Четверг, 2024-09-19, 10:51 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 31 » Скачать Мифопоэтический концепт как вид когнитивной метафоры: На материале русских и немецких наименований времен года. Попова, Нина бесплатно
4:06 AM
Скачать Мифопоэтический концепт как вид когнитивной метафоры: На материале русских и немецких наименований времен года. Попова, Нина бесплатно
Мифопоэтический концепт как вид когнитивной метафоры: На материале русских и немецких наименований времен года

Диссертация

Автор: Попова, Нина Семеновна

Название: Мифопоэтический концепт как вид когнитивной метафоры: На материале русских и немецких наименований времен года

Справка: Попова, Нина Семеновна. Воронеж, 0 226 c. :

Объем: 226 стр.

Информация: Воронеж, 0


Содержание:

концептосфера
§3 Когнитивная метафора как способ концептуализации
§4 Предмет и цель исследования
§5 Методы и задачи исследования
§6 Источники исследования
Глава 2 Семантемы лексем ВЕСНА - FR?HLING (-FR?HJAHR- 18 LENZ)
Глава 3 Семантемы лексем ЛЕТО - SOMMER
Глава 4 Семантемы лексем ОСЕНЬ - HERBST
Глава 5 Семантемы лексем ЗИМА - WINTER 135 Заключение Мифопоэтический концепт как тип когнитивной метафоры
Список источников исследования

Введение:

Когнитивная метафора - одна из категорий нового отдела науки о языке -когнитивной лингвистики. Новизна и недостаточная разработанность научного аппарата этого отдела языкознания обеспечивает актуальность темы нашей работы и теоретическую значимость ее выводов.
Материалом для исследования мы избрали наименования времен года. Эта лексико-семантическая группа слов обозначает важные для людей явления действительности, а изучению в работах лингвистов она почти не подвергалась. Эти обстоятельства обеспечивают новизну полученного описания и результатов наших наблюдений.
Для повышения объективности анализа и выявления национальной специфики когнитивной метафоры мы выполняли исследование на материале двух неблизкородственных языков - русского и немецкого, что обеспечивает практическое применение нашего материала для изучения русского и немецкого языков как иностранных.
Глава 1. Когнитивная лингвистика о концептах и методах их лингвистического изучения
§1. Когнитивная лингвистика как направление лингвистических исследований
В последнее время все большее число исследователей (см. Приложение 1) связывает решение различных вопросов теории языкового значения и функционирования языка с изучением особенностей представления знаний в языке и, следовательно, с когнитивной деятельностью человека [Кубрякова, 1992, 4-38, 1994, 5-31, 1997, 61-62, 1998, 38-39].
В связи с изучением когнитивной деятельности человека в лингвистический обиход прочно вошли такие понятия, как «языковая картина мира», «наивная модель мира», суть которых заключается в том, что в системе языка, в его грамматическом строе и лексиконе отражается то, как человек видит окружающий его реальный мир и свое место в нем [Гадамер, 1988, 510]: «если всякий язык есть мировидение, то он обязан этим не тому, что он являет собой определенный тип языка, но тому, что говорится или соответственно передается на этом языке» [Топоров, 1988, 161]. «Картина мира есть целостный глобальный образ мира» [Постовалова, 1988, 19]. В то же время само понятие «мир», модель которого описывается, целесообразно понимать как человека и среду в их взаимодействии; в этом смысле мир есть результат переработки информации о среде и о самом человеке. «Картина мира», являющаяся следствием познавательной деятельности человека, взаимодействует с некоторой языковой «картиной мира», появляющейся в результате формирования норм, правил и системы знаков [Шахнарович, 1999,6].
Поскольку каждый языковой социум по-своему членит действительность, поскольку существует множество разных языков, каждый со своей грамматикой, лексическим составом, семантикой, то картины или образы мира в каждом языке своеобразны [Хайруллин, 1999, 19-20].
Эти образы (картины) мира являются многослойными, что зависит от разных точек фокусировки, указывающих на преимущественное значение тех или иных сторон описываемого в языке фрагмента действительности [там же]. Число работ, посвященных изучению языковой картины мира весьма велико (см. Приложение 2).
Язык как знаковая система является не только продуктом познавательной деятельности человека, но одновременно и одним из главных способов ее осуществления. С одной стороны, в системе языка находят отражение когнитивные процессы, в основе которых лежит «живое созерцание действительности» [Quine, 1975], с другой стороны, на уровне абстрактного мышления происходит вторичная категоризация обработанной на первом уровне информации, определяющая ту или иную степень фактивности пропозиционального содержания высказывания [Лазуткина, 1994, 58]. При этом важно помнить, что язык как один из способов представления знания не копирует реальность, а лишь определенным образом отражает процесс ее познания человеком.
В качестве связующего звена между теорией языка и теориями других когнитивных способностей выступает семантика, которую никоим образом нельзя отделить от познания. Изучая семантику естественного языка, мы по необходимости изучаем структуру мышления [Харитончик, 1992, 102]. А. Вежбицка пишет, что цель семантики состоит в том, чтобы выявить структуру мысли, скрытую за внешней формой языка [Вежбицка, 1983, 225]. Смысл - это особый способ означивания ментального содержания [Новиков, 1997, 65]
Когнитивная семантика, которая также получила «деятельностную интерпретацию» [Кильдибекова, 1999, 12] и которой принадлежит особое место в когнитивной лингвистике, - эксплицитная теория значения. Поскольку с появлением новой научной парадигмы основным принципом когнитивного описания языкового материала стал принцип антропоцентризма, то и «значение в естественном языке заключено в интерпретации мира человеком. Оно субъективно, оно антропоцентрично, оно отражает преобладающие культурные ценности и специфические для данной культуры способы социального взаимодействия.» [УЛеггЫска, 1989, 732]. «Прагматические значения» неразрывно переплетены в естественном языке со значениями, основанными на «денотативных условиях» ^аскепск^, 1987, 97].
Как известно, лингвисты пришли к выводу, что в значении слова помимо предметно-логической (или денотативной) части, которая соответствует понятию, выделяется дополнительная (коннотативная) часть, которая отражает вообще субъективные моменты восприятия человеком данного понятия и его наименования. Из двух основных форм отражения действительности человеком - чувственной и рациональной - в денотативной части значения закрепляется результат рационального, логического познания, в коннотативной -представлены те волевые и эмоциональные переживания, которые порождает явление объективной действительности и называющее ее слово [Попова, Стернин, 1984, 27].
Кроме того, в значениях слов, обозначающих конкретные предметы, рядом авторов выделяется еще чувственно - наглядный образ. Этот образ является обобщенным чувственным представлением о предмете, существующим в сознании носителя языка. Образный компонент значения С.Д. Кацнельсон назвал эмпирическим. Этот компонент присутствует в значениях слов, а также отличает значение от понятия: входит в значение, но не входит в понятие, дополняя понятие наряду с коннотативным компонентом [Попова, Стернин, 1984, 29].
Изучением состава мыслительного образа слова, или, другими словами, изучением значения слова, этой сложной структуры, занимаются столь многие лингвисты, что перечислить их всех невозможно. В Приложении 3 мы назвали лишь тех ученых, на чьи работы мы опирались в своем исследовании (см. Приложение 3).
Поскольку в когнитивной лингвистике на явления языка, особенно на значение и референцию, смотрят через призму когниции человека, лексическая структура языка трактуется как результат взаимодействия когниции человека с семантическими параметрами, присущими данному языку. Результаты когнитивной деятельности могут связываться с образованием системы смыслов (концептов), относящихся к информации относительно актуального или возможного положения вещей в мире [Демьянков, Кубрякова, 1997, 52].
§2. Основные категории когнитивной лингвистики: концепты, концептосфера
Понятие концепта отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессе мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов» структурированного знания. Концепты -это «смыслы, составляющие когнитивно базисные подсистемы мнения и знания», - замечает Р.И. Павилёнис [Павилёнис, 1986, 241]. Это сведения о том, что индивид знает, предполагает, думает, воображает об объектах мира [Павилёнис, 1983]. «Концепты - это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека» [Попова, Стернин, 1999, 4]. Концептуальные способы организации знаний в лексике и языке стали привлекать внимание лингвистов особенно в последние годы (см. Приложение 4).
Концепт как любая дискретная единица коллективного сознания, отражающий предмет реального и идеального мира, хранится в национальной памяти носителей языка и занимает соответствующую ячейку в национально -обусловленной концептосфере языка. Вся совокупность вербализованных концептов образует концептосферу языка [Лихачев, 1997].
Концептосфера языка строится на основе базовых «фоновых знаний», являющихся «результатом взаимодействия «картины мира» в сознании и языке» [Шахнарович, 1999, 6].
Некоторые общечеловеческие концепты по-разному группируются и по-разному вербализуются в разных языках в тесной зависимости от собственно лингвистических, прагматических и культурологических факторов.
Одним из видов концептов являются «мифемы» (миф - вымысел) - факты человеческой фантазии, форма их представления в сознании наиболее «открыта» для когнитивного анализа [Бабушкин, 1996].
По мнению Е.С. Кубряковой, в когнитивной лингвистике перспективным является то направление в семантике, которое защищает идеи о разграничении концептуального уровня и семантического (языкового). Выдвинутые М.Бирвишем и поддержанные его коллегами, эти мысли уже нашли воплощение в так называемой двухуровневой теории значения [Кубрякова, 1997, 92].
С проблемой представления знаний связана также теория концептуальной структуры, предложенная Джекендоффом и продолжающая развитие идей Минского. Под концептуальной системой или структурой понимается тот ментальный уровень или та ментальная (психическая) организация, где сосредоточена совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение.
Концептуализация может также рассматриваться как живой процесс порождения новых смыслов, и тогда в задачи когнитолога начинают входить вопросы о том, как образуются новые концепты, как создание нового концепта ограничивается уже имеющимися концептами в концептуальной системе, как можно объяснить способность человека постоянно пополнять эту систему и т.п.
Категоризация мира - один из способов организации информации, стимулирующий познание действительности. Как известно, в основе категоризации лежит способность сознания выхватывать из потока информации какие-то общие, достаточно устойчивые признаки, регулярно повторяющиеся в определенном фоновом окружении, что сопровождается, как правило, их фиксацией с помощью языковых средств. Обозначенный таким образом концепт включается в систему концептуальных взаимодействий, одним из следствий которых становится выкристализовывание некоторых общих для ряда концептов признаков (обобщение второго порядка), которые также могут фиксироваться с помощью языковых средств [Третьякова, 1998, 144].
Когнитивная семантика, которая была определена как наука о категоризации, «явно предложила новые методы работы с лингвистическим материалом и новые трактовки этого материала. Она показала на этом материале, что можно извлечь из него посредством особых процедур и рассуждений о механизмах мышления и воображения, о деятельности человеческого интеллекта и разума - и прежде всего - о том, как человек членит и категоризует мир» [Кубрякова, 1998,9].
Для характеристики процесса категоризации в естественном языке используется термин «когнитивная модель». По Лакоффу [Ьакой", 1988, 31] выделяются четыре типа когнитивных моделей: пропозициональные, схематические (образные), метафорические и метонимические; фактически же при этом описываются механизмы мышления и образования концептуальной системы человеческого сознания как той базы, на которой мышление протекает.
По Лакоффу [Ьак^!", 1987], в рамках «реализма опыта», теория когнитивной модели должна использовать традиционные взгляды на категоризацию, значение и разум для описания эмпирических данных и быть основана на следующих положениях:
• главная часть наших концептуальных систем непосредственно основана на восприятии, на движении нашего тела и на физико-социальном опыте человека;
• мысль образна: концепты, не прямо основанные на опыте, используют метафору, метонимию и «ментальную образность», что выходит далеко за рамки зеркального отражения, или репрезентирования, внешней реальности;
• мысль обладает гештальтными свойствами, а потому не атомистична; концепты имеют общую структуру, выходящую за пределы простого соположения (по фиксированным правилам) понятийных «строительных блоков»;
• мысль - нечто большее, чем механическое манипулирование абстрактными символами и обладает экологической структурой: эффективность когнитивной переработки (например, при обучении и запоминании) зависит от общей структуры концептуальной системы и от того, какие именно понятия из нее задействованы в данный момент [Демьянков, Кубрякова, 1997, 57].
Гипотеза о том, что в голове человека существует определенный уровень, на который «стекается» информация, полученная извне, и на котором перерабатываются результаты восприятия зрительного, слухового, тактильного, моторного и т.п. опыта совместно с языковым освоением этого опыта принадлежит Р.Джекендоффу [Jackendoff, 1984, 54]. Резонно предположить, утверждал Р.Джекендофф, что существует такой уровень, на котором вся информация, приходящая по разным каналам и принадлежащая разным модальностям, была бы сопоставимой. Следует также предположить, что способность к образованию концептов является врожденной, что частью этой способности является знание неких правил образования концептуальных структур, и что одновременно развитие этих структур зависит в определенной степени от человеческого опыта, в том числе и языкового. Интересно, что аналогичные мысли высказывал и Дж. Фодор, который, описывая язык мысли, подчеркнул, что соответствующая ему концептуальная структура должна быть настолько богатой и развитой, чтобы обладать возможностью манипулировать или оперировать не только с теми сущностями, что выразимы на языке, но и с теми, которые обобщают результаты неязыкового опыта [Fodor, 1975, 156].
Понятие концептуальной системы наиболее полно было охарактеризовано к началу 80-х гг. в работах Р.И.Павилениса. В его концепции концептуальная система выступает как система мнений и знаний о мире, отражающая познавательный опыт человека, притом как на доязыковом, так и на языковом, уровне но не сводимый к какой бы то ни было лингвистической сущности [Павиленис, 1983, 12]. В качестве составляющей концептуальной системы рассматриваются отдельные смыслы, или концепты, сформированные в процессе познания мира и отражающие информацию об этом мире. «Еще до знакомства с языком, - пишет Павиленис, - человек в определенной степени знакомится с миром, познает его; благодаря известным каналам чувственного ч 1 w восприятия мира он располагает определенной . информацией о нем, различает и отождествляет объекты своего познания. Усвоение любой новой информации о мире осуществляется каждым индивидом на базе той, которой он уже располагает. Образующаяся таким образом система информации о мире и есть конструируемая им концептуальная система как система определенных представлений о мире» [Павиленис, 1983, 101]. Как подчеркивает автор, конструирование системы происходит еще на доязыковой (довербальной) стадии существования индивида и вся система приобретает невербальный характер. С современной точки зрения это положение сводится к тому, что концептуальная система должна рассматриваться в терминах ментальных репрезентаций (представлений) [Кубрякова, 1997: 94-95].

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 108 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz