Четверг, 2024-09-19, 10:57 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Образ взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра. Вараева, Надежда Валерьевна бесплатно
11:52 PM
Скачать Образ взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра. Вараева, Надежда Валерьевна бесплатно
Образ взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра

Диссертация

Автор: Вараева, Надежда Валерьевна

Название: Образ взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра

Справка: Вараева, Надежда Валерьевна. Образ взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Вараева Надежда Валерьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"] - Санкт-Петербург, 2009 - Количество страниц: 145 с. 27 ил. Санкт-Петербург, 2009 172 c. :

Объем: 172 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2009


Содержание:

Введение
Глава Образ взрослого в сознании детей и подростков различных социальных групп
11 Образ и представление как компоненты сознания и деятельности
12 Механизмы социальной перцепции и роль социально-перцептивных образов в развитии самосознания и личности детей и подростков
13 Взаимосвязь социальной ситуации развития и становления представлений о взрослом у детей и подростков
14 Особенности социальной ситуации развития ребенка в условиях социально — реабилитационного центра
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование содержания обобщенного образа взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра
21 Описание предмета, целей, задач и методов исследования
22 Разработка диагностического инструментария для исследования обобщенного образа взрослого в сознании воспитанников социально — реабилитационного центра
23 Организация констатирующего эксперимента
Глава 3 Особенности образа взрослого в сознании воспитанников социально — реабилитационного центра и психолого-педагогические условия его оптимизации
31 Содержание образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра
32 Возрастные особенности образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра
33 Тендерные особенности образов взрослого в сознании воспитанников социально—реабилитационного центра
34 Пути оптимизации образа взрослого в сознании детей и подростков через организацию психолого — педагогической деятельности в условиях центров социальной реабилитации для несовершеннолетних
35 Программа оптимизации образа взрослого в сознании детей и подростков в условиях социально — реабилитационного центра

Введение:

Актуальность. Процесс общей гуманизации науки и образования и переориентация на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании определяют необходимость изучения восприятия ребенком взрослого не только как носителя знаний и культуры, но как модель развития самосознания и личности ребенка. Слово «образ» является составной частью слова «образование». Образ есть предвосхищенный результат любого осознанного действия, поведения или деятельности. Ожидания, прямо и косвенно транслируемые ребенку обществом, в конечном счете, сводятся к интеграции с миром взрослых и проявлению своей индивидуальности на благо социума. Собирательный образ взрослого в сознании ребенка является определенным эталоном, с которым ребенок сравнивает всех людей и самого себя. Образ взрослого во многом определяет содержательное наполнение «Я—идеального» человека. Влияние образов других людей на формирование представлений о себе отмечают многие авторы (Ф.Н. Гоноболин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, JI.A. Регуш и др.). Б.С. Братусь отношение к другому человеку рассматривает как условие и одновременно как критерий нормального развития человека.
За последнее десятилетие в нашем обществе увеличилось число несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по причине неблагополучия в семье. По данным Министерства образования РФ в нашей стране ежегодно остаются без попечения родителей около 120 ООО детей и подростков. Центры социальной реабилитации, (приюты) для несовершеннолетних были созданы с целью оказания психолого-педагогической помощи семье и ребенку на ранней стадии возникновения семейного неблагополучия, сохранения семьи и социализации ребенка в условиях, приближенных к домашним, не разрывая психологической связи между ребенком и родственниками, то есть не помещая ребенка в интернат или детский дом. Срок нахождения в приюте был жестко ограничен шестью месяцами. Социальная ситуация развития детей, попадающих в социальнореабилитационный центр, в равной степени отличается от условий жизни и взаимодействия ребенка с взрослым дома, в семье, и от условий интерната. Это обуславливает специфику образа взрослого в сознании данной категории несовершеннолетних.
С каждым годом потребность в социально-реабилитационных центрах не снижается, а растет. В 2007 году в специализированные учреждения Нижегородской области для прохождения социальной реабилитации были помещены 4134 несовершеннолетних, в 2008 — 15 503 несовершеннолетних. Допустимый срок пребывания ребенка в центре продлен до года. Большой процент детей поступают в реабилитационный центр повторно и даже в третий и четвертый раз. А прошедшие в детстве через реабилитационный центр девушки и юноши, приводят туда уже своих детей. Семейное неблагополучие переходит из поколения в поколение. В замещающих семьях так же зафиксирован большой процент возвратов. Как показывают исследования, проведенные на базе приютов Москвы и Московской области (Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко) построению конструктивных отношений с новыми людьми мешает отсутствие положительного социального опыта взаимодействия с членами семьи и другими людьми.
В условиях социально-реабилитационного центра. дети лишены регулярных контактов с родителями, часто имеют негативный опыт взаимодействия с ними до помещения в центр. Большинство детей и подростков поступают из неполных семей, где один родитель (или родственник) выполняет функции матери и отца. Это способствует формированию деструктивной модели (или образа) взрослого в сознании ребенка. Ю.Б. Евдокимова показывает, что переживание тоски по семейной жизни и изолированность ребенка от семьи отодвигают на второй план все отрицательные воспоминания о прежней жизни в семье и способствуют формированию идеализированного, неадекватного образа родителя, который выполняет защитную функцию. При этом подростки, воспитывающиеся вне семьи, демонстрируют модели поведения своих родителей. .
Цель исследования: изучить особенности образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра и выявить психолого-педагогические условия оптимизации представлений о взрослом у детей, лишенных родительского попечительства.
Объект исследования: образы взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра.
Предмет исследования: содержание и структуры образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра. Гипотезы исследования.
1. Содержание и структуры образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра связаны с особенностями групп отражаемых взрослых, а также возрастом детей и подростков.
2. Содержание и структура образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра дифференцированы в соответствии с полом отражающих детей и подростков и отражаемых взрослых.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы и механизмы формирования социально-перцептивных образов.
2. Изучить содержание и структуру образов взрослого воспитанников социально-реабилитационного центра.
3. Выявить тендерные особенности образов взрослого воспитанников социально-реабилитационного центра возрастных групп.
4. Выявить психолого-педагогические условия оптимизации представления о взрослом у детей, лишенных родительского попечительства.
5. Разработать программу оптимизации образа взрослого в сознании детей и подростков в условиях социально-реабилитационного центра. в сознании в сознании различных
Методологические основы исследования были определены с учетом объективных законов психического развития JI.C. Выготского и возрастных особенностей (Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). При постановке и разработке проблемы мы ориентировались на идеи Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна о социальной природе человека, идеи Б.Ф. Ломова о механизмах формирования образов в сознании субъекта и исследования в области социальной перцепции А.А. Бодалева, А.А. Реана, Л.И. Рюмшиной и др. Теоретическая концепция исследования базировалась также на научных трудах В.Л. Ситникова, подробно описавшего в своих работах структуру социально-перцептивного образа в сознании человека. Значительную роль в разработке диссертационного исследования сыграли работы В.Н. Ослон, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульги.
Методы исследования.
1. Теоретический анализ и обобщение работ по проблеме исследования.
2. Методы эмпирических исследований — психодиагностические методики, опросные методы, метод наблюдения, эксперимент.
3. Методы математической статистики.
В своем исследовании мы опирались на работы В.Л. Ситникова, предложившего авторскую методику выявления структуры и содержания Ты-образов в структуре сознания человека «СОЧ(И)», адаптировав ее для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста и цели своего исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе двух социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних г. Нижнего Новгорода: «Надежда» и «Ласточка» на протяжении пяти лет. В группу испытуемых входили дети и подростки общим числом 202 человека. В том числе в возрасте: от 5 до 7 лет - 43 ребенка, из них 18 девочек и 25 мальчиков; от 7 до 10 лет — 58 человек, из них 32 девочки и 26 мальчиков; от
11 до 13 лет — 55 человек, из них 22 девочки и 33 мальчика; от 14 до 15 лет — 46 человек, из них 23 девочки и 23 мальчика.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования (2004-2005).
Второй этап был посвящен разработке диагностического инструментария для исследования образа взрослого в сознании детей и подростков. Нами было проведено пилотажное исследование содержания образа взрослого в сознании детей и подростков от 5 до 15 лет из семьи и находящихся в условиях социально-реабилитационного центра, общим числом 215 человек (2005-2006).
Третий этап включал в себя проведение констатирующего эксперимента и сравнительный анализ полученных данных. В процессе работы по данной проблеме нами была разработана и апробирована программа оптимизации образа взрослого в сознании несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра (2006-2008).
Достоверность научных результатов обеспечивается применением методов, соответствующих цели и задачам исследования; содержательным анализом данных, полученных с помощью диагностических процедур; репрезентативностью экспериментальной выборки (202 человека); количественной обработкой данных методами математической статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Образы взрослого в сознании детей и подростков различаются содержанием и структурой по параметрам: обобщенности, насыщенности признаками, дифференцированности, наличия противоречий и эмоциональной окраски.
2. Представления дошкольников о взрослом не дифференцированы, не имеют определенного содержания и построены на внешних, визуально ощутимых признаках. В младшем школьном возрасте содержание обобщенного образа взрослого обогащается и приближается к эмпирическому понятию. В младшем подростковом возрасте появляется дифференциация по категориям взрослых. Старшие подростки больше ориентируются на социальные нормы и роль взрослого в обществе. 3. Содержание женских образов взрослых полнее и более дифференцировано, чем содержание мужских образов. Наибольший объем имеет образ матери.
Научная новизна исследования:
1. Выделены содержание и структуры образов взрослого в сознании детей, лишенных родительского попечительства.
2. Дан сравнительный анализ имеющихся в сознании детей и подростков обобщенных образов взрослого различной модальности. Выявлено соотношение использования различных характеристик (внешних, личностных, социальных) при описании различных категорий взрослых детьми разного возраста.
3. Составлены частотные словари обобщенных образов взрослого в сознании детей и подростков из социально-реабилитационного центра.
4. Сформулированы критерии для сравнения образов взрослого в сознании детей и подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• Разработаны модели формирования обобщенных образов различных групп взрослых в сознании ребенка.
• Раскрыты содержание и структуры различных образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра. Составлены частотные словари различных образов взрослого в сознании детей разного возраста и пола, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость исследования.
1. Выделены психологические условия оптимизации образов взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра на основе возрастных и тендерных особенностей этих образов.
2. Разработан алгоритм построения программы работы смешанных детско-взрослых групп, на основе которого создана и апробирована программа оптимизации возрастных и тендерных особенностей образов взрослого в сознании детей и подростков.
3. Выделены «зоны риска» формирования неадекватного или негативного обобщенного образа взрослого и намечены пути оптимизации образа взрослого в сознании несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра.
Апробация работы и внедрение результатов исследования
Основные положения и результаты исследования обсуждались на Всероссийской конференции «Психология, образование, практика: формы и способы интеграции» (Москва, 2006), конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2006), международной конференции «Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития» (Н.Новгород, 2007), Всероссийской конференции «Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования» (Санкт-Петербург, 2008). На основании исследования была разработана программа подготовки ребенка к переходу в замещающую семью, которая вошла в программу «Под защитой семьи» как раздел и сертифицирована в Нижегородском институте развития образования.
По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ.
Структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы, глоссарий и приложения. Список литературы включает 196 источников, из них 10 на иностранном языке. Текст диссертации иллюстрирован схемами и таблицами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 96 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz