент процесса, но воздействует на среду, участвуя в её построении. При этом индивид озабочен личностным ростом, развитием своей субъектной деятельности в процессе социализации.Несмотря на непрерывный характер адаптации, её обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и/ или его социального окрулсения. Одним из самых малоизученных социальных явлений являются адаптационные процессы, связанные срезкой сменой социальной среды обитания в результате миграции.Прибытие в иное общество, особенно в общество с резко отличающимися от прежних культурными образцами - менталитетом, языком, религией, традициями и т.п., вынуждает индивида определять своё место и двюкение в этой среде. Он должен становиться субъектом этой новой социокультурной среды. И здесь, как правило, объективируется проблема прежней субъектности: проблема с формированием способности человека делать выбор своей культурной позиции, вырабатывать личную стратегию действий, принимать ответственность за жизнь в обществе - требования, характерные для современного динамичного мира. Обострение проблематики субъектности, возникающее "в переходе" культур, межхсультурном пространстве придает особую актуальность проблеме социально- личностных компетенций, обеспечивающих субъектную позицию человека и проблемы изучения условий, формирующих социально-личностные компетенции.Изучение механизма социальной адаптации, поиск оптимальных условий адаптации личности в стабильной социальной среде и при её смене, включая адаптацию при помощи социальных институтов - учреяодений системы образования и социального воспитания, - интернациональное направление современной педагогики.Интерес российских ученых к вопросам социальной адаптации детей при смене социохсультурной среды актуализируется с возрастанием мобильности населения России, активизацией миграционных процессов из России, в Россию, внутри России (А.Л.Венгер, Ю.М.Десятникова, В.Астраханцева). j Мы выбрали для нашего исследования в качестве субъекта группу молодых российских немцев. Российские немцы с конца 80-х годов самая многочисленная группа мигрантов для России (страны их происхолсдения, фа1сгической родины) и ФРГ (страны принимающей, исторической родины). В 1987 по 1998 годы в Германию эмигрировали (с позиций России) или переселились, вернулись (с позиций ФРГ) почти два миллиона российских немцев из России и других государств бывшего Советского Союза. Из ежегодно прибывающих в ФРГ российских переселенцев около 40% составляет молодёжь.Молодые российские немцы испытывают особые трудности при интеграции в немецкое общество. Несмотря на оказание особого содействия группе молодых переселенцев в возрасте от 6 до 27 лет в системе образования и социального воспитания ФРГ, социальная адаптация этой группы проходит крайне сложно.Специальное выделение группы детей этнических немцев-переселенцев из стран Восточной и Центральной Европы, как проблемной группы немецкой системы образования и социального воспитания, обозначилось в педагогической дискуссии ФРГ с начала-середины 80-х годов. Одними из первых о трудностях социальной адаптации молодых переселенцев в ФРГ, связанных в основном с коммуникативными ослолшениями из-за слабых знаний немецкого языка и отличающихся норм поведения и ценностных ориентации, писали немецкие i ф учёные И.Р.Вомпер, Б.Хагер, Ф.Вандель, А.Манцман, П.Обершелп, В.Ланкуйлон, Е.Браник.Классическим трудом о проблемах социальной адаптации и разных полях интеграции молодых переселенцев в ФРГ в том числе в учреждениях социального воспитания, стала работа Л.Коссолапов, бывшего директора Немецкого Института молодёжи в Мюнхене.В 90-е годы в ФРГ появились интересные теоретические работы по различным аспектам социальной адаптации молодых переселенцев - когнитивной и поликультурной (М.Фендрих, Е.Шмит-Родермунд, Р.К.Зильберайзен, Г.Фоне, Л.-Р. Райтер, М.Байер), социальной (Н. Шмидт, X. Данхауер, В. Зюс, А.Тредер, К.Робертс, В.Шнайдер) в немецкой системе образования, в сфере социального воспитания (Т.Адлер, Д.Дорш, Мюллер). Вместе с тем при всём разнообразии подходов, педагогичесхшх форм, технологий, разработанных в ^4 теории и пра1сги1суемых в ФРГ для решения проблем социальной адаптации молодых переселенцев, в последние годы и в политических кругах и среди немецких ученых возрастает осознание необходимости поиска новых концепций, выстраивания единой «сети по интеграции» (Й.Вельт, А.Кюнель).В России постоянно присутствует интерес к работе немецких коллег-педагогов. Наряду с уже ставшими историческими работами Т.Ф.Яркиной, П.Титович, Ю.И. Коваленко о педагогике ФРГ и немецкой школе, вышедшими в середине-конце 80-х годов, и другие авторы начала 90-х годов, такие как Л.И.Писарева, Н.Б.Сергеева, М.Г.Тихонова, А.Болотова, Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова, В.М.Блинов и др., обращались к изучению различных аспектов * состояния современной образовательной системы ФРГ. Однако в научной отечественной литературе крайне мало работ, посвященных социальной адаптации российских немцев в ФРГ. Среди них работы В.П.Позиякова, Л.В.Ключниковой о социально-психологическом аспекте адаптации российских переселенцев, А.Ракошкина о некоторых проблемах социальной и школьной адаптации детей переселенцев в ФРГ. О сложностях социализации и социальной адаптации, нерешённьк проблемах в системе образования, включая трудности становления национальной системы образования россий^ ских немцев в России, писали В.ИМатис, НКучинский, З.Д.Барбашина, Б.Л.Торунов, Л.Э.Глок, О.М.Парипко, А.А.Фрицлер, Л.В.Марейчева. Но в российской педагогике также недостаёт теоретически обоснованных подходов для выстраивания активной субъектной позиции российских немцев в ходе процессов социализации и социальной адаптации в России и в ФРГ. Особенно это касается разработки таких аспектов, как характеристика социально- личностных компетенций, необходимых для субъектной позиции человека в моюсультурном пространстве, и определения педагогических условий социальной адаптации. Всё это определяет актуальность нашего исследования и его проблему: выявить педагогические условия социальной адаптации, простраивания индивидом своей субъектности в естественной социальной среде (в стране происхождения) и при её кардинальном изменении в случае миграции.Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия социальной адаптации молодых переселенцев (российских немцев) в системе образования и социального воспитания ФРГ и разработать педагогические условия для социальной адаптации молодых I российских немцев в системе дополнительного образования России, Объект исследования - теория и практика социальной адаптации молодых переселенцев (российских немцев).Предмет исследования - педагогические условия социальной адаптации молодых переселенцев (российских немцев).Гипотеза исследования: Мы предположили, что для успешной и эффективной социЩ альной адаптации молодых переселенцев необходимо: учитывать не только условия социализации, нормы социального воспитания ФРГ, но и максимально учитывать прежний опыт социализационного развития в стране происхолсдения (России).Атаюке создавать особые педагогические условия, а именно: © -ориентацию на формирование и развитие социально-личностньпс компетенций, в том числе поликультурной, когнитивной, языковой, социальной; © -разнообразие педагогических форм и технологий, используемых в процессе социальной адаптации; © -проектирование межкультурных форм взаимодействия, используя для этого возможности системы дополнительного образования России.Задачи исследований*.1. Определить социокультурные факторы, причины и условия миграции российских немцев.2. Изучить опыт и условия социализации российских немцев в стране происхояодения (России) и в ФРГ как оказывающие влияние на ход социальной адаптации молодых переселенцев в ФРГ, 3. Обосновать основные социально-личностные компетенции, необходимые для социальной адаптации молодых переселенцев в ФРГ, 4. Проанализировать основные педагогические условия (педагогические формы и технологии) социальной адаптации молодых переселенцев в системе образования и социального воспитания ФРГ.
5. Разработать педагогические условия для социальной адаптации молодых российских немцев в стране происхождения, в системе дополнительного образования, в форме межкультурного взаимодействия (информационно-образовательный проект).Методологической основой исследования являются комплексный подход к анализу социально-педагогических явлений, позволяющий изучать рассматриваемые проблемы целостно, в контексте многообразия фактов; положения современной философии и культурологии о диалоге национальной и общемировой культуры; психолого-педагогические концепции социализации, адаптации и фиксированных форм поведения; концептуальные положения теории межкультурного образования, теории гуманизации воспитания, творческого характера педагогической деятельности.Методы исследования: Теоретический, исторический, сравнительный анализ и синтез преимущественно оригинальной немецкой педагогической, психологической, политологической, социологической, культурологической литературы, федеральных и земельных документов ФРГ по социокультурным и психолого-педагогическим проблемам социальной адаптации молодых переселенцев в Германии; диагностические методы (наблюдение, анкетирование, интервью); экспериментальные методы (проектирование и проектная деятельность с российскими немцами в сфере дополнительного образования г. Томска).База исследования: одна из начальных школ г. Берлин, одна из начальных школ г. Бонн, одна из начальных школ г. Франкфурт-на-Майне, 1 из основных: школ г.Бонн, 1 из реальных школ г.Бонн, 1 из общих школ г.Бонн, 1 из гимназий г.Берлин, школа содействия (Академия Клаузенхоф, г.Реде); Российско-немецкий Дом г.Томска.Научная новизна и теоретическая значимость исследования: © Изучены условия социализации молодых российских немцев в России и ФРГ как влиящие на ход их социальной адаптации; е Обоснованы в качестве социально-личностных компетенций, необходимых для социальной адаптации молодых переселенцев в ФРГ, такие компетенции, как: поликультурная, когнитивная, языковая, социальная; ® Определено, что педагогическими условиями для социальной адаптации молодых переселенцев являются: целенаправленная ориентация на формирование и развитие социально-личностных компетенций; использование разнообразных педагогических форм и технологий.Практическая значимость исследования состоит в: ® анализе педагогических форм и технологий социальной адаптации детей мигрантов (переселенцев) в системе образования и социального воспитания ФРГ, что может представлять интерес российских коллег при разработке педагогических условий социальной адаптации детей мигрантов в России; е проектирование педагогических условий для социальной адаптации в системе дополнительного образования России; © разработке и апробировании формы межгсультурного взаимодействия (информационнообразовательный проект) в системе дополнительного образования.Результаты исследования могут быть использованы для разработки спецкурсов и спецсеминаров, подготовки учебных пособий в качестве историко-педагогического и страноведческого материала для обучения в вузах по специальностям: "педагогика", "политология", "мелсдународные отношения", "немецкий язык", для системы непрерывного образования российских немцев, для системы повышения квалификации учителей.Этапы работы. Исследование проводилось с 1994 по 2000 год и вюхючает в себя следующие периоды: Первый этап (1994 - 1996 гг.) - обоснование целей и задач исследования, постановка проблемы, определение объекта и предмета исследования; опытно-диагностическая деятельность в немецких школах, вузах, центрах повышения квалификации учителей в периоды пребывания в ФРГ. На втором этапе (1996 - 1997 гг.) происходило создание источниковой базы исследования, её анализ и научно-педагогическая интерпретация, уточнение гипотезы исследования, выявление и анализ педагогических условий процесса социальной адаптации российских немцев в ФРГ, Третий этап (1997 - 2000 гг.) - разработка экспериментальной программы и реализация информационно-образовательного npoeicra для молодых российских немцев в сфере дополнительного образования при РНД г. Томска. На этом этапе автор исследования принимал активное участие в образовательных мероприятиях межрегионального Немецкого молодежного объединения и Информационно-образовательного центра российских немцев, где происходила апробация результатов экспериментальной работы. Выводы по итогам исследования были представлены в публикациях, сообщениях и докладах на конференциях, семинарах, было завершено письменное оформление диссертационного исследования.Достоверность основных положений и выводов диссертации обеспечена обоснованностью выбранных методологических и научно-теоретических подходов, подтверждена анализом широкого круга источников и литературы, апробацией результатов исследования.Апробация результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: ® выступлениях на заседаниях лаборатории региональных проблем поликультурного образования; отдела психологических проблем образования; отдела проектирования инновационных процессов в образовании и воспитании Института Образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО; © в докладах и рефератах на международном научно-прагстическом семинаре "Инновации и традиции в реформируемой школе" (Томск, 1995), коллоквиумах "Мелсэтническое образование и воспитание в Сибири" Немецкого Института международных педагогических исследований (г. Франкфурт-на-Майне. ФРГ, 1996), Рурского университета (г. Бохум, ФРГ, 1996), семинарах для сотрудников центров немецкой культуры, руководителей по работе с молодежью (информационно-образовательный центр российских немцев, Мамонтовка, 1996-1998); меяодународном семинаре руководителей по работе с молодежью немецкого меньшинства в Средней и Восточной Европе (Книвсберг, Дания, 1998) и др.; © 19 публикаций в научных журналах и сборниках материалов конференций.Основные полоокения, выносимые на защиту.1. В системе образования и социального воспитании ФРГ разработаны особые педагогические условия социальной адаптации молодых переселенцев, с особыми формами и технологиями, различными для представителей целевой группы разного возраста. Однако, молено сказать, что в целом эти педагогические мероприятия имеют ассимиляционный характер.Среди прочего это обусловлено непониманием, непризнанием привносимого молодыми российскими немцами прелшего социализационного опыта, несформированной субъектности, недостаточной эффективностью межкультурного воспитания, наличием дефицитов разных социально-личностных компетенций у российских немцев и поликультурной компетенции у жителей ФРГ.
2. В социальной адаптации молодых российских немцев самой вансной является проблема социально-личностных компетенций, в числе которых существенными считаются: когнитивная, языковая, социальная. Исследование показало, что сквозной и наиболее существенной является полихсультурная компетенция.3. Для развития субъектности, а в нашем понимании это формирование и развитие социально-личностных компетенций, необходимо создавать специальные педагогические условия для социальной адаптации, такие как: ориентация на развитие социальноличностных компетенций, разнообразие форм, в том числе межкультурного взаимодействия - информационно-образовательный проект и технологий.4. Наше исследование говорит о необходимости проектирования педагогических условий для социальной адаптации российских немцев в России, об особых возможностях для этого сферы дополнительного образования, в которой гораздо свободнее может реализовываться формирование социально-личностньпс компетенций, происходить становление субъектности. Эта работа может быть выстроена поэтапно. Апробация нашего информационно-образовательного проекта показала его гуманистический характер, содействие личностному росту и межкультурному воспитанию не только у российских немцев, но и других участников проехстной деятельности. Поэтому мы считаем возможным дальнейшее внедрение подобных проехсгов в воспитательной работе с российской молодежью.Основное содерокание работы Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографии и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 108 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz