Четверг, 2024-09-19, 11:01 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 22 » Скачать Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника. Калачева, Лидия Архиповна бесплатно
2:34 AM
Скачать Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника. Калачева, Лидия Архиповна бесплатно
Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника

Диссертация

Автор: Калачева, Лидия Архиповна

Название: Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника

Справка: Калачева, Лидия Архиповна. Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Калачева Лидия Архиповна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т] Москва, 2008 219 c. : 61 08-13/743

Объем: 219 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Содержание
Глава
I Теоретические предпосылки исследования музыки как фактора духовного развития личности сельского школьника
11 Специфика и функции музыки в духовном становлении и развитии личности
12 Психологические механизмы влияния музыки на личностную структуру школьника
13 Характеристика музыкальной воспитанности сельского школьника Выводы по главе I
Глава НМетодика прнобщевия сельских школьников к музыке
21 Содержание опытно-экспериментальной работы
22 Организация приобщения учащихся к музыке в системе воспитательной работы
23 Диагностика эффективности опытно-экспериментальной работы Выводы но главе II

Введение:

Актуальность исследования. Проблема, избранная для исследования, вьщвшгута временем, которое характеризуется, в первую очередь, вхождением нашего общества в контекст мировой культуры.Качественные преобразования жизни российского общества, вызванные радикальной сменой политико-экономических и ценностно-смысловых ори-i eimipOB, нешбежно меняют личную направленность, содержание и духовно-нравственный климат Ж10НП подрастающего поколения.Во всем Mirpe за последние 50 лет осуществляется и прогрессирующе нарастает значительное падение духовности, сопровождаемое некоторыми процессами, имеющие негативные последствия для развития человека. Это -технократизм, практицшм, приоритет материальных ценностей над духовными, коммерциализация искусства, приведшая к изменению приоритетов в культурных ценностях и, в итоге, утилитаризм нравственности.По замечанию X. Ортеги, в массу вдох1гули силу современного прогресса, но забыли о духе. «Массовый человек, ощутив свою победу, ощутив свое большинство, ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется незаурядное самомнение. Если вся предыдущая культура старалась преодолеть архшгческие черты, заложенные в природе человека, возвысить и одухотворить их, то в XX веке вся архаика выступила без маски. Архаические черты, живущие в глубине человека, празднуют свою победу в феномене массового искусства. Что ждет этого человека, какой жизнью ему суждено жить? — задавал вопрос испанский философ и отвечал: «Да никакой. Он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Жизнь его неумолимо теряет достоверность и становшъся видимостью, игрой в жизнь, и притом чужую» [198. 335].В последние годы со всей остротой встает задача возвращения человеку его духовного потенциала, повышения его общекультурного уровня. Сейчас очевидно, что без обращения к духовной культуре дальнейшее разв1гтие общества просто немыслимо. Культура создается человеком в той же мере, в _ 4 -какой человек формируется культурой: одно неразрывно связано с другим. «Воспитание и образование являются центром духовности и приобщения к национальным и общекультурным ценностям»[42. C.9J Духовная культура — есть способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей через культурный аккумулятор искусства происходит творческое и нравственное развитие внутреннего мира человека. Воспринимающий искусство проделывает путь от прекрасной формы через сопереживание к постижению идеала.Искусство представляет ценности, открытые культурой, в виде художественного образа II утверждает их. Безупречен, чист и богат источник классического искусства, прошедшего испытание временем, которое беспощадно к моде, конъюнктуре, идеологическим спекуляциям. Вечность таких произведений обусловлена вечными проблемами человеческой жшнн, которые ставят и решают классики. К художественному достоянию великих можно обращаться в поисках ответов на все вопросы сегодняшней жизни и своей шщивидуалыюй жизни.Умелое использование педагогом художественных произведений па уроках и во внеклассной деятельности - важнейший источник духовности, гуманизации учебно-воспитательного процесса. На формирование ценностного отношения к музыке оказывает сильное воздействие та звуковая среда, в которой ученик живет и развивается.Современное положение в молодежной музыкальной культуре ставит общество и образование перед необходимостью обратить внимание на художественный уровень развития школьников, личностные особенности, которые формируются в процессе воздействия преобладающей сегодня музыкальной культуры, качество которой оставляет желать лучшего.Но приобщение школьников к музыкальному искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями. Во-первых, в обществе не сложились тра-- 5 -Д11Ц11И повседневного общения с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством - это строгая серьезная работа, связанная с «пониманием» художественного произведения - нечто вроде разгадки ребуса, «что хотел сказать художник?». Во-вторых, в школе мало и плохо используются технические средства (диапроектор, ви-дсо-аудио-мапнггофон, телевизор, эпидиаскоп), а без обращения к ним невозможно представить себе широкого поля произведений искусства, доступ-шлх общению. В-третьих, повсеместная художествешюя непросвещенность окружающих люден порождает у педагога ложное мнение, будто общение с искусством есть роскошь, допускаемая после решения насущных восшгга-тельных задач.Что можно противопоставить такой однобокости востггателыюго воздействия звуковой среды? Ответ, похоже, ясен всем: разумное регулирование, нормалтация, т.е. ликвидация однобокости как в средствах массовой информации, так и в программах воспитания школьников.В этих условиях актуализируется необходимость исследования проблем эстетического воспитания, суть которого в сохранении духовной целостности человека, в формировании его ценностных ориентиров, опирающихся на духовные потребности; в восстановлении духовной связи между поколениями.Рационалистическое познание Mirpa ведет к нарушению его всестороннего восприятия, ограничивает возможности человека в создании целостной картины мира и принятии решений в широком спектре жизненных ситуаций.Постижение мира в художественной форме позволяет человеку использовать в качестве источника информации образы, отношения, переживания. Обращение же к специфике художественного постижения Mirpa не только расширяет возможности его познания, но и «дополняет» содержание образования опытом человеческих состояний.Искусство, в частности музыкальное, несет в себе устойчивое представление о духовных идеалах и ценностях, обладает огромным потенциалом для формирования высоких 1гоавственно-эстстических вкусов и потребностей. - 7 -этого общения будут максимально реалшованы лишь при правильно найденном месте музыки в системе воспитательной работы.Педагогическое и методическое решение проблемы приобщения учащихся к высокохудожественным музыкальным произведениям представляет особый интерес для сельской школы. На это есть ряд серьезных причин.В первую очередь, к ним относятся социально-экономические причины, препятствующие созданию в сельской школе соответствующего технического оснащения, наличия диатек, аудио и видеотек, пакета репродукций, эстетической литературы. Они дополняются социально-психологическими причинами: это отдаленность от города, отсутствие культургплх центров, способствующих рождению культурно-эстетических традиций, являющихся соци-альным фоном для подрастающего поколения в усвоении ими культурного опыта Но существует и третья группа причин — педагогического плана. К ней относится ншкая квалифищгоованность педагогических кадров, неподготовленность уч1иелей как классных руководителей к организованному общению детей с искусством и общий низкий культурный уровень педагогов, которые сами далеки от искусства Школа в селе является центром культуры. Деятельность сельской общеобразовательной школы формирует культурный климат сельского социума Школа-универсум, школа, дающая возможность петь в хоре, играть в оркестре, заниматься танцами, рисовать и т. д. —такая школа является обязательной частью культурной жшнн села Поэтому приобщение сельских школьников к классической музыке является фактором их духовного развития, становления личности.В.А. Сластенин рассматривает восшггателыгую работу как педагогическую деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности. И в сельской школе необходимо создать такую среду, в которой будет уделяться большое внимание музыкалыюАгу воспитанию школьника с целью его духовного становления. - 8 -Идея активно-преобразующей роли музыкального искусства в утверждении человеческого начала была выдвшгута в трудах Б.В. Асафьева, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, М.Ф. Гнесина, Д.Б. Кабалевского, Д.С. Лихачева, Л.М. Предтечснской, В.В. Розанова, М.М. Рубинштейна, В.А. Сухомлннско-го, Б.М. Тсплова, В.Н. Шацкой и др.Проблемы музыкального воспитания и музыкального восприятия изучали Э.Б. Абдулнн, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Е.А. Бо-днна, Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, Н.А. Гродзенская, В.В. Давыдов, Е.Д. Кр1ггская, А.Л. Маслов, В.В. Медушевский, В.И. Муцмахер, Е.В. Назайкинскнй, В.Д. Остроменский, В.И. Петрушин, М.Г. Плохова, О.П. Радынова, В.Г. Ражников, В.А. Разумный М.А. Румер, Г.П. Сергеева, Г.П. Сгулова, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова, Р.А. Тельчарова, В.О. Усачева, Г.М. Цышш, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Б.Л. Яворский и др.Продвижению научного понимания роли искусства, в том числе музыкального искусства в жизни и общества и личности много содействовали исследования А. Аничкина, А.А. Баян, Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, Н.И. Кия-щенко, О.А. Кривцун, B.C. Кузина, А.А. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, Р.С. Не-мова, М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и др.Развитие музыкальной культуры школьников - фундаментальная цель музыкального восшггания. Важные стороны феномена культуры рассматриваются в трудах В.А. Гонтарева, А.Н. Джуринского, МС. Кагана, Л.Н. Когана, Э.В. Соколова и др. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, полит1П1еские, социальные и духовные процессы общественной жизни.Проблемы о роли искусства в формировании мировоззренческих представлений школьника исследует В.В. Дсмиденко, о музыке, как социальной среде - Л.П. Дуганова; один из путей музыкального воспитания школьников через фольклорное творчество разработан Л.Л. Куприяновой и др.Проблему становления личности школьников исследовали Ю.К. Бабанскнй, Г.Н. Волков, И.Н. Лернер, А.В. Мудрик, П.И. Пидкаснстый, В.А. Ра-- 9 -зумный, М.Н. Скаткнн, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова н другие.Современная психология исследует наиболее важную для художественной деятельности проблему - проблему эмоций (А.В. Запорожец, ЯЗ. Нсве-рович и другие).Между тем, становится все более очевидной потребность в улучшении музыкального воспитания школьников и недостаточной разработанности путей оптимизации этого процесса в педагогической науке, что является неразрешенным противоречием в современных условиях общественного развития. По мнению А.А. Мелик-Пашаева, в условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре, соответствующий цикл школьных дисциплин оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, it по отводимому на него времени, и с точки уровня его оснащенности, и действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса. Прагматики считают искусство «бесполезным» и «необязательным». Это касается и уроков музыки.С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования «Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника», проблема которой сформулирована следующим образом: при каких педагогических условиях музыка станов1ггся фактором духовного развттш личности сельского школьника? Решение этой проблемы составляет цель исследования.Объектом исследования является музыка как соцналыюпсихологический феномен и фактор духовного развшия личности.Предметом исследования выступал процесс приобщения сельских школьников к музыке как фактору их духовного личностного развития.Задачи исследования: 1. Выявить воспитательные потенции и функции музыкального искусства в системе духовного становления и развития человека. - 1 0 -2. Создать рабочую модель приобщения сельских школьников к музыке . как фактору их духовного разшггия.3. Определить педагогические условия, методику и технологию внедрения музыки в жизнь и образование сельского школьника.4. Разработать научно-практические рекомендации по использованию музыки как средства духовного развития сельского школьника.Гипотеза исследования: • воспитательный потенциал музыки как фактора личностного развития реализуется только: при условии педагогического перевода учебного изучения школьником музыкальных произведении в свободное общение школьника с музыкой, который совершается при педагогической инструментовке восприятия музыкального произведения как общения композитора со слушателем: «Я» композитора — «Я» школьника. Методическим решением данного перевода выступает художественная творческая деятельность школьника, организуемая педагогом как общение «Я» школьника с «Я» другого человека.Ключевым элементом этого перевода является овладение школьником художественно-образного языка искусства как специфического языка человеческого общения; • педагогическими условиями организации свободного общения с музыкой являются: накопление интонационного опыта восприятия музыки разных эпох и стилей, музыкалыю-эстетическнх знаний и умений в разнообразных формах организации музыкальной деятельности, поэтапное применение методов и приемов, побуждающих к проявлению музыкально-творческой и художественно-эстетической деятельности.Ведущей идеей исследования служило восхождение сельского школьника к свободному общению с музыкой как механизму обретения в личностной структуре духовно-ценностного отношения к искусству. - 11 -Теоретико-методологическими основаниями исследования явились важнейшие философские положения о человеке как высшей ценности гуманистической культуры; о сущности гуманистической природы искусства; о роли искусства в формировании духовно богатой личности; о специфике музыкального творчества и художественного познания мира; о художественной деятельности как синкретической деятельности и общения «Я» и «Другого» (М.М. Бахтин, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган и другие).Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования: • теоретический анализ философской, психологической, искусствоведческой и педагогической литературы; • длительные педагогические наблюдения по специально разработанным программам; • анкетирование, интервьюирование, беседа и др.; • проективные методики (недописанный тезис, недописанный диалог, фантастический выбор и др.); • опытно-экспериментальная работа; • математические методы.Опытно-экспериментальной базой была избрана МОУ «Середейская средняя общеобразовательная школа» Сухнничского района Калужской области. К исследованию были привлечены учащиеся первых - восьмых клас-сов (120 человек).Исследование выполнялось в несколько этапов.Первый этап (2001-2003) — подготовительный: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы. Оценка современного состояния проблемы. Определение цели, задач, гипотезы, методологии и методики исследования.Второй этап (2003-2005) - опытно-экспериментальный: разработка содержания и определение методики констатирующего и форм!грующего ва-- 1 2 -риантов организации эксперимента общения сельских школьников с музыкой и шучения ее влияния на личностное развитие учащихся.Третий этап (2005-2006) — обобщающий: систематизация, уточнение и корректировка результатов исследования, положений и выводов, литературное оформление диссертации.Научная новизна исследования: • выявлен дополнительный фактор усиления восшггатсльных потенций музыки в ее влиянии на духовное развитие личности сельского школьника; • введено понятие «свободное общение с музыкой» как педагогический инструментарий организации процесса духовного развития личности; • осуществлено педагогическое моделирование перевода учебного изучения сельскими школьниками музыки через художественно-творческую деятельность в свободное и систематическое общение с музыкой; • определены и обоснованы педагогические условия, методики и технологии приобщения школьников к свободному общению с музыкой в условиях сельской школы.Теоретическая значимость исследования: • расширены функциональные возможности музыки в духовном становлении и развитии личности; • раскрыт психологический принцип «перевода шучения музыки в свободное общение с музыкой» в педагогическом влиянии музыки на личностную структуру школьника; • выделены содержательные и процессуальные характеристики приобщения сельских школьников к свободному общению с музыкой.Практическая значимость исследования: • разработаны программа и методики организации общения сельских школьников с музыкой; - 1 3 -• подготовлены иаучно-методическне рекомендации по использованию музыки в системе духовного развития личности сельского школьника.Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены четкостыо методологических позиции, связанных с культурологическим и личностно - деятельностным подходами, использованием комплекса методов исследования, адекватных его проблеме, объекту, предмету, задачам и логике, непротиворечивостью и сравнимостью опытно-экспериментальных данных с массовой практикой.На защиту выносятся следующие положения: 1. Музыка обладает особо тонким и чрезвычайно сильным воспитательным влиянием на детей, реализация се развивающего потенциала требует педагогически целесообразной организации в освоении сельскими школьниками художественно-образного языка и восприятии музыкального произведения.2. Педагогически инструментованное восприятие музыкального произведения открывает школьнику путь к свободному общению с музыкой и к выходу на общение «мое Я» — «Я композ1ггора».3. Процесс перевода сельских школьников на свободное н систематическое общение с музыкой состоит из трех основных элементов: «индивидуальное восприятие» - художественно-творческая деятельность — самостоятельно избранное музыкальное произведение для свободного общения с ш т .4. Переход от «учебного прослушивания» к «свободному общению с музыкой» обеспечивает продуктивное влияние музыкального искусства на духовное развитие сельского школьника, обрешше им ее личностного смысла при условии соответствующей профессиональной подготовки педагога.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения н выводы исследования апробированы путем публикаций. OIUI обсуж-- 1 4 -дались на заседании кафедры педагогики высшей школы МПГУ; на научно-практических конференциях в г. Калуге (1997, 2001), г. Барнауле (2003), на научном семинаре в г. Архангельске (2006) на методических семинарах заместителей директоров по воспитательной работе Сухиничского, Думнннч-ского и Мещевского районов Калужской области. Ведущие идеи исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс МОУ «Середейская средняя общеобразовательная школа» Сухиничского района Калужской области.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.Во введении раскрываются актуальность темы исследования, его проблема, предмет, цель, задачи, методология и методы, научная новизна, теоре-тнческая и практическая значимость, а также основные положения, выносимые на защиту.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 127 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz