Четверг, 2024-09-19, 10:58 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки : Лицей-вуз. Бокарев, бесплатно
10:23 PM
Скачать Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки : Лицей-вуз. Бокарев, бесплатно
Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки : Лицей-вуз

Диссертация

Автор: Бокарев, Михаил Юрьевич

Название: Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки : Лицей-вуз

Справка: Бокарев, Михаил Юрьевич. Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки : Лицей-вуз : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Калининград, 2000 132 c. : 61 01-13/476-1

Объем: 132 стр.

Информация: Калининград, 2000


Содержание:

^ ГЛАВА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ КАК СРЕДСТВО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МОРСКИХ ИНЖЕНЕРОВ В КОМПЛЕКСЕ «ЛИЦЕЙ-ВУЗ»
11 Инвариантные основы структурирования содержания учебных предметов, их влияние на педагогические цели развития личностных и профессионально значимых свойств обучаемых
12 Социально-адаптационные функции профориентированного процесса обучения как педагогической системы
Выводы первой главы
ГЛАВА СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СВОЙСТВ МОРСКИХ ИНЖЕНЕРОВ НА НАЧАЛЬНЫХ СТУПЕНЯХ ИХ ПОДГОТОВКИ (ДОВУЗОВСКОЙ И НАЧАЛЬНОЙ ВУЗОВСКОЙ)
21 Межпредметные связи знаний как средство профориентированного процесса обучения
22 Педагогические условия функционирования и достижения проектируемых педагогических целей развития будущих специалистов в профориентированном процессе их обучения S6
Выводы второй главы

Введение:

Сложные и противоречивые социально-экономические процессы в России оказывают влияние на реформирование педагогической науки и педагоги1'^аемого образования и как фактора, и как средства социализации, так как оно влияет на выбор жизненно важных ценностей и самоопределение, организует и упорядочивает стихийную социализацию, ослабляя влияние эмпирического мира на личность. На уровне концептуального основания происходит модернизация и реформирование высшего и общего среднего образования, обусловленное новой образовательной парадигмой, где в качестве приоритета получаемого будупщм специалистом образования принимается ориентация на его интересы, становление профессиональной компетенции и индивидуальной интуиции, концешуального мышления и общей 1^льтуры.Однако анализ этих реформ не оставляет сомнения в том, что традиционное образование как получение знаний в определенный временной период, не разрешает одну из важнейших мировых тенденций - «фундаментальную неграмотность» [144] работника, независяп](ую от полученного ранее образования, но возникающую как следствие возрастающей информатизации общества, развития и смены технологий в профессиональной и социальной деятельности.Этот объективно существуюпщй фактор, ослабляя в целом актуальность полученного профессионального образования как базового, ставит специалиста перед необходимостью последующего совершенствования профессиональных знаний и з'мений в течение всей его активной трудовой деятельности. А это зависит от того, насколько специалист осознает свои индивидуальные возможно\ ^ ( J ^ й / ^ ^ щ \'Й^ сти и необходимость саморазвития аналитических, концептуальных методов мышления и других субъектно-личностных и профессионально значимых свойств, насколько он понимает, что «генетически заданными являются не какие-либо знания о мире, но липп> способность мозга к их получению» (Гессен СИ.).Изучение существующей практики послевузовского образования показывает, что главная его цель состоит преимущественно в распшрении профессиональных знаний и технологий, но не в развитии индивидуальных возможностей специалиста. Стихийно возникающие процессы саморазвития в этом направлении часто не приносят ожидаемого повышения профессиональной компетенции, и проблема «фундаментальной неграмотности» специалистов остается актуальной.Одним из возможных путей решения этой проблемы является формирование адекватного сознания будущих специалистов в период раннего профессионального выбора, на начальных этапах довузовского и вузовского обучения.Современная практика реализует профессиональную ориентацию школьников в лицейских, профильных классах, в системах довузовского образования при вузах (факультеты и отделения довузовской подготовки, подготовительные курсы). Выполняя прогностическую роль, практика актуализирует научные исследования в этом направлении. Изучены важные аспекты довузовской подготовки будупщх инженеров технического профиля, педагогов, экологов, экономистов, морских инженеров (Андреева Л.И., Бутакова Н.Ю., Глушков В.Ф., Дерендяева Т.М., Коре Н.В., Мазаева Л.Н., Маурима Ю., Намчук В.П., Пасынок В.Г.), вопросы преемственности высшей и средней школы, средней пшолы и профтехучилищ (Годник СМ., Лихач В.М., Мазаева Л.Н.), непрерывной подготовки учителя в системе допрофессионального и профессионального образования (Ибрагимова Е.М.), непрерывной общетехнической подготовки специалистов в СПТУ (Мелехин В.А., Носко Ю.В.), непрерывной подготовки специалистов по туризму (Ефремцева Т.Н.), подготовки рабочих в •ч I-*-' ч, СПТУ средствами интеграции содержания общенаучных и специальных дисциплин (Николаев А.Н.), формирования индивидуально-психологических качеств «компетентного работника» (Жирова В.Н.). Особый интерес для нашего • исследования имеют работы, где рассматриваются различные особенности и функции построения, интеграции, преемственности содержания в процессе профориентации ппсольников (Антонов В.В., Богатырева М.А., Васильева СВ., Ефремцева Т.Н., Красов Б.В., Рябоконева Л.Д., Смирнова Е.В., Тошматов Т.А., Шкарина Т.И.), условия профилирования содержания общенаучных дисциплин в средних профтехучилищах (Наумова Л.М., Галузо И.В., Атутов Ю.П.), построение содержания специального предмета в профессиональной подготовке школьников (Голодницкий А.Б.), медпредметные связи отдельных школьных и вузовских дисциплин (Кириллов В.К., Мансуров А.Н.), основы построения и отбора содержания отдельного учебного предмета в средней школе (Журавлев N jtt И.К.), дидактическая подготовка содержания общеобразовательного предмета в вузе (Лысенская О.М., Озерова М.В., Шкарина Т.Н.), технологии довз^овской подготовки абитуриентов (Дерендяева Т.М.). ,|tJ^ Больпшнство исследователей профориентации и преемственности в системе «школа-в)^» актуализируют существующую в довузовской практике тенденцию систематизации ранее полученных знаний, их углубление и расширение, связь с основами избираемой профессии. Однако еще недостаточно исследованы основы функционирования процессов преемственности, адаптации и / ^ профориентации при переходе школьников на новую ступень (вузовскую) обучения. Не ясны вопросы: каковы психологические механизмы и движущие силы этих процессов в социальном становлении будупщх профессионалов; каковы социально-адаптивные функции и дидактические принципы процесса преемственности в содержании обучения, в средствах, организационных формах, межпредметных связях, в структуре педагогической деятельности, методах и f технологиях этого процесса как педагогической системы; какова роль содержания отдельных учебных предметов, интегративных и профориентированных курсов как средств процесса профориентированного довузовского обучения, формирующего не только профессиональные ориентации, но и развивающего индивидуальные возможности обучаемых в восприятии более сложной системы знаний.Трудности в решении этих вопросов связаны с тем, что профориентрфованный педагогический процесс не получил еще должного системного анализа как целостного и непрерывно функционирующего на различньпс этапах обучения (школьного, послешкольного довузовского, вузовского). А это в свою очередь дифференцирует и педагогическую практику на этих этапах, ослабляя процессы социализации, адаптации обучаемых к новым условиям усвоения знаний и способов з^ебной и умственной деятельности, профессионального выбора и профессионального становления.Таким образом, актуальность темы определяется существующим противоречием между социально обусловленными эмпирическими и научными поисками путей стрзосгурирования профессионально-личностной непрерывной подготовки современных специалистов на ее начальных этапах и неразрабо-Д танностью системного знания о профориентированном процессе обучения как целостного, развивающего индивидуальные возможности адаптации обучаемых к более сложным условиям восприятия знаний и интеллектуальной деятельности при переходе к новому, более сложному, этапу обучения.Отсюда проблема исследования: каковы педагогические условия профу^ ориентированного процесса обз^чения в учебном комплексе «лицей-вуз». W Объект исследования: профориевгаированный процесс обз^ения морских специалистов в учебном комплексе «морской лицей - морской вуз».Предмет исследования: развитие субъектно-личностных и социальнопрофессиональньк свойств будзтцих специалистов на начальных этапах профориентированного процесса их обучения (на примере подготовки морских инженеров). \ Выделенные объект и предмет исследования определили его цель: разработать педагогические условия структурирования целостного профориентационного процесса, развивающего субъектно-личностные и профориентироj ^ ванные свойства морских инженеров на начальных этапах комплекса «лицей" ^ вуз».Общая гипотеза исследования: профориентированный процесс обучения в комплексе «лицей-вуз» реализует усвоение знаний и умений в единстве с формированием социально адекватной и профориентированной личности обучаемого, если: - в структуре перспективной прогностической педагогической цели этого про^ цесса при переходе к новой ступени обучения сохраняется преемственность в развитии процессуальной, мотивационной, социально-нравственной и профориентированной сторон личности обучаемого; - содержание общенаучных, междисциплинарных, пропедевтаско-адаптационных курсов структурируется с учетом социально-адаптационных функций, придающих процессу профориентационную направленность при условии реаJ^ лизации в нем принципов преемственности, структурности и предикативности; - структура педагогической деятельности обуславливает профориентационную специфику педагогических средств и методов, усиливающзпю их влияние на проектируемое в целях развитие личности будущего профессионала.Организация исследования. Частично исследование проводилось в со^'W ставе комплексной научно-исследовательской работы Балтийской государственной академии РФ по теме: «Проблема повышения системности подготовки специалистов с высшим техническим морским образованием в комплексе «лицей-вуз» (Per. № 0191.0000280, 1997-2000 г.г.). В целом исследование проводилось в течение 5 лет и состояло из трех этапов.На этом этапе изучались тенденции мирового педагогического опыта ' ^ ; развития личности в соответствии с потребностями социума, индивидуальныf ми возможностями, вариативными условиями экономического развития. Анаf I ЛИЗ полученных данных значительно расширил и углубил теоретические выводы об инвариантных основах структурирования содержания как отдельных учебных предметов, так и пропедевтико-адаптационных профориентированных, междисциплинарных курсов. *>W На втором этапе (1998-1999) разрабатывались состав и структура субъектно-личностных и профориентационных компонентов личности обучаемых в комплексе «лицей-вуз» как перспективная прогностическая цель системы поэтапного ее формирования в дов5^овский и первоначальный вузовский периоды. Выявлялись основы преемственности целей, содержания, методов обучения, социально-адаптационные функции, принципы, придаюпще процессу , Yji' обучения профориентационную направленность. Изучались закономерности воздействия содержания и методов его усвоения на развитие личностных свойств обучаемых. Разрабатывались основы структурирования профориентированного процесса обучения в комплексе «лицей-вуз» как педагогической системы: структура целей, принципы отбора содержания, межпредметные связи и профориентированные методы и средства, структура педагогической деяj j тельности, специфика оргаЕгизационных форм. Проводились эксперименты (пассивный и констатирующий) в отдельных группах лицеистов, определивших профессиональный выбор, связанный с дальнейшим обучением на радиотехническом и судоводительском факультетах академии, а также -в группах первого курса, состав которых подбирался из бывших лицеистов. ^ На третьем этапе (1999-2000) обобщались результаты теоретических и экспериментальных данных, изучались возможности применения методов математической обработки результатов наблюдений в единстве с методами диагностики уровней развития личностных свойств обучаемьгс. Количественные данные значительно оптимизировали процесс наблюдения за большим числом лицеистов и студентов. На этом этапе формировались основные выводы исследования, оформлялись его материалы. > ^ Опытно-экспериментальной базой исследования были избраны Калининградский морской лицей как муниципальное образовательное учреждение и Балтийская государственная академия РФ как базовый вуз, составляющие учебный комплекс «лицей-вуз».Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: научной методологией, опорой на современные достижения педагогической науки; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; применением качественного и количественного анализа экспериментальных данных; положительным результатом многолетнего экспериментального обучения пропедевтико-адаптационному курсу в базовом лицее.Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыта сущность, содержание и стрзлктура профориентированного процесса обучения в комплексе «лицей-вуз» на основе системного подхода к его организации как педагогической системы, определены и обоснованы педагогические условия эффективности функционирования этой системы. ^^ Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании единства и взаимосвязи социально-адаптационных функций профориентированной педагогической системы в учебном комплексе «лицей-вуз», дидактических принципов и закономерностей, порождаюпщх специфические педагогические условия ее функционирования. Выявлена структура перспективной ^ прогностической цели этой системы, включающей субъектно-личностные и профориентированные свойства личности обучаемых в единстве с приобретаемыми знаниями, умениями и творческими способами усвоения и применения знаний. Определены инвариантные интегративные основы структурирования содержания, влияющие на достижение этой цели при условии адекватной целям структуры педагогической деятельности. ГПрактическая значимость состоит в разработке пропедевтикоадаптационного курса «Основы мореходной астрономии» для лицеистов с учеТОМ обоснованных в исследовании принципов отбора и структурирования содержания; эффективности внедрения его в довузовскую практику профориентированного процесса обз^ения в лицее; в разработке структуры педагогической деятельности, адекватной перспективной педагогической цели, и на этой llT^ основе - практических рекомендаций педагогам, работающим в учебном комплексе «лицей-вуз».Положения, вьшосимые на защиту: 1. Перспективная прогностическая педагогическая цель обучения общенаучным и профориентированным дисциплинам на каждой ступени комплекса «лшхея-ъуз» есть сложное психолого-педагогическое образование, включаю^-уф щее субъектно-личностные и профориентированные свойства обучаемых в единстве с приобретаемыми ими знаниями, умениями и творческими способами их усвоения и применения. Структура цели образуется взаимосвязью содержательно-процессуальной, мотивационнои, социально-нравственной и профориенированной сторон (компонентов) личности обучаемых, что обеспечивает возможность преемственности в знаниях, дапьнейшем личностном разЛ витии и социальной адаптации обз^аемых к любым изменяющимся условиям продолжения образования.2. Содержание общенаучных и профориентированных дисциплин, междисциплинарных и общепрофессиональных курсов оказывает наиболее эффективное влияние на развитие личностно-профессиональных свойств обучаемых, 1 ^ если оно структурируется с учетом инвариантных основ его интеграции: причинно-следственных связей научных понятий; их целостности и неразрывности при усложнении содержания; системности и организации; общенаучных методов познания различных областей действительного мира. Поскольку интегрируюпще понятия и инвариантные методы научного познания содержания оказывают на личивость различные влияния в зависимости от степени ее подготов^ # * ленности к усвоению знаний и индивидуальных особенностей, то возможно, во-первых, выделить качественно различные состояния (уровни) перспективv4 ной педагогической цели при обучении отдельному предмету, во-вторых, коньфетизировать эту цель на каждой ступени обучения.На довузовском этапе суищость этой цели определяется понятием «профессиональная готовность выпускника лицея» как сторона (грань) общей прогностической цели, обусловливающая его подготовленность к выполнению учебных фз^нкций в вузе и профессионально-ориентированных функций в избранной сфере деятельности.3. Наиболее эффективное достижение названной цели обеспечивает педагогическая система, интегрируемая единством традиционных и социальноадаптационных функций (социально-профессиональной, информационноуф> обучающей и информационно-личностной). Процесс обз^ения, реализуюпщй систему социально-адаптационных функций, единство которых с традиционными обеспечивается дидактическими принципами преемственности, структурности и предикативности, подчиненный адекватным закономерностям отбора содержания и методов его познания, влияющих на развитие личностнопрофессиональных свойств обучаемых может быть определен как профориен/«I тированный >^ебный процесс. 4. Система педагогических средств и организация профориентированного процесса обучения (цели, содержание, методы, межпредметные связи, организационные формы, отношения в з^чебных коллективах, педагогические требования, структура учебного плана) обеспечивает достижение перспективной ^ цели развития личности обучаемых, если она структурируется с учетом исходного состояния цели как компонента каждого этапа обучения.5. Межпредметные связи наиболее эффективно влияют на развитие субъектно-личностных и профориентационных свойств обучаемых, если они выполняют традиционную информационную роль в единстве с функциональноличностной, которая активизируется специфической педагогической деятельностью. s>^ 6. Педагогическая деятельность усиливает воздействие содержания, методов познания и межпредметных связей на развитие процессуальной, мотивационной, социально-нравственной и профориентационной сторон личности обучаемых, если ее структура адекватна общей перспективной цели профориентйрованного процесса обучения.7. Эффективность функционирования профориентированного процесса обучения достигается реализацией в нем педагогических условий: 1) включением в учебный процесс пропедевтико-адаптационных курсов, содержание которых отражает взаимосвязи названных принципов отбора содержания и их целевых функций; 2) соблюдением адекватности целевых функций принципов отбора содержания всех дисциплин перспективной прогностической цели обучения; 3) организацией учебно-профессиональной деятельности обучаемых; 4) специфической стрз^ктурой педагогической деятельности, усиливающей влияние на личность содержания, принципов и закономерностей его отбора, проблемных методов обучения, межпредметных связей, системы организационных форм, средств и технологий обучения. ^ . Апробация результатов исследования. Основные положения получили одобрение на межвузовских научных конференциях «Научные и научнотехнические разработки в решении проблем рыбопромыслового флота и подготовки кадров» в секции «Теория и методика профессионального образования». - Калининград, (1998, 1999, 2000). Опубликована книга «Основы мореж ходной астрономии», объемом 9,8 п.л., допущенная к изданию Учебнометодическим объединением по образованию в области водного транспорта и Управлением кадров и 5'чебных заведений Госкомрыболовства РФ в качестве учебного пособия для лицеистов и студентов морских з^ебных заведений. (2000). Пособие прошло апробацию в практике работы Калининградского морского лицея (1995-2000). * \ > ^ Внедрение результатов исследования осуществлялось в практике работы Калининградского морского лицея при Балтийской государственной академии РФ и в самой академии.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, 8 таблиц.В первой главе «Содержание з^ебных предметов как средство преемственности подготовки морских инженеров в комплексе «лицей-вуз» выявляется социально-педагогическая обусловленность и современное состояние науки и практики в разработке проблемы преемственности целей формирования социально и личностно ценных качеств обучаемых в единстве с усвоением знаний и методов их применения, необходимых им для успешной интеграции в любую систему продолжения образования и сферу будущей профессиональной деятельности; состав субъектно-личностных и профориентированных качеств обучаемых как целостного свойства их личности и как прогностической перспективной цели обучения; описывается зависимость структуры этой цели от инвариантных основ интеграции научных понятий и методов познания и усА воения различных систем знаний; ее функции в составе адекватных принципов и закономерностей структурирования содержания учебных дисциплин, придающих процессу обучения профориентационную направленность.Во второй главе «Система работы по формированию личностных и профессионально значимых свойств морских инженеров на начальных ступеуЦ нях их подготовки» определяется место межпредметньпс связей в системе педагогических средств профориентированного процесса обучения, специфика и структура деятельности педагога по реализации этих связей знаний, педагогические условия введения пропедевтико-адаптационных д^^сциплин в довузовскую (лицейскую) подготовку будущих морских инженеров-судоводителей.В заключении систематизированы результаты исследования. . • . ( ^

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 132 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz