Четверг, 2024-09-19, 10:51 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июнь » 28 » Скачать Налоги как основа формирования бездотационных бюджетов субъектов РФ : На примере Ростовской области. Кириченко, Марина Валерьевна бесплатно
10:57 PM
Скачать Налоги как основа формирования бездотационных бюджетов субъектов РФ : На примере Ростовской области. Кириченко, Марина Валерьевна бесплатно
Налоги как основа формирования бездотационных бюджетов субъектов РФ : На примере Ростовской области

Диссертация

Автор: Кириченко, Марина Валерьевна

Название: Налоги как основа формирования бездотационных бюджетов субъектов РФ : На примере Ростовской области

Справка: Кириченко, Марина Валерьевна. Налоги как основа формирования бездотационных бюджетов субъектов РФ : На примере Ростовской области : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.10 Ростов-на-Дону, 2003 163 c. : 61 03-8/3391-X

Объем: 163 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2003


Содержание:

ГЛАВА 1НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
11 Межбюджетные отношения в сфере доходных полномочий субъектов РФ
12Место налогов в процессе межбюджетного регулирования 34 г -
13 Налоги в формировании доходной части бюджетов субъектов РФ ! 40 '^ ГЛАВА 2 НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
21 Оценка налогового потенциала Ростовской области
22Инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность региона
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ В РАЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
31 Методологические основы распределения регулирующих налогов между бюджетами различных уровней
32 Эффективность действуюш;ей налоговой системы России ЗЗНаправления совершенствования нормативной базы бюджетного процесса

Введение:

\ 1^ Актуальность темы исследования. g Проблема распределения налоговых полномочий между органами государственной власти различных уровней является относительно новой для России. В Советском Союзе налоги играли формальную роль и бюджеты республик не имели самостоятельного значения, а являлись составной частью государственного бюджета. С переходом Российской Федерации от централизованной к рыночной экономике изменились условия формирования и исполнения % бюджетов различных уровней и возросла роль территориальных бюджетов. ^ Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы РФ. Поэтому все большее значение стали приобретать вопросы бюджетного федерализма, отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в части разграничения бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределения и перераспределения последних между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и местными бюджетами.При построении новой бюджетной системы возникло ряд трудностей, как теоретического, так и практического характера. Теоретические трудности были связаны с недостаточной изученностью и разработкой данного вопроса в виду отсутствия опыта регулирования налогово-бюджетных полномочий, практические трудности определялись неготовностью органов государственной власти субъектов к самостоятельному формированию своей доходной базы, кроме того, сказывалась и многолетняя практика перераспределения бюджетных fl средств из государственного бюджета в бюджеты регионов. В результате су-ш;ествующая в настоящее время система распределения доходных источников была построена с учетом зарубежного опыта в этой сфере и сочетает в себе черты разных бюджетных систем: здесь и распределение налогов между бюджетами различных уровней, как в Австрии и Канаде, и закрепление отдельных налогов за конкретным бюджетом как в США и Франции, и оказание финансо-V V вой помощи субъектам Федерации из мобилизованных в федеральном бюджете налогов, как в Германии.Становление современной системы межбюджетных отношений, соответствующих федеративному государственному устройству России началось в 1991 году, и весь период ее существование представляет собой непрерывный процесс реформирования, за десятилетний период прошедший несколько этапов, характеризующихся использованием различных инструментов регулирования межбюджетных отношений. Несмотря на продолжительность процесса реформ, Россия по уровню централизации бюджетных ресурсов практически % не уступает большинству федеративных государств, формально сохраняя ^ крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий.Бюджеты субъектов Федерации и особенно местные бюджеты играют весьма важную роль в решении общегосударственных экономических и социальных задач и при этом перегружены обязательствами, возложенными на них без предоставления источников финансирования. В то же время, их участие в выполнении государственных обязательств не сопоставимо с собственными доходными источниками - основную часть региональных доходов составляют отчисления от федеральных налогов, трансферты, дотации и субсидии из федерального бюджета. Проблемам и принципам реформирования межбюджетных отношений посвящены работы таких ученых, как В. Лексин, А. Швецов, Хурсевич, А. Лавров, А. Игудин, Н. Кузнецов. Эволюцию механизмов предоставления финансовой помощи субфедеральным и местным бюджетам рассматривают О. Пчелинцев, М. Минченко, А. Улюкаев, В. Христенко, Т. Позд-j^ \ някова, И. Подпорина, Г. Крылов, А. Колесов. i Роль налоговой политики как инструмента совершенствования межбюджетных отношений оценивают в своих работах К. Лайкам, В. Кашин, В. Фе-доткин, Е. Сабуров и другие. После введения в действие Налогового Кодекса РФ и без того незначительные собственные доходы территориальных бюджетов еще более сократились, что потребовало детального изучения особенностей практического применения отдельных инструментов межбюджетного ре-« гулирования и создания механизма, отвечающего всем требованиям современ-V h НОЙ бюджетной системы России, Вопросы реформирования налоговой и бюджетной политики отражаются в работах К. Астапова, Ю. Швецова, А. Игудина, Д. Черника, А. Сорокина, И. Перонко, территориальный аспект налоговой реформы рассматривают А. Левин, А. Мельник, О. Берг, В. Лексин. Различные варианты распределения налоговых полномочий между уровнями государственной власти оцениваются в работах И. Умаровой, Г. Кальван, В. Панскова, А. Баскина, В. Мареевой, А. Аронова, Ю. Крохина, И. Топорова.Проблемам повышения эффективности налогового потенциала регионов и стимулирования развития экономики посвящены работы Ю. Петрова, А. Пас-»^ качева, А. Мельника, А. Коломиец, варианты оценки налогового потенциала и ^ формирования налоговой базы регионов рассматривают Ф. Ююцворг, И. Перонко, И. Горский, 3. Клюкович. Финансовые ресурсы субъектов РФ и экономику регионов рассматривают в своих работах А. Колесов, А. Ляско, Т. Коновалова, В. Овчинников, В. Игнатов, Н. Кетова, Л. Берсенева и ряд других авто-<., ров. Такой аспект, как влияние инвестиций на экономику России в целом и отдельных субъектов, отражается в научных публикациях В. Лебедева, П. Фишера, Е. Семеновой, Д. Бурцева, Н. Платоновой, Лушина и других авторов.Несмотря на относительную изученность вопросов распределения налоговых и бюджетных полномочий и важность проведенных исследований, многие проблемы до настоящего времени остаются нерешенными. Теоретическая актуальность и практическая значимость проблем формирования бездотационных бюджетов субъектов РФ и предопределили цель и задачи данного исследования.Цель и задачи диссертационной работы.Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа действующего налогового и бюджетного законодательства и результатов практического использования различных инструментов межбюджетного регулирования, определить роль налогов в формировании бездотационных бюджетов субъектов РФ и разработать схему распределения налоговых доходных полномочий для формирования бездотационных бюджетов субъектов РФ. Реализация цели исследования достигалась посредством решения следующих задач: ^ . 4 ы. • Проанализировать действующую на современном этапе систему межбюджетных отношений в сфере распределения доходных полномочий между органами государственной власти различных уровней; I • Оценить роль налогов в межбюджетном регулировании. • Охарактеризовать критерии и принципы распределения налогов между Федерацией и ее субъектами. • Охарактеризовать существующие региональные налоги и их роль в формировании доходной части бюджетов субъектов РФ. • Оценить налоговый потенциал региона и проанализировать возможные Ь варианты его развития. % • Исследовать воздействие налогообложения на создание и развитие экономики региона, оценить инвестиционную привлекательность региона в условиях действующей налоговой системы. • Рассчитать нормативы распределения налогов между бюджетами раз-^ личных уровней с целью повышения доходной части региональных бюджетов, оптимального использования налоговой базы и отказа от до-тационности из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. • Дать рекомендации по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства в целях их оптимизации и з^еличения собственных доходов региональных бюджетов.Объектом исследования являются процессы межбюджетного регулирования в РФ и инструменты, используемые при формировании доходной части бюджетов субъектов РФ. Предметом исследования являются распределительные отношения меч жду федеральным и субфедеральным уровнями бюджетной системы.Теоретическо-методологической основой исследования послужили труды ведущих отечественных ученых реализующих институциональный подход к проблемам организации межбюджетных отношений и формированию бюджетов субъектов РФ, законодательные и нормативные акты, инструктив-, ные материалы, а также материалы научных конференций и периодических изданий. ч h Инструментарно-методический аппарат.Исследования проводились с применением общих методов научного познания: наблюдения, сравнения, системного и логико-смыслового анализа и ( синтеза, теоретических и эмпирических методов. Статистические данные проанализированы с применением методов корреляции, выборки, группировки, сравнения и обобщения, исследования рядов динамики, а также графических методов.Информационно-эмпирической базой исследования и обоснования основных положений диссертационной работы послужили данные Государст-% венного комитета Российской Федерации по статистике. Ростовского област-^ ного комитета государственной статистики, отчетно-аналитическая информация Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Управления Министерства России по налогам и сборам по Ростовской области, материалы, собранные автором в процессе практической деятельности. >^ Рабочая гипотеза состоит в том, что наличие достаточных собственных доходных источников, в отношении которых органы государственной власти обладают реальными полномочиями по установлению и взиманию - необходимое условие функционирования бюджетов субфедерального уровня; основная роль в доходах бюджетов принадлежит налоговой компоненте, использование которой при формировании субфедеральных бюджетов является одним из факторов обеспечения бездотационности бюджетов и повышения ответственности органов государственной власти в бюджетных вопросах.Основные положения, выносимые на защиту.1. в условиях передачи органам государственной власти субфедеральнол го уровня значительной части расходных полномочий особую акту-I альность приобретает предоставление регионам доходных источников, достаточных для финансирования всех возложенных на них функций. На органы государственной власти субъектов РФ в настоя-' щее время возлагается финансирование 55 процентов расходов, осуществляемых из бюджетов всех уровней, при уровне доходов бюдже-тов субъектов РФ в доходах бюджетной системы РФ порядка 40 про-центов. В целях расширения налоговых полномочий субъектов РФ и укрепления самостоятельности субфедеральных бюджетов, реформи-рование действующей системы распределения доходных полномочии <» между уровнями бюджетной системы РФ , необходимо направить , в первую очередь, на устранение таких недостатков системы межбюд жетных отношений, как: централизация основной части финансовых ресурсов бюджетной системы Р Ф в федеральном бюджете , наличие встречных финансовых потоков между Федерацией и ее субъектами, отсутствие заметного выравнивающего эффекта финансовой помощи . «f, 2. Долгосрочное планирование и прогнозирование субъектами Р Ф д о -^ ходной части своих бюджетов затрудняется тем, что участие органов государственной власти субфедерального уровня в бюджетном про цессе отложено во времени в связи с ежегодной сменой нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов и долей ре гионов ч в Фонде финансовой поддержки субъектов РФ . Поэтому, для повы шения заинтересованности регионов в развитии своей экономики , увеличении собственной базы налогообложения и усиления ответственности за сбалансированность территориальных бюджетов , необходимо предоставить органам государственной власти субъектов РФ бо лее широкие полномочия по формированию собственной доходной базы с законодательным закреплением в Бюджетном Кодексе Р Ф I нормативов распределения основных налоговых доходов между уров нями бюджетной системы РФ. 3 . Решение задачи формирования бездотационных бюджетов субъектов РФ возможно лишь при условии реализации принципа самостоятельности бюджетов субъектов, закрепленного в Бюджетном Кодексе РФ , который в настоящее время выполняется далеко не в полном объеме -большая часть бюджетов субъектов Федерации только на 20 процентов обеспечена собственными доходными источниками. Реализация же констит)Щионных гарантий самостоятельности во многом зависит от закрепления в законодательстве достаточных и стабильных собственных доходных источников региональных бюджетов , поскольку (« ^ только в отношении собственных доходов органы государственной власти обладают реальными полномочиями по их установлению и взиманию. j^ 4. Одним из условий успешного развития налогового потенциала, является усиление стимулирующей функции налогов, которая в последнее время отошла на второй план, в связи с тем, что основное значение, придаваемое налогам законодателями, это наполнение бюджетной системы. Стимулирующая функция неразрывно связана с таким аспектом, как инвестиционная составляющая налогового потенциала, %. состояние которой является показателем общеэкономической ситуа-^ ции и перспектив развития региона.5. Имеющийся налоговый потенциал территорий позволяет регионам не прибегать к помощи из федерального бюджета при условии внесения некоторых изменений в налоговое и бюджетное законодательство, в '*, частности, к ним относится изменение нормативов отчислений в субфедеральные бюджеты от таких налогов, как налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.6. Основным показателем оценки эффективности действующей налоговой системы с точки зрения воспроизводственного процесса является налоговая нагрузка на доход предприятий и организаций, позволяющая оценить не только эффективность для конкретных налогоплательщиков, но и для региона в целом. С точки зрения бюджетной обеспеченности критерием эффективности налоговой системы, и в частности, схемы распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, является доля собственных доходов в общих доходах субъекта РФ. Научная новизна полученных результатов диссертационного исследования состоит в обосновании проблем распределения доходных полномочий между органами государственной власти федерального и субфедерального уровней, осуществляемого в ходе межбюджетного регулирования в России; разработке и обосновании нормативов распределения основных налоговых ис-V i л точников между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ, позволяющих повысить собственную доходную базу субъектов РФ и перейти к бездотационному принципу формирования субфедеральных бюджетов; разра-1( ботке комплекса мероприятий по реформированию налогового и бюджетного законодательства в целях повышения эффективности действующей налоговой системы. В этой связи выделены следующие элементы приращения научного знания: 1. Определен как основное направление реформирования системы распределения налоговых полномочий между бюджетами различных Ь уровней бюджетной системы РФ - переход от использования дота-|, ционного принципа выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ к формированию территориальных бюджетов в основном за счет собственных доходов.2. Рассчитаны и обоснованы нормативы распределения прав пользования налоговыми поступлениями между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, позволяющие повысить и укрепить доходную базу территориальных бюджетов, отказавшись от дотацион-ности из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. К ним относятся передача субфедеральным бюджетам 15 процентов от налога на добавленную стоимость на товары и услуги, производимые на территории РФ и 100 процентное зачисление налога на прибыль организаций, вместо налога на доходы физических лиц.3. Обоснована необходимость закрепления нормативов распределения основных налоговых доходных источников между бюджетами различных уровней в Бюджетном Кодексе РФ, в целях предоставления органам государственной власти субъектов РФ более широких полномочий по ведению бюджетного процесса.4. Выявлена степень корреляционной взаимосвязи между уровнем собственных доходов бюджетов субъектов РФ и инвестиционным потенциалом, теоретически характеризующаяся следующим: 'л ч V - чем больше инвестиций будет привлечено в регион, тем больше, в конечном итоге будут налоговые поступления в бюджеты всех уровней, и в том числе в бюджет субъекта РФ; ii - чем больше доля собственных средств в доходах бюджета субъекта РФ, тем более инвестиционно привлекательным для потенциальных инвесторов является регион.5. Предложена система показателей, позволяюш;их оценить эффективность действующей налоговой системы, как с позиции воспроизводственного процесса (основанных на отношении величины налоговой % нагрузки к различным финансовым показателям деятельности пред-^ приятии региона), так и с точки зрения бюджетной обеспеченности субъектов РФ, и, в первую очередь, эффективности действующей схемы распределения налоговых полномочий между бюджетами различных уровней (основанных на коэффициенте самообеспечен-> ности, отражающем долю собственных доходов в общих доходах бюджета субъекта РФ).6. Разработаны и обоснованы направления реформирования налогового и бюджетного законодательства в целях повышения эффективности действз^ощей налоговой системы, укрепления доходной базы региональных бюджетов и предоставления органам государственной власти субъектов РФ более широких полномочий по ведению бюджетного процесса: предоставление права налогоплательщикам осуществлять уплату налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость на товары и услуги, производимые на территории РФ, по месту осуществления деятельности, проведение налоговой л амнистии, упрощение механизма уплаты отдельных налогов и сборов, восстановление льгот на модернизацию производства по налогу на прибыль организаций, предоставление органам государственной власти и управления субъектов РФ права самостоятельно осуществлять исполнение субфедеральных бюджетов и закрепление нормативов распределения основных налогов между бюджетами различных уровней в Бюджетном Кодексе РФ на долгосрочной основе. h ^ Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных проблем и недостатков действующей системы распределения налоговых полномочий между бюджетами различных уровней; разработке системы I (,' показателей, позволяющих оценить эффективность действующей налоговой системы с различных позиций и установлению существенной корреляционной взаимозависимости между уровнем собственных доходов субъектов РФ и инвестиционным потенциалом. Теоретические выводы могут быть использованы в учебном процессе при разработке программ з^ебных курсов по специальности финансы, денежное обращение и кредит. f Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и реко-^ мендации могут быть использованы при реформировании налоговой компоненты финансовой политики на макроуровне с целью обеспечения самодостаточности региональных бюджетов и устойчивого развития регионов, использо-i вание предложенной автором нормативов распределения налогов между уров-'/• нями бюджетной системы позволит укрепить собственную доходную базу субъектов РФ. Апробация работы. Предложения автора докладывались и обсуждались на региональных и международной научно-практических конференциях, опубликованы в 4 научных публикациях общим объемом 1,6 п.л.Структура диссертации включает в себя: введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения. % И' h

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 107 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz