Четверг, 2024-09-19, 10:43 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 18 » Скачать Механизм государственной молодежной политики в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития. Щербина, бесплатно
11:11 PM
Скачать Механизм государственной молодежной политики в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития. Щербина, бесплатно

Механизм государственной молодежной политики в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития

Диссертация

Автор: Щербина, Олег Сергеевич

Название: Механизм государственной молодежной политики в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития

Справка: Щербина, Олег Сергеевич. Механизм государственной молодежной политики в Российской Федерации: современное состояние и тенденции развития : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 Черкесск, 2006 181 c. : 61 06-23/131

Объем: 181 стр.

Информация: Черкесск, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 19 ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕН» НОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
11 Механизм государственной молодежной политики как 19 объект политологического исследования
12 Методы и методики политологического исследования 38 механизма государственной молодежной политики в современной России
ГЛАВА II МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ 52 ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ^ КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
21 Структура и принципы организации механизма государ- 52 ственной молодежной политики в Российской Федерации
22 Особенности механизма государственной молодежной 74 политики в субъектах Российской Федерации, расположенных в Южном федеральном округе
ГЛАВА Ш РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ 98 МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ
31 Предпосылки и факторы формирования и развития со- 98 временного механизма государстве'ннои молодежной политики в России
32 Тенденции развития механизма государственной моло- 129 дежной политики в Российской Федерации в конце XX -начале XXI века

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена объективными потребно-I стями научного осмысления актуальных проблем модернизации политической системы и развития гражданского общества в России, а также необходимостью разработки и реализации современных политических технологий привлечения молодежи к активному участию в этих политических процессах.1
В современной политической системе упраздняются не соответствующие современным условиям ранее созданные элементы ее структуры, на демократических принципах формируются новые и реформируются традиционные институты государственной власти и местного самоуправления, гражданского обще* ства, модернизируются законодательство и иные социальные нормы, в соответствии с которыми перестраиваются связи-отношения между акторами политики. Транзитивные сущностные изменения, социетальной системы России требуют активного участия в них молодого поколения, по мере вступления которого в зрелый возраст его влияние на общественное бытие повышается.Поэтому, для. общественного развития большое значение имеет государственная молодежная политика, осуществляемая органами государственной власти и местного самоуправления с участием молодежных объединений и других участни-1 ков политики. При их взаимодействии в процессе разработки и реализации политических технологий, обеспечивающих выражение и защиту интересов молодежи, ее привлечение к решению государственных, общественно-значимых
1 См.: Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. 25 апреля 2005 г.// http:// www.kremlin.ru/text/appears/2005/04/87049.shtml; Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. 26'ta?W200'4'r. // http:// www.kremlin.ru/appears/2004/05/26/2003type6337271501.shtml; Обращение Общественной молодёжной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации к депутатам Государственной Думы четвертого созыва. 25 ноября 2003 г. // http://www. duma.gov.ru/search/kmpage/80200025/newspych.htm; К выступлению на встрече молодых парламентариев государств-участников СНГ "XXI век, общество, молодежь": доклад депутата Государственной Думы Российской Федерации Горячевой С.П., 16 ноября 2000 г. // http:// www.duma.gov.ru/search/dppage/99101697/ doclad/vysl.htm и др. проблем, формируется своеобразный механизм государственной молодежной политики.
Исследование закономерностей формирования и развития этого механиз-1> ма способствует осмыслению современных социально-политических явлений и процессов, выработке конкретных научно обоснованных мер по совершенствованию государственной молодежной политики, ее адаптации к реальным условиям, потребностям государства и общества.
Высокий динамизм и многоплановость качественных преобразований общественного бытия и общественного сознания, необходимость использования потенциала молодого поколения для целей демократической трансформации российского общества и его перевода на качественно новый уровень разви тия предопределяют актуальность, теоретическую и практическую значимость политологического исследования механизма государственной молодежной политики в современной России.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблем отношений государства и молодежи, государственной молодежной политики представляет большой интерес для общественных наук, вследствие, чего различные аспекты этих проблем находят отражение в работах отечественных и зарубежных ученых, политических и общественных деятелей, документах го' сударственных органов и общественных объединений.
Большое значение для выделения молодежной проблематики в качестве особой.,отрасли обществоведческих знаний имеют работы И.В. Бестужева-Лады, И.М. Ильинского, И.С. Кона, Е.Е. Леванова, В.М. Соколова, В.Н. Шуб-кина и других ученых.1 Они заложили методологические основы исследования
1 См., например: Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М., 1984; Ильинский И.М. Роль ВЛКСМ в политической системе советского общества (Социально-политический аспект): Дисс. .доктора филос. наук. - М., 1983; Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989; Леванов Е.Е. Автограф будущего: Размышления о проблемах политического становления молодежи, ее действительной и возможной роли в управлении государственными и общественными делами. - М., 1989; Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. Молодежь вступает в жизнь. - М., 1985 и др. проблем молодого поколения. Их применение в нашем исследовании позволяет выявлять закономерности социальной обусловленности статуса и функций молодого поколения в обществе, отношений молодежи с другими социальными группами населения, государством и институтами гражданского общества.
В системе общественных наук на исследовании молодежных проблем сосредоточивается социология молодежи (ювентология), в развитие которой значительный вклад внесли В.М. Боряз, Ю.Р. Вишневский, Д.П. Гавра, А.Г. Здра-вомыслов, В.Д. Кобецкий, Г.В. Морозова, В.П. Рогожин, В.Т. Шапко, В.А. Ядов и другие российские социологи.1
Работы Б.Г. Ананьева, Е.А. Ануфриева, Е.А. Блажнова, Н.М. Блинова, Л.П. Буевой, Ю.Г. Волкова, С.Н. Иконниковой, Н.П. Ищенко, А.С. Капто, В.Ф. Костюкевича, В.Т. Лисовского, В.А. Мансурова, В.А. Москаленко, В.Г. Неми-ровского, Ю.П. Ожегова, Б.Д. Парыгина, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, В.И. Чупрова и других авторов2, посвященные анализу положения молодежи в социальной структуре общества и социальной мобильности молодежи, составили
1 См., например: Боряз В.М. Молодежь. Методологические проблемы исследования. — JL, 1979; Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Екатеринбург, Нижний Тагил, 1995; Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. - СПб., 1995; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности:— М., 1986.; Общество и молодежь / Сост. В.Д. Кобецкий. - М., 1968; Морозова Г.В. Социально-экономический потенциал молодежи в условиях многоукладной экономики: Дисс. .докт. наук. - СПб., 1995; Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - М., 1998 и др.
Проблемы формирования личностных качеств молодежи в процессе ее I социализации подробно описывались и анализировались Н.В. Андреенковой,
JI.A. Антиповым, Я.И. Гилинским, Ю.Н. Давыдовым, A.M. Коршуновым, А.Я. Кузнецовой, К.Т. Мяло, И.Б. Роднянской, В .Я. Титаренко, О.И. Шкаратаном, другими социологами, психологами, педагогами и учеными других специальностей.1
Особенности молодежной субкультуры раскрыты в научных работах А.Г. Асмолова, В.Н. Березовского, Н.И. Кротова, Ю.Г. Кульчика, Е.Е. Леванова, М.В. Малютина, И.Ю. Сундиева, Ю.П. Щекочихина и других ученых. f Исследованиям неформальных молодежных объединений посвящены научные труды А.В. Громова, О.С. Кузина, С.И. Плаксия.
Особенности, профессионального самоопределения молодец социально-экономической сфере современного общества раскрыты Ю.Н. Клочко, Н.С. Слепцовым.4
1 См., например: Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида // Проблемы быта, брака и семьи. - Вильнюс, 1970; Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. — JL, 1971. Вып.9. С. 45-56.; Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: критический анализ. - М., 1980; Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. - М., 1979; Кузнецова А.Я. Личность как результат процесса социализации // Биологическое и социальное в формировании целостной личности. - Рига, 1977. С. 57-72; Мяло К.Г. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. - М., 1991; Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987; Шкаратаи О.И. Социальная стратификация. -М., 1996 и др. • • . п^-рг
2 См.: Леванов Е.Е. Автограф будущего: Размышления о проблемах политического становления молодежи, ее действительной и возможной роли в управлении государственными и общественными делами. - М., 1989; Малютин М.В. Общественно-политические движения в СССР периода перестройки: Логика формирования и развития // Политика: проблемы теории и практики. -М., 1990. С. 26-100 и др.
3 См.: Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? - М., 1990; Плаксий С.И. Отклонения от норм социалистического образа жизни в молодежной среде: сущность и пути преодоления. -М., 1986 и др.
4 Клочко Ю. Н.Социологические проблемы профессионального самоопределения и интеграции молодежи в социально-производственную структуру в современных условиях (комплексное исследование): Дис. . док. социол. наук. - Ставрополь, 1998; Слепцов Н.С. Соци
Социально-философские проблемы формирования политической культуры студенчества изучены С.А. Абдоковым.1
М.Д. Напсо, В.Ш. Нахушев, В.Р. Чагилов в своих работах раскрыли этни-щ ческие и этнополитические проблемы, затрагивающие молодежь.2
Особенности мировоззрения молодых людей рассмотрены в работах Н.П. Медведева.3
Вопросы миграции молодежи, в том числе и на Северном Кавказе изучены в трудах Ю.И. Асеева, К.М. Гожева, М.В. Саввы.4
Большое значение для понимания исторических особенностей механизма государственной молодежной политики имеют работы А.Д. Бородая, Г.С. Жу-ковича, Ю.М. Кузнецова, А.Г. Масалова, А.А. Михалева, В.И. Мухачева, Н.П. * Пищулина, А.А. Селиванова, С.А. Солдатова, В.А. Сулемова, М.А. Черниченко,
А.И. Щиглика, Ц.А. Ямпольской и других ученых разных специальностей5, альная защищенность молодежи в условиях перехода к рыночной экономике. — М., 1990 и др.
Абдоков С.А. Социально-философские проблемы политической культуры студенчества: Дисс. док. филос. наук. - Черкесск, 1996.
2 Напсо М.Д. Интернационализация национальной жизни: сущность, тенденции развития. -Ставрополь, 1991; Нахушев В.Ш. Некоторые теоретические и методологические аспекты интернационализации жизни народов // Вестн. МГУ. Сер. 12. Теор. науч. коммунизма. — М., 1982. - № 6. - С.41; Чагилов В.Р. Феномен политизированной этничности и конфликт в контексте процессов глобализации // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технолбгии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. - Москва-Ставрополь, 2002. - С.85-104.
3 Медведев Н.П. Мировоззрение и жизненная позиция личности // Молодежь и общество: материалы паучно-практич. конф. - Ставрополь, 2000.
4 Асеев Ю.И., Гожев К.М. Современные миграции па Северном Кавказе: социологический анализ. - Ставрополь, 2000; Савва М.В. Миграционные мифы Краснодарского края и опыт интеграции мигрантов в местное сообщество // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе: тезисы Международной научной конференции. — Ставрополь, 2003.
Необходимые для настоящего диссертационного исследования сведения о генезисе механизма государственной молодежной политики также содержатся в работах А.Н. Ацаркина, Н.Я. Голубковой, В.М. Капицына, О.И. Карпухина, * В.Ф.-Костюкевича, Е.Ю. Красновой, Г.В. Куприяновой, В.В. Павловского, Г.А.
Чередниченко, А.А. Шмелева.2
Е.А. Афиногенова, E.JI. Головлева, В.П. Мошняга обобщили практику разработки и реализации государственной молодежной политики в Германии, Италии, Канаде, США, Франции, Швеции и других зарубежных странах3, а О.А. Гайнутдинов, А.А. Зеленин, И.Я. Мосякин, В.В. Нехаев, М.А. Таранцов,
1 См.: Масалов А.Г. Взаимодействие представительных институтов государственной власти и молодежных организаций в условиях демократизации советского общества: Дис. . канд. филос. наук. - М., 1991; Усманов Б.Ф., Масалов А.Г. Советы народных'депутатов и молодежные организации на путях сотрудничества. - М., 1991 и др.
2 См.: Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // СОЦИС., 1998. № 9; Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // СОЦИС., 1998. № 12; Костюкевич В.Ф. Куда поведет нас молодежь России? // http://loskutov. murmansk.ru/rubric-07/rubric-07-013.html; Куприянова Г.В. О реализации права ребенка на отдых и оздоровление в Российской Федерации // http://www.camps.su/ecc/docs/Kuprianova. DOC; Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. - М., 2001; Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути: Опыт социологических исследований. - СПб., 2004; Шмелев А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // СОЦИС, 1998. № 8.
3 См.: Афиногенова Е.А. Государственная молодежная политика в Канаде (80-е - начало 90-х годов): Автореферат . канд. ист. наук. - М., 1994; Головлева E.JT. Государственная молодежная политика во Франции в 80-е годы: характерные черты и особенности: Автореферат. канд. ист. наук. - М., 1993; Мошняга В.П. Молодежная политика зарубежных стран: опыт, проблемы и решения // Молодежная политика: международный опыт. - М., 1991. С. 12-15 и Др.
М.С. Шевхужев - исторический опыт развития государственной молодежной политики в нашей стране.1 Результаты их исследований дают обширные данные для сравнительного анализа механизмов государственной молодежной полити-щ ки в конкретно-исторических условиях и выявления тенденций их развития.
Информацию по вопросам государственной молодежной политики в СССР содержат работы С.В. Алещенка, В.А. Лукова, Д.Р. Поллыевой, С.Б. Путинского и других ученых2, принимавших участие в разработке Закона СССР об основах государственной молодежной политики.
Среди работ зарубежных ювентологов выделяются монографии Т. Розза-ка и X. Кройца3, посвященные анализу взаимоотношений поколений в различных сферах общественной жизни. Из трудов зарубежных ученых, исследовав* ших проблемы социализации молодежи, уникальным по своему-зцдиклопеди-ческому характеру является издание под редакцией Д. Гозлинга.4
Обзор книг и статей, диссертационных работ и аналитических отчетов политологических, социологических и иных исследований позволяет сделать вывод о том, что при наличии большого количества литературы, посвященной проблемам российской молодежи, вопросы государственной молодежной поли
2 См.: Алещенок С.В., Луков В.А. Государственная молодежная политика: мировой опыт, разработки и реализация. Выводы для наших условий. - М., 1991; Алещенок С.В., Луков В.А., Поллыева Д.Р., Пугинский С.Б. Некоторые подходы к формированию государственной молодежной политики РСФСР // Молодежь и общество: Проблемы разработки и реализации региональной молодежной политики / Сб. науч. статей. -М., 1991 и др.
См.: Roszak Th. The making of counter-culture: Reflections on the" Technocratic Rousselet J.L'Allergie autravail.P., 1975; KreutzH.Soziologieder Jugend-Juventa Verlag, Munchen, 1974.
4 Goslin D.E (ed.) Handbook of socialization. Theory and Research. - Chicago, 1969. тики в Российской Федерации рассматривались редко, а многие аспекты формирования и функционирования механизма государственной молодежной политики, разработки и реализации политических технологий привлечения молод дежи к активному участию в политической жизни общества остались неисследованными.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют теории, концепции зарубежных и отечественных исследователей проблем молодежи и молодежной политики. В ходе исследования одновременно применялись системный, функциональный, исторический и другие методологические подходы, а также методы логического порядка такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и т.п. 1 Документальной базой .диссертационного исследования послужили Федеральные законы, указы и постановления Президента Российской Федерации, постановления Правительства России, законодательные акты субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые и информационно-аналитические документы государственных органов и молодежных объединений.
В качестве информационно-эмпирической базы использовались опубликованные в средствах массовой информации результаты политологических, социологических, правовых и иных исследований проблем молодежи, проведен' ных научными центрами и отдельными учеными, а также материалы исследования механизма государственной молодежной политики, проведенного соискателем самостоятельно.
Объектом исследования является механизм государственной молодежной политики в современной России. .
Предметом исследования выступают закономерности политического процесса формирования, развития и деятельности современного механизма государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении закономерностей формирования и развития механизма государственной молодежной политики в России в современных условиях.
I В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
•обосновать теоретико-методологические основы конкретного политологического исследования механизма государственной молодежной политики в Российской Федерации в современных условиях;
•раскрыть сущность и описать структуру механизма современной государственной молодежной политики в России;
•изучить особенности механизма государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, расположенных в Южном федеральном округе;
•определить предпосылки и факторы развития механизма молодежной политики в Российской Федерации в конце XX - начале XXI века;
•выявить закономерности развития механизма государственной молодежной политики в Российской Федерации;
•разработать предложения по совершенствованию механизма"государст-венной молодежной политики в России в современных условиях.
Научная новизна исследования:
• определены теоретико-методологические основы политологического исследования механизма государственной молодежной политики в Российской федерации в современных условиях, представляющие собой совокупность общенаучных и других методов, применение которых в конкретных политологических исследованиях региональных и местных уровней этого механизма и его отдельных элементов предопределяется конкретно-историческими региональными и местными условиями;
• выявлена сущность механизма государственной молодежной политики, обосновано применение понятия "механизм .государственной молодежной политики" в политологических исследованиях современных проблем^взаимоот-ношений органов государственной власти и молодежи; описана многоуровневая и многоотраслевая структура современного механизма государственной с молодежной политики в Российской Федерации, представляющая совокупность составляющих ее государственных и общественных формирований;
• установлено, что в современных условиях механизм государственной молодежной политики имеет неустойчивую структуру, элементы которой создаются и упраздняются, количественно и качественно изменяются, трансформируются в новые формы, при этом появление в структуре механизма новых социальных элементов или изменение их функций вызывает необходимость модернизации всей системы или отдельных ее подсистем, а утрата какого-либо элемента механизма порождает институциональный, информационнокоммуникативный, нормативно-регулирующий или всеохватывающий системный кризис, из-за которого динамика реализации интересов молодежи и интересов общества в отношении молодежи изменяется, процесс прерывается или реверсируется;
• систематизированы и проанализированы полученные автором данные о механизмах государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа; опk ределены структуры, функции и закономерности развития таких механизмов в
России и его региональных подсистем.в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа, обоснованы рекомендации по их совершенствованию;
•----1--|----: . . ; -. выявлены и изучены предпосылки и факторы развития механизма государственной молодежной политики в России в конце XX - начале XXI века, доказана их зависимость от модернизации экономической, политической, социальной и духовной сфер российского общества в современных условиях; показано, что . исторические, социально-политические, государственно-правовые, организационные предпосылки и факторы обусловили неоднородность многокомпонентного состава современной российской молодежи и многообразие ее запросов, вследствие этого в Российской Федерации не создана единая система молодежных организаций, все элементы которой имели бы устойчивые эффек-р тивные связи-отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, другими акторами государственной молодежной политики;
• отмечено, что развитие и деятельность механизма государственной молодежной политики активизируется при заинтересованном отношении к молодежным проблемам органов государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и при повышении активности молодежных объединений в делах, одобряемых государством и обществом, с другой стороны;
• доказано, что органы государственной власти и местного самоуправления г не проявляют большую заинтересованность в реализации молодежных интересов в условиях устойчивого социально-экономического развития общества; эта заинтересованность проявляется в целенаправленной политической социализации молодежи и вовлечении молодежи в политические процессы- „при социально-политических кризисах и других экстремальных для государства условиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современный механизм государственной молодежной политики ' Российской. Федерации представляет собой сложно организованную многоуровневую иерархично организованную совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, молодежных и. иных общественных объединений, которые имеют непосредственные и опосредованные связи-отношения и функционируют в соответствии с нормативными лрдцавыми актами, создаваемыми органами государственной власти и местного самоуправления, молодежными и иными общественными объединениями в процессе разработки и реализации государственной молодежной политики Российской Федерации в современных условиях.
2. Политические процессы и технологии формирования, развития и организации деятельности современного механизма государственной молодежной политики, детерминированные транзитивной модернизацией политической системы России, направлены не только на реализацию актуальных запросов молодежи, но и на общественно-значимые цели вовлечения молодого поколения в активную деятельность по укреплению государства и развитию гражданского общества в Российской Федерации. Однако несоответствие современного механизма государственной молодежной политики объективным потребностям активного участия молодежи в развитии правового государства и гражданского общества порождает необходимость модернизации этого механизма посредством формирования на всех его структурных уровнях эффективно взаимодейст-' вующих однотипных государственных, муниципальных и общественных форV мирований, нацеленных на эффективную социализацию молодежи и своевременное вовлечение молодых граждан России в общественно-полезную деятельность.
3. Отсутствие единого общегосударственного механизма-, государственной молодежной политики, при наличии его разрозненных элементов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, привело к децентрализации и регионализации политики государства по отношению к молодежи и усилению зависимости государственной молодежной политики от отношения, к. ней региональной и местной политической элиты - механизм государственной молодежной политики получает развитие при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления, привлекающих молодежь для активного участия в решении региональных и местных политических, социокультурных и иных проблем.
4. Сочетание социальных, политических, правовых, организационных предпосылок и факторов формирования и функционирования механизма государственной молодежной политики в Российской Федерации в конце XX - начале XXI века обеспечили неравномерное, нелинейное прохождение следующих содержательно-хронологических периодов развития механизма государственной молодежной политики:
• в "советском периоде" (до августа 1991 г.) в механизме доминировала КПСС, ориентировавшая государственную молодежную политику на активное использование молодежи в строительстве коммунизма, вследствие чего центральное место в механизме отводилось ВЛКСМ, обеспечивавшему политизацию молодежи и планомерную реализацию ее запросов в сферах образования, труда, здравоохранения, досуга и других;
• в "постсоветском периоде" (август 1991 - 1998 гг.) транзитивные изменения политической системы, устранение из нее КПСС и ВЛКСМ привели к созданию федеральных, региональных и местных органов государственного управления, специализировавшихся на разработке и реализации государственной молодежной политики, организации их связей-отношений с другими государственными и общественными формированиями в соответствии с обновляемой нормативно-правовой базой государственной молодежной политики;
• в современном периоде (с 1998 г. по настоящее время) наблюдается децентрализация и регионализация механизма государственной молодежной политики, проявляемая сокращением структурных элементов федерального уровня механизма и наращиванием его элементов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, вследствие чего центральное место в механизме занимают органы управления системой образования, а другие,органы государственной власти и местного самоуправления, молодежные и иные общественные объединения участвуют в реализации конкретных мероприятий государственной молодежной политики в определенных сферах жизнедеятельности молодежи
5. . Соответствующие тенденциям транзитивной трансформации российского общества количественные и качественные изменения нормативно-правовых основ государственной молодежной , политики, создаваемые законодательством и нормативными документами органов местного самоуправления, л I < I t гЛ K/1DVI h»-' еще недостаточно обеспечивают решение актуальных проблем российской молодежи и ее привлечения к активному участию в жизнедеятельности государства и общества. Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы механизма го-I сударственной молодежной политики сдерживает отсутствие Федерального закона об основах государственной молодежной политики и нарастающие противоречия между правовыми актами, принятыми до 1998 г. для нормативного обеспечения государственной молодежной политики и государственными правовыми актами последующего периода.
6. Система молодежных объединений в Российской Федерации, имеющая большое значение для артикуляции и агрегации молодежных интересов, после 1991 г. значительно изменилась - утратила ВЛКСМ, занимавший в ней 1 центральное место, а наиболее многочисленное всероссийское молодежное объединение - Российский Союз Молодежи - не достиг в политической системе России достаточно высокого статуса, необходимого для самоорганизации молодежи, выражения и защиты ее интересов, активного участия в формировании и организации деятельности механизма государственной молодежной политики, вследствие чего не обеспечивает объективные потребности политической институционализации интересов молодого поколения и активизации его участия в решении общественно-значимых проблем.
Теоретическая значимость диссертации определяется актуальностью изученной научной проблемы, новизной полученных результатов и возможностью их использования для разработки конкретных мер по совершенствованию механизма государственной молодежной политики, активизации политических процессов и технологий вовлечения молодежи в развитие правового государства и гражданского общества в России.
Методологическая значимость работы состоит в обосновании и апробации комплексного подхода к политологическому исследованию механизма государственной молодежной политики в современных условиях, выборе показателей и индикаторов, характеризующих состояние, динамику развития и эффективность государственной молодежной политики в России. Результаты могут использоваться для расширения эмпирической базы политологии, социологии и других наук, а также в последующих исследованиях механизма государ-I ственной молодежной политики.
Диссертация и подготовленные на ее основе публикации вводят в научный оборот новые понятия о сущности, структуре и тенденциях развития механизма государственной молодежной политики в Российской Федерации, обеспечивают общественные науки новыми данными об актуальных проблемах российской молодежи и опыте их решения посредством механизма государственной молодежной политики в конце XX - начале XXI века.
Практическая значимость исследования. Полученные научные данные 9 могут использоваться для разработки политико-правовых основ дальнейшего развития механизма государственной молодежной политики, разработки программ взаимодействия государственных органов и молодежных объединений, а также в качестве информационной базы для последующих исследований проблем государственной молодежной политики и образовательных программ ювентологии, политологии, социологии молодежи и других гуманитарных дисциплин. . ,.„.
Апробация работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована 1 к защите на заседании кафедры политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях общим объемом 2,25 п.л. Оснрэные положения и выводы диссертационного исследования сообщались в докладах и выступлениях на научно-практических, теоретико-методологических конференциях: "Социально-политические исследования на Ставрополье" (Ставрополь, 2004), "Структура механизма государственной молодежной политики в современной России" (Ставрополь, .2005)у-'^Социально-политические процессы в трансформирующемся российском обществе" (Ставрополь, 2005), "Образование в эпоху постсовременности: философские, социологические и политические проблемы" (Невинномысск, 2005), "Теория и практика законотворчества" (Ставрополь, 2005).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 162 страницах, библиографический список включает 205 наименований.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 156 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz