Четверг, 2024-09-19, 10:50 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 19 » Скачать Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков : На материале Республики бесплатно
5:24 AM
Скачать Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков : На материале Республики бесплатно
Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков : На материале Республики Удмуртия

Диссертация

Автор: Преображенская, Ирина Владимировна

Название: Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков : На материале Республики Удмуртия

Справка: Преображенская, Ирина Владимировна. Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков : На материале Республики Удмуртия : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2003 267 c. : 61 03-13/1961-6

Объем: 267 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
Глава
I Народное декоративно-прикладное искусство Республики Удмуртия как отражение материальной и духовной культуры её народов Стр
11 Состояние проблемы Анализ исследований, определяющих роль искусства и народных традиций на развитие учащихся
12 Историко-культурологическое своеобразие народного искусства Республики Удмуртия
13 Социокультурный, педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства Удмуртии народного
Глава
II Содержание и технология разностороннего развития школьников-подростков средствами народного декоративноприкладного искусства Республики Удмуртия
21 Модель разностороннего развития школьников-подростков в процессе приобщения к искусству на уровне межпредметных связей
22 Воспитательно-образовательные аспекты реализации методических рекомендаций по изучению и освоению народного декоративноприкладного искусства IQQ
23 Результаты экспериментальной работы
24 Народное декоративно-прикладное искусство профессиональной подготовки будущих учителей
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

исследования. Ведущей тенденцией современной жизнедеятельности человека является технологизация и рационализация его менталитета. Художественно-эстетическое восприятие мира уступает свое значение технологически рациональному. Постепенно односторонность вытесняет гармоничность и целостность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема равнозначного формирования как рационального так и эмоционально-эстетического мышления. Кроме того, глубокие изменения в жизни российского общества обнажили все болевые точки отечественной воспитательной системы и, в частности, указали на дефицит духовной культуры подрастающих поколений. Во многом это связано с незнанием культурного наследия. В этой связи архиважной задачей общеобразовательной школы становится формирование интереса и уважения к народной культуре, остро стоят вопросы воспитания толерантности. Образование должно способствовать тому, чтобы с одной стороны его воспитанник четко осознавал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, его окружающем, а с другой, привить ему уважение к культурам других народов. Использование педагогического решение потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательновоспитательном процессе способно существенно повлиять на национального и интернационального, многообразных творческих интересов поставленных задач, поскольку оно заключает в своем содержании диалектику художественное, познавательное и учащихся, способствующих их трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования разностороннему развитию. Обращение к воспитательной силе искусства способствует решению педагогических целей современной школы, гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности.Целостность человека во многом обуславливается связью его с природой. Постижение наследия народного искусства, где в органичной неразрывная связь духовной, материальной системе изобразительно-пластических, музыкально-поэтических средств выражается жизни и окружающей среды, может послужить формирующим фактором развития духовной культуры подрастающего поколения. Развитие школьников, осуществленное посредством образования, и включение их в активную деятельность по возрождению, сохранению и изучению народного искусства, особенно важно в периоды исторических переломов, спада культуры как важное условие для определения жизненной позиции, нравственного идеала. Своеобразие этноса, проявленное в творчестве народа, определяется в контексте общекультурного наследия нации и человечества. Народное искусство представляет «мир в целостности, включающей отношение людей друг к другу, человека к природе, культуре и искусству другого» культуры и искусства одного народа к (Т.Я.Шпикалова). Изучение народного общечеловеческих искусства в региональном аспекте при приоритетности духовно-нравственных ценностей во многом способствует формированию национального самосознания, являющегося одним из факторов воспитания свободной самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства. Народное искусство требует необходимости деятельностном постижении, когда в творческоосуществляется единство восприятия и созидания. "Усвоить наследие отцов, сохранить его от забвения и разрушения можно, не пассивно его воспринимая, но активно продолжая работу предков, разрешая все глубже и глубже поставленные ими задачи Только творческая работа над теми же заданиями, которые предстояли и нашим предкам, осуществляет чудо сохранения прошлого" (Гессен СИ.), отражая в художественно-эстетическом воспитании все три вектора пространства и времени прошлого, настоящего, будущего.Стеепень разработанности проблемы. На необходимость использования народного педагогической опыта воспитания детей указывали классики мировой мысли: Я.А.Коменский, Н.Ф.Лесгафт, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Несталоцци, Н.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, и др. Возможности представлены А.Ш.Гашимова, З.Б.Цаллаговой и др. Сущность формирования художественной школьников определена в работах и эстетической культуры А.В.Бакушинского, и др. Проблеме свои П.П.Блонского, формирования труды В.А. в народных трудах традиций воспитания в современном широко Г.Н.Волкова, Я.И.Ханбикова, образовательно-воспитательном процессе в различных аспектах А.Л.Бугаевой, Т.Н.Петровой, В.Ф.Афанасьева, В.М.Григорьева, П.И.Выготского, М.С.Кагана, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного, Х.Раппопорта, В.А.Сухомлинского, воспитательной Сухомлинский. Методологические аспекты формирования технологической культуры учащихся раскрываются в работах П.Р.Атутова, О.А. Кожиной, В.П. Овечкина, Б.И. Орлова, В.Д. Симоненко, К.А. Скворцова, Ю.Л. Хотунцева и др. Содержательный смысл народного искусства представлен в трудах искусствоведов аспекты А.Н.Афанасьева, А.В.Бакушинского, в работах Г.К.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова. Разнообразные народного творчества раскрыты И.Я.Богуславской, Т.М.Разиной, А.К.Чекалова и др. Особое место в решении обозначенной проблемы занимают труды искусствоведа М.А. Некрасовой, ею определено место народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства. роли Т.Шацкого природы нравственных качеств личности посредством интеграции искусств и влияния посвятил многие Историографический анализ удмуртского народного декоративно-прикладного искусства широко представлен Т.А.Крюковой, раскрывающие в трудах в трудах В.Н.Белицер, К.М.Климова, Н.С.Королевой, Г.Ф.Федорова. Вопросы, педагогические Н.А.Горяевой, условия М.Е.Даутова, использования М.А.Ершова, Н.Новикова, Т.Я.Шпикаловой, к проблеме народного декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, широко раскрыты Т.С.Комаровой, В.Н.Полуниной, В последнее В.В.Корешкова, Н.П.Ростовцева, время наметился Б.М.Неменского, Д.М.Скильского, большой В.А.Семенова, Н.Виноградова, А.СХворостова, Е.Ш.Шорохов, Б.П. Юсова и др. интерес воспитательного воздействия народного декоративно-прикладного искусства, сферам его влияния на формирование личности и рассмотрение его в региональном аспекте (И.В.Алексеева, Б.А.Альмухамбетов, К.Ж.Амиргазин, Т.А. Брюханова, Х.М. Дикинов, И.М.Елатомцева, Л.Х.Кадыйрова, П.В.Лосюк, Э.Х.Мурадова, Г.Н.Никитин, Л.С.Нерсисян, Д.Г.Пилипенко, И.Н.Полынская, Г.В.Похолкина, И.Раимова, Э.Г.Скворцов, И.М.Фадеева и др.). Важные выводы о психолого-педагогических особенностях восприятия народного творчества учащимися, о развитии их интереса к декоративноприкладному искусству сделаны И.П.Волковым, Е.И.Игнатьевым, В.С.Кузиным, А.Н.Леонтьевым, А.Маслоу, Р.С.Немовым и др. Вопросам изучения и освоения искусства народов Приуралья и Поволжья уделяли внимание К.М.Климов, Л.Б.Рылова и др. На материале Республики Удмуртия проведено исследование О.Л.Моревой, посвященное условиям приобщения младших подростков процесса к народной культуре посредством воспитания. этнопедагогизации полихудожественного О.Ю.Овчинниковой рассмотрена социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению национальных традиций народов Удмуртии.Вместе с тем пока остается слабо исследованным огромный пласт народного декоративно-прикладного искусства, до конца не раскрыт его педагогический потенциал, нет должного теоретического обоснования условий его использования для развития учащихся и, в частности, подростков наиболее сложной в воспитательном плане возрастной группы школьников, не вычленены и не раскрыты все возможные области развития в процессе художественно-технологической рекомендации по приобщению прикладному искусству Удмуртии. Налицо явное противоречие. С одной стороны, огромная потребность в использовании регионального пласта народного декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе, а с другой явно недостаточная изученность данного феномена. Это и обусловило: постановку проблемы, заключающуюся в разрешении обозначенного противоречия, изучение народного декоративно-прикладного искусства должно быть органично вплетено в школьную образовательную систему как её неотъемлемое звено; и выбор темы прикладное Объект искусство нашего исследования как средство "Народное декоративноразвития деятельности, учащихся к отсутствуют народному методические декоративно- разностороннего школьников-подростков (на материале Республики Удмуртия)". исследования изучение народного декоративно-прикладного процесс развития школьников-подростков искусства в общеобразовательном учреждении. Предмет исследования средствами народного декоративно-прикладного искусства. Цель исследования теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, форм и методики разностороннего развития школьников-подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия.Гипотеза исследования народное декоративно-прикладное искусство выступает эффективным средством разностороннего развития учащихсяподростков, если: -разработать модель, определяющую структурно-содержательный, технологический, организационный, функциональный компоненты; -в учебный процесс внедрить комплексную программу «Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии» и его изучение осуществлять на уровне межпредметных связей, учитывая единство художественного восприятия и преобразовательной деятельности; -учитывать мотивационную направленность художественной подготовки каждого подростка; -процесс изучения и освоения ДПИ имеет практико-ориентированный характер; в нем широко используются народные традиции, старинные способы изготовления предметов народного ДПИ и показывается связь народных ремесел с историей материальной культуры народов Республики Удмуртия; -выявить связь личностных особенностей, отраженных в структуре жизнедеятельности подростков, и влияние на уровень развития их познавательных способностей. В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи: раскрыть историко-культурологическое своеобразие народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия, выявить его воспитательно-образовательный потенциал; выявить специфику и изучить в опыт использования народного школах декоративно-прикладного Республики Удмуртия; искусства общеобразовательных дать теоретическое обоснование педагогических условий, вычленить и раскрыть возможные области развития личности подростков в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства; подготовить комплексную программу для общеобразовательного учреждения, включающую профамму факультатива и профамму изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей; экспериментально апробировать модель и технологию разностороннего развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства. Методологическую и теоретическую основу исследования составили: деятельностный, системный и культурологический подходы; идеи о формировании активной творческой личности, преобразующей мир по законам красоты; о деятельностной сущности человека и социальной детерминированности его личности; об общечеловеческих ценностях и идеалах, национальных традициях и региональных особенностях; о направленности художественно-эстетического и трудового развития на обеспечение исследования самоопределения и самореализации личности. Источниками явились фундаментальные труды специалистов различных наук, изучающих проблемы философов, искусства, художественного педагогов, и эстетического психологов, воспитания искусствоведов, культурологов, социологов, этнофафов, историков, литературоведов. Исследование проблемы потребовало также обращения к научным исследованиям в области методики преподавания предметов художественно-эстетического цикла, к произведениям народного творчества, к учебным профаммам и учебным пособиям, результатам экспериментальных исследований. В исследовании использовались следующие методы: На первом, теоретико-поисковом этапе основными методами были теоретическое изучение педагогической, психологической, философской, этнографической, искусствоведческой литературы, раскрывающей различные аспекты обучения, воспитания и развития детей; сбор этнографических материалов. На этапе теоретических работы предположений были и проведения независимых экспериментальной ведущими методы: характеристик; опросно-диагностический метод (включенное наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование); системный анализ и синтез; экстраполяция и моделирование; аналогия, систематизация и обобщения. На заключительном этапе ведущими были статистическая обработка материалов исследования, их качественный Этапы исследования: Первый этап (1995-1996 гг.) изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработка методики эксперимента, проведение констатирующего эксперимента; Второй этап (1996-2001 гг.) экспериментальная работа (формирующий эксперимент), определение форм и методики педагогических условий, разработка использования социокультурного и педагогического потенциала и количественный анализы, оценка выявленных тенденций в ретроспективном и перспективном планах. народного декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития школьников-подростков, включающей современные электронные средства. Апробация комплексной программы для общеобразовательной средней школы, включающей программу факультатива и программу изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей "Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии".II Третий этап (2001-2003 гг.) анализ, обобщение и описание результатов исследования, литературное оформление диссертационного исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования: -определено историко-культурологическое своеобразие народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия, раскрыт его высокий социокультурный и педагогический потенциал; -дано теоретическое обоснование педагогических условий, вычленены и раскрыты возможные области развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства; -теоретически обоснована модель и технология разностороннего развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства; -выявлены критерии определения результатов работы по разностороннему развитию школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства Практическая значимость исследования: подготовлена комплексная программа для общеобразовательной средней школы, I включающая программу факультатива программу изучения народного декоративно-прикладного искусства на уровне межпредметных связей "Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии"; -разработан учебно-методический комплекс применения народного декоративно-прикладного искусства Удмуртии в подготовке будущего учителя технологии на базе новых информационных систем. Технология использования социокультурного и педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства для развития подростков может быть использована в массовой практике образовательных учреждений, в работе институтов повышения квалификации работников образования, высших и средних специальных художественных заведений, при подготовке учебных пособий, спецкурсов, факультативов. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями; интеграцией различных подходов к рещению поставленной проблемы; структурой, содержательной целостностью и логической последовательностью изложения материала; применением комплексной совокупности методов и средств исследования; сочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследования; преемственностью работы. результатов на различных этапах исследования; выводов результатов аргументированностью теоретических положений и логических Соответствие полученных экспериментальных общепринятым научным критериям валидности и надежности достигалось использованием широкого спектра методик, а также путем привлечения в опытах достаточного количества испытуемых. В диссертации освещены результаты семилетнего педагогического эксперимента с общим охватом более чем 500 школьников-подростков. Статистическая обработка экспериментальных данных с использованием компьютерной программы математической статистики (Statistica 5.5.) подтверждает, что все защищаемые в данном диссертационном исследовании гипотезы и результаты достоверны на высоком уровне значимости. На защиту выносятся следующие положения: народное декоративно-прикладное искусство Республики Удмуртия заключает в своем содержании высокий педагогический потенциал. в процессе изучения и освоения народного декоративно-прикладного искусства возможными областями развития школьников-подростков являются: способность к преобразовательной деятельности, формирование эстетической, технологической, нравственной культуры, формирование самосознания и мировоззрения; наиболее продуктивные результаты достигаются при условии, если изучение народного декоративно-прикладного искусства осуществляется не только на уроках изобразительного искусства и технологии, но и на уровне межпредметных связей; осуществляется комплексно: в учебное и внеурочное время, во внешкольной работе; целесообразна разработка модели и технологии декоративно-прикладного искусства. Экспериментальной базой исследования были: СШ 1 с, Шаркан, СШ 1 д. Сосновка Шарканского района, СШ 1 пос, Кильмезь, СШ 53 г. Ижевска. В эксперимент было вовлечено более 500 человек. В эксперименте участвовали также преподаватели и студенты Удмуртского государственного университета, а также родители. Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные положения и результаты исследования: были обсуждены на заседаниях лаборатории педагогики национальной школы Института национальных национального образования проблем образования Института научнона Международной (г. Москва); на заседаниях кафедры этнокультурного развития (г.Ижевск); разностороннего развития школьников-подростков в процессе изучения и освоения народного практической конференции МПГУ "Технологическое образование в школе и в ВУЗе в условиях модернизации образования" (г.Москва, 4-5 февраля, 2003); нашли отражение в 5-ти публикациях автора исследования, среди них комплексная программа для общеобразовательной на уровне средней школы, связей включающая программу факультатива и программу изучения народного декоративно-прикладного -явились основой искусства при межпредметных "Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии" (М.,1999. 2,5 п.л.); разработке методики использования педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства Д Я разностороннего развития школьников-подростков и внедрены в практике Л работы СШ №1 с. Шаркан, СШ №1 д. Сосновка Шарканского района, СШ №1 пос. Кильмезь, СШ №53 г. Ижевска. Ряд положений и выводов исследования используется в учебном процессе Удмуртского государственного университета (психолого-педагогический факультет, специальность "Технология и предпринимательство"). Результаты апробации положительные. Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность работы; определены её объект, предмет и цель; сформулированы гипотеза исследования и задачи достижения; её определены методология и методы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту, показаны этапы исследования и её база. В первой главе "Народное декоративно-прикладное искусство народного Республики Удмуртия как отражение материальной и духовной культуры её народов" раскрывается историко-культурологическое своеобразие декоративно-прикладного искусства как этнопедагогическому исследования. Во второй главе "Содержание и технология разностороннего развития школьников-подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства Республики Удмуртия" представлены модель, технология и Республики Удмуртия, показывается понятийный аппарат его социокультурный и педагогический потенциал, дается обоснование ему феномену, раскрывается результаты экспериментальной работы, раскрыты педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки студентов к использованию декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные его выводы, свидетельствующие о правильности выдвинутой гипотезы и доказанности положений, выносимых на защиту. В приложениях представлены экспериментальные материалы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 152 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz