Четверг, 2024-09-19, 10:55 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июнь » 26 » Скачать Организационно-правовые основы борьбы с проституцией в годы НЭПа (1921-1928 гг.). Токмачева, Анастасия Юрьевна бесплатно
1:27 AM
Скачать Организационно-правовые основы борьбы с проституцией в годы НЭПа (1921-1928 гг.). Токмачева, Анастасия Юрьевна бесплатно
Организационно-правовые основы борьбы с проституцией в годы НЭПа (1921-1928 гг.)

Диссертация

Автор: Токмачева, Анастасия Юрьевна

Название: Организационно-правовые основы борьбы с проституцией в годы НЭПа (1921-1928 гг.)

Справка: Токмачева, Анастасия Юрьевна. Организационно-правовые основы борьбы с проституцией в годы НЭПа (1921-1928 гг.) : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.01 Москва, 2006 162 c. : 61 06-12/1415

Объем: 162 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 15 БОРЬБЫ С ПРОСТИТУЦИЕЙ В РОССИИ С IX ВЕКА ДО 1921 г
§ 1 Понятие проституции Причины ее возникновения 15 и существования
§ 2 Контроль за проституцией с IX века до октября 1917 года
§ 3 Организационно-правовые основы борьбы с проституцией 42 в период с Октябрьской Революции 1917 года до 1921 года
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 58 БОРЬБЫ С ПРОСТИТУЦИЕЙ В РОССИИ В 1921 - 1928 ГОДАХ
§ 1 Борьба с проституцией в России в 1921 - 1926 годах
§ 2 Организационно-правовые основы борьбы с проституцией 106 в период свертывания НЭПа

Введение:

Актуальность темы исследования.
Современный этап государственного развития Российской Федерации характеризуется реформированием всех сфер общественной жизни: экономической, политической и культурной, начавшимся в 90-е годы XX века с перехода к рыночной экономике. Этот процесс сопровождается перераспределением собственности, изменением ее форм, масштабными социальными и политическими преобразованиями в обществе. С этой точки зрения реформы 90-х годов - это подлинная социальная и политическая революция, целью которой было построение правового государства, в котором человек, его права и свободы будут действительно являться высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.1
Однако любой революции, носящей социальный и политический характер, неизбежно сопутствуют социально-экономический кризис, резкое снижение уровня жизни, падение уровня общественной нравственности, что вызывает криминализацию общественных отношений, всплеск уголовной, организованной преступности. В результате реформирования на поверхности социальной жизни оказываются болезни общества, во многом «благодаря» средствам массовой информации. Героизация, воспевание порнографии, разврата, проституции, пропаганда культа денег, жестокости и насилия способствуют легкому вовлечению в сферу коммерческого секса новых «кадров». Имущественное расслоение общества приводит к тому, что многие целью своей жизни видят быстрое обогащение, соглашаясь с незаконными формами достижения этой цели.
В числе прочих негативных явлений значительно возрос уровень проституции. В этой связи особенно актуальной становится проблема принятия решения о способах борьбы с ней либо о возможности ее легализации. Это связано с целым рядом причин. Во-первых, с массовым распространением СПИДа и венерических заболеваний.
Во-вторых, огромные доходы, получаемые нелегально, идут на развитие сферы коммерческого секса и в целом в криминальный сектор, а не в государственный бюджет. Однако по этому поводу существуют определенные противоречия. С одной стороны, деньги, заработанные подобным образом, грязные. Зарабатывать на аморальности плохо. Легализация проституции может спровоцировать активизацию деятельности по торговле людьми. С другой стороны, эти деньги могли бы пойти на создание специальных организаций по надзору за сферой коммерческого секса (медицинских, правоохранительных и т.п.).
В-третьих, широкое распространение коммерческого секса, интерес к нему молодежи обусловлен падением нравственных устоев общества.
В-четвертых, с развитием проституции наблюдается рост преступлений, с ней связанных.2 При этом под видом досуговых агентств, массажных салонов, саун фактически существуют публичные дома. Газеты пестрят объявлениями, предлагающими приятно провести время в обществе девушек, женщин различного возраста и даже мужчин. Весь этот бизнес достиг огромных размеров, но действует бесконтрольно, способствуя вовлечению новых «кадров» в проституцию, росту числа венерических заболеваний. В том числе отсутствует медицинский контроль, в связи с чем возникает вопрос о необходимости его введения.
2 Это и заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией (ст. 121. 122 УК РФ 1997г.); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134); вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151); торговля несовершеннолетними (ст. 152); различные преступления против собственности; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст.228) и т.п. (ст.229, 230, 232); вовлечение в занятие проституцией (ст.240); организация или содержание притонов для занятия проституцией (ст.241); незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.242) и др.
Бизнес по оказанию интимных услуг, который всегда на виду, незаконен, однако на практике привлечь к ответственности ни проститутку, ни сутенера, ни руководителя досугового агентства практически невозможно.3 Такая ситуация обусловлена коррумпированностью сотрудников правоохранительных органов, зачастую «курирующих» секс -бизнес, возможностью «откупа» от наказания.
Задача борьбы с проституцией делает актуальным изучение исторического опыта по решению данного вопроса. Исходя из этого, автор видит своей целью показать различные формы и методы воздействия государства на сферу оказания секс - услуг, выявить их эффективность, достоинства и недостатки.
Анализ исторического опыта позволяет сделать вывод о наибольшем сходстве современной ситуации с периодом проведения новой экономической политики в Советской России. Переход к рыночной экономике в 20-е годы XX века не являлся по своему характеру социальной революцией, однако сопровождался всеми присущими ей негативными явлениями (снижением уровня жизни, падением нравственности, активизацией преступной деятельности), вследствие чего не менее остро встал вопрос борьбы с проституцией.
В период НЭПа допущение рыночных отношений, возрождение денежного обращения привело к расширению сферы коммерческого секса. Установленная отечественными социологами зависимость раскрепощенности в области нравственности от «великих исторических переворотов типа социальных бедствий и кризисов, революций и войн, массового голода и разрухи»4 отчетливо проявилась в рассматриваемый период и не замедлила сказаться на увеличении проституции. Спрос на
3 Лишь в Кодексе об административных правонарушениях РФ 2001г. предусматривается административная ответственность по ст. 6.11 за занятие проституцией, а по ст. 6.12 - за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией.
4 И.А. Голосенко, С.И. Голод, Социологические исследования проституции в России, СПб., 1998, С.34 продажную любовь» резко возрос, что поставило государство перед вопросом о создании организационно-правовых основ борьбы с этим негативным явлением.
Большевистские власти сочли неприемлемой политику регламентации, осуществлявшуюся в царской России. В результате был выработан новый подход, в соответствии с которым как преступность, так и проституция рассматривались как наследие буржуазного общества, результат его несовершенства, которое может быть искоренено в социалистическом государстве. Исходя из этого, в Советской России в деле борьбы со сферой коммерческого секса был взят курс на вовлечение женщин в трудовую и общественную деятельность, перевоспитание, привитие им нравственных и моральных ценностей, уравнение их в правах с мужчинами, на частичное освобождение слабого пола от забот по ведению хозяйства и воспитанию детей, на обеспечение доступного медицинского обслуживания и улучшения в целом условий жизни. Подобные действия дополнялись активной борьбой с притонодержательством, сутенерством, вовлечением в проституцию на основе уголовного законодательства.
В результате, хотя принимаемые меры социального воздействия ограничивались экономическими возможностями страны и не всегда были эффективны, советское государство, реализуя совокупность всех мероприятий, направленных на борьбу с проституцией к концу 20-х годов добилось значительного снижения ее уровня в целом по стране.
Мы предполагаем, что изучение исторического опыта применения различных мер по борьбе с проституцией и их эффективности даст возможность оценить актуальность использования некоторых из них и в наши дни.
Цель данного исследования - выявить способы и методы борьбы с проституцией в период НЭПа и возможность их использования в условиях демократического государства (Российская Федерация).
Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:
1. Анализируются правовые основы проведения НЭПа (1921 - 1928 гг.)
2. Изучается динамика и структура проституции в РСФСР в период новой экономической политики.
3. Показываются организационно-правовые основы деятельности государственных органов по борьбе с проституцией в 20-е годы XX века.
4. Раскрываются особенности мероприятий по борьбе с проституцией, проводимых различными ведомствами в 20-х годах XX века.
5. Изучаются возможности и пределы использования исторического опыта деятельности государства по борьбе с проституцией в настоящее время.
Степень разработанности темы диссертационного исследования.
Проблема борьбы с проституцией в Советской России в той или иной мере привлекала внимание исследователей, ей посвящена значительная часть научной литературы, опубликованной как современниками, так и в более позднее время.
Среди работ, написанных в 20-е годы прошлого века необходимо выделить статьи М.Н. Гернета, посвященные изучению преступности тех лет,5 профессора П.И. Люблинского о половых преступлениях,6 профессора H.A. Семашко и врачей JI.A. и Л.М. Василевских, в которых авторы исследуют проблемы, связанные с распространением венерических заболевании через проституцию, а также работы В.Д. Менынагина о борьбе с притонодержательством.8
5 См. например: М.Н. Гернет, К статистике проституции // Статистическое обозрение, №7 (июль) М., 1927г.; М.Н. Гернет, Движение населения в местах заключения СССР // Статистическое обозрение, №5 (май) 1928г.; Преступный мир Москвы, под ред. М.Н. Гернета, М., 1924.
6 См. например: Проф. П.И. Люблинский, Преступления в области половых отношений, M.-JL, 1925г.; П.И. Люблинский, Проституция в Северо-Американских штатах // Социальная гигиена, №1 (9), 1927.
7 См. например: Проф. H.A. Семашко, Десятилетие советской медицины и социальная гигиена // Социальная гигиена, №1 (14), 1928г.; H.A. Семашко, Мероприятия
Непосредственно в период проведения новой экономической политики проблемы борьбы с проституцией широко изучались и обсуждались многими учеными.9
В числе работ, посвященных различным аспектам правовой жизни периода НЭПа, особо следует выделить труды профессора В.М. Курицына.10 Отличительной чертой этих работ является введение в научный оборот значительного числа архивных материалов, которые ранее были мало доступны.
Среди современных авторов, исследующих проблему проституции и борьбы с ней, особого внимания заслуживают работы С.И. Голода, И.А. Голосенко, Н.Б. Лебиной, М.В. Шкаровского.11 В работах этих авторов рассматриваются основные этапы борьбы с проституцией в различные периоды развития Российского государства, в том числе и в период НЭПа. В указанных публикациях содержится обширный материал, имеющий
Наркомздрава по личной профилактике венерических болезней // Социальная гигиена, 1924, №3-4; Врачи J1.A. и JI.M. Василевские, «Проституция и новая Россия», Тверь, 1923; Врач J1.M. Василевский, Проституция и молодежь. Социально- гигиенический очерк, «Новая Москва», М., 1926. о
См. например: В.Д. Менынагин, Притонодержательство // Правонарушения в области сексуальных отношений, М., 1927; В.Д. Меньшагин, Притонодержательство (Социологический очерк), М., 1927.
9 См. например: Опыт подхода к изучению проблемы пола // Социальная гигиена, №6, 1925; С. Равич, Борьба с проституцией в Петрограде // Коммунистка, №1, 1920; А. М. Коллонтай // Коммунистка, №6, 1920; А. М. Коллонтай, Письма к трудящейся молодежи // Молодая гвардия, М., 1922, №№1-2, 6-7; JI. Эратов, Наказуема ли проституция? // Советская юстиция, М., 1922, №4; М.С. Строгович, Борьба с проституцией путем уголовной репрессии // Советская юстиция, 1925, №37; А.И. Маянц, Г.А. Баткис, Л.С. Гурвич, Проблема пола среди молодежи Востока // Социальная гигиена, №2 (16), 1929г.
10 В.М. Курицын, О причинах и истоках организованной преступности в Российской Федерации. // «Проблемы правоведения в условиях гуманизации юридического образования». Учебно-методическое пособие. - Сочи: Научно-образовательный центр Российской академии образования, 2003; В.М. Курицын, Из истории Советского административного права // Советское государство и право, №10, 1981; В.М. Курицын, Переход к НЭПу и проблемы законности: новое прочтение.// Право и жизнь. №1,1992, М.; В.М. Курицын История государства и права России. 1929-1940, М., 1998; В.М. Курицын, Развитие прав и свобод в Советском государстве, М., 1983; В.М. Курицын, Переход к НЭПу и революционная законность, М., 1972; В.М. Курицын, Становление социалистической законности, М., 1983; В.М. Курицын, Д.Д. Шалягин, Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России, М., 2004.
11 См.: Н.Б. Лебина, М.В. Шкаровский, Проституция в Петербурге, Москва, 1994; И.А. Голосенко, С.И. Голод, Социологические исследования проституции в России, СПб, 1998. значительную научную ценность. Вместе с тем непосредственное участие государства посредством различных государственных органов в деле борьбы с проституцией в период НЭПа не рассматривалось ни в одной из имеющихся работ.
Таким образом, автором был учтен и критически проанализирован в диссертации имеющийся опыт исследования, что дало возможность по-новому взглянуть на ряд проблем, связанных с изучаемым периодом.
Объектом исследования является деятельность государственных органов РСФСР по осуществлению мероприятий, направленных на борьбу с «социальными болезнями», воспринимаемыми как наследие капиталистического строя, в условиях социально-экономических и ф политических реформ на протяжении 20-х годов XX века.
Предмет настоящего исследования составляют социально-экономические и политические факторы, обусловившие структуру и динамику проституции, а также формы и методы взаимодействия различных государственных органов РСФСР в области борьбы с проституцией в исследуемый период.
Методологическая база исследования. Настоящее исследование осуществлялось с диалектических позиций, основу которых составили принципы объективности и историзма, преемственности и системности методов научного исследования. Кроме того, в ходе работы использовались А общенаучные и формально-логические методы: индукция, дедукция, а также историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный и функциональный методы, статистический и социологический анализ.
При подготовке диссертационного исследования были использованы теоретические положения, разработанные общей теорией права и государства, уголовного права и криминологии.
Источниковая база диссертационного исследования.
При проведении диссертационного исследования использовалась ф обширная нормативная правовая база Советского государства, содержащаяся в Собрании узаконений РСФСР (1917 - 1930 гг.), Собрании законов СССР (1924 - 1930 гг.), а также ряде тематических сборников по истории
1 *У советского законодательства. В ходе работы над диссертацией автор обращался к нормативным актам Российской империи. 13 Кроме того, в работе отражены нормативные правовые акты современной России.
Учтены работы и выступления идеологов пролетарского государства: Н.И. Бухарина, В.И. Ленина, К. Маркса, И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Ф. Энгельса.
Широко в работе представлены взгляды на проблемы, затронутые в диссертации, ученых-юристов и работников советского государственного аппарата 20-х годов XX века: Г.А. Баткиса, Л.С. Гурвича, М.Н. Гернета, А. Жижиленко, А. Елистратова, A.M. Коллонтай, П.И. Люблинского, Б.С. Маньковского, A.A. Пионтковского, С. Равич, H.A. Семашко, М.С. Строговича, К. Цеткин, Л. Эратова, В. Якубсона и др.
Огромную значимость в ходе исследования имели труды отечественных ученых науки истории права и государства: И. А. Исаева, В.Н Кудрявцева, В.М. Курицына, Р.В. Нарбутова, В.Н. Садикова, Ю.П. Титова, О.И. Чистякова и др. t
Общетеоретическое значение при написании диссертации имели труды ученых-правоведов: А.Г. Братко, А.Б. Венгерова, С.Е. Вицина, В.Н. Казакова, В.В. Лазарева, В.П. Малахова, М.Н. Марченко, C.B. Недобежкина, В.В. Оксамытного, А.С Пиголкина, Т.Н. Радько и др.
В ходе исследования использовались труды зарубежных ученых: Дж. Боффа, Н. Верта, Ч. Ломброзо, П. Соломона, Ш. Фицпатрик.
12 См. например: Систематическое собрание законов РСФСР действующих на 1-е января 1928 г. (7 ноября 1917 г. - 31 декабря 1927г.). Под ред. Я.Н. Бранденбургского. В 2-х т. M., Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1929; Уголовное право. История юридической науки, М., 1978; Здравоохранение в годы восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства СССР. 1925-1940. Сборник материалов и документов. М., 1973.
13 См. например: История полиции России. Исторический очерк и основные документы, Учебное пособие. Под ред. В.М. Курицына, Москва, 2001; Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т.ХХШ, 1903.
Ценными источниками явились материалы, содержащиеся в статьях и публикациях советской периодической печати: газета «Правда», журналы «Власть Советов», «Еженедельник Советской Юстиции», «Коммунистка», «Право и жизнь», «Рабочий суд», «Советское право», «Социальная гигиена», «Статистическое обозрение», а также периодические издания последующих лет: газета «Аргументы и факты», «Газета», «Московский Комсомолец», журналы «Государство и право», «Коммерсант-ВЛАСТЬ», «Коммерсант-Деньги», «Родина».
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка рассмотреть проблемы борьбы с проституцией в историко-правовом аспекте. Указанная проблема в советский период нашей истории изучена слабо. В последнее время появились работы социологического и общетеоретического характера, однако в историко-правовом аспекте данный вопрос применительно к послеоктябрьскому периоду не изучался.
В работе проводится исследование борьбы с проституцией не только правоохранительными органами, но и такими государственными структурами, как органы здравоохранения, образования, труда и социального обеспечения, что отражает более широкий взгляд на проблему.
Диссертант в работе отмечает, что торговать собой женщину в большинстве случаев вынуждали социально-экономические причины. Данный факт обуславливал строгое ограничение роли правоохранительных органов в деле снижения роста проституции, которая сводилась к осуществлению борьбы с вовлечением «новых кадров» секс - бизнеса (притонодержательство, сутенерство).
Исследование содержит анализ эффективности различных способов воздействия на проституцию, базирующийся на изучении нормативных актов и статистических данных разных периодов исторического развития Российского государства, на основании которого автор приходит к выводу о наибольшей эффективности мероприятий, проводимых в период НЭПа.
Новизна исследования находит свое выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Система регламентации проституции, действовавшая в царской России являлась неэффективной. Несмотря на законодательное закрепление за некоторыми государственными органами функций по осуществлению полицейского и медицинского контроля за сферой оказания секс - услуг, на практике их деятельность не давала желаемого результата. Халатность при осуществлении медицинских осмотров и взяточничество полицейских чинов не позволили снизить рост заболеваемости венерическими болезнями и численности женщин, торгующих собой.
2. В связи с определением проституции как наследия буржуазного строя в советском государстве были разработаны новые способы борьбы с этой социальной болезнью. Новая политика в отношении проституток основывалась в первую очередь на проведении социально-экономических реформ, способных снизить влияние фактора материальной необеспеченности при выборе способа заработка.
3. Благодаря формированию законодательной базы, регламентирующей совместную, согласованную деятельность органов здравоохранения, социального обеспечения, труда, образования и правоохранительных органов, уровень проституции в СССР к концу проведения новой экономической политики был существенно снижен.
4. Борьба с проституцией не может быть достаточно эффективной при осуществлении ее только правоохранительными органами. В данном виде деятельности должны участвовать все государственные структуры путем принятия соответствующих нормативных правовых актов в области экономики, медицины и образования.
5. Реальная борьба с проституцией возможна только при поддержке средств массовой информации, которые должны формировать в обществе, особенно для молодежи, нетерпимость к проявлениям любых форм аморального и безнравственного поведения, в том числе и негативное отношение к проституции. Это, возможно, потребует создания определенных общественных органов, направляющих работу средств массовой информации в деле пропаганды нравственности, например, по образу уже существующих подобных организаций в некоторых странах Запада (США, Франция).
6. Для снижения уровня проституции в настоящее время может быть использован исторический опыт, выработанный в период НЭПа, в совокупности с частичным введением некоторых элементов ее регламентации. Воздействие на ограничение роста числа венерических заболеваний может быть оказано путем проведения мероприятий по осуществлению медицинских осмотров лиц, торгующих собой с учетом опыта проведения аналогичных мероприятий в 20-е годы XX века. Для снижения роста числа проституток нам видится возможным введение надзора со стороны правоохранительных органов за этой деятельностью, которая фактически осуществляется в наши дни под видом работы саун, массажных салонов, досуговых агентств.
Теоретическую значимость диссертационного исследования определяет анализ форм и методов участия государственных органов в условиях рыночной экономики в борьбе с проституцией и форм их взаимодействия в этой сфере между собой. Настоящая диссертация призвана восполнить этот пробел в историко-правовой литературе.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что изучение исторического опыта деятельности государства по борьбе с проституцией может быть использовано для совершенствования его современной работы в этой области.
Собранный и обобщенный диссертантом материал может использоваться при разработке нормативных правовых актов, регламентирующих борьбу с проституцией.
Кроме того, он может быть использован в преподавании курсов истории государства и права, истории органов внутренних дел, криминологии, соответствующих разделов целого ряда отраслевых юридических дисциплин.
Апробация диссертационного исследования. Диссертационная работа подготовлена и обсуждена на кафедре теории права и государства Московского университета МВД России. Положения диссертационного исследования были внедрены в учебный процесс и отражены в фондовых лекциях, подготовленных совместно с профессорско-преподавательским составом кафедры теории права и государства Московского университета МВД России. Основные теоретические положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографии.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 116 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz