Четверг, 2024-09-19, 10:46 PM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Июль » 18 » Скачать Механизм государственного регулирования конкурентоспособности образовательных услуг. Зенина, Анна Александровна бесплатно
0:59 AM
Скачать Механизм государственного регулирования конкурентоспособности образовательных услуг. Зенина, Анна Александровна бесплатно
Механизм государственного регулирования конкурентоспособности образовательных услуг

Диссертация

Автор: Зенина, Анна Александровна

Название: Механизм государственного регулирования конкурентоспособности образовательных услуг

Справка: Зенина, Анна Александровна. Механизм государственного регулирования конкурентоспособности образовательных услуг : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Саратов, 2005 162 c. : 61 05-8/4658

Объем: 162 стр.

Информация: Саратов, 2005


Содержание:

Глава 1 Особенности конкуренции на рынке образовательных услуг
11 Сущность и структура рынка образовательных услуг
12 Конкурентные отношения в рыночном механизме воспроизводства образовательных услуг
Глава 2 Особенности государственного регулирования конкурентоспособности образовательных услуг в современной России
21 Основные направления государственного регулирования рынка образовательных услуг в условиях экономической трансформации
22 Формирование и развитие конкурентных отношений на российском рынке образовательных услуг
Глава 3 Теоретико-методологические аспекты регулирования качества подготовки специалистов
31 Концепция формирования механизма управления качеством высшего образования
32 Модель эффективной внутривузовской системы управления качеством высшего образования

Введение:

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило экономические условия функционирования государственных вузов, которые характеризуются повышенной нестабильностью и нарастанием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и существенным сокращением бюджетного финансирования высшей школы.В этой связи перед вузами остро встали проблемы обеспечения жизнеспособности, поддержания финансового состояния на достаточном уровне и поиска источников устойчивого развития. Естественным направлением решения накопившихся проблем явилось развитие предпринимательской деятельности вузов.В настоящее время функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию РФ, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40 %. Данная деятельность в условиях рыночной экономики является источником финансовых ресурсов, позволяющих вузам адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал. Анализ тенденций финансирования высшей школы показывает устойчивое снижение доли средств, выделяемых вузам из федерального бюджета, в общем объеме получаемых финансовых ресурсов. Этот факт актуализирует исследование проблем управления предпринимательской деятельностью государственных вузов, направленного на обеспечение экономической безопасности и академической свободы.Проблемам управления и экономике образования посвящено значительное количество научных трудов. Истоки экономики образования появились в работах А. Маршалла, У. Петти, А. Смита, Ж. Фишера, ряда других экономистов XVII-XIX веков. В нашей стране становление ЭКОНОМИКИ образования как науки связывается с трудами А.Б. Дайновского, Г.А. Егизаряна, В.А. Жамина, ЕМ. Жильцова, Л. Костаняна, Г, Струмилина и др. Среди зарубежных ученых значительное внимание проблемам экономики образования уделяют известные ученые экономисты - Р. Акофф, Г. Беккер, Бирс, Я. Карнан, П. Мюрелл, Р. Маккинтон, Дж.Риггс, Р. Сингх, Т. Шульц и др.Развитию высшего образования в период транзитивной экономики посвящены работы многих отечественных ученых: Н.А. Александровой, М.Б. Алексеевой, И.В. Андреевой, Г.В Балашова, А. Белякова, Е.Н. Богачева, А. Дятлова, У.Г. Зиннурова, И.В. Кичевой, А.Я. Лившица, А.И. Михайлушкина и др. Проблемы управления предпринимательской деятельностью, привлечения внебюджетных ресурсов и оценки конкурентоспособности высших учебных заведений исследовались в работах О.Н. Арзяковой, В.М. Бугакова, В.Н. Владимирова, Т.М. Волковой, И.В. Кичевой, О.А. Макарчевой, А.П. Панкрухина, Н.Р. Патлис, Н.И. Пащенко, И.Б. Романовой и др.Вместе с тем, анализ литературных источников и . методических материалов показал, что пока нет единого мнения о сущности предпринимательской деятельности государственного вуза, ее соотношении с понятием внебюджетной деятельности образовательного учреждения.Недостаточно разработаны методологические и методические вопросы количественной оценки конкурентоспособности вузов. Практически отсутствуют работы по выявлению и систематизации факторов, определяющих конкурентные позиции высшего учебного заведения. В целом вопросы управления предпринимательской деятельностью государственных вузов остаются еще недостаточно разработанными и освещенными.Формирование теории и практики контроля и оценки качества высшего образования, а также соответствующих академических сообществ в России началось в конце 70-х годов XX века, когда была объявлена новая ф Ориентация высшего образования - ориентация на качество. Исследование вопросов управления качеством высшего образования нашло отражение в трудах таких отечественных ученых, как Ю.Г. Татур, Ю.П. Акимов, А.И. Субетто, Н.А. Селезнева, В.И. Байденко, В.П. Панасюк, В.П. Соловьев, В.Н. Ушаков, Н.Н. Кузьмин и других. С конца 1980-х годов формируется сеть интеллектуального сотрудничества исследователей качества высшего образования на базе ряда авторитетных вузов страны. На этом этапе продолжается разработка оценочных средств технологии на теоретическом и прикладном уровнях такими учеными, как В.Д. Шадриков, Г.Б. Скок, Е,А. Музыченко, Д.В. Пузанков, Е.А. Горбашко, И.В. Челпанов и др. В конце 1990-х годов многими учебными заведениями начата работа по внедрению современных методов управления качеством. Вместе с тем многие вопросы теории и методологии оценки качества образовательной деятельности вузов остаются недостаточно изученными, что требует их разработки для всей системы высшего образования в целом и для каждого вуза в отдельности.Научная и практическая актуальность этих вопросов определила выбор темы исследования.Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по эффективному управлению предпринимательской деятельностью государственного вуза, направленной на обеспечение его конкурентоспособности.В соответствии с поставленной целью исследования потребовалось решение следующих задач: - изучить экономические основы функционирования высшей школы в условиях транзитивной экономики, исследовать и уточнить сущность предпринимательской деятельности государственного вуза; - уточнить экономическое содержание конкурентоспособности вуза и разработать методику количественной оценки данного явления; выявить и систематизировать факторы, влияющие на конкурентоспособность высшего учебного заведения; - уточнить содержание основных категорий и понятий в области качества образовательной деятельности и изучить теоретические и методические основы ее оценки; - выявить факторы и условия, влияющие на качество образовательной деятельности вуза; - исследовать основные тенденции в практике оценки качества образовательной деятельности в российских вузах; - сформировать концептуальные основы совершенствования оценки качества образовательной деятельности.Объектом исследования является предпринимательская деятельность государственного вуза в условиях транзитивной экономики.Предметом исследования выступают теоретические и методические проблемы управления предпринимательской деятельностью государственного вуза.Теоретическую и методическую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты РФ, исследования отечественных и зарубежных учёных, материалы периодической печати и методические документы. Информационной базой данных для исследования явились материалы Минобразования РФ. Решение задач, поставленных в работе, осуществлялось с использованием системного подхода, методов научной абстракции, моделирования, анализа, синтеза, экспертных оценок, сравнительного и других общенаучных методов.Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: • предложены принципы построения маркетинговой модели сферы образования и исследования рынка труда для определения наиболее востребованных профессий, которые включают в себя: изучение рынка образовательных услуг и запросов потребителей этих услуг; привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг; создание в образовательных учреждениях условий постоянной адаптации к социальному запросу; организация системы управления образованием для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг; • разработана методология исследования особенностей рынка образовательных услуг, основанная на математических методах моделирования, которая позволяет определить основные сценарии развития социальной сферы и инновационной деятельности в области образования; • сформулирован и обоснован авторский подход к качеству образовательных услуг, позволяющий существенно улучшить образовательный процесс и установить реальный уровень деятельности преподавателя; обеспечить условия для перевода его на более высокую ступень преподавания. Особенность данного подхода состоит в том, что в процессе достижения качества предоставляемых образовательных услуг выявляется направленность научной деятельности преподавателя высшей школы, то есть характеристика его труда с точки зрения профессиональной ценности, результативности, и социальной значимости; • обосновывается полисубъектность конкуренции в образовательном бизнесе, направленной на целый комплекс разнородных объектов. При этом, по мнению диссертанта, в образовательной деятельности пересекаются сферы интересов государственного и коммерческого образования, так как, с одной стороны, образование по прежнему остается социально значимой сферой и обществу необходимо расширенное воспроизводство интеллектуального потенциала, с другой стороны, - существует рынок труда, который формирует рынок образовательных услуг, и образовательные учреждения являются участниками конкурентных отношений; • предложена модель подготовки специалистов с высшим образованием, основанная на применении принципов прямой и обратной связи с учетом взаимодействия двух типов рынков. При реализации модели автор предлагает учитывать, во-первых, требования рынка труда и изучение групп потенциальных потребителей образовательных услуг (принцип прямой связи); вовторых, — адаптацию учебного процесса на основе изучения ситуации на двух типах рынков и разработку к ним блока дисциплин; в-третьих, - воздействие на эти рынки с учетом их требований с помощью комплекса маркетинга (принцип обратной связи). При этом реализация конкурентных преимуществ высшего учебного заведения неразрывно связана с повышением качества образовательных услуг, что представляется крайне важным в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности ВУЗа в свете программы модернизации высшей школы; • разработана методика количественной оценки конкурентоспособности ВУЗа, учитывающая состояние финансово-экономических, кадровых, маркетинговых, материально-технических и социально-политических показателей деятельности образовательного учреждения; • уточнено понятие «предпринимательская деятельность государственного вуза», установлено его соотношение с понятием внебюджетной деятельности высшего учебного заведения государственного сектора.Теоретическая и практическая значимость исследования.Теоретические обобщения и выводы, которые приводятся в данном исследовании, развивают недостаточно разработанное в отечественной экономической теории направление государственного регулирования на рынке образовательных услуг для обеспечения его конкурентоспособности.Практическая значимость исследования состоит в том, что использование полученных результатов будет способствовать формированию научно обоснованной концепции управления предпринимательской деятельностью государственного ВУЗа и его адаптации к условиям рыночной экономики. Разработанная методика оценки конкурентоспособности вуза может быть использована органами управления образованием и непосредственно учебными заведениями в целях выявления реального положения конкретного ВУЗа среди конкурентов и повышения обоснованности выбора потребителями услуг образовательного учреждения.Апробация работы.Наиболее весомые научные положения и результаты исследования, используемые в работе, докладывались и обсуждались на всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференциях и семинарах проходящих в период с 2001 по 2004 гг. По теме диссертационного исследования автором опубликованы работы общим объемом 7,1 п.л.Структура и объем диссертационной работы. Структура диссертационной работы определяется направленностью и решаемыми задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 106 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz