Четверг, 2024-09-19, 10:58 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Оптимизация социально-психологической адаптации молодых специалистов через организацию внутрифирменного обучения. Федорова, бесплатно
5:31 AM
Скачать Оптимизация социально-психологической адаптации молодых специалистов через организацию внутрифирменного обучения. Федорова, бесплатно
Оптимизация социально-психологической адаптации молодых специалистов через организацию внутрифирменного обучения

Диссертация

Автор: Федорова, Полина Сергеевна

Название: Оптимизация социально-психологической адаптации молодых специалистов через организацию внутрифирменного обучения

Справка: Федорова, Полина Сергеевна. Оптимизация социально-психологической адаптации молодых специалистов через организацию внутрифирменного обучения : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05, 19.00.03 Ярославль, 2007 240 c. : 61 07-19/306

Объем: 240 стр.

Информация: Ярославль, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I Теоретические и эмпирические подходы к внутрифирменному обучению в отечественной и зарубежной психологии
11 Внутрифирменное обучение как особая форма организации подготовки взрослых
12 Социально-психологические основания обучения взрослых
121Социально-психологическая характеристика взрослых как субъектов образования
122Теоретико-методологические и прикладные подходы к образованию взрослых
123 Анализ отечественной и зарубежной практики обучения взрослых
Глава II Социально-психологическая адаптация молодых специалистов как предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии
21 Адаптация: виды и основные подходы к ее изучению
22Исследование адаптации человека как субъекта деятельности
23Профессиональная адаптация молодых специалистов: цели, этапы, критерии эффективности
24Социально-психологическая адаптация молодых специалистов
Глава III Роль внутрифирменного обучения в оптимизации социально-психологической адаптации молодых специалистов (эмпирическое исследование)
31Исследование особенностей организации внутрифирменного обучения на предприятиях различных типов собственности
32Исследование особенностей адаптации молодых специалистов в различных организациях
33Возможности внутрифирменного обучения в оптимизации адаптации молодых специалистов

Введение:

В современных условиях, когда важнейшим фактором существования организации являются профессионализм сотрудников, их преданность организации, образованность, стратегическое значение приобретают профессиональная подготовка и переподготовка персонала.
Адаптация молодых специалистов является элементом системы управления персоналом и влияет на повышение конкурентоспособности организации. Учитывая современную ситуацию, необходимо в короткий срок помочь молодым людям сформировать готовность решать задачи в непростых ситуациях, иногда в условиях неопределенности. Требования, предъявляемые к молодому специалисту, высокие, поэтому только знаний по выбранной специальности бывает недостаточно.
Каждое предприятие должно быть заинтересовано не только в эффективной работе своих сотрудников, но и в постоянном карьерном росте наиболее способных из них. В свою очередь, карьерная перспектива является важнейшим стимулом для повышения качества труда самих работников. Обновление кадрового состава, наряду с его переподготовкой становится одним из показателей внутренней стабильности предприятия. Поэтому обучение персонала в современных условиях становится существенным фактором социально-экономического развития страны. Оно дает возможность молодому специалисту приобретать способность самоопределяться в сложных ситуациях, активно участвовать в создании новых экономических, культурных ценностей, вырабатывать способность к экономическим преобразованиям и социальным переменам.
В последнее время появился ряд исследований, посвященных обучению молодых специалистов. Эти исследования базируются на отечественной традиции изучения особенностей образования взрослых, заложенной в трудах В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Е.Н. Медынского, Н.А. Рубакина и продолжаемой в работах С.Г. Вершловского, А.П. Владиславлева, В.В.
Новикова, М.Т. Громковой, А.В. Даринского, С.И. Змеева, Ю.Н. Кулюткина, A.M. Новикова, В.Г.Онушкина, Г.С.Сухобской, Е.П.Тонконогой, Р.Х.Шакурова. Другим источником являются исследования, проводимые в западных странах, принадлежащие П. Беланже, С. Брукфилду, Э. Линдеману, М. Ноулзу, П. Ланграну, П. Сенге.
Исследования ученых затрагивают широкий спектр вопросов, актуальных для развития данной сферы: социологический и психологический портрет потребителя дополнительных образовательных услуг (Н.Л. Антонова, Ю.Г. Волков, Г.С. Сухобская); тенденции развития дополнительного образования взрослых (Н.И. Булаев, С.И. Змеев, О.А. Кармаева, Э.М. Никитин); принципы обучения взрослых (А.А. Вербицкий, В.Н. Виноградов, Е.С. Заир-Бек, С.И. Змеев, Е.И. Казакова, О.Г. Прикот, А.П. Тряпицына); инновационные формы и методы обучения взрослых (Ю.В. Громыко, М.В. Кларин, П.Г. Щед-ровицкий, B.C. Дудченко, А.В. Карпов, Н.В. Клюева, Е.Н. Дубиненкова, Л.Ф. Ипатова); дифференциация дополнительного образования взрослых (Г.А. Вер-жицкий); управление структурами дополнительного образования взрослых (А.В. Аралов, В.В. Власов, В.И. Степанов).
Значительный вклад в разработку проблемы профессиональной адаптации внесли М.И. Скубий (1975), О.И. Зотова (1977), С.В. Овдей (1978), А.Н. Ходаков (1978), В.А. Сластенин (1980), А.Г. Мороз (1983), Н.Д. Фе-досимов (1986), С. Г. Вершловский (1986) и другие. В их работах раскрыты многие теоретические аспекты проблем профессиональной адаптации: критерии адаптации, её сущность, механизмы, закономерности формирования и так далее. Изучению особенностей процесса адаптации посвящены также работы М.А. Дмитриевой, Н.А. Свиридова, А.В. Карпова, А.В. Орла.
Основой проектирования современного образовательного процесса в сфере профессионального образования, является группа методологических подходов, доказавших свою эффективность с точки зрения решения системных задач развития общества и института образования: системный, деятельностный, личностно-ориентированный. В то же время, важнейшей характеристикой развития научного знания является его интеграция, и в этой связи к числу перспективных можно отнести комплексный, синэнергетический и компететностный подходы. Более того, значение компетентностного подхода актуализировано в контексте приоритетов Национального проекта «Образование», выдвинутого президентом РФ.
Широкое использование в последнее время компетентностного подхода продиктовано и тем, что современные условия предъявляют к специалистам требования, недостаточно учтенные в процессе подготовки в вузах. Эти новые требования не связаны жестко с той или иной дисциплиной или предметом, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания, сколько иных технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И.Байденко), другие - базисными квалификациями (А.М.Новиков), третьи - ключевыми компетенциями (Э.Ф.Зеер). Работодатели наряду с профессиональными знаниями и умениями сегодня ценят новые способности, касающиеся устного и письменного сообщения, общения и умения работать в команде, творческого подхода, способности предвидеть и помещать события в более широкий контекст, находчивости, умения постоянно учиться и адаптироваться к переменам, деловитости, ответственности и организованности. Сегодня необходима подготовка специалиста с определенным набором ключевых компетенций личности, способной успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям деятельности. На основании этого можно говорить о складывающейся концепции компетенции, которая начинает играть существенную роль в решении вопросов внутрифирменного образования и становления современного специалиста.
При организации любого коллектива главная задача состоит в том, как объединить интересы всех его членов вокруг целей организации на всех ее уровнях. Индивиды, в свою очередь, приходят в организацию со своими интересами, и степень совпадения - расхождения их с должностными функциями, целями подразделения и всей организации во многом определяет эффективность предприятия или учреждения. Взаимодействие индивидуального и общего пронизывает все организационные отношения и предопределяет многие другие. В связи с этим актуальными становятся проблемы интеграции интересов сотрудников и организации, нивелирования разрыва между ожиданиями, возможностями специалиста и потребностями руководства. Особое значение при этом имеет организационный механизм управления адаптацией. Это ключевое условие для ее успешного осуществления. Неотработанность данного механизма для отечественных организаций является одной из главных причин декларативности управления адаптацией.
Таким образом, потребность в разработке технологии обучения молодых специалистов с тем, чтобы ее результатом стало формирование специалиста, способного успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям деятельности и приобретать необходимые ключевые компетенции позволило нам сформулировать цель нашего исследования.
Цель исследования: изучение и научно-теоретическое обоснование механизмов оптимизации процесса социально-психологической адаптации молодых специалистов посредством организации внутрифирменного обучения (ВФО), а также внедрение технологий ВФО в практику работы предприятий.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации молодого специалиста в организации.
Предмет исследования: внутрифирменное обучение как фактор, способствующий успешной социально-психологической адаптации молодого специалиста в организации.
В соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования, состоящая в предположении, что обучение способствует успешной социально-психологической адаптации молодого специалиста, если:
• является элементом системы непрерывного профессионального образования, учитывает уровень готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности, задачи, которые перед ним ставит организация, и направленность личности;
• обеспечивается комплексный подход к организации обучения персонала, который строится на развитии компетентности, предполагает соотнесение программы с миссией, спецификой деятельности и структурой организации;
• используются технологии обучения взрослых, направленные на развитие профессиональных знаний, умений и навыков молодых специалистов, исходя из стратегических целей организации;
• программа обучения учитывает социально-психологические проблемы, которые существуют в организации.
В соответствии с объектом, предметом, поставленной целью и выдвинутой гипотезой, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать существующую в настоящее время организационную систему внутрифирменного обучения.
2. Выявить сущность процесса адаптации, и, в частности, социально-психологической, изучив генезис данной проблемы в отечественной и зарубежной науке.
3. Исследовать специфику организации внутрифирменного обучения (цель, задачи, направления обучения, методы критерии эффективности) в зависимости от особенностей организации (миссия, форма собственности, цели деятельности, кадровый состав и штатная численность).
4. Провести социально-психологическое исследование, направленное на выявление проблем адаптации молодого специалиста в организации, разработать их типологию.
5. Разработать теоретико-методологические основы программы внутрифирменного обучения, оптимизирующего социально-психологическую адаптацию молодых специалистов.
6. Разработать программу оптимизации социально-психологической адаптации молодых специалистов и её апробирование.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
В качестве основы для исследования были использованы системный подход в управлении социальными (в том числе образовательными) системами (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.В. Новиков, М.М. Поташник, П.И. Третьяков); антропологические идеи о непрерывности развития человека, об особенностях развития взрослого человека, о самоопределении субъекта (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, C.JL Рубинштейн, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, А.В. Толстых); идеи о включенности личности в совместную деятельность, которая определяется общностью целей и ценностных ориентации коллектива (А.Л. Мацкевич, В.Г. Бушуева, О.С. Ви-ханский, А.И. Наумов); труды отечественных ученых по вопросам психологии управления и социологии организации (О.С. Виханский, А.В. Карпов, Г.П. Щедровицкий); методология, теория и практика организации внутрифирменного обучения (А.А. Вербицкий, А.И. Пригожин, B.C. Дудчен-ко, С.И. Змеев, Н.В. Клюева, Е.Н. Дубиненкова, Л.Ф. Ипатова, О.А. Фран-цева, И.М. Скитяева, И.А. Ямщиков).
Методы исследования. В работе использовались известные психологические методы психодиагностики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Д. Даймонда; цветовой тест отношений; методика диагностики самооценки реактивной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, а также методы, разработанные и модифицированные в соответствии с исследовательскими задачами: анкетирование руководителей организаций разных сфер бизнеса, молодых специалистов; экспертные оценки.
База исследования:
Исследование проведено на базе бюджетных организаций: образовательные (6) и лечебные (4) учреждения, государственные органы управления областного и городского уровней (4) - и коммерческих, относящихся к малому, среднему и крупному бизнесу (по численности персонала). Предприятия представляют несколько сфер деятельности, в том числе розничная и оптовая торговля (6), культурно-развлекательный бизнес (3), туристический бизнес (5), коммуникации (3), финансовые структуры (4), промышленность (3). В исследовании приняли участие 120 молодых специалистов, занимающихся различной профессиональной деятельностью в бюджетных и коммерческих организациях.
Основные этапы исследования:
I этап - 2003-2004 гг. - теоретический анализ литературы по проблеме социально-психологической адаптации молодых специалистов, изучение существующих подходов к внутрифирменному обучению взрослых, изучение практического опыта в данной сфере.
II этап - 2005-2006 гг. - формирование замысла исследования, его научно-теоретического аппарата, организация и проведение исследования с целью выявления основных проблем социально-психологической адаптации молодых специалистов, анализ полученных результатов.
III этап - 2006-2007 гг. - разработка теоретико-методологических оснований программы оптимизации социально-психологической адаптации молодых специалистов и ее реализация.
Научная новизна исследования:
1. Дано научно-теоретическое обоснование программы вхождения в должность молодых специалистов.
2. Разработаны методологические основы создания типологии психологических проблем адаптации молодых специалистов как основы программы ее оптимизации.
3. Раскрыта зависимость специфики адаптации молодых специалистов от особенностей организации. и
Теоретическая значимость исследования:
1. Расширены представления о феномене социально-психологической адаптации молодых специалистов в организациях различных форм собственности.
2. Раскрыт психологический потенциал внутрифирменного обучения как фактора адаптации молодых специалистов.
3. Определены и экспериментально обоснованы влияние внутрифирменного обучения на процесс социально-психологической адаптации и их взаимосвязь.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в целях совершенствования процесса внутрифирменного обучения в организациях различного типа собственности. Представленные научно-практические основания для оптимизации процесса социально-психологической адаптации молодых специалистов могут выступить прагматической основой для проектирования и развертывания процесса подготовки специалистов к введению в должность.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социально-экономические условия функционирования организации (стратегия, система и структура управления персоналом, наличие специалистов-андрагогов, владеющих технологиями образования взрослых) обуславливают цели и содержание системы внутрифирменного обучения в целом и программ по оптимизации социально-психологической адаптации молодых специалистов в частности.
2. Система внутрифирменного обучения должна отражать социально-психологические проблемы данной организации.
3. Внутрифирменное обучение как фактор, способствующий успешной социально-психологической адаптации молодых специалистов в организации, в своей основе имеет ряд социально-психологических механизмов:
• вовлечение руководства и персонала в образовательный процесс приводит к осознанному формированию стратегии и тактики развития организации и личности в ней;
• молодые специалисты, участвующие в программах внутрифирменного обучения, становятся субъектами карьерного роста;
• в результате обучения у персонала формируются корпоративные стандарты поведения, повышаются привлекательность работы в организации, а также лояльность к ее руководству и взаимная толерантность;
• вовлечение молодых специалистов в образовательный процесс приводит к повышению их профессиональной и социально-психологической компетентности.
4. Социально-психологическая адаптация молодых специалистов специфична и зависит от сферы их профессиональной деятельности, а также, от специфики организации, ее стратегических и тактических задач.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на V межрегиональной научно-практической конференции «Качество образования. Современные подходы и технологии» (г. Ярославль, ГОУДПО ЯрИПК, 2004); на методологических семинарах по проблемам развития взрослых (г. Ярославль, ЯрИПК, 2004); ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент в образовании: опыт, перспективы, проблемы (г. Ярославль, ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2005); Международных научно-практических конференциях «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (г. Ярославль, ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2005 - 2006); на заседаниях кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ (г. Ярославль, 2004-2005); на заседаниях кафедры консультационной психологии ЯрГУ (г. Ярославль, 2006); международном конгрессе «Социальная психология XX столетия» (г.Ярославль, 2006).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации изложен на 197 страницах, иллюстрирован 16 таблицами, дополнен 4 приложениями. Библиография содержит 296 наименований, из них 19 - на английском языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 146 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz