Четверг, 2024-09-19, 10:51 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Методические условия использования природных объектов в сельской школе. Минаева, Ольга Владимировна бесплатно
11:14 PM
Скачать Методические условия использования природных объектов в сельской школе. Минаева, Ольга Владимировна бесплатно
Методические условия использования природных объектов в сельской школе

Диссертация

Автор: Минаева, Ольга Владимировна

Название: Методические условия использования природных объектов в сельской школе

Справка: Минаева, Ольга Владимировна. Методические условия использования природных объектов в сельской школе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2002 205 c. : 61 02-13/1429-8

Объем: 205 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1 Теоретические основы школьного краеведения и его применение в сельской школе при обучении биологии (разделов «Растения» «Бактерии Грибы Лишайники»)
11 Значение краеведения в учебно- воспитательном процессе по биологии12
12 Методические условия формирования биологических знаний на основе местного природного материала26
13 Реализация краеведческого принципа при обучении биологии в сельской школе47
ВЫВОДЫ60
ГЛАВА 2 Методика использования местных природных объектов при обучении биологии (разделов «Растения» «Бактерии Грибы Лишайники») в сельской школе
21 Отбор содержания учебного материала, предусматривающего использование местных природных объектов при обучении биологии в сельской школе63
22 Требования к отбору местных природных объектов, подлежащих использованию в сельской школе Обучающий эксперимент77
23 Методика использования местных природных объектов при самостоятельной работе учащихся на уроке101
24 Методика использования местных природных объектов при проведении экскурсий в природу112
25 Методика использования местных природных объектов для фенологических наблюдений123
26 Методика использования местных природных объектов при работе на пришкольном учебно - опытном участке132
27 Определение уровня педагогической эффективности методики использования местных природных объектов при обучении биологии в сельской школе140
ВЫВОДЫ151

Введение:

Совершенствование системы образования Российской Федерации связано с необходимостью приведения ее в соответствие с принципами демократизации и гуманизации, децентрализации и переходу к дифференциации образования.
С целью обеспечения гарантий гражданам на качественное образование, сохранения единого образовательного пространства России разработаны и вводятся в действие государственные образовательные стандарты, о чем записано в статье 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» / 73 /.
Государственный образовательный стандарт - это система параметров, характеризующая качество общего образования, отражающая возможности личности и системы образования по достижению государственных требований. С учетом федеративного характера устройства России выделено три компонента стандарта - федеральный, национально - региональный и школьный.
Если федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивая единство образовательного пространства России, то реализация национально - регионального компонента, наряду с вышеперечисленным, должна обеспечивать особые потребности и интересы каждого субъекта Российской Федерации /159 /.
Территориальное, природное, социально - культурное разнообразие нашей страны дает возможность формированию собственной образовательной традиции. При выполнении требований компонентов стандарта практически реализуется в жизнь известный принцип «единство в многообразии».
Над разработкой, апробированием и реализацией единства компонентов содержания образовательных программ на основе Государственного образовательного стандарта сегодня работают Г.Н.Блинов, Ю.С.Драль, Д.Д.Зуев,
B.И.Загвязинский / 72 /, М.Ф.Королев, В.С.Леднев /123/, Т.С.Назарова,
C.Б.Некрасов, В.В.Пасечник, М.В.Рыжаков / 215 /, Ю.С.Сахаров, В.В. Судаков /235,236, 237/и другие.
В области разработки образовательных нормативов проводили свои исследования М.Н.Скаткин, С.Г.Шаповаленко, А.М.Арсеньев, И.Я.Лернер, В.В.Давыдов, В.В. Краевский, В.Г.Онушкин и другие
Примерное соотношение между федеральным и национально - региональным компонентами определяет Базисный учебный план в его инвариантных и вариативных частях. В первом варианте Базисного учебного плана специально выделено время (до 15%) на национально - региональный компонент.
Согласно идее А. А. Маркушевича, современное образование предстает в виде конструкции из «ядра и двух оболочек», то есть федерального, национально - регионального и школьного компонентов. В современных условиях децентрализации образования эта идея может быть теперь реализована в полной мере. Наибольшая «мобильность» присуща периферии конструкции, чем значительно расширяются права регионов и школ. Как указывают специалисты, национально - региональный компонент существенно обогащает содержание школьных курсов / 89, 169, 194, 208, 229 /.
Термин «регион» в настоящее время не имеет однозначной трактовки. В нашей работе мы рассматриваем регион как субъект Российской Федерации, с соответствующим совпадением их территориальных границ.
К сфере ведения субъекта Российской Федерации М.В.Рыжаков относит установление национально - региональных компонентов, одной из основных функций которых является определение оптимального объема содержания, подлежащего обязательному усвоению учащимися региона (области, края).
В нашем исследовании мы рассматриваем реализацию регионального компонента на уроках биологии применительно к сельским школам.
Сельский сектор, играющий важную экономическую и социальную роль и обеспечивающий трудовую занятость значительной доли населения России, переживает известные трудности / 63 /.
Численность сельских жителей на 1999 год составило 39,9 млн. человек. Число занятых в сельском хозяйстве - 21,6 %. По сравнению с 1986 г оно сократилось на 2 млн. человек, что повлекло за собой сельскую безработицу, отток местных жителей, их морально - психологическое перерождение, «раскрестьянивание» / 55 /. Мотивация к труду на земле у молодежи снижена. Ее миграция объясняется тенденцией урбанизации, различиями культурно - бытовых условий сельского и городского населения, неблагоприятной политической обстановкой в некоторых регионах.
Известно, что перспектива развития любого региона определяется состоянием образования в сельских школах, численность которых в России составляет 31 480. Главное сегодня - это ориентация образования в сельских школах на потребности социума, интересы сельского хозяйства, нуждающегося в квалифицированных специалистах высшего и среднего звена. Поэтому на сельскую школу, наряду с обеспечением учащихся глубокими знаниями основ наук, возлагается ответственность по воспитанию у них любви к земле и обучению навыкам крестьянского труда, экономике хозяйствования на основе знаний о природной среде обитания / 192, 228/.
Содержание национально - регионального компонента определяется специфическими природными, социальными и хозяйственными особенностями конкретного субъекта РФ. Это положение тесно связано с краеведением.
Удельный вес краеведения на уроках биологии достаточно высок, что связано с одним из ведущих принципов методики биологии - наглядностью. Широкие возможности использования природных объектов на уроках, экскурсиях, при ведении фенологических наблюдений и организации работы на пришкольном учебно - опытном участке позволяют сельским учителям круглогодично привлекать местный материал.
Вопросами использования натуральных объектов в учебном процессе занимались многие методисты: В.Ф.Зуев / 78 /, А .Я. Герд / 47 /, В.В.Половцов /180 /, Б.В.Всесвятский / 38/, Н.М. Верзилин /27, 28, 29, 30/ и многие другие.
Язык натуралиста, - писал Б.Е. Райков, - это язык опытов и наблюдений, и именно в этом и заключается специфическая особенность естествознания и как науки и как учебного предмета» / 207, с. 137 /.
Сельские школы находятся в более выгодном положении по сравнению с городскими с точки зрения близости к природным объектам и возможности их применения в учебно - воспитательном процессе. Однако, как показали наши исследования, местное природное окружение не всегда используется учителями в полной мере. Сельские учителя слабо владеют методикой реализации краеведческого принципа. У многих учителей, особенно молодых специалистов, возникают затруднения в том, как безошибочно и обоснованно, не перегружая учащихся излишними подробностями, выбрать из местного многообразия природных объектов нужные, несущие дидактическую ценность, чтобы при наблюдении за ними познание не останавливалось только на восприятии, представлении и простом накоплении фактического материала без его осмысления, а завершалось формированием биологических понятий, раскрытием законов и теорий. В своей работе сельские учителя зачастую они ограничиваются лишь небольшим рядом промышленных гербариев и коллекций, служащих иллюстрацией к изучаемому материалу, в основном же применяют учебные пособия на печатной основе.
Учащиеся сельских школ имеют низкий уровень знаний об особенностях местной природы, не владеют методикой наблюдения, постановки опытов; их знания носят теоретический, «книжный» характер, оторваны от жизни, не представляют для них практической ценности.
В связи с этим нами выявлено противоречие между большой возможностью использования местного природного материала в учебном процессе в сельских школах и недостаточностью методических разработок по их реализации в обучении биологии. Это дает нам основание считать тему исследования актуальной.
Из установленного нами противоречия вытекает следующая проблема: каковы методические условия использования местных природных объектов в сельской школе?
Актуальность данного вопроса определила тему диссертационного исследования : «Методические условия использования природных объектов в сельской школе».
Целью диссертационного исследования является совершенствование методики использования местных природных объектов при обучении биологии в сельской школе.
В соответствии с целью сформулирована гипотеза диссертационного исследования: если определить методические условия формирования биологических знаний на основе использования местных природных объектов, отобрать содержание учебного материала биологического образования, который необходимо изучать с привлечением природных объектов местного края, выявить требования к отбору природных объектов, то это повысит эффективность усвоения биологических знаний сельскими школьниками, будет способствовать активизации познавательного интереса.
Объект исследования - процесс обучения биологии в сельской школе.
Предмет исследования -использование местных природных объектов при обучении биологии в сельской школе (на примере разделов «Растения». «Бактерии. Грибы. Лишайники»),
Исходя из цели и гипотезы диссертационного исследования определены следующие задачи:
1. Выявить методические условия формирования биологических знаний на основе использования местного материала при обучении биологии.
2. Проанализировать состояние преподавания биологии в сельских школах с точки зрения использования местных природных объектов в учебном процессе и качество краеведческих знаний сельских школьников.
3. Отобрать природные объекты местного края, адекватные содержанию учебного материала разделов «Растения». «Бактерии. Грибы. Лишайники», подлежащие усвоению учащимися сельских школ.
4. Совершенствовать методику использования местных природных объектов при обучении биологии в сельской школе.
5. Экспериментально определить уровень педагогической эффективности методики использования местных природных объектов с целью выявления путей внедрения в учебный процесс сельских школ.
В ходе диссертационного исследования применялись следующие методы: а) теоретического исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников, программных материалов и учебно - методических комплектов; б) эмпирического исследования: личное преподавание, педагогическое наблюдение, проведение экспериментальной работы; в) социологического исследования: анкетирование учителей и учащихся, устные опросы, анализ контрольных работ, тестирование, статистическая обработка результатов экспериментальной части.
Методологической основой диссертационного исследования послужили теория содержания общего образования (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и другие), теория развития понятий (Н.М.Верзилин, Б.В.Всесвятский, С.А.Павлович, И.В.Козырь, И.Д.Зверев, А.Н.Мягкова, Г.С.Калинова, Т.В.Иванова и другие), теория создания и использования системы средств обучения С.Г. Шаповаленко, Т.С.Назарова, Н.А.Пугал, А.М.Розенпггейн и другие), разработки первичных комплексов применительно к урокам, экскурсиям, фенологическим наблюдениям и практическим работам на пришкольном учебно - опытном участке.
Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа: 1 этап (1996-1998 гг.) Изучение и анализ источников в области философии, педагогики, психологии, методики использования натуральных объектов в биологии, значения школьного краеведения, изучение состояния преподавания биологии в сельских школах с точки зрения использования местных природных объектов, выявление качества краеведческих знаний сельских учащихся.
2 этап (1998-2001 гг.) Совершенствование методики использования природных объектов местного края в сельских школах, проведение педагогического эксперимента.
3 этап (2001-2002 гг.) Анализ, обобщение результатов педагогического эксперимента, формулирование выводов, оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании методики использования местных природных объектов при обучении биологии (разделов «Растения». «Бактерии. Грибы. Лишайники») в сельской школе, состоящей в выявлении содержания учебного материала, нуждающегося в использовании природных объектов местного края, определении требований к отбору данных природных объектов.
На защиту выносятся - совершенствованная методика использования местных природных объектов при обучении биологии (разделов «Растения». «Бактерии. Грибы. Лишайники») в сельской школе;
• совокупность требований к отбору природных объектов, необходимых и достаточных для формирования у учащихся знаний, предусмотренных обязательным минимумом биологического содержания основной школы, и обеспечения учащихся системными знаниями о растительных организмах местного края.
Практическая значимость состоит в создании конкретных рекомендаций для учителей сельских школ по эффективной методике использования местных природных объектов при обучении биологии в сельской школе.
Лпробаиия и внедрение результатов осуществлялись в практике обучения биологии в сельских школах Орловской области, через личное преподавание лабораторно - практических занятий в школах, через публикации, а также участие в методических объединениях учителей - биологов Орловской области, семинарах, конференциях ИОСО РАО /2001 г/, Международной научно - практической конференции по проблемам средств обучения /2002 г/.
Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена данными экспериментальной проверки эффективного применения методики использования местных природных объектов на различных формах организации учебного процесса, внедрением результатов исследования в практику сельских школ Орловской области.
Структура диссертации отвечает логике исследования и содержит введение, две главы, выводы, заключение, список литературы и приложение. В работе имеются таблицы, схемы, графики.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 125 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz