Пятница, 2024-09-20, 2:14 AM
Приветствую Вас Гость

Учебные материалы

Главная » 2014 » Август » 3 » Скачать Керамика и керамическое производство лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. Сарапулкин, Владимир Александрович бесплатно
5:42 AM
Скачать Керамика и керамическое производство лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. Сарапулкин, Владимир Александрович бесплатно
Керамика и керамическое производство лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры

Диссертация

Автор: Сарапулкин, Владимир Александрович

Название: Керамика и керамическое производство лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры

Справка: Сарапулкин, Владимир Александрович. Керамика и керамическое производство лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.06 Липецк, 2003 285 c. : 61 03-7/820-1

Объем: 285 стр.

Информация: Липецк, 2003


Содержание:

Введение
Содержание
Глава I История изучения керамики салтово-маяцкой культуры
Глава II Керамика памятников лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры
1 Типология керамики
2 Керамика памятников верхнего течения Северского Донца
21 Керамика памятников лесостепных алан верхнего Подонцовья
22 Керамика ямных, биритуальных, и кремационных могильников
3 Керамика памятников верхнего и среднего течения р Оскол
31 Керамический комплекс памятников лесостепных алан Поосколья
32 Керамика ямных могильников лесостепного Поосколья
4 Керамический комплекс памятников бассейна р Тихая Сосна
41 Керамика Маяцкого археологического комплекса
42 Керамика Верхнеольшанского комплекса
Глава III Керамическое производство лесостепного варианта Салтово-маяцкой культуры
1 История изучения керамического производства салтово-маяцкой культуры
2 Технология изготовления керамики
21 Технология изготовления столовых сосудов
22 Технология изготовления кухонных сосудов
3 Производственные сооружения и приспособления
31 Гончарные мастерские и подсобные постройки
32 Обжигательные горны
33 Производственные приспособления и орудия труда
34 Специализированные гончарные районы
35 Организационные формы гончарного производства
36 Гончарные клейма
Глава IV Керамика салтово-маяцкой культуры и этнические процессы в лесостепном Подонье

Введение:

Более ста лет продолжается изучение памятников салтово-маяцкой культуры. Важнейшую роль в этом процессе сыграли исследования раннесредне-вековых древностей в донской лесостепи. В 1900 году В.А. Бабенко раскопал несколько катакомб на могильнике у села Верхнее Салтово (Бабенко, 1905). В 1905-1906 годах Н.Е. Макаренко и А.И. Милютиным были обследованы Ма-яцкое городище и селище (Милютин, 1909; Макаренко, 1911). Результаты этих раскопок позволили как определить хронологию находок, так и связать население, оставившее их, с северокавказскими аланами (Спицын, 1909). Тогда же была высказана мысль о принадлежности данных памятников к одной культуре (Спицын, 1909). В 1930-е годы М. И. Артамонов обратил внимание на сходство лесостепных древностей и находок с нижнедонских городищ (Артамонов, 1940. С. 162). В последствии они были объединены в рамках салтово-маяцкой культуры. Памятники верхнего течения Северского Донца, верхнего и среднего Поосколья и среднего Дона составили один из локальных вариантов данной культуры, названный, по географическому положению, лесостепным. В 60-е -70-е годы интенсивность изучения салтово-маяцких древностей лесостепного Подонья возросла. В результате увеличилось как общее количество известных памятников (Плетнева, 1999. С. 25), так и число изученных раскопками поселений и могильников. В качестве определяющих признаков лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры, в данный момент, выделяются преобладание катакомбного погребального обряда, долихокранность большей части населения, значительное количество белокаменных крепостей (Плетнева, 1999. С. 13). Кроме того, называются такие особенности, как определенный характер примесей в керамике (Плетнева, 1999. С. 18), а также особая конструкция железоплавильных горнов (Афанасьев, 1987. С. 15).
В результате исследований памятников лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры был накоплен богатый археологический материал, представленный орудиями труда, оружием, украшениями, поясной гарнитурой и т.п., а также остатками жилищ, хозяйственных построек и оборонительных сооружений. Анализ этого материала позволил исследователям сделать целый ряд выводов относительно этнической и социальной структуры и экономического уклада населения донской лесостепи. Значительную часть находок обнаруженных при раскопках как бытовых, так и погребальных памятников составляет керамика. В большинстве исследований она играет вспомогательную роль, и привлекается, в основном в качестве культурного индикатора. В ряде случаев авторы лишь упоминают о ее присутствии. Подобное невнимание можно объяснить как присутствием более ярких находок (украшения, конская упряжь, оружие и т.п.), в изобилии присутствующих в материалах катакомб-ных могильников, так и характерными особенностями салтово-маяцкой керамики, делающими ее весьма сложным источником. К таким особенностям можно отнести многообразие форм, присущее столовой посуде и крайне затрудняющее выявление каких бы то ни было закономерностей. Неравномерная представленность разных категорий посуды в материалах могильников порождает ситуацию, при которой в распоряжении исследователя оказывается значительно меньшее, в сравнении со столовой, число целых кухонных и тарных сосудов, что существенно затрудняет анализ этих категорий керамики.
Актуальность работы определяется необходимостью исследования, в котором проводился бы сопоставительный анализ керамики памятников салтово-маяцкой культуры донской лесостепи. Это позволило бы выделить локальные особенности в составе керамических комплексов памятников. Изучение процессов имевших место в восточноевропейской лесостепи в последней четверти I тыс. н. э. требует привлечения всей полноты источников. Это определяется как особенностями салтово-маяцкой культуры, так и спецификой региона, являвшегося во все эпохи контактной зоной. Изучение палеоэтнических процессов на территории Хазарского каганата осложняется тем, что практически единственным признаком, достоверно маркирующим этническую принадлежность, остается погребальный обряд. Такие признаки как конструкция жилищ, орудия труда, украшения, предметы быта, в той или иной степени, универсальны для всей салтово-маяцкой культуры (Плетнева, 1999. С. 13). В то же время, керамика салтово-маяцкой культуры несет в себе некоторые особенности, позволяющие соотносить определенные категории посуды с тем или иным локальным вариантом (Плетнева, 1967. С. 106, 112). Кроме того, керамика, как никакая другая категория находок, отражает в себе этнокультурные процессы, имевшие место в древних обществах. Определенную специфику на характер исследования накладывают особенности географического положения изучаемого региона. Донская лесостепь на протяжении многих веков являлась зоной контактов представителей различных этносов. Не является исключением и VIII-X века н.э. Пришедшие с Северного Кавказа алано-болгарские племена вступали в контакты как с северными соседями - славянами и финно-уграми (Плетнева, 1962; Винников, 1990, Колода, 2001; Материалы по истории мордвы VIII-IX вв., 1952), так и с населением степного варианта салтово-маяцкой культуры. Керамика отражает как направление, так и степень интенсивности этих контактов.
Рассматривая керамику лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры, мы не можем обойти стороной проблемы связанные с гончарным производством. Это обусловлено тем что, технология изготовления посуды является одним из важнейших показателей, учитывающихся в процессе анализа керамики. Кроме того, археологические материалы, связанные с гончарным производством являются самостоятельным источником, в котором отражены экономические и этнические процессы. На сегодняшний день на территории донской лесостепи известен целый ряд сооружений связанных с салтово-маяцким гончарством. Анализ всей совокупности данных по керамическому производству (гончарные мастерские, горны для обжига керамики, производственные приспособления, орудия труда) дает возможность определить динамику и основных направления развития данной отрасли.
Целью работы является анализ керамического материала и производственных комплексов лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры, выявление региональных особенностей и основных тенденций в их развитии.
Основными задачами данного исследования являются:
1. Типологический анализ керамики лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры и сопоставление материалов памятников и различных микрорегионов их распространения.
2. Выделение внутри локального варианта групп памятников, схожих по керамическому материалу, и их этнокультурная интерпретация.
3. Анализ производственных комплексов, связанных с гончарным производством в донской лесостепи в VIII-X веках.
4. Рассмотрение технологии изготовления керамики и выявление основных тенденций ее развития.
5. Определение направлений этнокультурных контактов, имевших место в донской лесостепи в салтовское время, и их влияния на керамический комплекс и гончарное производство.
В качестве источников при написании данной работы были использованы материалы около 40 памятников разной степени изученности, два из них раскапывались под руководством автора. В работе использованы материалы фондов и архивов ИА РАН, Государственного Эрмитажа, Харьковского исторического музея, Музея археологии и этнографии Слободской Украины (г. Харьков), Археологического музея ВГУ, краеведческих музеев Воронежа, Белгорода, Астрахани, археологической лаборатории ХДПУ (г. Харьков). Кроме того, к исследованию привлечено 16 гончарных мастерских и 19 горнов для обжига керамики.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые анализу подвергнута керамика большинства изученных раскопками памятников лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. Предпринята попытка выделения, на основе керамического комплекса, локальных групп населения. Комплексному анализу подвергнуто керамическое производство в донской лесостепи.
Основное защищаемое положение: Керамика и керамическое производство лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры отражают в себе сложные этнокультурные процессы, проходившие в донской лесостепи в VIII-X веках. Аланские и болгарские племена не представляли собой однородные этнические группировки. Межплеменные и межэтнические контакты, имевшие место в донской лесостепи в хазарское время, проявлялись как в трансформации керамического комплекса, так и в появлении новых форм организации керамического производства.
Географические рамки исследования. Территория лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры обычно определяется бассейном верхнего течения Северского Донца, верхним и средним течением р. Оскол и долиной р. Тихая Сосна (Рис. 1). Северной границей на Северском Донце является Архангельское городище, на Осколе - селище у с. Ивановка, по Тихой Сосне - Маяц-кий комплекс (на сегодняшний день нельзя точно определить культурную принадлежность могильника у с. Урыв Острогожского района Воронежской области). Западная граница определяется правобережьем Северского Донца восточная - левым берегом Дона. Отдельные памятники, относящиеся к салтово-маяцкой культуре, обнаружены на p.p. Хопре, Битюге, Толучеевке, однако на сегодняшний день нет достаточно оснований для отнесения их к лесостепному варианту. Могильники и одиночные погребения, обнаруженные в бассейне этих рек - ямные (Воробьевское погребения нельзя уверено отнести к катакомбным). Керамика с памятников недостаточно изучена. Вопрос о южной границе лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры в настоящее время также не может быть решен окончательно. Кухонная керамика с примесью шамота, характерная для лесостепного варианта, встречается на памятниках бассейна Черной Калитвы (Новохарьковское селище) однако имеющийся в нашем распоряжении материал недостаточен для отнесения данного региона к тому или иному локальному варианту.
Таким образом, мы можем достоверно отнести к лесостепному варианту памятники салтово-маяцкой культуры находящиеся в междуречье Дона и Се-верского Донца, ограниченные с юга линией Маяцкое городище - район Сухо-гомолыпанского городища и севера Нижегольское - Ивановка - Маяцкое городище. Так как наша работа посвящена керамике, интерес для нас представляют в основном материалы раскопок, как наиболее информативные. Все лесостепные памятники салтово-маяцкой культуры, подвергнутые раскопкам, расположены на очерченной нами территории. (Рис. 2).
В настоящее время на территории донской лесостепи известно около трехсот памятников салтово-маяцкой культуры. Основная их масса концентрируется в бассейне верхнего течения Северского Донца, верхнего и среднего течения р. Оскол и долине р. Тихая Сосна. Исследователи считают, что каждая из вышеперечисленных групп памятников имеет свои особенности. Это касается как характера находок и объектов, обнаруженных в процессе раскопок, так и соотношения различных типов памятников (Винников, Плетнева, 1998. С. 29). Неодинакова и изученность этих микрорегионов лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры (Винников, Плетнева, 1998. С. 34).
В бассейне верхнего течения Северского Донца на сегодняшний момент известно более ста пятидесяти памятников. Среди них 12 городищ, 4 ката-комбных, 3 ямных, 1 биритуальный (погребения в ямах и трупосожжения) могильники, а также 3 могильника с погребениями, совершенными по обряду трупосожжения. Наиболее известным является комплекс археологических памятников, расположенный на правом берегу Северского Донца у села Верхний Салтов. Он состоит из городища, селища и катакомбного могильника. Изучение Верхнесалтовского комплекса, начатое еще 1900 году продолжается с перерывами уже более ста лет (Бабенко, 1907; 1914; Семенов-Зусер, 1949; 1951; Березовец, 1962; Колода, 1996; 1997; 1998а, 19986; 1998г; Аксенов, 1998а).
Однако в силу ряда причин, значительное количество верхнесалтовского материала не может рассматриваться в качестве полноценного источника для исследований (Плетнева, 1999. С. 82). К тому же, большая часть коллекций не опубликована. Доступными являются, в основном, материалы из раскопок последних лет. К данному исследованию нами привлечено 80 целых сосудов с могильника и порядка 500 фрагментов керамики с селища. Данные материалы хранятся в фондах Харьковского исторического музея и Археологической лаборатории ХДПУ.
К Верхнесалтовскому комплексу могут быть отнесены расположенные на левом берегу Северского Донца напротив с. Верхнее Салтово, ямный Нетай-ловский могильник (Березовец, 1962; Иченская, 1981; Крыганов, 1993; Крыга-нов, 1998; Крыганов, Чернигова, 1993) и селище (Чернигова, 1998). На могильнике изучено порядка 350 погребений. Нам удалось исследовать 31 сосуд, хранящийся в Музее археологии и этнографии Слободской Украины.
В качестве эталонного памятника лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры в настоящее время рассматривается Дмитриевский археологический комплекс, расположенный на правом берегу р. Корочи и состоящий из городища, трех селищ и катакомбного могильника. С 1957 по 1966 год он раскапывался экспедицией под руководством С.А. Плетневой. На могильнике было раскопано порядка 170 катакомб. Керамическая коллекция памятника насчитывает около 400 целых сосудов и порядка 5000 фрагментов керамики. Материалы памятника весьма подробно опубликованы С.А. Плетневой в монографии "На славяно-хазарском пограничье" (Плетнева, 1989). С некоторой частью керамики Дмитриевского комплекса нам удалось ознакомиться в экспозиции и фондах Белгородского историко-краеведческого музея.
Небольшим раскопкам подвергались расположенные недалеко от Верхнесалтовского комплекса Старосалтовский (Михеев, 1983; Аксенов, 1999) и Ру-бежанский (Аксенов, 2001) катакомбные могильники. На первом памятнике изучено 22 катакомбы, на втором - 15. Керамическая коллекция Старосалтовского могильника составляет 18 сосудов, Рубежанского - 15. Керамический материал могильников изучался по материалам публикаций.
На границе степи и лесостепи расположены Сухогомольшанский могильник (трупосожжения), могильники Красная Горка (биритуальный) и Червонная Гусаровка (ямный). На могильниках Красная Горка и Червонная Гуса-ровка изучено соответственно - более 300 и около 180 погребений (Аксенов, 19986; Аксенов, Михеев, 1998. С. 344). Материалы данных памятников, к сожалению, не опубликованы полностью. Нам удалось привлечь к исследованию лишь незначительную часть керамической коллекции, хранящуюся в фондах Музея археологии и этнографии Слободской Украины. Для могильника Красная Горка это 26 сосудов, для Червонной Гусаровки - 14. Сухогомольшанский могильник (350 погр.) опубликован (Михеев, 1985). В основном керамическая коллекция памятника изучалась по материалам публикации (28 сосудов), однако с некоторыми сосудами нам удалось ознакомиться в фондах МАЭСУ.
Среди бытовых памятников верхнего Подонцовья наиболее изученным является Волчанский и Мохначский комплексы, состоящие из городищ и селищ (Колода, 1998в; 2001а; 2001 в). Керамика, привлеченная к исследованию, хранится в фондах Археологической лаборатории ХДПУ и представлена фрагментированным материалом.
В верхнем Подонцовье обнаружен один горн для обжига керамики (Верх-несалтовское селище) и три мастерские (Дмитриевское селище (Плетнева, 1989. С. 55-60)). Кроме того, мы привлекли к исследованию материалы гончарного поселка в урочище Роганина (четыре обжигательных горна), расположенный на южной границе лесостепного варианта (с. Верхний Бишкин Харьковской области (Колода, 2001 б)).
Бассейн верхнего и среднего течения Оскола в настоящее время представлен более чем ста десятью памятниками. Среди них 4 городища, 7 катакомб-ных, 4 ямных могильника. Наиболее изученным, на сегодняшний день, является Ютановский археологический комплекс. Он расположен на правом берегу р. Оскол и состоит из городища, трех селищ (Ютановка I, Ютановка II, Средне-Лубянское), поселка металлургов, и двух катакомбных могильников (Юта-новский и Нижнелубянский). Раскопками изучались: городище, селище, непосредственно примыкающее к городищу, оба катакомбных могильника (Нижнелубянский - 52 катакомбы (Николаенко, 1978; 1979; 1980; Ютановский - 28 (Афанасьев, 1980; 1981) и поселок металлургов (Николаенко, 1995; 2000; Николаенко, Степовой, 2000; Николаенко, Гребенюков, Сарапулкин, 2001). В данной работе мы использовали керамику Нижнелубянского (118 целых сосудов) и Ютановского (18 сосудов) могильников, которая хранится частью в Белгородском историко-краеведческом музее, частью - в Государственном Эрмитаже, и коллекцию керамики с Ютановского пункта металлургии - около 3000 фрагментов керамики хранящихся в фондах Кабинета археологии ЛГПУ.
Небольшим раскопкам подвергался Подгоровский могильник, расположенный на правом берегу р. Ураева, левого притока Оскола. В 1926 году памятник раскапывался экспедицией под руководством С.Н. Замятнина. Всего было вскрыто 7 катакомб. Керамическая коллекция памятника составляет 8 сосудов (Ляпушкин, 1961. С. 204-205).
Помимо памятников оставленных лесостепными аланами в Поосколье известно 4 ямных могильника, соотносимых с праболгарами. Это Волоконовский (Плетнева, Николаенко, 1976), Мандровский (Сарапулкин, 2000; 2001), Ути-новский и Тишанский (Степовой, 1996) могильники.
Волоконовский могильник расположен на левом берегу реки Оскол, на окраине поселка Волоконовка. В 1973 году он был исследован экспедицией под руководством А.Г. Николаенко (Николаенко, 1974; Плетнева, Николаенко, 1976). В процессе раскопок было выявлено 28 погребений. Керамическая коллекция памятника составила 34 сосуда, в настоящий момент хранящихся в Государственном Эрмитаже, где нам и удалось с ними ознакомится. Мандровский могильник находится на правом берегу р. Валуй, левого притока Оскола. Керамика памятника была найдена в результате раскопок, проводимых автором в 2000-2002 годах (изучено 49 погребений). Керамическая коллекция памятника составляет 57 сосудов. Утиновский могильник расположен в пойме правого берега р. Оскол. Посуда памятника (8 сосудов) представлена результатами аварийных раскопок (изучено 3 погребения), проведенных автором осенью 2002 года, а также сосудами, полученными от местных жителей, обнаруживших их в разрушающем памятник карьере. Тишанский могильник (4 погребения) изучался А.Степовым в 1989 году. Место хранения материала неизвестно. При написании данной работы мы пользовались рисунками и описанием пяти сосудов, данными в публикации (Степовой, 1996). Несмотря на то, что Тишанский могильник расположен на р. Волчьей - притоке Северского Донца, географически он ближе к району среднего течения Оскола, нежели к верхнему Подонцовью.
В Поосколье были также обнаружены 5 горнов для обжига керамики (Столбище I, Столбище II, Ютановка II, Ютановский пункт металлургии) и две гончарные мастерские (Ютановски пункт металлургии).
В долине р. Тихая Сосна известно тридцать памятников. Среди них 7 городищ и 1 катакомбный могильник. Самый восточный памятник это Маяцкий комплекс, самый западный - Красное городище (Белгородская область). Наиболее полно изучен Маяцкий комплекс (городище, селище катакомбный могильник). Он расположен на мысу коренного берега в месте впадения р. Тихая Сосна в р. Дон. Впервые памятник подвергся раскопкам в 1906 году экспедицией под руководством А.И. Милютина (Милютин, 1909). Ею были изучены 15 объектов. В процессе раскопок был получен достаточно представительный керамический материал, включающий в себя как отдельные фрагменты сосудов, так и целые формы. К сожалению, коллекции Маяцкого селища из раскопа 1906 года были утеряны. В 1908 году изучение памятника было продолжено экспедицией Н.Е. Макаренко (Макаренко, 1911). Им был заложен раскоп на городище.
После многолетнего перерыва работы на Маяцком комплексе были возобновлены Советско-Венгерской (в последствии переименованной в Советско-Болгарско-Венгерскую) экспедицией под руководством С.А. Плетневой. Они продолжались с 1975 по 1982 год (с перерывом в 1976 г. (Плетнева, 1976; Плетнева, Афанасьев, Винников, 1978; Плетнева, Афанасьев, Винников, Флеров, 1979; Плетнева, Афанасьев, 1980; Плетнева, Афанасьев, Винников, 1981; Плетнева, Афанасьев, Винников, 1982; Плетнева, Афанасьев, Винников, 1983)). Изучению подверглись городище (Афанасьев, 1984), селище (Винников 1984) и могильник (Флеров 1984; 1990; 1993). Керамический материал памятника представлен 99 археологически целыми сосудами и значительным количеством (около 15 ООО) фрагментов керамики. Наиболее насыщенным керамикой участком раскопа является гончарный поселок, расположенный в северной части поселения. Там же обнаружены 4 гончарные мастерские и 4 горна для обжига керамики. Материалы раскопок Маяцкого археологического комплекса 1975-1982 годов достаточно полно опубликованы (Маяцкое городище, 1984; Маяцкий археологический комплекс, 1990; Винников, Афанасьев, 1991, Флеров, 1993; Винников Плетнева, 1998). Керамическая коллекция памятника хранится в Археологическом музее ВГУ.
В 1994-1995 годах исследования на Маяцком селище проводила экспедиция под руководством Д.С. Коробова. На памятнике были заложены три раскопа. Керамический материал, полученный экспедицией, насчитывает 3 целых сосуда и порядка 2000 фрагментов керамики. В процессе работ был исследован гончарный горн. Материалы раскопок получили отражения в двух статьях (Афанасьев, Зотько, Коробов, 1999; Лопан, 2001).
Вторым, по степени изученности памятником бассейна р. Тихая Сосна является Верхнеольшанский археологический комплекс, состоящий из селища и городища. В 1921 году памятник исследовался экспедицией под руководством С.Н Замятнина (Замятнин, 1921). Раскопкам было подвергнуто городище.
В 1988-1991 годах Верхнеолынанское селище раскапывалось экспедицией под руководством Е. В. Якименко (Якименко, 1989; 1990; 1992). На памятнике было заложено три раскопа. Экспедицией были обнаружены два гончарных поселка. Первый включал в себя два горна для обжига керамики и одну мастерскую, второй - два горна и две мастерские. Керамическая коллекция памятника насчитывает 8 целых сосудов и порядка 23 ООО фрагментов керамики и хранится в фондах Воронежского областного краеведческого музея. Материалы раскопок 1988-1991 годов частично опубликованы автором (Якименко, 1994).
Таким образом, в данной работе были задействованы керамические коллекции большинства изученных раскопками памятников лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. Нам удалось привлечь к исследованию порядка 950 целых сосудов и около 20 ООО фрагментов керамики. Причем с большей частью материала мы ознакомились по материалам фондов. Кроме того, в работе использованы материалы практически всех известных на сегодняшний день в донской лесостепи производственных комплексов салтово-маяцкой культуры (19 горнов для обжига керамики и 16 мастерских).
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в докладе на заседании группы средневековой археологии евразийских степей Института археологии РАН, на научных конференциях в Брянске, Липецке, Астрахани и Одессе. Материалы работы использованы в 7 публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Первая глава посвящена истории изучения керамики салтово-маяцкой культуры. Во второй главе проводится анализ керамического материала памятников, в третьей - рассматривается технология изготовления керамики, а также производственные сооружения, приспособления и орудия труда, связанные с гончарством. В четвертой главе, предпринимается попытка реконструкции этнических процессов, имевших место в лесостепном Подонье в VIII-IX веках. В заключении обобщается выше сказанное и повторяются ос

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 3135
Пароль: 3135
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Аня41 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz