Четверг, 2024-09-19, 10:45 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Скачать Оценка условий и возможностей управления инвестиционным процессом в системе дополнительного профессионального образования. бесплатно
9:19 PM
Скачать Оценка условий и возможностей управления инвестиционным процессом в системе дополнительного профессионального образования. бесплатно
Оценка условий и возможностей управления инвестиционным процессом в системе дополнительного профессионального образования

Диссертация

Автор: Исхакова, Райля Анисовна

Название: Оценка условий и возможностей управления инвестиционным процессом в системе дополнительного профессионального образования

Справка: Исхакова, Райля Анисовна. Оценка условий и возможностей управления инвестиционным процессом в системе дополнительного профессионального образования : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Уфа, 2006 175 c. : 61 07-8/1573

Объем: 175 стр.

Информация: Уфа, 2006


Содержание:

Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМРЖЕ
11 Сущность и особенности проявления человеческого капитала
12 Инвестиции как основной элемент формирования человеческогокапитала
13 Дополнительное профессиональное образование как объектсоциального инвестирования
Глава 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
21 Факторы и условия формирования человеческого капитала в рос-сийской экономике
22 Особенности развития инвестиционных процессов в системедополнительного профессионального образования
23 Инвестиционные механизмы развития человеческих ресурсов 85в условиях переходной экономики
Глава 3 ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙПО УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
31 Модель управления инвестициями в человеческий капитал
32 Инструментарий оценки эффективности социальных инвестиций
33 Перспективы развития инвестиционных процессов в системедополнительного профессионального образования

Введение:

Последнее десятилетие ушедшего столетия ознаменовалось значительным усилением внимания к «человеческому измерению» экономического развития. Этот факт отражен во всех программных и аналитических документахмеждународных организаций семейства ООН и Всемирного банка. Начиная с1990 года программа развития ООН (НРООН) издает специальные всемирныедоклады о человеческом развитии. Предложенные ПРООН методики и измерители человеческого развития позволяют делать сравнительный анализ прогресса, как отдельных стран, так и групп стран в этой области. Результаты анализовдают возможность рассматривать экономическую политику этих стран и оценивать эффективность ее реализации.Принципиально важным положением новой концепции экономического развития является утверждение о том, что развитие не может рассматриваться только как рост объема природно-сырьевых ресурсов, материальныхблаг и услуг. В третьем тысячелетии новое видение общественного развитияотводит человеку центральное место не только в духовной сфере обп];ественнойжизни, но и в кругообороте воспроизводственных связей. Именно человек выступает движущей силой развития общества за счет накопления и использования знаний, умений и опыта, передающихся от поколения к поколению. Этаидея, реализованная в категории «человеческий капитал», лежит в основе новых теорий устойчивого развития человечества, новой концепции национального богатства, предлагаемой специалистами ООН, в основе моделей, с помощью которых определяется воздействие человеческого капитала на темпыроста внутреннего валового продукта страны (ВВП).Актуальность темы нсследовання. Переход экономически развитыхстран мира на путь индустриального развития тесно связан с процессом непрерывного наращивания человеческого капитала путем социальных инвестиций. В ходе реформирования российской экономики также существенноизменились общественные представления о целях, критериях и механизмахфункционирования социально-трудовой сферы, где человеческий капитал3становится детерминирующим фактором экономического развития обществав целом. Так как в современных условиях знания и квалификация стали важнейшими факторами экономического прогресса общества, формирование человеческого капитала и его реализация в сфере производства приобретаетбольшое теоретическое и практическое значение, становится одной из важнейших проблем для обеспечения стабильного будущего России. Любое повышение квалификации требует существенных финансовых затрат, вложениясредств в образование, в том числе в профессиональную переподготовку иповышение квалификации, и является инвестированием, направленным наформирование человеческого капитала. Многие зарубежные и российскиеученые рассматривают инвестиции в образование как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников приумножения национальногобогатства, при этом интерес ученых к данной проблематике постоянно возрастает.Трансформация российской экономики кардинально изменила критериии механизмы функционирования организационно-экономических отношений,систему отношений личности, организаций и государства, что вызвало необходимость реформирования практически всех структур управления развитиемобщества. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления, формирования рыночнойориентации человека и дополнительного профессионального образования(ДПО) экономически активного населения (ЭАН). Переход России к рыночным отношениям породил массовую потребность в специальностях новогопрофиля и направлений по ряду создавшихся причин, что в свою очередь требует постоянного повышения квалификации и профессиональной переподготовки.Выделение проблем развития организационно-экономических отношений, протекающих в системе дополнительного профессионального образования, в отдельную совокупность обусловлено как происходящими изменениямив условиях переходной экономики России, так и повышением значимости человеческих ресурсов для формирования конкурентных преимуществ страны на4мировом рынке. Необходимость формирования высокого интеллектуальногопотенциала человеческих ресурсов обусловлена не только потребностью в решении текущих и перспективных проблем обш,ества, но и определяется стратегическими задачами государственного развития. Таким образом, в современных условиях особую актуальность приобретает исследование проблеминвестирования, направленного на формирование человеческого капитала вэкономике.Традиционные макроэкономические показатели, в том числе объем валового внутреннего продукта (ВВП) и среднедушевой доход, характеризуют лишьодну сторону общественного развития во всем его разнообразии. Только экономические показатели не могут служить универсальным критерием при ранжировании стран по уровню развития. Существующее до сегодняшнего дня представление о том, что производство все большего количества товаров и услугявляется наилучшим путем повышения жизненного уровня и решения другихобщенациональных задач, является в определенной степени односторонним. Такой подход приводит к недооценке многих неэкономических параметров развития общества.Концепция измерения параметров общественного развития уровнем развития человеческого потенциала имеет глубокие исторические корни. Несомненно, существует древняя традиция, восходящая, по меньшей мере, к временам Аристотеля, по которой признается, что «богатство, очевидно, не являетсятем, к чему мы стремимся, потому, что оно просто полезно и служит какой-тоиной цели». Иными словами, доход, или экономический рост, является средством, а не конечной целью. Аристотель фактически утверждал, конечная цельсостоит в том, чтобы люди вели «процветающий образ жизни».Главное богатство любой страны составляют люди, потенциал которыхреализуется в современных условиях в форме человеческого капитала.Если классики экономической теории В.Нетти, А.Смит, Д.Рикардо,К.Маркс подчеркивали значение труда в производстве стоимости, то в работахМ.Блауга, А.Маршалла, Дж.С.Милля, Л.Туроу, И.Тюнена, У.Фаберра, Н.Фишера,Й.Шумпетера и др. воспроизводству квалифицированного труда уже уделено5значительное место. Соизмерение всех комнонентов, характеризующих человека труда, представляет собой чрезвычайно важную методологическую нроблему, для решения которой необходим глубокий теоретический анализ содержания его творческих производительных сил, которые в экономикерыночного типа реализуются в форме человеческого капитала. При этом следует отметить, что уже в работах В,Петти, А,Смита и Д,Рикардо, а такжеФ,Листа, Л,Вальраса, И,Фишера, Ж.Б,Сея интеллектуальные способности человека рассматривались как важнейший источник доходов и главный факторэкономического развития страны.Таким образом, классики политической экономии определили основнойпонятийный аппарат теории человеческого капитала, положили начало научному анализу человеческих способностей к труду, их формированию, накоплению и эффективному использованию. Их главной заслугой явилось обоснование необходимости рассматривать человека и его производительные силыкак капитал.Степень разработанности проблемы. Начало формирования теориичеловеческого капитала приходится на конец 50-х - начало 60-х годов XXстолетия. Наибольшую популярность эта теория приобрела среди представителей чикагской школы.Это научное направление создали и развили такие известные американские и английские ученые как: Т,Шульц, Г,Беккер, В.Вейсборд, Л,Туроу, М,Блауг,СБоулс, У,Боуэн, Дж,Вейзи, Б.Кикер, Дж,Минцер, Й,Бен-Порэт, Э.Денисон,Ф.Махлуп, Дж,Кендрик, Ф,Уэлч и др.В 90-е годы данная проблематика получила свое развитие в трудах отечественных ученых: В,Гойло, А,Добрынина, СДятлова, В,Автономова, Р,Капелюшникова, М.Критского, Ю.Копыловой, Ю,Быченко, В.Пуляевой, А.Трубицина, Е.Цыреновой и других.Представители российской научной школы обосновали подход к человеческому капиталу как всеобщей форме экономической жизни, а его накопление рассматривают как цель развития общества; инвестирование в человеческий капитал - как фактор экономического роста, образование - как формувоспроизводства человеческого капитала.Образовательные системы, в том числе система дополнительного профессионального образования, отражают особенности общества, в которомфункционируют, и в процессе его развития неизбежно претерпевают изменения. В условиях планово-распределительной экономики развитие ДПО осуществлялось преимущественно в направлении увеличения численности обучаемых. Современные условия рыночной экономики требуют структурнойгибкости, ориентированности на запросы рынка образовательных услуг и мобильности в их удовлетворении, снособности к саморазвитию.Проблемы профессионального развития человеческих ресурсов исследовались многими зарубежными учеными и практиками. Например, проблемыпрофессионального обучения работников изучались Ф.Тейлором, Г.Эмерсоном, А.Файолем и другими.Исследования ведущих представителей бихевиористской школы Д.Макгрегора, Ф.Герцберга, А.Маслоу привели к созданию современной гуманистической концепции управления человеческими ресурсами, ориентированной, в томчисле, на формирование и удовлетворение потребностей личности и общества впрофессиональном развитии работника. Широкому применению этой концепции способствовали разработки Дж.К.Гэлбрайта и Э.Дени-сона, выполненные в1960-1970-х годах и показавшие, что сокращение затрат труда обеспечиваетсяростом его качества при повышении образовательного уровня работников.В конце 1970-х годов получили широкую известность и практическоеприменение работы П.Друккера, Т.Питерса, Дж.Минцера, Т.Шульца, указавших на неизбежность усиления роли человеческого фактора в производственном процессе по мере перехода стран на этап индустриального развития,что требует отношения к работнику как человеческому капиталу.Вопросы формирования и эффективного использования созидательныхспособностей человека достаточно глубоко разработаны в отечественнойэкономической науке. Центральной категорией анализа в работах советскихученых выступала рабочая сила и общественно-экономические формы ее7функционирования, однако при этом качественные характеристики человекане подлежали экономической оценке и не рассматривались с точки зрения ихстоимости. Публикации по вопросам теории человеческого капитала в период СССР носили в основном критический характер. Советские экономистысчитали, что понятие «человеческий капитал» отражает не только вполне естественную оценку квалификационно-образовательного потенциала, но и расширяет границы капитала, изображает всех трудяш,ихся в роли капиталистов,имеющих собственность, приносящую доход. В такой трактовке каждый трудящийся, имея определенный и постоянно растущий уровень образования ипрактического опыта, становится владельцем индивидуального капитала, вложения в который увеличивают его будущие доходы. Советские ученые считали, что тем самым стирается принципиальная грань между общественнымиклассами, и остаются только различия в масштабах капиталистической собственности. Исследования, проведенные на основе марксистско-ленинской методологии, создали возможность развития такого направления, как экономикаобразования.Серьезные исследования по данному направлению были проведеныС.Струмилиным, Е.Жильцовым, В.Жаминым, В.Марцинкевичем, Е.Скаржинским, В.Чекмаревым, М.Кольчугиной, Костаняном, Г.Скоровой, В.Клочковым,В.Кравченко и др.По инвестиционной проблематике ведутся активные исследования какзарубежными исследователями, так и отечественными учеными-экономистами.Среди работ зарубежных ученых выделяются труды Г.Бирмана, В.Беренса,Л.Дж.Гитмана, Дж.Элиот Гудмана, Дж.Доунса, Р.П.Холта, Шмидта.Исследованию инвестиционной проблематики посвящены работы отечественных ученых - экономистов В.М.Аньшина, В.С.Барда, И.А.Бланка, Л.С.Валинуровой, Т.Г.Глушковой, Н.В.Игоршина, Н.И.Климовой, В.В.Косова, В.Н.Лившица, Е.А.Олейникова, Ю.М.Розановой, Т.С.Хачатурова, А.Г.Шахназарова и др.По проблемам инвестиций в человеческий капитал, рынка труда и занятости, оплаты и мотивации производительного труда, широко известны работыВ.Бобкова, А.Зубковой, Р.Колосовой, В.Столярова, В.Ивантера, О.Голосова,8В.Плакси, И.Бушмарина, И.Ворожейника, Н.Вишневской, Е.Галаевой, А.Михайлушкина, Н.Волгина, Д.Карпухина, Карташова, Г.Руденко, А.Субботина.Вместе с тем, непрерывное развитие экономической системы определяет потребность в постоянном совершенствовании механизма привлечения инвестиционных ресурсов, модели управления инвестициями, инструментарияоценки эффективности инвестиций, требует рассмотрения новых фактов,проблем, проектов и новых исследований в процессе осуществления инвестиций, направленных на формирование человеческого капитала в экономике.Актуальность проблемы и недостаточность ее научной разработанности предопределили выбор темы диссертационного исследования, обусловили егоцель и задачи.Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование инвестиционных процессов, связанных с формированием человеческого капитала в условиях современной переходной экономики, и разработка методических рекомендаций, направленных на совершенствованиеинструментария управления социальными инвестициями.Выдвинутая цель предопределяет задачи исследования, анализ и решениекоторых составляет содержание работы. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:- исследовать экономические категории «человеческий капитал», «инвестиции», уточнить и раскрыть сущность и особенности этих категорий;- исследовать и систематизировать взгляды отечественных и зарубежных исследователей на содержание категории «человеческий капитал» и«инвестиции»;- определить роль государства как субъекта в процессе осуществлениясоциальных инвестиций;- исследовать и обосновать возрастающее значение ДПО в периодформирования рыночной экономики и определяющую роль человеческогокапитала в экономике;- обосновать сущность социальных инвестиций, как основного элемента формирования человеческого капитала и в особенности в ДПО с нозиции объекта социального инвестирования;- определить факторы и условия формирования человеческого капитала в российской экономике;- раскрыть с позиции системного подхода сущность инвестиционногопроцесса в ДПО;- исследовать имеющиеся инвестиционные механизмы развития человеческих ресурсов в условиях переходной экономики;- проанализировать существующие модели управления инвестициямив человеческий капитал, выявить недостатки и преимущества. Разработатьмодель управления инвестициями в человеческий капитал;- разработать инструментарий оценки эффективности социальных инвестиций;- обозначить (выявить) перспективы развития инвестиционных процессов в системе ДПО. Объектом исследования являются инвестиционные процессы, протекающие в системе дополнительного профессионального образования.Предметом исследования диссертационной работы является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессеосуществления социальных инвестиций, направленных на формирование человеческого капитала в экономике.Методологическая и теоретическая основа научного исследованиявключает в себя фундаментальные научные труды ведущих отечественных изарубежных ученых, специалистов по проблемам инвестирования и человеческого капитала, современные научные статьи в ведущих экономических журналах, материалы российских и международных научных, научно-практических конференций.Статистическую и фактологическую базу исследования составляют материалы статистических сборников Государственного комитета по статисти10ке Российской Федерации и Республики Башкортостан, законодательные инормативные акты Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и Республики Башкортостан, источники энциклопедического характера, периодическая литература, обзорные, аналитические и справочные материалы, ресурсы глобальной информационной системы Интернет.Научная новизна исследовання. Паучная новизна состоит в разработке методических и практических рекомендаций по оценке эффективностиинвестиций в человеческий капитал и управлению инвестиционным процессом в системе дополнительного профессионального образования.Паиболее суш,ественные научные результаты, полученные автором, заключаются в следующем:1. Уточнена сущность категории «человеческий капитал», раскрывающаяструктурные взаимосвязи в процессе формирования и использования производительных способностей, умений и навыков людей и отражающая,во-первых, единство человеческого капитала и его носителя, во-вторых,двойственный характер человеческого капитала, и, в-третьих, его нематериальную природу и высокую востребованность в экономике знаний.2. Обоснован и реализован системный подход к исследованию системыДПО как объекта социального инвестирования, позволивший установить иерархичность процессов инвестирования в человеческий капитали раскрыть особенности формирования и использования человеческогокапитала в современной экономике.3. Разработана схема движения инвестиционных потоков в системе образования, учитывающая факторы и условия формирования человеческогокапитала в российской экономике и отражающая целевую направленность инвестиций в человеческий капитал на решение социальных задачи на получение экономического эффекта как с позиций частного инвестора, так и с позиций государства.4. Определены инвестиционные механизмы развития и эффективного использования человеческого капитала в условиях современной экономики,11опирающиеся на активную роль государства в их реализации и заключающиеся в широкомасштабном использовании новых информационнокоммуникационных технологий, в опережающем росте интеллектуальных услуг в процессе укрепления конкурентоспособности как отдельныхпредприятий, так и страны в целом.5. Предложена модель оценки эффективности инвестиций в человеческийкапитал, основанная на подходе к инвестиционному процессу как к потоку нарастающих аннуитетных выплат с учетом возможного риска потериработы, что позволяет оценить рентабельность вложенного в ДПО капитала и определить приоритетные направления социальных инвестиций.6. Определены перспективы развития инвестиционных процессов в системеДПО, отражающие перераспределение капитала из области инвестирования реальных и финансовых объектов в сферу человеческого капитала.Теоретическая и практическая значимость результатов исследованиязаключается в том, что основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут составить методологическую базу для дальнейшегоразвития инструментария управления социальными инвестициями. Теоретические положения диссертации могут быть использованы при реализации мероприятий государственной и корпоративной инвестиционной политики в сфередополнительного профессионального образования.Материал диссертации может послужить теоретической и методическойосновой для проведения новых диссертационных исследований по проблемамсоциальных инвестиций, направленных на формирование человеческого капитала в экономике, а также при разработке учебников, учебных и учебнометодических пособий, монографий и научных статей; может использоватьсяв учебном процессе при чтении курсов «Инвестиции», «Инвестиционнаястратегия», а также спецкурсов по проблемам инвестиций в человеческий капитал для студентов и слушателей экономических специальностей.Апробация работы и использование результатов. Основные теоретические и методологические положения диссертационной работы использованы12в деятельности Башкирской академии государственной службы и управленияпри Президенте Республики Башкортостан (БАГСУ).Результаты исследования инвестиционных процессов, протекаюпщх всистеме дополнительного профессионального образования, и предложенная модель эффективного управления инвестиционным процессом обсуждены и одобрены на Всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях:«Система мониторинга качества профессиональной подготовки специалистов ввузе» (Уфа 2003), «Проблемы инновационно-инвестиционной деятельности вРоссии» (Уфа, 2006) и др.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 107 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz