Четверг, 2024-09-19, 10:48 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 31 » Скачать Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности. Соколик, Ирина Юрьевна бесплатно
4:02 AM
Скачать Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности. Соколик, Ирина Юрьевна бесплатно
Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности

Диссертация

Автор: Соколик, Ирина Юрьевна

Название: Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности

Справка: Соколик, Ирина Юрьевна. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.04 Минск, 1998 357 c. : 71 99-13/10-0

Объем: 357 стр.

Информация: Минск, 1998


Содержание:

Введение 4 Общая характеристика работы
Глава 1 Состояние проблемы спортивного отбора и диагностики спортивной одаренности
11 Этапы развития проблемы спортивного отбора
12 Основы теории спортивного отбора
13 Организация спортивного, отбора
14 Этапы спортивного отборами их содержание
15 Реалии спортивной генетики и природа спортивной одаренности 2 б
16 Спортивный прогноз и проблема отбора перспективных спортсменов
17 Модели для спортивного отбора 37 Резюме
Глава 2 Методы и организация исследований
21 Организация исследований
22 Метода исследований
Глава 3 Концепция диагностики спортивной одаренности
31 Методология диагностики спортивной одаренности
32 Основные источники диагностики,-спортивной индивидуальности
33 Содержание этапов спортивного отбора
Глава 4 Первичные маркеры спортивной одаренности! ^
41 Отбор первичных маркеров на основе корреляционных связей со спортивным результатом
42 Наследуемость первичных маркеров спортивной одаренности
43 Корреляционные связи первичных маркеров
Глава 5 Многомерные модели спортивной одаренности
51 Факторные модели
52 Многомерные дискриминантные модели
53 Многомерные регрессионные модели спортивной одаренности
Глава б Организация и основы технологии диагностики спортивной одаренности
61 Основные требования в технологии отбора перспективных спортсменов и диагностике спортивной одаренности
62 Структура типового центра спортивного отбора
63 Автоматизированные системы для спортивного отбора
631 Автоматизированная инфорувционная система «Спортивный регистр»
632 Автоматизированная система управления «Спортивный резерв»
633 Диагностическая система «Спортивная одаренность»
634 Экспертная система «Спортивная одаренность»
64 Структура и функции системы управления спортивным отбором
Глава 7 Обобщение результатов исследования
Вывода

Введение:

Проблема спортивного отбора является одной из центральных в теории и методике спортивной тренировки и сопряжена с широким спектрам вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой (М.Я. Набатникова, 1979; В.В. кузнецов-,f 1976; Т.И.Агаян, 1989).
Несмотря на то, что проблема спортивного отбора до настоящего времени получила большое развитие, ее актуальность не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена, как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям (В.Г.Бауэр, 1988, 1990; В.Н.Платонов, В.А. Запорожанов, 1990; К.П.Сахновский, 1990; В.П.Филин, 1991).
Актуальность проблемы определяется в целом необходимостью достижения максимального социально-гуманистического эффекта от развития как массового юношеского, так и резервного спорта. Решение вопросов спортивного отбора призвано способствовать более эффективному разделению этих направлений, их автономному развитию с учетом специфических задач каждого.
Недостатки существующей практики спортивного отбора подтверждают данные статистики. Известно, что в среднем 1 из 160 выпускников учебно-тренировочных, групп попадает в группы спортивного совершенствования, из 10 тысяч юных пловцов только 1,2% были пригодны к достижению высоких спортивных результатов (К.П.Сахновский, 1990) . В.Н.Платонов и В.А.Запорожанов (1990) отмечали, что эффективность детско-юношеского спорта не удовлетворяет современным требованиям: во многих видах спорта не более 25% чемпионов и рекордсменов среди юношей сохраняют свои позиции при переходе в категорию взрослых спортсменов.
Приведенные факты и существующая спортивно-педагогическая практика свидетельствуют о том, что процентное соотношение высоко одаренных спортсменов в группах спортивного совершенствования является весьма низким. Закономерность довольно редкой встречаемости талантливых в спортивном отношении подростков среди занимающихся подтверждается1 данными математического анализа с помощью методов теории вероятности. Убедительно показано, что гарантированное нахождение 5 особенно одаренных возможно только среда 10 тысяч юных спортсменов (0,05%) (В.Я.Бунин, М.П.Ступень, 1992). Эти данные убеждают в необходимости тотального просмотра претендентов с целью определения величины их соревновательного потенциала, что возможно только при создании эффективной технологии диагностики спортивной одаренности и экспертизы перспективности спортсменов.
Потребность в создании эффективной научно обоснованной системы спортивного отбора обусловлена комплексом факторов: социально-экономических, педагогических и медицинских (А.Г.Дембо, Э.В.Земцовский, 1989; С.А.Душанин, В.В.ЖЬсталевский, 1988; К.П.Сахновский, 1990; В.И.Приходько, 1992). Во-первых, подготовка подростков с относительно небольшим потенциалом, наряду с высоко одаренными, отвлекает тренерские кадры, финансовые и другие ресурсы, предназначенные для формирования надежного резерва национального спорта высших достижений, конкурентно-способного на мировой арене. Во-вторых, отсутствие надежной системы спортивной профориентации и отбора препятствует рациональному планированию физического воспитания недостаточно одаренного в спортивном отношении контингента. Одновременно с этим усиленные занятия спортом таких юношей и девушек отвлекают их от других видов деятельности (техники, различных видов музыкального и изобразительного искусства и т.п.). В-третьих, интенсивная тренировка спортсменов, • превышающая природные возможности, наносит непоправимый вред их здоровью.
Очевидно, что успех спортивного отбора в современных условиях во многом будет зависеть о*г того, насколько мы сумеем направить лучшие идеи и возможности научно-технического прогресса на диагностику природных возможностей для занятий профессиональным спортом.
В решении этой непростой задачи очень важно, с нашей точки зрения, осмыслить большой путь, пройденный учеными в области физического воспитания, спортивной физиологии, психологии и генетики, трудившихся на ниве спортивного отбора.
В настоящее время использование наиболее рациональных идей должно воплотиться в современных автоматизированных технологиях, созданных на основе эффективных методов диагностики одаренности детей для занятия определенным видом спорта.
Путь решения проблемы диагностики одаренности с помошью компьютерных технологий для достижения уровня мастера спорта и выше не прост. Но, по нашему глубЪксму убеждению, он единственно возможный для постановки проблемы спортивного отбора и диагностики спортивной одаренности на современные рельсы.
Автор также выражает убежденность в том, что проблема спортивного отбора и ее составляющая - задача спортивной одаренности, некоторые методологические и технологические пути решения которых обозначены в этой работе, имеют много похожих черт с профессиональным отбором. В этой связи хотелось бы выразить надежду на определенную значимость результатов настоящего исследования для общей педагогической проблемы одаренности и профессионального отбора.
Автор приносит глубокую благодарность всем коллегам, спортсменам и тренерам, которые в той или иной мере участвовали в проведении исследований по теме диссертационной работы. Ф
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Изучение и осмысление вопросов совершенствования подготовки спортивного резерва для национальных команд указывает на возможность решения ее только в государственном масштабе на основе современных автоматизированных технологий спортивного отбора, диагностики спортивной одаренности и перспективности юных спортсменов. ' ,
Проблема спортивного отбора и ее составляющая - диагностика спортивной одаренности является одной из центральных в области теории и методики спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой. Отбор детей для занятий спортом приобретает значение важнейшей социально-педагогической задачи. Она заключается в рациональном планировании физического воспитания каждого подростка в соответствии с его индавидуальньзми склонностями и природными возможностями, проявлякхщ^мися в характеристиках одаренности к определенному виду спорта.
Задачи повышения числа высокоодаренных юных спортсменов среди занимающихся в школах и училищах олимпийского резерва # диктуют необходимость создания новых моделей, методов и технологических средств. Разработка эффективных технологий диагностики спортивной одаренности в рамках современной системы спортивного отбора призвана способствовать более эффективному разделению массового и резервного юношеского спорта и их автономному развитию с учетом специфических задач каждого.
Основой нового подхода к созданию более совершенной организации спортивного отбора и диагностики спортивной одаренности могут послужить достижения по этой проблеме (В.В. Кузнецов и соавт., 1975; Б.Н. Шустин, С.В. Брянкин, 1976; В.В. Кузнецов, 1976; В.К. Бальсевич, 1980; М.С. Бриль, 1980; В.М. Волков, В.П. Филин, 1983; Н.Ж. Булгакова, 1986; Т.С. Тимакова, 1976, 1985, 1990; В.П. Филин, 1991; В.Н. Платонов, В.А. Запорожанов, 1990), а также в области теории и методики юношеского спорта (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; В.П. Филин, 1987; Ю.Д. Железняк, 1978;
В.Г. Никитушкин, 1987; Metodologiczne problemy badan 1989 и др-) •
В настоящее время на смену•оценкам только тренеров, определяющих на начальных этапах подготовки соответствие учащихся требованиям вида спорта, должны прийти методы комплексной диагностики степени одаренности детей для достижения высокого уровня мастерства в избранной спортивной деятельности, а также новые организационные формы этой работы.
Вырисовывается концепция организации разработки новых методов диагностики спортивной одаренности, основанная на системных свойствах конституции, предрасполагающей к достижению высоких результатов в определенном виде спорта.
Построению новой методологии диагностики спортивной одаренности и ее организации в системе спортивного отбора способствуют выявленные системные свойства спортивной одаренности, а также новые формы деятельности центров отбора. Эти данные при углубленном изучении в процессе многолетних наблюдений могут способствовать развитию организации и методики диагностики потенциальных возможностей юных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.
В то же время, несмотря на ряд выполненных исследований по этой проблематике, достаточно эффективная система диагностики спортивной одаренности в различных видах спорта, основанная на эффективных моделях и методах, которые воплощены в современных экспертных системах, до настоящего времени не создана.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на общих закономерностях и принципах организации спортивного отбора (Б.Н. Шустин., С.В. Брянкин, В.В. Кузнецов, В.П. Филин,
B.М. Волков, Н.Ж. Булгакова, П.З. Сирис, В.Н. Платонов, В.А. Запорожанов), теоретико-методических основах юношеского спорта (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, В.Г. Никитушкин, Н.Ж. Булгакова, Ю.Д. Железняк), а также теоретико-фундаментальных основах формирования спортивной одаренности с позиций теории и методики физического воспитания, спортивной медицины, антропологии и генетики (Л.П. Матвеев, Ю.Д. Железняк, В.П.Губа, Н.Ж. Булгакова, Т.С. Тимакова, Б.А. Никитюк, Р.Н. Дорохов, Э.Г. Мартиросов,
C.В. Хрущев, В.Б. Шварц) .
Объект исследования. Современная организационно-методическая система диагностики спортивной одаренности, основанная на эффективных многомерных моделях и методах.
Предмет исследования. Особенности спортивной одаренности спортсменов различных видов спорта и их моделирование при помощи методов многомерного статистического анализа.
Цель исследования. Разработала методологических, организационных и методических основ диагностики спортивной одаренности (на примере ряда циклических видов спорта).
Гипотеза исследования. Предполагалось, что системные свойства спортивной одаренности сильнейших спортсменов по виду спорта отражают многомерные конституциональные модели (морфологические, физиологические, психологические), которые явятся основой для разработки методов прогноза потенциального уровня мастерства юных спортсменов. Диагностика спортивной одаренности должна быть составляющей современной технологии функционирования центра отбора, включающей специализированные автоматизированные системы (информационные, диагностические и экспертные).
Задачи исследования:
1. Проанализировать по данным литературы состояние проблемы организации и методики диагностики спортивной одаренности.
2. Усовершенствовать организационную модель типового центра спортивного отбора, включая создание образцов автоматизированных систем для диагностики спортивной одаренности.
3. Разработать методологические принципы диагноза спортивной одаренности по данным интегративной конституции спортсменов, включающей частные морфологическую, физиологическую и психологическую конституции.
4. Изучить конституциональные характеристики родителей спортсменов и определить величины наследуемости первичных маркеров спортивной одаренности.
5. Разработать многомерные модели спортивной одаренности как основы методов прогноза дефинитивного уровня достижений юных спортсменов. ,
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась система педагогических, морфологических, физиологических, психологических и математических методов. Педагогические методы позволили изучить результаты соревновательной деятельности спортсменов, конкретизировать содержание этапов спортивного отбора, а также создать новую организационную модель типового центра спортивной ориентации и отбора. Методы изучения различных сторон конституции спортсменов различного пола, возраста и вида спорта способствовали созданию баз данных для моделирования спортивной одаренности.
Для статистической обработки результатов исследования использовали метода многомерного регрессионного, факторного, дис-криминантного анализа и метода проверки гипотез о различимости групп. »
Организация исследования. Исследования проводили в три этапа.
На первом этапе (1985-1991) была разработана методическая программа и технология углубленных комплексных обследований спортсменов, явившаяся основой функционирования Белорусского научно-практического центра спортивной ориентации и отбора.
Второй этап (1985-1997) заключался в получении основных методологических и методических результатов, а также в проведении предварительных работ по анализу и обобщению данных исследования.
На третьем этапе (1997-1998) были завершены работы по получению моделей спортивной одаренности, проведено заключительное обобщение экспериментальных результатов и подготовлена монография по теме исследования. ? ^
Работу выполняли на базе проблемной научно-исследовательской лаборатории Белорусского государственного института физической культуры, Белорусского научно-практического центра спортивной ориентации и отбора, а также факультета естествознания Белорусского государственного педагогического университета vm. М. Танка.
Всего в исследованиях приняли участие 1227 спортсменов различного возраста, пола и спортивной квалификации - члены сборной команды СССР по плаванию, сборных команд БССР и национальных команд Республики Беларусь по плаванию, гребле академической, гребле на байдарках и каноэ (мужчины), лыжным гонкам и биатлону, а также учащиеся ДЩИ, СДОЮР и УОР г. Минска. В генетических исследованиях участвовали 262 человека из числа родителей спортсменов. ',
Научная новизна. Впервые предложена методологическая и организационно-методическая система, позволяющая проводить одновременно экспертизу различных сторон одаренности спортсменов с помощью автоматизированных диагностических средств, а также разрабатывать новые модели и метода для диагностики спортивной одаренности к различным видам спорта.
Предложена комплексная программа углубленных: комплексных обследований спортсменов для центров отбора, на основе которой проводится оценка различных сторон подготовленности и одаренности спортсменов (морфологической, физиологической и психологической) по более 240 показателям и являющейся наиболее полной в настоящее время из имеющихся аналогов.
Установлена возможность эффективной диагностики спортивной одаренности и прогноза уровня^ потенциальных достижений юных пловцов при помаши многомерных регрессионных моделей, а также разработана на их основе автоматизированная диагностическая система.
Продемонстрирована возможность получения достаточно правильных оценок принадлежности к высшему уровню мастерства на основе разработанных многомерных дискриминантных моделей в плавании, гребле академической, биатлоне, лыжных гонках, гребле на байдарках и каноэ (для мужских подгрупп) . В качестве технологического инструмента диагностики спортивной одаренности с помощью этого метода создан действующий макет экспертной системы.
Предлагаемая организационно-методическая система диагностики спортивной одаренности в центре отбора с помощью многомерных конституциональных моделей открывает перспективы совершенствования комплектования учебно-тренировочных групп, что в целом должно повысить эффективность и рентабельность подготовки спортивного резерва.
Теоретическая значимость исследований состоит в разработке методологии диагностики спортивной одаренности на основе методов многомерной статистики, а также теоретическом и экспериментальном обосновании эффективности подходов к получению прогностических моделей для юных спортсменов на основе моделей сильнейших.
Принципиальным является установка на то, что только модель взрослого спортсмена высшего, уровня мастерства (мастера спорта и мастера спорта международного класса) является своеобразным эталоном для моделирования одаренности в определенном виде спорта. Этот подход экспериментально обоснован на основании данных о существенных отличиях по конституции спортсменов высшего уровня мастерства от перворазрядников и кандидатов в мастера.
Практическая значимость. Разработанные организационные формы функционирования центра отбора, а также модели, методы и автоматизированные системы для экспертизы различных сторон спортивной одаренности могут бьггь использованы на различных этапах многолетнего отбора, но прежде всего на этапе начального специализированного отбора.
Разработан курс новой учебной дисциплины «Современные основы спортивного отбора», предназначенный для использования при подготовке специалистов в системе высшего и среднего физкультурного образования.
Результаты исследований были внедрены в Белорусском республиканском научно-практическом центре спортивной ориентации и отбора, а также в подготовке национальных команд Республики Беларусь, учащихся ДОСШ, СДОЮР и УОР г. Минска.
Апробация работы. Основные теоретико-методические положения, выводы и результаты доложены и обсуждены на всесоюзных (Рига, 1985; Ереван, 1987; Ленинград, 1987; Тарту, 1988; Каунас, 1988; Хмельницкий, 1988), международных (Москва, 1990; Ленинград, 1991; Винница, 1992; Красноярск, 1992; Минск, 1995, 1996, 1997, 1998) и ежегодных республиканских научно-практических конференциях и семинарах.
Материалы диссертации изложены в 40 публикациях, основу которых составили монография «Современные проблемы отбора и диагностики спортивной одаренности», 1998, 7 п.л.; методические рекомендации «Комплексный контроль за физическим развитием и функциональным состоянием пловцов» (в соавт. с В.К. Гонестовой, О.Н. Гриц, и В.А. Фель), 1ч.-1990, 11ч.-1991, 13,2 п.л., методическое пособие «Моделирование спортивной одаренности пловцов», 1995, 5,1 п.л.
Последние две работы изданы с грифом Государственного комитета Белорусской ССР по физической культуре и спорту и Государственного комитета Республики Беларусь по физической культуре и спорту.
По материалам исследований• получено 11 актов внедрения. Основные положения, выносимые на зашиту: - организационная система диагностики спортивной одаренности является неотъемлемой частью технологии функционирования центра отбора и предполагает комплексную методику углубленных обследований спортсменов (спортивно-педагогических, морфологических, физиологических и психологических), автоматизированные системы для ведения базы данных центра типа «Спортивный регистр», а также диагностики спортивной одаренности типа диагностической системы «Спортивная одаренность» (Версия 01. Плавание), экспертной системы «Спортивная одаренность» (Версия 01); создание методов диагностики спортивной одаренности предполагает разработку многомерных конституциональных моделей различных уровней, на первом из которых модели сильнейших спортсменов по виду спорта (системные маркеры), на втором -адаптированные для использования у юных спортсменов различного возраста системные маркеры, называемые прогностическими; стратегия разработки эффективных методов диагностики спортивной одаренности предполагает использование многомерного регрессионного, дискриминантного анализа, а также других методов многомерной статистики, для которых экспериментально обосновывается эффективность для целей диагноза и прогноза достижения спортсменом высшего уровня мастерства; многомерные модели спортивной одаренности для плавания, гребли академической, гребли на байдарках и каноэ (для мужчин), лыжных гонок и биатлона.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 221 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz