Четверг, 2024-09-19, 11:02 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее. Кузнецов, Василий Федорович бесплатно
7:35 AM
Скачать Методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее. Кузнецов, Василий Федорович бесплатно
Методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее

Диссертация

Автор: Кузнецов, Василий Федорович

Название: Методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее

Справка: Кузнецов, Василий Федорович. Методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее Дис. канд. пед. наук : 13.00.08 Тольятти, 1998 c. :

Объем: стр.

Информация: Тольятти, 1998


Содержание:

Глава! ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ и 1,2 13 14 15 16 Развитие методики производственного обучения в профессиональной школе России Реформирование системы профессионального образования в современных условиях Проблема исследования методики производственного обучения в сельском профессиональном лицеев в современных условиях Развитие теории функций управления и методики их реализации в системе сельских технических лицеев начального гфофессионального образования по реализации производственного обучения Научно-методические исследования проблем теории и методики управления в современных лицеях начальной профессиональной подготовки и их возможная трансформация в методику производственного обучения Проблема профессиональной компетентности руководителей в управлении инженерно-педагогическими коллективами и пути ее решения в научных исследованиях
Глава
II РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ 21 22 Научные обоснования проектирования методики производственного обучения в сельском профессиональном лицее Концепция формирования модели содержания производственного обучения в подготовке высококвалифицированных рабочих и фермеров 23 24 25 26 Роль и место учебного курса "Производственное обучение" в системе межпредметных связей при рабочих сельскохозяйственных специальностей в сельском профессиональном лицее Основное содержание производственного обучения в сельских лицеях Педагогический эксперимент по проверке эффективности методики производственного обучения в сельском профессиональном лицее Контроль качества производственного обучения и профессиональной подготовки в системе сельского профессионального лицея

Введение:

В последние годы в России формируются новые типы учебных заведений: лицеи, гимназии, профессиональные лицеи и колледжи. Их становление и первоначальное развитие идет, во многом, эмпирически, основьшаясь на небольшом временном опыте функционирования этих образовательных учреждений. " Актуальность нашего исследования определена реформированием российской системы общего и профессионального образования, в том числе и сельских профессиональных лицеев. В условиях нестабильности социально-экономических отношений в стране и перехода ее экономики к рыночному типу система народного образования переживает кризисную ситуацию. Реализация требований современной жизни поставила перед начальной профессиональной школой, в том числе и сельской, принципиально новую общепедагогическую задачу - целенаправленно готовить юных граждан не только к труду и познанию, но и к полноценному овладению профессиональными рабочими специальностями, включая сюда и сельскохозяйственные.Развитие сельского профессионального лицейского образования, с одной стороны, обусловлено социально-экономическими изменениями в обществе, нарастанием кризисных ситуаций среди молодого поколения России. В то же время неспособность значительного числа вьгаускников массовых общеобразовательных школ адаптироваться к новым условиях жизни и труда в нестабильном обществе стала одной из наиболее острых социальных проблем современности. Существующая опасность потери молодого поколения российским государством, снижения уровня его образованносга, усиление его оттока в криминогенную среду вызьшает необходимость приоритетного решения проблем среднего профессионального образования, отказа от традиционных стереотипов обучения и градации образовательных учреждений. Для работы в сельском хозяйстве нужны сегодня грамотные, профессионально ^} подготовленные рабочие, фермеры, которые реально способны возродить погибающее село.Мб Значимость настоящего исследования определяется также и тем, что с одной стороны, в соответствии с новой социокультурной ситуацией, А сложившейся в нашей стране, повьппаются требования к профессиональной подготовке рабочих сельскохозяйственных специальностей с обпщм средним образованием, а с другой стороны, в связи с падением престижа работы на селе, в сельском хозяйстве, связанной с трагическими для судеб нашей страны собьггиями, унизительным материальным положением крестьян, популярность работников сельского хозяйства заметно поубавилась в глазах подрастающего ж поколения.Ф В настоящее время исследователями в области профессионального образования и, в частности, з^еными Федеральной академии профессионального образования, сотрудниками института развития профессионального образования МОПО РФ кардинально пересматривается традиционно сложившаяся парадигма в системе профессиональной подготовки сельских учащихся лицеев и училищ, готовящих рабочих сельскохозяйственного профиля, которая не может быть реально разрешена вне контекста экономических, социальных и психологопедагогических проблем, с которыми очень жестко сталкивает жизнь подрастающее поколение, практически не готовое к решению столь трудных и неординарных задач.Практика показьгоает целесообразность создания интегрированных по структуре и функциям типов образовательных учреждений, соединяюпцсс общее и начальное профессиональное (или допрофессиональное) образование, обеспечивающих социализацию и вхождение в самостоятельную трудовую деятельность растущего человека под гарантированной защитой государственного образовательного учреждения, в том числе в сельской местности. Более того, профессиональные училища и лицеи для вьшускников сельских ппсол оказьшаются зачастую единственными образовательными учреждениями, где юнопш и девушки получают общее образование и Jpc) соответствующую профессию.С другой стороны, в современных условиях к 17-18 годам социальные установки у юношей и девушек формируются так, что многие из них трудно * воспринимают обязательные для реальной жизни требования и ограничения.Этому способствует практическое отсутствие в общеобразовательных ппсолах нормально функционирующего производственного обучения и, в его составе, общекультурной подготовки и воспитания. Насьпцение средств массовой информации легкими развлекательными передачами в ущерб материалам патриотической направленности не воспитывает стимулов к труду, извращает общекультурные принципы воспитания. У многих нет осознания личной ответственности за судьбу Отечества, и, естественно, родных сел и всей системы сельского хозяйства.В этих условиях прием в сельские профессиональные лицеи и профессиональные училища после 9 класса в возрасте до 15-16 лет представляется целесообразным, отвечающим длительному опьпу непрерывного профессионального образования сельской молодежи. Особенно это становится актуальным в современный период, когда требуется не просто развитие, а, по сути, возрождение села на принципах нового хозяйствования. Именно здесь требуются высокообразованные, профессионально и 1^льтурно подготовленные рабочие сельскохозяйственных профессий, в том числе фермеры.Анализ достижений педагогаческой науки, результатов фундаментальных и прикладных исследований ученых позволили выявить различные подходы к решению общих проблем начального профессионального образования.Разработке теоретических основ профессионального образования посвятили свои работы H.H.AiyroB, Я.Батьппев, В.А.Бернацкий, Л.Г.Бескровный, П.О.Бобровский, В.Н.Бондаренко, В.С.Олейников, А.М.Пьфский, В.Я.Слепов, Ю.И.Тарский, В.И.Хальзов, ЯЯ.Юрченко.Проблемы стадийного непрерьгоного обучения в профессиональных учебных заведениях получили теоретическое обоснование в работах Я.Батьппева, А.П.Беляевой, А.В.Головачева, И.Д.Клочкова, В.С.Леднева, В.А.Максимова, А.Е.111ильниковой„ В.И.Щеголя. j ^ Стержневым в решении вьппеозначенных проблем в настоящее время является усиление профессиональной направленности обучения, необходимости организации преемственности в системе непрерьшного образования, которая в последние годы разрабатьшается довольно интенсивно: - преемственность в системе непрерьшного образования (Ю.А.Кустов, А.В.Красильников, М.В.Потоцкий); - преемственность в содержании общего и профессионального образования молодежи (И.В.Берулава, В.С.Леднев, Н.К.Чапаев и др.); - политехнических аспект и преемственность г^рофессиональной ориентации учалщхся в средней школе и средних профессиональных учебных заведениях (Г.В.Ахметжанова, Г.А.Журавлева, И.В.Загорец, П.Чистякова).Одной из сторон этой проблемы является взаимосвязь деятельности учителя и учащегося (Н.Д.Александров, Е.П.Белозерцев, В.Гаймен, В.А.Сластенин); содержание и технология преподавания различных дисциплин в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин (С.Ф.Артюх, В.С.Безрукова, Т.И.Шамова и др.), а также интеграция в системе непрерывного профессионально-педагогического образования (СЯ.Батьппев, Каримбеков, Р.А.Низамов, Н.А.Пановникова, Н.К.Чапаев). Достаточно интенсивно эти проблемы разрабатьшаются представителями зарубежной науки (Р.Дейв - Франция, Ж.Генри - Бельгия, Д.Бок - США и др.).Вместе с тем исследования в области профессионального образования учащихся сельских профессиональных лицеев в новых социальноэкономических условиях до настоящего времени не проводились, в частности, ввиду их малого временного срока функционирования.Следовательно, выбор темы настоящего исследования - "Методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее" - обусловлен объективными потребностями общества и всего сельскохозяйственного комплекса в подготовке специалистов высокой квалификации.В новых социально-экономических условиях нарождающихся рыночных отношений основной целью производственного обучения молодежи является ЩИ формирование у будущего рабочего, специалиста профессиональной мобильности, конкурентоспособности, умения динамично реагировать на быстро меняющуюся социокультурную ситуацию и быть психологически готовым к многократной смене своей будущей специальности. К основной цели производственного обучения мы относим и общекулыурную подготовку Щ сельскохозяйственного рабочего, неразрьшно связанную с его будущей производственной деятельностью.Реализация на практике этих сложных требований связана с учетом имеюпщхся недостатков в системе профессиональной подготовки в сельских профессиональных училищ и лицеях: - недостаточный объем предметов гуманитарного цикла, консерватизм ^ учебных программ и методик, дефицит квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база; - неудовлетворительное состояние современных технических средств, не позволяющих в полной мере использовать возможности передовых педагогических технологий; - нереализованные возможности принципа многообразия в содержании, формах, организации, программах и методиках профессионально образовательной системы; - воспитательного процесса, в разработке и внедрении образовательной модели воспитывающего обучения на основе традиционных ценностей русского искусства и культуры.Вьппеперечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий, среди которых определяюпщми являются следующие: - необходимость разработтси новой образовательной парадигмы профессиональной подготовки сельской молодежи и слабой методической обеспеченностью этого процесса; - повьппение требований к уровню подготовки лицеистов в сельских профессиональных лицеях и несоответствие содержания обучения запросам современных учреждений и организаций сельского хозяйства; - в потребности построения модели системы профессионального образования лицеистов и сложностью реализации различньсс ее компонентов; - в обязательности создания необходимых условий эффективного функционирования и развития системы профессионального образования лицеистов и трудностями социально-экономического и организационного плана щ)и их реализации.С учетом вышеизложенных недостатков и противоречий нами сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следуюпщм образом: каковы ведупще тенденции, а также социально-экономические и психолого-педагоютеские условия эффективной профессиональной подготовки сельской молодежи в системе производственного обучения в сельском профессиональном лицее.Цель исследования - определить теоретико-методические аспекты как основы моделирования комплексного подхода к разработке интегрированного курса основ производственного обучения, реализации и проверки разработанных педагогических технологий совершенствования и развития профессиональной подготовки лицеистов в сельском профессиональном лицее.Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в сельском профессиональном лицее как комплексе, реализующий современное производственное обз^ение в профессиональной подготовке сельской молодежи.Предметом исследования является теория и методика производственного обучения лицеистов в сельском профессиональном лицее.В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность системы профессиональной подготовки лицеистов в производственном обучении будет существенно повышена, если процесс ее проектирования и реализации: - осуществляется в логике непрерывного образовательного процесса в системе профессиональной направленности подготовки сельских специалистов; - ориентирован на адаптацию и корректировку государственного стандарта образовательных дисциплин в условиях учреждения среднего (полного) общего образования и сельского профессионального лицея с максимальной реализацией производственного обучения; - включает интегрированный курс основ производственного обучения, который учитьшает как можно полнее межпредметные связи с профессиональным подготовительным сельским образованием и общеобразовательной подготовкой лицеистов; - адекватен государственным образовательным стандартам соответствующей квалификации преподавателей и достигнутому базовому уровню знаний лицеистов, обеспечивается единством общеобразовательной предметноспециальной и культурологической составляющих содержания профессионального образования на основе интеграции знаний в куре производственного обучения; - учитывает специфику и психолого-педагогические особенности обучения лицеистов в сельских профессиональных учебных заведениях, в частности, сельском профессиональном лицее.В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы исследования в педагогической науке и практике в системе начального профессионального образования и определить сущностные и специфические характеристики подготовки лицеистов сельского профессионального лицея.2. Выявить социо1^льтурные, экономические предпосылки и практический аспект необходимости развития сельского профессионального образования в России, а также структурно-функциональные компоненты содержания производственного об)гчения как основы начального профессионального образования, основ сельскохозяйственного производства и общеобразовательной подготовки лицеистов.3. Разработать методические и концептуальные основы научного исследования, скорректировать модель системы профессиональной подготовки сельских лицеистов и разработать содержание интегрированного курса производственного обучения с учетом специфики сельского хозяйства.4. Провести опыпю-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы профессиональной подготовки лицеистов при изучении интегрированного курса производственного обз^ения. ^ Основанием разработки концепции усиления профессиональной направленности в содержании профессионального обучения лицеистов послужили наиболее актуальные следующие общепедагогические и общепсихологические теории, раскрывающие: роль и место учреждения среднего (полного) общего образования в системе профессиональной ориентации сельской молодежи; теоретические основы построения системы трудового обучения учащейся молодежи; воспитательные возможности различных видов трудовой деятельности, в процессе которых формируются отдельные нравственные и волевые черты характера, связанные с преодолением трудностей; профориенгационные проблемы в аспекте их влияния на формирование жизненных планов молодежи; деятельностно-личностный подход в образовательном процессе, требующий целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и практическую сферы в жизнедеятельности индивида и коллектива в учении, труде и общении; системный подход к педагогическим явлениям.Методологическую основу исследования составляют: общефилософский системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений; концепция личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подхода к процессу обучения; диалектический метод познания процессов действительности; феномен преемственности; учение о развитии, определяющим движение от старого качественного состояния к новому; теория формирования содержания общего и профессионального образования, в том числе сельскохозяйственного; исторический подход к изучению педагогических явлений и процессов; положение материалистической философии о природе и обществе как системном образовании; положение о ведущей роли деятельности в формировании специалиста; о единстве теории и практики, соединение обучения с производительным трудом.Методы исследования предполагали комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ литературы; обобщение педагогического опыта; моделирование; анализ и синтез; абстрагирование; И прогнозирование, методы индукции и дедукции; анализ структур учебных планов, содержания программ, учебников; включенное наблюдение за педагогическим процессом и явлениями; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка и самооценка; обобщение независимых характеристик; анкетирование и интервьюирование; педагогический эксперименг, математические методы.ОпытнО'Экспериментальной базой исследования явился сельский профессиональный лицей №6\ г.Похвистнево Самарской области (сельскохозяйственные специальности), Сызранский высший профессиональный лицей, сельские профессиональные лицеи Самарской, Пензенской, Челябинской областей.В опытно-экспериментальной работе приняли участие около 400 учащихся, преподавателей и родителей, более 30 сельских специалистов.Этапы исследования.Исследование осуществлялось в течение шести лет и состояло из трех этапов.Первый этап (1992-1994гг.) - пилотажно-поисковый: включение в научно-исследовательскую деятельность по разработке системы профессионального образования сельской молодежи, изучалась социальноэкономическая, историческая, философская и психолого-педагогическая литература, что позволило наметить параметры исследования; изучалось состояние проблемы в существующей теории и практике, формировался категориальный аппарат исследования, проводилось анкетирование учащихся, их родителей и преподавателей в других учебных заведениях сельского типа; накапливался эмпирический материал для использования его на следующем этапе научно-исследовательской работы.Второй этап (1994-1997гг.) - теоретико-методологический: на основе накопленного эмпирического материала была построена условная прогностическая модель методики производственного обучения в сельском профессиональном лицее, разрабатьшались концепции усиления профессиональной направленности системы производственного обучения; ф теоретические основы интегративного подхода к содержанию профессиональной подготовки сельских лицеистов; учебные программы, которые адаптировались и корригировались в сельском профессиональном лицее; снимались запланированные элементы контрольного эксперимента, результаты которого находили свое отражение в соответствующих публикациях.Третий " этап (1997-1998гг.) - экспериментально-резулыируюпдай, который характеризовался реализацией модели системы производственного обучения в сельском профессиональном лицее; шла многоаспектная проверка выдвинутой гипотезы, в процессе которой апробировались пути и средства повышения эффективности разрабатьшаемой системы, а также решались задачи, поставленные перед научным исследованием; отрабатывался соответствующий понятийный аппарат; обработка опытно-экспериментальных материалов и создание условий (социально-экономических, психолого-педагогических, методических, организационных и др.), обеспечивающих функционирование, развитие путей и средств, способствующих повышению эффективности подготовки сельского специалиста, внедрение положительных результатов в практическую деятельность педагогов, литературное оформление текста диссертации и проведение предварительной экспертизы.Научная новизна исследования.Результаты, полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы представляют объективный итог совокупности реализованных идей на этапе построения модели системы производственного обучения в сельском профессиональном лицее, так и в различных моментах отработки педагогических технологий, реализации различных ее компонентов, обеспечиваюпщх не только целостное профессиональное формирование нравственных, физических, морально-волевых, профессионально-личностных качеств будущего сельского специалиста, но и его высокопродуктивную практичес1опю деятельность в будущей самостоятельной жизни на селе.Теоретическая значимость исследования: сформулированы дидактические и воспитательные принципы, послужившие фундаментом в построении и реализации системы подготовки будущего сельского специалиста со средним сельскохозяйственным профессиональным образованием; поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема разработки содержания подготовки сельских лицеистов по производственному обучению в системе начального профессионального образования, впервые ставшая предметом специального педагогического исследования; теоретически смоделирована и в ходе экспериментальной работы апробирована модель системы подготовки сельских лицеистов, интегрирующая предметное содержание основ производственного обучения, профессионального образования и общеобразовательных дисциплин, обеспечивающая высокий уровень начального профессионального образования в сельском профессиональном лицее; выявлены психолого-педагогические условия реализации экспериментальной системы содержания подготовки сельских лицеистов в рамках интегрированного курся основ производственного обучения в сельском профессиональном лицее.Развиваемая в исследовании концепция вносит реальный вклад в разработку методологии, теории и технологии непрерывного начального профессионального образования.Практическая значимость исследования.Содержащиеся в диссертации теоретические положения и вьгооды вооружают средствами научного обеспечения профессиональной подготовки будущего сельского специалиста по производственному обучению, а прошедшие опьггно-экспериментальную проверку учебные и рабочие программы, опубликованные материалы, методические рекомендации могут быть использованы в массовой практике производственного обучения в рамках профессиональной подготовки сельской молодежи в сельских профессиональных лицеях.Разработанная и апробированная педагогическая система интегрального курса основ производственного обучения внедрена в практю^ работы сельского профессионального лицея №61 г.Похвистнево Самарской области, что служит повьппению качества подготовки сельских лицеистов в сельском профессиональном лицее.Результаты исследования выявляют необходимость связи между структурными элементами содержательного компонента модели курса, основ производственного обучения, профессиональными сельскохозяйственными знаниями и общеобразовательной подготовкой сельских лицеистов, форм и методов их реализации.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью исходных методологических позиций исследования, опорой на философские основания, психолого-педагогические позиции, историческим подходом, критическим анализом подготовки сельскохозяйственных рабочих, фермеров в сельских профессиональных лицеях; многолетней организационной и научной деятельностью соискателя в качестве директора сельского профессионального лицея №61 г.Похвистнево Самарской области организатора опытно-экспериментальной работы; внесением соответствующей коррекции как в формулировку рабочей гипотезы, так и в различные аспекты опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью 10% выборочной совокупности количественного состава учащейся молодежи, их родителей и преподавателей, участвующих в проведении опыгноэкспериментальной работы; реализацией поставленных в исследовании задач; продолжением исследовательской работы в настоящее время; возможностью экстраполяции полученных в опытно-экспериментальной работе результатов в I другие профессиональные учебные заведения подобного профиля; сопоставления полученных данных с массовой практикой.На защиту выносятся полозкения: методическое, концептуальное, психолого-педагогическое обеспечение системы производственного обучения в сельских профессиональных лицеях, что потребовало глубокого проникновения в супщостъ образовательного процесса; - теоретическая модель системы производственного обучения сельской молодежи, требующая изучения соответствующих социальноэкономических и психолого-педагогических условий и многообразных факторов, влияюпщх на их протекание, разработку и уточнения научного аппарата; концепция усиления профессиональной направленноста системы производственного обучения в сельских профессиональных лицеях; трудовое воспитание молодежи, как одной из подсистем целостного педагогического процесса и объекта профессионально-педагогической деятельности, представляющей собой систему объект - субъектного преобразования личности на основе приобщения ее к ценностям 10^ льтуры труда и традициям русского сельского хозяйства.Апробация и внедрение результатов исследования^ Основные положения и результаты исследования докладьгоались на научно-методических конференциях Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета; на межвузовских конференциях Самарского государственного педагогического университета; на учебно-методических конференциях образования Администрации Самарской области, на международной научно-практической конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность (г.Самара, 1997г.); на международной научной конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов "Довузовское образование - проблемы и перспективы развития" (г.Москва, 1997г,), на Всероссийской научнопрактической конференции "Повьппение эффективности начального профессионального образования в условиях социально-экономического развития Уральского региона" (Челябинск, 1998г.).Результаты проведенного исследования докладьшались на заседаниях кафедры педагогики, профессиональной педагогики и методики трудового обучения Тольяттинского филиала Самарского педагогического университета, на заседании кафедры педагогики и психологии Тольяттинского политехнического института, где получили положительную оценку.Структура диссертации.Вьшолненная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание диссертационного исследования отражено в 12 пз^ликациях автора.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 117 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz