Четверг, 2024-09-19, 10:47 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений. Александрова, Елена бесплатно
10:31 PM
Скачать Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений. Александрова, Елена бесплатно
Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений

Диссертация

Автор: Александрова, Елена Анатольевна

Название: Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений

Справка: Александрова, Елена Анатольевна. Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2007 171 c. : 61 07-13/1821

Объем: 171 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСНЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
11 Историко-логичеекий аналнз нрофесснональной общности «педагогический коллектив» в педагогических исследованнях и место «комаид» в этой общности
12 Содержательная составляющая понятия педагогические комапды» в педагогических исследовапиях
13 Условия оргаиизации педагогических команд в образовательной среде учреищений нри решении задач активизании инновационной деятельности образовательных учреждений
Выводы по первой главе
Глава
II ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ педагогических командах как средство деятельности образовательных реализация способов и условий организации ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ
21 Способы оргапизации активнзацни учреждений
22 Практическая КОМАПД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ инновациоиной недагогических команд как средства активизации инновациониой деятельности образовательных учреяедений
23 Опытпо-экснериментальное исследование влияния педагогических команд на активизацию инновационной деятельности образовательных учреяедений
Выводы но второй главе
Заключение
Библиография
Приложения

Введение:

Актуальность исследования. В современной науке и жизни отмечаются процессы глобализации, модернизации, информатизации и детрадиционализации общества. Эти явления сопровождаются изменениями всех аспектов сознания. Отношения личности к инновациям и нововведениям активно влияют на восприятие этого нового и реальное участие в его осуществлении. Новации, новшества, инновационные процессы обозначены практически во всех стратегических документах Правительства РФ, МО и науки РФ («Концепция модернизации содержания образования РФ на период до 2010 года», «Концепция Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», «Федеральная целевая программа исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса на 2007-2012 гг.» и др.) как важные компоненты деятельности образовательных учреждений и организаций. Проблемам новаций посвящено множество исследований в области педагогики (К.Ангеловски, Е.С.Заир-Бек, М.П.Кларина, В.В.Лаптева, Н.Д.Никандрова, А.А.Пинского, В.А.Сластенина, Р.Ю.Юсуфбековой и др.). Однако до сих пор вопрос активизации инновационной деятельности образовательных учреждений, особенно вопрос доведения новаций до поведенческого уровня остается мало изученным. Учреждения, преимущество организации, качества стремящиеся своей получить конкурентное за счет работы, инноваций, высокой рентабельности в первую очередь должны думать о развитии коллектива, команды. К такому выводу приходит все большее число руководителей. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов. Вопрос обеспечения условий творческого взаимодействия в коллективе, группе или команде как педагогического средства организации учебно-воспитательного процесса остается до сих пор мало изученным. В связи с этим, становится актуальной разработка вопроса командообразования в педагогическом коллективе как средства активизации инновационной деятельности. Нами выявлены противоречия между: острой необходимостью перехода на инновационное обучение и признание его как приоритетного, и недостаточной готовностью педагогических кадров к осуществлению этого; потребностью образовательного социума в освоении, внедрении и разработке новаций и недостаточной исследованностью механизмов активизации инновационной деятельности субъектов образования, в том числе образовательных учреждений; необходимостью широкого освоения и внедрения новаций и неготовностью педагогических коллективов к этому процессу. Обозначенные противоречия подчеркивают необходимость актуализации проблемы, включения большего состава педагогических коллективов в инновационную деятельность исследования. Командное взаимодействие выступает в качестве условия оказания психолого-педагогической помощи в эффективном построении учебнои обуславливают актуальность темы, выбранной для воспитательного процесса, актуализируя внутренние механизмы изменения собственного отношения к целевым установкам образовательного учреждения. В научно-педагогической и методической литературе имеются немногочисленные теоретические, прикладные исследования по разным аспектам командообразования. В них раскрываются вопросы сущностных характеристик командообразования в педагогическом коллективе, вопросы условий организации педагогических команд, осуществление сравнения рабочих групп и команд и др. (Г.Гертер, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Дж.Р.Катценбах, Ю.В.Козырев, Г.Р.Латфуллина, Оттл К., Д. Степанов, К.Фопель).Проблема нашего исследования состоит в выявлении способов активизации инновационной деятельности образовательных учреждений в ходе организации педагогических команд. Идея исследования: системная и целенаправленная организация педагогических команд среди коллектива учителей будет способствовать формированию инновационного сознания и активизации инновационной деятельности образовательных учреждений. Объект исследования: процесс активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Предмет исследования: организация педагогических команд в образовательных учреждениях деятельности. Цель исследования: команд как средство активизации инновационной выявление условий как средства и способов организации инновационной педагогических активизации деятельности образовательных учреждений. Гинотеза исследования: организация педагогических команд в школе будет способствовать активизации инновационной деятельности и эффективности взаимодействия членов педагогического коллектива, позитивно влиять на результаты образовательного учреждения при реализации следующих условий: обозначение признаков команды, отличающих ее от рабочей группы педагогического коллектива; формирование психологического и методического уровней взаимодействия членов педагогического коллектива, ориентированного на командную работу; разработка и внедрение механизма формирования педагогических учреждениях, реализующих инновационную команд в образовательных деятельность; организация педагогических команд и их деятельность как системная и целенаправленная работа осуществляется на основе алгоритма, имеющего вариативную и инвариантную составляющие; применение способов организации деятельности педагогических команд и признание творческой индивидуальности членов команд. Цель, предмет, гипотеза исследования предполагают решение следующих задач исследования: 1. Проанализировать социальную литературу команды» с психолого-педагогическую, целью и определения философскопонятия сущности «педагогические проблемы. 2. Выявить педагогических коллектива. степени проработанности исследуемой признаки, типологию команд, рабочих команд, осуществить в структуре сравнение групп педагогического 3. Выявить условия, способы организации педагогических команд как средства активизации инновационной деятельности образовательных учреждений. 4. Выявить механизмы формирования педагогических команд в условиях деятельности образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность. 5. Осуществить апробацию способов и условий организации педагогических команд при рещении задач активизации инновационной деятельности образовательных учреждений с целью проверки эффективности в нроцессе опытно-экспериментальной работы. Методологической осиовой исследования являются психолого- педагогические положения о социальной природе и психической деятельности человека, социализации личности, научные исследования по проблемам творческой педагогики; философия командного стиля работы (Рута Кона, К.Фопеля, З.Миколайчик); методология стратегии социологических исследований (Б.С.Гершунский, Ю.А.Карпова, В.Б.Моин, В.Г.Овсянников, М.Пэнсона-Шарло, И.Д.Фрумин, В.А.Ядов и др.). Разработка авторской исследовательской программы формирования педагогических команд в образовательном учреждении осуществлялась с учетом научных знаний о методологии педагогических исследований (П.Р.Атутов, Р.Атаханов, Н.И.Болдырев, Н.В.Бордовская, В.И.Гинецинский, Н.И.Загузов, П.Ингенкапп, В.В.Краевский, А.А.Кыверялг, В.М.Новиков, П.И.Образцов, А.Писарева, Е.В.Ткаченко, А.П.Тряпицына, Д.И.Фельдштейн и др.). Исследование проводилось с опорой на методологические подходы (системный, аксиологический, гуманистический, социокультурный), которые при проведении отдельных сторон исследования интегрировались, а при проведении других дифференцировались, что позволяло достигать согласованности и целостности развиваемой концепции формирования педагогических команд в образовательном учреждении. Теоретическую основу исследования составляют: -общетеоретические аспекты целостного развития личности, единства сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.Рубинштейн, В.И.Сластенин и др.); -теоретические деятельности аспекты самореализации Д.Богоявленская, личности А.Маслоу, в творческой А.В.Мудрик, (А.Адлер, К.Роджерс, К.Г.Юнг и др.); -теория педагогического коллектива (Ю.К.Бабанский, Н.С.Дежникова, Г.М.Коджаспирова, А.С.Макаренко, А.В.Петровский, И.П.Подласый, К.Д.Радина, В.П.Сергеева, В.А.Сухомлинский, Г.И.Щукин и др.); -теоретические Н.Е.Дерзкова, аспекты командообразования И.В.Жуковский, {Г.Гертер, О.КГромова, Е.Долгинова, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Дж.Р.Катценбах, Ю.В.Козырев, М.Кукушкин, Г.Р.Латфуллина, З.Миколайчук, Оттл К., Г.Н.Сартан, Д. Степанов, К. Фопель, А.П.Тряпицына и др.); •теория темацентрированного взаимодействия как метода установления и поддерживания равновесия в рабочей группе Рута Кона; -теория педагогических методов исследования (И.С.Батракова, В.И.Загвязинский, Л.С.РЪгюшин, Е.И.Казакова, А.Г.Козлова, В.Я.Никитин, А.Писарева, Н.Ф.Радионова, А.С.Роботова и др.); -теория унравления образованием, образовательными учреждениями, организациями: А.И.Жилина, В.М.Лазарев, (Л.А.Башарина, Т.Бойделл, М.Вудкок, И.В.Гришина, И.Д.Ладанов, А.М.Моисеев, Е.С.Заир-Бек, А.Е.Капто, А.В.Лоренсов, В.Ю.Кричевский, А.Е.Марон, К.Макхэм, В.Я.Никитин, В.П.Панасюк, В.И.Подобед, М.М.Ноташник, О.Г.Прикот, В.Н.Топоровский, П.И.Третьяков, Ю.Трапицын, В.М.Шепель, Д.Фрэнсис, П.И.Юнацкевич и др.); -теория В.В.Горшкова, образования В.Кривых, взрослых: (В.С.Вершловский, А.Е.Марон, А.И.Жилина, В.Г.Онушкин, А.А.Макареня, В.И.Подобед, Н.Н.Суртаева, Г.С.Сухобская, Е.П.Тонконогая и др.). Методы исследования: теоретический анализ философской, психологопедагогической и специальной научной литературы по проблеме исследования; моделирование; эмпирические методы констатирующий и преобразующий педагогический обработка эксперимент, включенное данных на основе наблюдение, интервьюирование; сравнительного количественного и качественного анализа результатов. Основные этапы организации экспериментального исследования: Первый этап, 2000-2003 гг. включал анализ проблем деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, опыта организации командной работы и рабочих групп; формулирование целей, задач и гипотезы исследования; разработку программы поэтапного решения обозначенной проблемы, разработку материалов для осуществления констатирующего этапа педагогического эксперимента (анкет, опросных листов и т.д.), проведение констатирующего результатов. этапа педагогического эксперимента и обработку динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны. В отличие от рабочих групп, они организуются административным и неадминистративным путем. 2. Механизм формирования педагогических команд включает следующие шаги: -осознание значимости деятельности педагогических команд; -признание правил дисциплинированного поведения; -принятие и понимание членами команды общей задачи; -обозначение и принятие того, что считать успехом в ее решении; -определение общей стратегии работы и развитие необходимых рабочих навыков, принятие ответственности за результаты работы. Члены команды должны различать ситуации, требующие коллективной ответственности и совместного поиска общего решения, а также ситуации, в которых достаточно лишь индивидуальных усилий отдельных людей. 3. Признаки команды: эффективное конструктивное межличностное взаимодействие; ярко выраженная личная ответственность, профессионализм каждого сотрудника команды, положительное мышление, а, следовательно, ориентация на общий, а не индивидуальный успех, способность согласованно работать на общий результат, дисциплинарное поведение, дух команды и др. Педагогические команды формируется в организациях и школах, отличающихся, прежде всего, сильной мотивацией успеха, незаурядным стремлением к успеху как организующему принципу деятельности педагогов в команде для решения задач развития образовательного учреждения, включая задачи инновационного характера развития. 4. Функциональное назначение деятельности команд включает активизацию коллектива, инновационной членов педагогического сплоченность коллектива, снятие конфликтной напряженности, развитие творческого потенциала личности, развитие коллектива, развитие образовательного учреждения. Команды выполняют социальную, воспитательную, образовательную, консолидирующую функции и др. Работа в команде всегда предоставляет отдельным сотрудникам возможность солирования, она же настраивает на то, что все ее участники должны быть готовы ради общего дела сделать все, что в их силах. 5. Организационно-педагогические условия, позволяющие использовать преимущество командной работы при решении задач активизации инновационной деятельности образовательного учреждения: -признание инновационной деятельности образовательного учреждения в современных условиях как необходимости; -демократический стиль руководства, предполагающей делегирование полномочий; -организационный климат и условия и способы его изменения; -ориентация на проектный подход в решении задач инновационной деятельности школы; -разработка методики организации деятельности команды по решению задач освоение инновационной деятельности школы; -мотивация, ориентирующая на командный характер деятельности членов педагогического коллектива и др. 6. Типология педагогических команд по различным классификационным признакам: а) целевому объединения, назначению функциональные (методические и т.д.), проектно- инновационные, административные диагностические (предметные объединения, предметно-цикловые комиссии, творческие группы, мобильные инновационные структуры), проблемные (творческие лаборатории, творческие ассоциации, творческие педагогические корпорации, консалтинги и др.); б) временному фактору коротко временные, длительные; в) по содержанию задач стратегические и тактические, команды «прорыва»; г) по составу однородные (состоящие только из учителей или администрации и т.д.), смешанные (в одну группу могут входить учителя, родители, администрация, в отдельных случаях ученики и т.д.) 7. Способы организации педагогических команд как средство активизации инновационной деятельности образовательного учреждения: -организация ношаговых действий членов педагогического коллектива; •применение алгоритма организации педагогических команд; -осуществление стратегического планирования организации педагогических команд при решении задач освоения новаций; -применение различных форм организации деятельности командной работы, активизирующие инновационный процесс в образовательном учреждении (полная команда, мини-команда, диадическая, расширенная креативная команда, качественная панель, пир-команда, брейнсторминг, команды в форме фокус-группы, метода мозговой атаки и др.). 8. Алгоритм организации педагогических команд: -обозначение инновационной цели образовательного учреждения, для решения, которой создаются педагогические команды; -формулировка стратегии отбора участников команды; -выявление готовности учителей и других субъектов работать в команде; мотивация командной работы; определение типов команд и способов их организации; -решение организационных вопросов: а)обозначение лидера, б)знакомство с целями (видами новаций, разработка и освоение, которых предстоит), в)вхождение в информационно-исследовательское поле по инновационной проблеме, обозначенной целью исследования, обсуждение реалистичности решения целевой установки, вариантов организации деятельности, г)распределение ролей между членами команды, организация деятельности в соответствии обозначенных ролей, д)определение формы взаимодействия при реализации целей; е) выработка формы публичного представления результатов достижения целей; ж)анализ результатов, обобщения и распространения опыта в педагогическом коллективе; -тиражируемость достигаемых результатов по освоению, разработке педагогических новаций с целью активизации инновационной деятельности всего педагогического коллектива.Научная новизна исследования состоит: в выявлении функций педагогических команд при решении задач, стоящих перед образовательным учреждением; в доказательстве возможностей использования различных способов организации педагогических команд как средства активизации инновационной деятельности образовательных учреждений; в разработке типологии педагогических команд на основе обозначенных признаков, позволяющих отличать педагогические команды от рабочих групп, педагогического коллектива (инновационные, проектнодиагностические, самоуправляемые, управленческие, стратегические и др.); в разработке механизма формирования педагогических команд, описывающего пошаговые действия членов педагогического коллектива; в выявлении способов организации педагогических команд как средства активизации инновационной деятельности образовательных учреждений. Теоретическая значимость исследования состоит в: обогащении теоретических знаний педагогики за счет уточпения понятий «педагогическая команда» посредством рассмотрения соотношения понятий «рабочая группа», «педагогический коллектив»; систематизации функций, признаков педагогических соотнесения их с функциями педагогического коллектива; выявлении организационно-педагогических условий формирования педагогических команд при активизации инновационной деятельности команд и образовательного учреждения; разработке алгоритма организации педагогических команд. Практическая значимость исследования заключается в том, что: экспериментально подтверждена идея использования педагогических команд для эффективного решения учебно-воспитательных задач образовательных учреждений; выявлена серия диагностических методик, позволяющих определять эффективность деятельности педагогических команд при решении задач развития обп];еобразовательных учреждений; в разработке сценариев фокус-групп, топик-гайдов для организации командной работы, в разработке социально-педагогических проектов как результатов деятельности педагогических команд; в разработке методических рекомендаций, раскрывающих сущность деятельности педагогических команд на основе предложенного алгоритма. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в спецкурсах и спецсеминарах учреждений при на подготовке руководителей при общеобразовательных подготовке факультетах работы, менеджмента, учителей организаторов воспитательной средних специальных и высших педагогических учреждений, а также в системе повышения квалификации работников образования в деятельности научнометодических центров отделов образования. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования: обсуждались на конференциях разного уровня: трех Всероссийских научно-практических конференциях: «Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов» (г.Тюмень, 2005г., 2006г.), «Образование и культура как фактор развития региона» (г.Тобольск, 2006 г.); -четырех межрегиональных научно-практических конференциях: «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (СПб, 2006г., 2007г.), «Проблемы и перспективы развития лицейско-гимназического образования в современных условиях» (СПб, 2006г., «Образование и культура в ЗападноСибирском регионе: история перспективы, проблемы (г.Омск, 2006 г.). Апробация осуществлялась через публикации материалов в научных сборниках трудов: взаимодействия» «Педагогическая инноватика в решении задач концепции модернизации Российского образования». -СПб., 2005., «Образование в эпоху перемен».СПб., 2006, «Модернизация системы образования: подходы, решения, опыт реализации». -СПБ., 2006, «Модернизация Российского образования». -Астрахань., 2006; через участие в научно-практическом семинаре «Тенденции преобразований в образовательной сфере в контексте современных изменений в России» (Тюмень, 2003 г.), а также при работе с заместителями директоров по научно-методической работе образовательных учреждений Колпинского района Санкт-Петербурга; на заседании Центра развития образования взрослых в регионах России ГНУ «ИОВРАО». Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 192 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz