Четверг, 2024-09-19, 10:43 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 31 » Скачать Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе. Денисенко, Фелицата бесплатно
3:40 AM
Скачать Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе. Денисенко, Фелицата бесплатно
Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе

Диссертация

Автор: Денисенко, Фелицата Николаевна

Название: Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе

Справка: Денисенко, Фелицата Николаевна. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 Красноярск, 2005 c. :

Объем: стр.

Информация: Красноярск, 2005


Содержание:

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
11 Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми как психолого-педагогическая проблема
12 Одаренный ребенок как субъект учебно-воспитательной работы в летней краткосрочной интенсивной школе
13 Педагогическое обеспечение эффективной организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе
Выводы по первой главе
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ КОСМОНАВТИКИ
21 Недирективное формирование объединений курсантов по научным направлениям
22 Эмоциональное насыщение жизнедеятельности курсантов в образовательном пространстве летней краткосрочной интенсивной школы
23 Специальная подготовка инструкторской команды к учебно-воспитательной работе с одаренными детьми
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Поддержка одаренности личности ребенка в образовательном процессе является важной психологопедагогической проблемой на современном этапе развития общества, поскольку одаренный ребенок - наиболее сложный субъект образовательного процесса, рассчитанного на среднего ученика.Сейчас уже никто не спорит, что учащиеся с выдающимися способностями имеют право на максимальное развитие своих способностей.В этом заинтересовано наше общество и государство, поскольку, в конечном счете, через несколько лет именно им придется решать проблемы, стоящие перед обществом.Российская образовательная система признает приоритет воспитательной работы. При этом возникло два крайних подхода к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми: одни считают, что необходимо осуществлять поддержку одаренной личности в образовательном процессе, другие полагают, что, если личность одарена, она сможет пробить себе дорогу сама.В настоящее время в современной образовательной системе обострились противоречия между: - потребностью общества в одаренной личности, обладающей большим творческим потенциалом, и невозможностью реализовать этот потенциал в образовательном пространстве массовой школы; - разнообразием одаренности личности, формирующейся в процессе жизнедеятельности, и невозможностью ее реализации в образовательном процессе, ориентированном на среднего ученика в условиях недифференцированного перенасыщенного учебного плана; потребностью одаренной личности в реализации своих потенциальных возможностей в процессе обучения и неспособностью удовлетворить ее в пространстве жизнедеятельности (семья, школа, улица).Таким образом, можно определить проблему исследования, заключающуюся в необходимости разрешения противоречия между потребностью учащегося в проявлении своей одаренности (как реализованного творческого потенциала) и невозможностью ее реализации в учебно-воспитательном процессе массовой школы, что требует целенаправленной и эффективной организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми.В современной психологии и педагогике рассмотрены многие вопросы обучения и воспитания одаренных детей. Так, в нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (А.В.Брушлинский, Б.М.Кедров, Л.Л.Рубинштейн), общих и специальных способностей (В.А.Крутецкий, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов), психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей (Э.А.Голубева, В.М.Русалов, Б.М.Теплов), генетических предпосылок индивидуальных различий (Е.П.Ильин, И.В.Равич-Щербо), теории когнитивной деятельности (В.Н.Дружинин, Т.П.Зинченко, В.С.Нургалеев, Н.Орлова), становления и развития потенциалов личности (В.В.Игнатова, В.Г.Рындак, В.А.Черкасов).В российской образовательной системе существуют специальные учебные заведения, занимающиеся выявлением и обучением детей с выдающимися академическими или творческими способностями (гимназии, лицеи, школы с музыкальной, спортивной, художественной, языковой направленностью). Проведены практико-ориентированные исследования по проблемам обучения одаренных (Н.О.Гафурова, А.И.Доровский, Е.Н.Задорина, О.Б.Мочалова, И.Осипова, Л.А.Чудасова, Г.И.Руденко и другие). В 1986 году физический факультет Красноярского государственного университета впервые организовал выездные интенсивные краткосрочные школы для одаренных детей с целью их привлечения для поступления в вуз. В 1989 данная школа приобрела статус международной, и в сентябре этого же года был образован Краевой центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики». За время существования этим центром накоплен большой практический опыт работы с одаренными детьми.Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования разных направлений, проблема поддержки одаренности личности в образовательном процессе требует дальнейшего изучения, поскольку в науке недостаточно освещена проблема реализации интенсивных форм организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми. Отсюда вытекает необходимость исследования темы «Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе».Цель исследования: выявление, обоснование и опытноэкспериментальная проверка педагогических условий организации учебновоспитательной работы с одаренными детьми.Объект исследования: образовательный процесс в летней краткосрочной интенсивной школе.Предмет исследования: педагогические условия эффективной организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в образовательном пространстве летней краткосрочной интенсивной школы.В основу исследования была положена следующая гипотеза: учебно-воспитательная работа с одаренными детьми в образовательном пространстве летней краткосрочной интенсивной школы будет эффективной, если создать следующие педагогические условия: -недирективное формирование объединений курсантов по научным направлениям; -эмоциональное насыщение жизнедеятельности курсантов в образовательном пространстве летней краткосрочной интенсивной школы; -специальная подготовка инструкторской команды к учебновоспитательной работе с одаренными детьми.Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы нами были определены следующие задачи: 1 .Рассмотреть процесс организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми как психолого-педагогическую проблему.2. Охарактеризовать одаренного ребенка как субъекта учебновоспитательной работы.3. Разработать педагогические условия эффективной организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе.4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий эффективной организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в образовательном пространстве летней краткосрочной интенсивной школы.Методолого-теоретическую основу исследования составили принципы, методы и приемы диалектической логики (Г.Гегель, К.Маркс, В.И.Ленин, Ф.Энгельс), а именно: законы диалектики, ее категории, позволившие более четко сформулировать содержания понятий «организация учебно-воспитательной работы» и «одаренный ребенок»; принципы детерминизма, системности, развития и активности (Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Б.Ф.Ломов и другие), способствовавшие выявлению, обоснованию и определению педагогических условий организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе; методологические основы теорий отражения и деятельности (В.И.Ленин, Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и другие), давшие возможность охарактеризовать организацию учебновоспитательной работы с точки зрения ее влияния на сферы личности; положения рабочей концепции одаренности (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадриков, А.В.Брушлинский, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, И.В.Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич) и положения теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и другие), на которых конструировалось педагогическое обеспечение учебновоспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе - Международной школе космонавтики; теория когнитивной деятельности (В.Н.Дружинин, Т.П.Зинченко, В.С.Нургалеев, Н.Орлова и другие) и теории развития творческого потенциала личности (В.В.Игнатова, В.Г.Рындак, В.А.Черкасов и другие), выступившие в качестве базовых при разработке экспериментальных процедур.Методы исследования. В процессе выполнения диссертационной работы использовались как общенаучные методы (анализ, обобщение, моделирование процесса), так частно-научные (психолого-педагогические методы (тестирование, наблюдение, экспертные оценки, опрос, анкетирование, экспериментальная работа).Организация, база и этапы исследования.Базой исследования явилась краевая государственная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов, педагогический центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики».Исследование проводилось с 2000 по 2005 год и включало в себя несколько этапов.На первом этапе (2000-2001) определялись исходные теоретические позиции, разрабатывался инструментарий и общая гипотеза исследования, разрабатывались основные позиции экспериментальной работы.Второй этап (2001-2003 гг.) - включал опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий организации учебновоспитательной работы с одаренными детьми на базе Международной школы космонавтики.На третьем этапе (2003-2004 гг.) - оформлялись результаты опытноэкспериментальной работы, проводилась проверка и подтверждение выводов о влиянии обоснованных педагогических условий на уровень участия курсантов в жизнедеятельности Международной школы космонавтики, обобщались результаты исследования, внедрялись в практику основные положения.На защиту выносятся следующие положения: 1. Одаренность личности представляет собой оптимально реализованную совокупность потенциальных возможностей личности в том или ином виде когнитивной деятельности.2. Летняя краткосрочная школа, обеспечивая интенсивность работы с одаренными детьми, выступает образовательным пространством организации учебно-воспитательной работы с ними.3. Недирективное формирование объединений курсантов по научным направлениям выступает педагогическим условием эффективной организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе, поскольку обеспечивает расширение их кругозора, выявление новых интересов и проявление способностей, а также позволяет им лучше узнать себя, определиться со своими потребностями в когнитивном плане.4. Эмоциональное насыщение жизнедеятельности курсантов в образовательном пространстве выступает педагогическим условием эффективной организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе, обеспечивает реализацию положительных эмоций курсантов и формирование оптимальных мотивов их участия как в жизнедеятельности школы, так и в когнитивной деятельности в целом.5. Специальная подготовка инструкторской команды к учебновоспитательной работе с одаренными детьми выступает педагогическим условием ее эффективной организации в летней краткосрочной интенсивной школе, обеспечивающим формирование квалифицированной инструкторско-преподавательской команды, позволяющей адекватно оценить способности ребенка, выбрать правильные образовательные методики и обеспечить психолого-педагогическую поддержку одаренных школьников во время всего образовательного процесса.Основные результаты, полученные соискателем лично, их научная новизна: l.Ha основе результатов теоретических и экспериментальных исследований одаренности личности и когнитивной деятельности субъекта уточнено понятие одаренности личности посредством следующих существенных признаков: «оптимальная реализация», «совокупность потенциальных возможностей», «личность», «вид когнитивной деятельности».2. В структуре педагогического обеспечения исследуемого процесса выявлены и обоснованы педагогические условия организации учебновоспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной интенсивной школе: недирективное формирование объединений курсантов по научным направлениям; эмоциональное насыщение жизнедеятельности курсантов в образовательном пространстве; специальная подготовка инструкторской команды к учебно-воспитательной работе с одаренными детьми.3. Разработана профессиональная образовательная программа по подготовке специалистов к работе с одаренными детьми в рамках дисциплин специализации учебного плана по специальностям Красноярского государственного педагогического университета.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано педагогическое обеспечение организации учебновоспитательной работы с одаренными детьми в летней краткосрочной школе, включающее три структурных компонента: содержательный, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный, что обогащает теорию общей педагогики (разделы «Дидактика» и «Методика воспитательной работы»).Практическая значимость диссертации заключается во всестороннем анализе и обосновании педагогических условий организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в образовательном пространстве Международной школы космонавтики. Содержащиеся в диссертации выводы, предложения и рекомендации служат основанием для решения практических проблем работы с одаренными детьми в процессе их образования. Разработаны конкретные рекомендации для психологов и педагогов по организации учебно-воспитательной работы, что может быть использовано в системе повышения квалификации педагогов.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются анализом современных достижений психологопедагогической науки, выбором и использованием методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования, позитивными результатами опытноэкспериментальной работы, многократной проверкой полученных результатов с применением методов математической статистики.Апробация и внедрение научных результатов. Ход и основные результаты исследования многократно обсуждались на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей и преподавателей базовых и вспомогательных образовательных учреждений, заседаниях кафедры психологии и педагогики, кафедры профессиональной педагогики и психологии Сибирского государственного технологического университета. Материалы исследования апробированы на ежегодных научно-практических конференциях Международного проекта «Космос и одаренность» (г.Железногорск, 1995 - 2004); а также на конференциях: «Образование XXI века: Инновационные технологии, диагностика и п управление в условиях информатизации и гуманизации (Красноярск, КГПУ, 2000-2004), «Развитие системы образования в России XXI (Красноярск, КГУ, 2003). Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Педагогического центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа космонавтики» (г.Железногорск, Красноярский край).Красноярского государственного педагогического университета им В.П.Астафьева, а также Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 115 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz